«Развитие читательской грамотности на уроках литературы в 5 классе».
статья по литературе (5 класс)

Тимофеева Елена Борисовна

Не так давно в речи педагогов стали употреблять выражение «функциональная грамотность», что понимается под функциональной грамотностью? Под функциональной грамотностью обычно понимается способность человека вступатm в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

В российском образовании о функциональной грамотности стали говорить в связи с участием в исследовании PISA. Это тестирование 15-летних школьников с 2000 года проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Как известно, функциональная грамотность включает в себя 4 вида грамотности: читательская, математическая, финансовая, естественнонаучная, а также креативное мышление и глобальные компетенции [2].

Если познакомиться с демоверсиями ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам на сайте ФИПИ[3], то можно обратить внимание на то, что для выполнения заданий необходимо читать и анализировать тексты различных стилей: официально-делового (в инструкциях к заданиям), научного (в текстах по большинству предметов), художественного (в отдельных заданиях по русскому языку и литературе), а для этого необходимо обладать высоким уровнем развития читательской грамотности.

Мною также наблюдается, что многие обучающиеся при чтении пропускают и искажают слова, не умеют вычленять из текста главное, находить нужную информацию, связать информацию с жизненным опытом. Это всё говорит о том, что у обучающихся нет умения работать с текстом, следовательно, плохо развита читательская грамотность.

И сегодня мне бы хотелось остановиться на этом компоненте функциональной грамотности, потому что читательская грамотность – это важнейший компонент результата обучения. И перед нами, учителями, стоит важная задача использовать на уроках такие задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике.

Цель моей работы - создание условий для развития читательской грамотности учащихся 5 класса.

Для реализации данной цели выделила следующие задачи:

- формировать способность извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- формировать способность работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- развивать умение высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя.

Используя данные ниже читательские умения, можно разработать задания по развитию читательской грамотности.

Читательские умения, соответствующие выделенным группам

читательских действий

 

Коды

Читательские умения

1

Находить и извлекать информацию

1.1.

Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)

1.2.

Находить и извлекать одну или несколько единиц информации

1.2.1.

Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

1.2.2.

Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

1.3.

Определять наличие/отсутствие информации

2.

Интегрировать и интерпретировать информацию

2.1.

Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

2.2.

Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную

мысль/идею, назначение текста)

2.3.

Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

2.4.

Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

2.5.

Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

2.6.

Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

2.7.

Понимать чувства, мотивы, характеры героев

2.8.

Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)

3.

Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

3.1.

Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

3.2.

Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов

3.3.

Понимать назначение структурной единицы текста

3.4.

Оценивать полноту, достоверность информации

3.5.

Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

3.6.

Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

4.

Использовать информацию из текста

4.1.

Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний

4.2.

Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний

4.3.

Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу

4.4.

Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста

4.5.

Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)

4.6.

Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

Предлагаю варианты заданий по развитию читательской грамотности на уроках литературы в 5 классе.

При изучении творчества Ф.И.Тютчева мною было разработано следующее задание:

Текст 1

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

 

И стоит он, околдован,—

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

 

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

(Ф.И.Тютчев)

Текст 2.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Русский лес».

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью, и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные, спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется вам чудесная красота спящего зимнего леса.

Источник текста: https://needlewoman.ru/articles/opisanie-zimy-v-rasskazah-russkih-pisateley.html

 

Код

Задание

1.2

Прочитайте текст 1. Найдите ответ на вопрос: «Что описывает автор во второй строфе? О чем тут идёт речь?»

1.2

Прочитайте текст 2. Найдите ответ на вопрос: «Какой человек, по мнению автора, может наблюдать жизнь зимнего леса?»

1.3

2.8

Выберите верные утверждения, соответствующие описанию зимнего леса в рассказе.                               

1) В морозный зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься.

2) Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы.

3) Белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы старых берёз.

4) Вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек.

5) От дерева к дереву тянутся лёгкие следы зайчат.

2.3

Как вы понимаете значение слова «чародейка» в стихотворении Ф.И.Тютчева?

3.6

С какими запахами и звуками ассоциируется у вас зима?

3.2

К какому типу речи можно отнести эту картину?

 

 

 

2.5

Рассмотрите репродукцию картины Ю. Корникова «Зимний пейзаж». Что объединяет текст 1,2 с этой картиной?

 

4.2

Какие чувства испытываете вы, наблюдая прекрасные картины родной природы? Напишите небольшое сочинение на основе собственных впечатлений

 

При изучении рассказа Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе» можно использовать следующее задание по развитию читательской грамотности:

Владимир Короленко рассказ «В дурном обществе»

Глава I. РАЗВАЛИНЫ

Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру Соню и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, — никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы.

Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок.

Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Самый город раскинулся внизу над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками. Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик. Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот еще минута и — вы уже за городом. Тихо шепчутся березы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа.

С севера и юга городок ограждался широкими водяными гладями и топями. Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. Посредине одного из прудов находится остров. На острове — старый, полуразрушенный за́мок. О нём ходили предания и рассказы один другого страшнее.

В западной стороне, на горе, среди истлевших крестов и провалившихся могил, стояла давно заброшенная часовня. У нее кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и, вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола, совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.

 

Код

Задание

2.2

Как вы понимаете смысл данного выражения «…отдавшись своему горю…)

2.3

Как вы понимаете значение слова «пустырь»

3.2

Почему мальчик сравнивает себя с диким деревцем? Приведите примеры из текста.

4.2

Используя знания по географии, с разных сторон света изобразите место, в котором живут герои.

 

Таким образом, для развития читательской грамотности  необходимо систематически организовывать работу учащихся с текстом на уроках литературы, чтобы они учились добывать и вычленять информацию на каждом уроке, аргументировать свой ответ. Если мы систематически и целенаправленно будем использовать на уроках такие задания, то сформируем читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения снова станет неоспоримой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chitatelskoy_gramotnosti.docx1005.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тезис доклада по теме

«Развитие читательской грамотности

на уроках литературы в 5 классе».

Не так давно в речи педагогов стали употреблять выражение «функциональная грамотность», что понимается под функциональной грамотностью? Под функциональной грамотностью обычно понимается способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

В российском образовании о функциональной грамотности стали говорить в связи с участием в исследовании PISA. Это тестирование 15-летних школьников с 2000 года проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Как известно, функциональная грамотность включает в себя 4 вида грамотности: читательская, математическая, финансовая, естественнонаучная, а также креативное мышление и глобальные компетенции [2].

Если познакомиться с демоверсиями ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам на сайте ФИПИ[3], то можно обратить внимание на то, что для выполнения заданий необходимо читать и анализировать тексты различных стилей: официально-делового (в инструкциях к заданиям), научного (в текстах по большинству предметов), художественного (в отдельных заданиях по русскому языку и литературе), а для этого необходимо обладать высоким уровнем развития читательской грамотности.

Мною также наблюдается, что многие обучающиеся при чтении пропускают и искажают слова, не умеют вычленять из текста главное, находить нужную информацию, связать информацию с жизненным опытом. Это всё говорит о том, что у обучающихся нет умения работать с текстом, следовательно, плохо развита читательская грамотность.

И сегодня мне бы хотелось остановиться на этом компоненте функциональной грамотности, потому что читательская грамотность – это важнейший компонент результата обучения. И перед нами, учителями, стоит важная задача использовать на уроках такие задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике.

Цель моей работы - создание условий для развития читательской грамотности учащихся 5 класса.

Для реализации данной цели выделила следующие задачи:

- формировать способность извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- формировать способность работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- развивать умение высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя.

Используя данные ниже читательские умения, можно разработать задания по развитию читательской грамотности.

Читательские умения, соответствующие выделенным группам

читательских действий

Коды

Читательские умения

1

Находить и извлекать информацию

1.1.

Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)

1.2.

Находить и извлекать одну или несколько единиц информации

1.2.1.

Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

1.2.2.

Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

1.3.

Определять наличие/отсутствие информации

2.

Интегрировать и интерпретировать информацию

2.1.

Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

2.2.

Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную

мысль/идею, назначение текста)

2.3.

Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

2.4.

Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

2.5.

Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

2.6.

Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

2.7.

Понимать чувства, мотивы, характеры героев

2.8.

Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)

3.

Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

3.1.

Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

3.2.

Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов

3.3.

Понимать назначение структурной единицы текста

3.4.

Оценивать полноту, достоверность информации

3.5.

Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

3.6.

Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

4.

Использовать информацию из текста

4.1.

Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний

4.2.

Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний

4.3.

Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу

4.4.

Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста

4.5.

Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)

4.6.

Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

Предлагаю варианты заданий по развитию читательской грамотности на уроках литературы в 5 классе.

При изучении творчества Ф.И.Тютчева мною было разработано следующее задание:

Текст 1

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,—

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

(Ф.И.Тютчев)

Текст 2.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Русский лес».

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью, и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные, спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется вам чудесная красота спящего зимнего леса.

Источник: https://needlewoman.ru/articles/opisanie-zimy-v-rasskazah-russkih-pisateley.html

Код

Задание

1.2

Прочитайте текст 1. Найдите ответ на вопрос: «Что описывает автор во второй строфе? О чем тут идёт речь?»

1.2

Прочитайте текст 2. Найдите ответ на вопрос: «Какой человек, по мнению автора, может наблюдать жизнь зимнего леса?»

1.3

2.8

Выберите верные утверждения, соответствующие описанию зимнего леса в рассказе.                               

1) В морозный зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься.

2) Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы.

3) Белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы старых берёз.

4) Вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек.

5) От дерева к дереву тянутся лёгкие следы зайчат.

2.3

Как вы понимаете значение слова «чародейка» в стихотворении Ф.И.Тютчева?

3.6

С какими запахами и звуками ассоциируется у вас зима?

3.2

К какому типу речи можно отнести эту картину?

2.5

Рассмотрите репродукцию картины Ю. Корникова «Зимний пейзаж». Что объединяет текст 1,2 с этой картиной?

C:\Users\ТЕБ\Desktop\ef744a7cb8920c87b56147dd42d7412e.jpg

4.2

Какие чувства испытываете вы, наблюдая прекрасные картины родной природы? Напишите небольшое сочинение на основе собственных впечатлений

При изучении рассказа Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе» можно использовать следующее задание по развитию читательской грамотности:

Владимир Короленко рассказ «В дурном обществе»

Глава I. РАЗВАЛИНЫ

Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру Соню и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, — никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы.

Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок.

Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Самый город раскинулся внизу над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками. Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик. Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот еще минута и — вы уже за городом. Тихо шепчутся березы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа.

С севера и юга городок ограждался широкими водяными гладями и топями. Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. Посредине одного из прудов находится остров. На острове — старый, полуразрушенный за́мок. О нём ходили предания и рассказы один другого страшнее.

В западной стороне, на горе, среди истлевших крестов и провалившихся могил, стояла давно заброшенная часовня. У нее кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и, вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола, совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.

Код

Задание

2.2

Как вы понимаете смысл данного выражения «…отдавшись своему горю…)

2.3

Как вы понимаете значение слова «пустырь»

3.2

Почему мальчик сравнивает себя с диким деревцем? Приведите примеры из текста.

4.2

Используя знания по географии, с разных сторон света изобразите место, в котором живут герои.

Таким образом, для развития читательской грамотности  необходимо систематически организовывать работу учащихся с текстом на уроках литературы, чтобы они учились добывать и вычленять информацию на каждом уроке, аргументировать свой ответ. Если мы систематически и целенаправленно будем использовать на уроках такие задания, то сформируем читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения снова станет неоспоримой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аксиологический подход к развитию личности на уроках литературы в условиях современной действительности: необходимость применения и способы реализации.

В статье представлены размышления по поводу причин духовного кризиса современного нам общества, изменения приоритетов в иерархической системе ценностных ориентаций. Рассматриваются способы преодоления...

Актуализация навыков развития речи на уроке литературы.

Статья "Актуализация" навыков развития речи на уроке литературы" предназначена для учителей литературы и развития речи, носит методический характер....

Развитие толерантности на уроке литературы в 5 классе (изучение пословиц разных народов)

Развитие толерантности на уроке литературы в 5 классе  (изучение пословиц разных народов)...