«Развитие читательской грамотности на уроках литературы в 5 классе».
статья по литературе (5 класс)
Не так давно в речи педагогов стали употреблять выражение «функциональная грамотность», что понимается под функциональной грамотностью? Под функциональной грамотностью обычно понимается способность человека вступатm в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В российском образовании о функциональной грамотности стали говорить в связи с участием в исследовании PISA. Это тестирование 15-летних школьников с 2000 года проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Как известно, функциональная грамотность включает в себя 4 вида грамотности: читательская, математическая, финансовая, естественнонаучная, а также креативное мышление и глобальные компетенции [2].
Если познакомиться с демоверсиями ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам на сайте ФИПИ[3], то можно обратить внимание на то, что для выполнения заданий необходимо читать и анализировать тексты различных стилей: официально-делового (в инструкциях к заданиям), научного (в текстах по большинству предметов), художественного (в отдельных заданиях по русскому языку и литературе), а для этого необходимо обладать высоким уровнем развития читательской грамотности.
Мною также наблюдается, что многие обучающиеся при чтении пропускают и искажают слова, не умеют вычленять из текста главное, находить нужную информацию, связать информацию с жизненным опытом. Это всё говорит о том, что у обучающихся нет умения работать с текстом, следовательно, плохо развита читательская грамотность.
И сегодня мне бы хотелось остановиться на этом компоненте функциональной грамотности, потому что читательская грамотность – это важнейший компонент результата обучения. И перед нами, учителями, стоит важная задача использовать на уроках такие задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике.
Цель моей работы - создание условий для развития читательской грамотности учащихся 5 класса.
Для реализации данной цели выделила следующие задачи:
- формировать способность извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
- формировать способность работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
- развивать умение высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.
Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя.
Используя данные ниже читательские умения, можно разработать задания по развитию читательской грамотности.
Читательские умения, соответствующие выделенным группам
читательских действий
Коды | Читательские умения |
1 | Находить и извлекать информацию |
1.1. | Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) |
1.2. | Находить и извлекать одну или несколько единиц информации |
1.2.1. | Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста |
1.2.2. | Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста |
1.3. | Определять наличие/отсутствие информации |
2. | Интегрировать и интерпретировать информацию |
2.1. | Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) |
2.2. | Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста) |
2.3. | Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста |
2.4. | Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) |
2.5. | Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом |
2.6. | Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста |
2.7. | Понимать чувства, мотивы, характеры героев |
2.8. | Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение) |
3. | Осмысливать и оценивать содержание и форму текста |
3.1. | Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора |
3.2. | Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов |
3.3. | Понимать назначение структурной единицы текста |
3.4. | Оценивать полноту, достоверность информации |
3.5. | Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах |
3.6. | Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте |
4. | Использовать информацию из текста |
4.1. | Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний |
4.2. | Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний |
4.3. | Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу |
4.4. | Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста |
4.5. | Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую) |
4.6. | Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью |
Предлагаю варианты заданий по развитию читательской грамотности на уроках литературы в 5 классе.
При изучении творчества Ф.И.Тютчева мною было разработано следующее задание:
Текст 1
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,—
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
(Ф.И.Тютчев)
Текст 2.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Русский лес».
Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью, и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.
Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные, спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется вам чудесная красота спящего зимнего леса.
Источник текста: https://needlewoman.ru/articles/opisanie-zimy-v-rasskazah-russkih-pisateley.html
Код | Задание |
1.2 | Прочитайте текст 1. Найдите ответ на вопрос: «Что описывает автор во второй строфе? О чем тут идёт речь?» |
1.2 | Прочитайте текст 2. Найдите ответ на вопрос: «Какой человек, по мнению автора, может наблюдать жизнь зимнего леса?» |
1.3 2.8 | Выберите верные утверждения, соответствующие описанию зимнего леса в рассказе. 1) В морозный зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. 2) Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. 3) Белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы старых берёз. 4) Вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. 5) От дерева к дереву тянутся лёгкие следы зайчат. |
2.3 | Как вы понимаете значение слова «чародейка» в стихотворении Ф.И.Тютчева? |
3.6 | С какими запахами и звуками ассоциируется у вас зима? |
3.2 | К какому типу речи можно отнести эту картину?
|
2.5 | Рассмотрите репродукцию картины Ю. Корникова «Зимний пейзаж». Что объединяет текст 1,2 с этой картиной?
|
4.2 | Какие чувства испытываете вы, наблюдая прекрасные картины родной природы? Напишите небольшое сочинение на основе собственных впечатлений |
При изучении рассказа Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе» можно использовать следующее задание по развитию читательской грамотности:
Владимир Короленко рассказ «В дурном обществе»
Глава I. РАЗВАЛИНЫ
Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру Соню и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, — никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы.
Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок.
Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Самый город раскинулся внизу над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками. Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик. Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот еще минута и — вы уже за городом. Тихо шепчутся березы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа.
С севера и юга городок ограждался широкими водяными гладями и топями. Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. Посредине одного из прудов находится остров. На острове — старый, полуразрушенный за́мок. О нём ходили предания и рассказы один другого страшнее.
В западной стороне, на горе, среди истлевших крестов и провалившихся могил, стояла давно заброшенная часовня. У нее кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и, вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола, совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.
Код | Задание |
2.2 | Как вы понимаете смысл данного выражения «…отдавшись своему горю…) |
2.3 | Как вы понимаете значение слова «пустырь» |
3.2 | Почему мальчик сравнивает себя с диким деревцем? Приведите примеры из текста. |
4.2 | Используя знания по географии, с разных сторон света изобразите место, в котором живут герои. |
Таким образом, для развития читательской грамотности необходимо систематически организовывать работу учащихся с текстом на уроках литературы, чтобы они учились добывать и вычленять информацию на каждом уроке, аргументировать свой ответ. Если мы систематически и целенаправленно будем использовать на уроках такие задания, то сформируем читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения снова станет неоспоримой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_chitatelskoy_gramotnosti.docx | 1005.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезис доклада по теме
«Развитие читательской грамотности
на уроках литературы в 5 классе».
Не так давно в речи педагогов стали употреблять выражение «функциональная грамотность», что понимается под функциональной грамотностью? Под функциональной грамотностью обычно понимается способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В российском образовании о функциональной грамотности стали говорить в связи с участием в исследовании PISA. Это тестирование 15-летних школьников с 2000 года проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Как известно, функциональная грамотность включает в себя 4 вида грамотности: читательская, математическая, финансовая, естественнонаучная, а также креативное мышление и глобальные компетенции [2].
Если познакомиться с демоверсиями ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам на сайте ФИПИ[3], то можно обратить внимание на то, что для выполнения заданий необходимо читать и анализировать тексты различных стилей: официально-делового (в инструкциях к заданиям), научного (в текстах по большинству предметов), художественного (в отдельных заданиях по русскому языку и литературе), а для этого необходимо обладать высоким уровнем развития читательской грамотности.
Мною также наблюдается, что многие обучающиеся при чтении пропускают и искажают слова, не умеют вычленять из текста главное, находить нужную информацию, связать информацию с жизненным опытом. Это всё говорит о том, что у обучающихся нет умения работать с текстом, следовательно, плохо развита читательская грамотность.
И сегодня мне бы хотелось остановиться на этом компоненте функциональной грамотности, потому что читательская грамотность – это важнейший компонент результата обучения. И перед нами, учителями, стоит важная задача использовать на уроках такие задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике.
Цель моей работы - создание условий для развития читательской грамотности учащихся 5 класса.
Для реализации данной цели выделила следующие задачи:
- формировать способность извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
- формировать способность работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
- развивать умение высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.
Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя.
Используя данные ниже читательские умения, можно разработать задания по развитию читательской грамотности.
Читательские умения, соответствующие выделенным группам
читательских действий
Коды | Читательские умения |
1 | Находить и извлекать информацию |
1.1. | Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) |
1.2. | Находить и извлекать одну или несколько единиц информации |
1.2.1. | Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста |
1.2.2. | Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста |
1.3. | Определять наличие/отсутствие информации |
2. | Интегрировать и интерпретировать информацию |
2.1. | Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) |
2.2. | Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста) |
2.3. | Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста |
2.4. | Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) |
2.5. | Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом |
2.6. | Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста |
2.7. | Понимать чувства, мотивы, характеры героев |
2.8. | Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение) |
3. | Осмысливать и оценивать содержание и форму текста |
3.1. | Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора |
3.2. | Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов |
3.3. | Понимать назначение структурной единицы текста |
3.4. | Оценивать полноту, достоверность информации |
3.5. | Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах |
3.6. | Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте |
4. | Использовать информацию из текста |
4.1. | Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний |
4.2. | Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний |
4.3. | Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу |
4.4. | Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста |
4.5. | Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую) |
4.6. | Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью |
Предлагаю варианты заданий по развитию читательской грамотности на уроках литературы в 5 классе.
При изучении творчества Ф.И.Тютчева мною было разработано следующее задание:
Текст 1
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,—
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
(Ф.И.Тютчев)
Текст 2.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Русский лес».
Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью, и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.
Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные, спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется вам чудесная красота спящего зимнего леса.
Источник: https://needlewoman.ru/articles/opisanie-zimy-v-rasskazah-russkih-pisateley.html
Код | Задание |
1.2 | Прочитайте текст 1. Найдите ответ на вопрос: «Что описывает автор во второй строфе? О чем тут идёт речь?» |
1.2 | Прочитайте текст 2. Найдите ответ на вопрос: «Какой человек, по мнению автора, может наблюдать жизнь зимнего леса?» |
1.3 2.8 | Выберите верные утверждения, соответствующие описанию зимнего леса в рассказе. 1) В морозный зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. 2) Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. 3) Белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы старых берёз. 4) Вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. 5) От дерева к дереву тянутся лёгкие следы зайчат. |
2.3 | Как вы понимаете значение слова «чародейка» в стихотворении Ф.И.Тютчева? |
3.6 | С какими запахами и звуками ассоциируется у вас зима? |
3.2 | К какому типу речи можно отнести эту картину? |
2.5 | Рассмотрите репродукцию картины Ю. Корникова «Зимний пейзаж». Что объединяет текст 1,2 с этой картиной? |
4.2 | Какие чувства испытываете вы, наблюдая прекрасные картины родной природы? Напишите небольшое сочинение на основе собственных впечатлений |
При изучении рассказа Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе» можно использовать следующее задание по развитию читательской грамотности:
Владимир Короленко рассказ «В дурном обществе»
Глава I. РАЗВАЛИНЫ
Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру Соню и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, — никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы.
Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок.
Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Самый город раскинулся внизу над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками. Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик. Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот еще минута и — вы уже за городом. Тихо шепчутся березы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа.
С севера и юга городок ограждался широкими водяными гладями и топями. Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. Посредине одного из прудов находится остров. На острове — старый, полуразрушенный за́мок. О нём ходили предания и рассказы один другого страшнее.
В западной стороне, на горе, среди истлевших крестов и провалившихся могил, стояла давно заброшенная часовня. У нее кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и, вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола, совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.
Код | Задание |
2.2 | Как вы понимаете смысл данного выражения «…отдавшись своему горю…) |
2.3 | Как вы понимаете значение слова «пустырь» |
3.2 | Почему мальчик сравнивает себя с диким деревцем? Приведите примеры из текста. |
4.2 | Используя знания по географии, с разных сторон света изобразите место, в котором живут герои. |
Таким образом, для развития читательской грамотности необходимо систематически организовывать работу учащихся с текстом на уроках литературы, чтобы они учились добывать и вычленять информацию на каждом уроке, аргументировать свой ответ. Если мы систематически и целенаправленно будем использовать на уроках такие задания, то сформируем читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения снова станет неоспоримой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аксиологический подход к развитию личности на уроках литературы в условиях современной действительности: необходимость применения и способы реализации.
В статье представлены размышления по поводу причин духовного кризиса современного нам общества, изменения приоритетов в иерархической системе ценностных ориентаций. Рассматриваются способы преодоления...
Нравственно-интеллектуальное развитие личности на уроках литературы
Новые подходы к изучению литературы....
Нравственно-интеллектуальное развитие личности на уроках литературы
Новые подходы к изучению литературы....
Нравственно-интеллектуальное развитие личности на уроках литературы
Новые подходы к изучению литературы....
Актуализация навыков развития речи на уроке литературы.
Статья "Актуализация" навыков развития речи на уроке литературы" предназначена для учителей литературы и развития речи, носит методический характер....
Клоуз-тест как индикатор развитости языковой догадки. Урок литературы в 5 классе Г.Х.Андерсен "Русалочка"
Клоуз-тест как индикатор развитости языковой догадки....
Развитие толерантности на уроке литературы в 5 классе (изучение пословиц разных народов)
Развитие толерантности на уроке литературы в 5 классе (изучение пословиц разных народов)...