Развитие толерантности на уроке литературы в 5 классе (изучение пословиц разных народов)
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Развитие толерантности на уроке литературы в 5 классе (изучение пословиц разных народов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_tehnologicheskaya_karta_urok_tolerantnosti_5_klass.docx | 35.28 КБ |
prilozhenie_3.docx | 15.63 КБ |
prilozhenie_7_rabochiy_list.docx | 14.98 КБ |
anketa.docx | 15.99 КБ |
rezultaty_ankety_po_tolerantnosti.docx | 19.32 КБ |
prezentatsiya_proektnoy_raboty.docx | 20.26 КБ |
spisok_literatury_k_urokam.docx | 15.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Развитие толерантности на уроке литературы в 5 классе (изучение пословиц разных народов)
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые способы деятельности |
момент | Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу начать урок с подарка. Перед вами яркое, тёплое солнце* (на каждом лучике слова: я, сестра, брат, папа, мама, дедушка, бабушка; в середине зашифрованное слово-7Я). Что вы видите на доске и что можете рассказать об этом? | Я, брат, сестра, брат, папа, мама, дедушка, бабушка- это семья. В середине зашифровано слово «семья» | Формируют ответы на поставленные учителем вопросы |
| «Семья вся вместе - так и душа на месте». Как вы понимаете эти слова? «Какая это семья, всего муж и жена». Какой должна быть семья по народной мудрости? В чём особенность этих выражений? А какую семью мы можем назвать дружной, счастливой? | Когда вся семья в сборе, на душе спокойно. Значит, у всех всё хорошо. Все живы и здоровы. В семье должны быть обязательно дети. Это пословицы, в которых говорится о семье. Состоят из двух частей, присутствует рифма. Ту, в которой царит любовь, взаимопонимание, взаимоуважение | Высказывают и аргументируют своё мнение |
| Как вы, наверное, догадались, мы сегодня будем говорить о пословицах. Эта тема, в какой-степени, нам знакома. Давайте вспомним, что такое пословица? Откуда они взялись? Зачем они нужны людям? Какой смысл содержат в себе? Давайте попробуем определить роль пословиц в нашей жизни? (делаем запись в рабочих листах). А скажите мне, пожалуйста, какой язык называется «родным»? Оказывается, до сих пор ведутся споры, какой язык считается родным. Принято считать, что родным языком признаётся язык народа, к которому относится человек, язык, связывающий его с предыдущими поколениями, их духовными приобретениями | Краткое народное изречение нравоучительного характера, передающееся из уст в уста. Возникновение и развитие пословиц относится к глубокой древности. При помощи пословиц передавалась мудрость народа младшему поколению. В них закладывался смысл всего того, что происходило с народом. И всё это спустя века дошло до нас. С самого детства мы слышим пословицы от наших старших. В школе мы узнаём, что пословицы – это жанр устного народного творчества. - Провозглашают нормы морали. - Украшают речь. - Имеют большое значение при изучении родного языка. - Воспевают мудрость народа. Тот, на котором мы говорим с детства | Дают определение пословицы. Определяют роль пословицы в нашей жизни. |
| Так вот, сегодня мы с вами поговорим не просто о пословицах, а о пословицах разных народов. Сейчас проведём небольшой эксперимент: перед вами на белых карточках русские пословицы, а на жёлтых пословицы других народов. Находим схожие по смыслу. Какой вывод можно сделать? Значит, люди разных национальностей похожи друг на друга. Но почему тогда происходят войны? С каким термином мы с вами познакомились на классном часе, когда говорили о взаимопонимании между народами? | В пословицах разных народов много общего. Много пословиц с одинаковым смыслом. Разные пословицы на любой случай жизни. Потому что между некоторыми народами отсутствует взаимопонимание, взаимоуважение. - Толерантность. | Умеют сопоставлять, анализировать, делать выводы. Обладают навыками построения логической цепи рассуждений |
| Ученики 6 класса провели небольшую исследовательскую работу, в ходе которой попробовали найти ответы на многие вопросы: Что такое толерантность? Как и где учиться толерантности? Какую роль играет урок литературы в воспитании нравственности? Какую роль играет изучение пословиц в развитии духовности и толерантности в том числе? | Смотрят презентацию (см в Приложении 5) | Умеют слушать. Умеют работать с разными источниками информации |
| Ребята, я думаю, что сегодня вы узнали много интересного о пословицах. И мне бы хотелось, чтобы вы заполнили анкеты, предложенные вам (5 минут) | (Анкеты и синквейны в Приложении 3,4) | Умеют обобщать материал, самостоятельно составлять анкеты |
| О результатах анкетирования поговорим на следующем уроке, а сейчас выполним наше любимое задание, составим синквейны на тему: «Пословицы», «Толерантность». Что нового узнали на уроке? | Изучение пословиц на уроке литературы помогает нам узнать больше о других народах. Это очень интересный процесс. Сопоставляя и анализируя пословицы разных народов, с удивлением узнаём, как много общего между народами с разными традициями и обычаями. И если мы научимся быть толерантными, то есть терпимыми, то на земле восторжествует мир и согласие | Умеют обобщать материал |
* См. приложение (ниже)
Предварительный просмотр:
Синквейны:
- Пословица
- Умные, нравоучительные
- Учат, воспитывают, украшают
- Пословицы – жанр Устного народного творчества
- Мудрость
- Толерантность
- Цивилизованная, этническая
- Понимать, уважать, обединять
- Толерантность – терпимое отношение к другому образу жизни,
- Согласие
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Анкета
- Где вы впервые услышали слово «толерантность»?
А) на улице | Б) прочитали в СМИ |
В) по телевизору | Г) в школе |
2) Какое значение имеет слово «толерантность» ?
А) радость | Б) терпимость |
В) удача | Г) беда |
3) Когда появились пословицы?
А) 1000 лет назад
Б) 100 лет назад?
В) когда не было письменности
4) К какой теме относится пословица «Без корня и полынь не растёт»?
А) о недостатках человека
Б) об учении
В) о родине
Г) о дружбе
5) Вспомните хотя бы одну пословицу своего народа.
Анкета
- Где вы впервые услышали слово «толерантность»?
А) на улице | Б) прочитали в СМИ |
В) по телевизору | Г) в школе |
2) Какое значение имеет слово «толерантность» ?
А) радость | Б) терпимость |
В) удача | Г) беда |
3) Когда появились пословицы?
А) 1000 лет назад
Б) 100 лет назад?
В) когда не было письменности
4) К какой теме относится пословица «Без корня и полынь не растёт»?
А) о недостатках человека
Б) об учении
В) о родине
Г) о дружбе
5) Вспомните хотя бы одну пословицу своего народа.
Предварительный просмотр:
Результаты анкетирования учащихся 5а, 5в, 5г класса
Даты проведения исследования: 24.04.2018 года
Методика: авторская анкета.
Цель: подготовка к классному часу по толерантности.
Количество респондентов: 29 человек.
Результаты анкетирования:
- Где вы впервые услышали слово «толерантность»?
А) на улице | 1 чел. |
Б) прочитали в СМИ | 2 чел. |
В) по телевизору | 6 чел. |
Г) в школе | 20 чел. |
- Какое значение имеет слово «толерантность»?
А) радость | - |
Б) терпимость | 28 чел. |
В) удача | 1 чел. |
Г) беда | - |
- Когда появились пословицы?
А) 1000 лет назад | 3 чел. |
Б) 100 лет назад | 8 чел. |
В) когда не было письменности | 18 чел. |
- К какой теме относится пословица «Без корня и полынь не растёт»?
А) о недостатках человека | 6 чел. |
Б) об учении | 11 чел. |
В) о родине | 8 чел. |
Г) о дружбе | 4 чел. |
- Вспомните хотя бы одну пословицу своего народа:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей | русская |
Без труда не выловишь и рыбку из пруда | русская |
Поспешишь, людей насмешишь | русская |
Что посеешь, то и пожнёшь | русская |
Сделал дело, гуляй смело | русская |
Делу время, потехе - час | русская |
Бабушка моя говорит одно, а уши мои слышат другое | греческая |
Безделье в юности – нищета в старости | греческая |
Ишак ишака ослом назвал, ишак от слова в пропасть упал | ингушская |
У кого сын мул, у того в доме порядок | казахская |
Адам – первый счастливчик: у него не было тёщи | еврейская |
Язык – не кинжал, ранишь – не залечишь | далгинская |
Предварительный просмотр:
Презентация школьного проекта «Толерантность на уроках литературы»
Здравствуйте, уважаемые педагоги. (Меня зовут Платонова Мария, я ученица 6 класса «А», меня зовут Попандопуло Лиона, я учусь в 6 классе «А»).
Мария: «Толерантность на уроках литературы» - тема нашей исследовательской работы, в которой предпринята попытка показать, как на уроках литературы учиться толерантности, изучая пословицы разных народов. Мы считаем данную тему очень актуальной.
Лиона: Сразу хотелось бы объяснить, почему мы выбрали такую тему. Однажды на классном часе учительница рассказывала о толерантности. Это был целый урок, посвящённый этому красивому и загадочному слову.
Мы зачарованно слушали рассказ об отношениях между людьми, об уникальности каждого человека. Этот урок оказал сильное влияние на нас. И мы решили разобраться в этом вопросе. А вопросов возникло достаточно:
Мария : Что такое толерантность?
Лиона: Как научиться быть толерантным?
Мария: Где можно научиться толерантности?
Попробуем по порядку ответить на все поставленные вопросы. Чтобы объяснить значение слова «толерантность», я обратилась к словарю иностранных слов. Толерантность в переводе с латинского означает терпимость, снисходительность к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. И я подумала, если бы все люди, населяющие планету, научились толерантности, то на земле не было бы войн. Значит толерантность - прямая дорога к миру.
Лиона: Но как и где научиться толерантности? Я считаю, что толерантность- нравственное понятие. И в школе, на уроках литературы, закладываются основные представления о нравственных ценностях, которые становятся важными в жизни каждого человека. Главные из них - семья, дружба, любовь, добро, честь, милосердие, трудолюбие, мудрость…
Это общечеловеческие ценности, без которых человеку любой культуры и любой национальности жить невозможно. И всё это мы можем найти в Устном Народном Творчестве, а конкретно в пословицах.
Мария: У нас в школе учатся дети разных национальностей: русские, армяне, езиты, дагестанцы, татары и многие другие. Но это обстоятельство не мешает нам дружить. Наоборот очень интересно знакомиться с культурными традициями и историей других народов.
Я решила провести небольшой эксперимент: предложила ученикам разных национальностей привести примеры пословиц, посвящённых разным темам (темам любви, семьи, дружбы, милосердия, трудолюбия…). Результат, к сожалению, оказался плачевным. Но нужно отдать должное, всё-таки некоторые дети вспомнили по одной пословице из фольклора своего народа. Порадовало, что знают немало русских пословиц.
Я бы предложила на уроках литературы уделять больше внимания этой теме. Сопоставляя и анализируя пословицы разных народов, я пришла к выводу, что у всех народов одни желания и устремления: жить в мире и согласии, любить и растить детей, трудиться на благо своей Родины. И всё это отражено в пословицах.
Лиона: Исследуя и сопоставляя пословицы разных народов, знакомясь с обычаями, традициями, культурой, я сделал вывод, что все эти народы, независимо от места проживания, вероисповедания хотят одного – мира.
Мария: Все народы хотят создавать семьи и растить детей на своей родной земле:
«На родной стороне даже дым сладок» (дагестанская пословица),
« Где родился, там и пригодился» (русская пословица),
«Скотину, отставшую от стада, волк съедает, человек, отделившийся от народа, погибает» (Дагестанская пословица),
«Хвали заморье, а сиди дома» (русская пословица),
«Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» (Русская пословица)
Лиона: Дети должны воспитываться в семье, где есть отец и мать. И к родителям у всех народов уважительное отношение.
«Без отца дитя – полсироты, без матери – полная сирота» (татарская пословица),
«Без матери и солнце не греет» (татарская пословица),
«Семья – это дом, у которого муж –наружная стена, а жена - внутренняя стена» (езитская пословица),
«Вся семья вместе, так и душа на месте» (русская пословица).
«Дочь-продолжение матери, а сын – продолжение рода» (дагестанская пословица),
Семья без ребёнка, что очаг без огня» (армянская пословица).
Мария: У детей есть будущее, если они научатся уважать и почитать старших.
«Наказ старшего послушаешь – больше в жизни увидишь» (дагестанская пословица), «Если младший послушает старшего, ногой о камень не споткнётся» (езитская пословица).
Лиона: Если все дети будут трудиться и уважать свой труд и труд других людей.
«Как скот накормишь, так и молоко получишь», «Работу начинают и заканчивают по знаку старшего» (дагестанские пословицы),
«Что потопаешь, то и полопаешь», «Что посеешь, то и пожнёшь» (русские пословицы), «Что в котёл положишь, то и съешь» (езитская пословица),
«Кто трудится, тот голодным не останется» (армянская пословица).
Мария: Если мы научимся ценить дружбу.
«На дружеские слова, дружески и отвечать надо» (дагестанскя пословица),
«Лучше умереть с другом, чем жить с врагом» (армянская пословица»,
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей» (русская пословица).
Лиона: Если каждый человек будет знать свои корни, следовать заветам своих предков и передавать этот опыт следующим поколениям. «Как крикнешь, так эхо и отзовётся» (дагестанская пословица),
«Хорошее слово и кинжал отведёт» (дагестанская пословица),
«Уха два, а язык один – два раза выслушай, один раз скажи» (татарская пословица»,
«Всё, что отдаёшь, остаётся твоим» (езитская пословица),
«Каждый подъём имеет спуск» (езитская пословица),
«Из чёрного не сделаешь белого» (армянская пословица),
«Ученье – золото: не истлеет» (езитская пословица).
Мария: Ну и, конечно, если каждый человек будет толерантным. На мой взгляд, толерантность тесно связана с нравственностью. В воспитании нравственности участвуют все школьные предметы, но особенно большую роль играет литература. Этот предмет учит духовности, толерантности. Знакомство с пословицами разных народов позволяет познакомиться с традициями, обычаями, верованиями, представлениями о добре, дружбе, любви, семье. Знание богатства межнациональных культур даёт надежду на взаимопонимание, взаимоуважение. И тогда, может быть, на планете под названием Земля наступит долгожданный мир.
У нас всё. Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Литература:
- Рассказ Ю.Я. Яковлев «Тяжёлая кровь»
- Учебник для 5 класса//автор - составитель Г.С. Меркин.
- Учебник литературы для 8 класса//Г. С. Меркин
- Рассказ В. Г. Распутин «Уроки французского».
- Толковый словарь русского языка //автор Д. Н. Ушаков
- Толковый словарь русского языка//авторы С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова
- «Чтение как социальная проблема» - научная статья//автор А. В. Воронцов, директор фундаментальной библиотеки.
- «Чтение детей как национальная ценность» - научная статья//автор Чудинова В. П. //электронный источник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание толерантности на уроках литературы.
Толерантность - не новое явление в жизни общества. Русские люди с давних времён относились с пониманием и глубоким уважением к своим соседям по территории проживания и другим народам, отдалённым от Ро...
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Одной из составляющих духовно-нравственного воспитания является толерантность, так как любой человек является частью социума. Основной задачей педагога является не только обучение, но и воспитани...
Развитие толерантности на уроках английского языка
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Развитие толерантности на уроках английского языка"...
Урок литературы в 5 классе "Пословицы и поговорки".
Осмысление и использование малых жанров фольклора в речи как нравственное воспитание человека .Формирование понятия о пословице и поговорке. Обогащение речь учащихся пословицами и поговорка...
Презентация к уроку "Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов" 7 класс
Презентация к уроку...
Урок литературы. 7 класс. Изучение произведений А. М. Горького.
Данный урок - второй из серии уроков по изучению повести М. Горького "Детство". Тема урока: Особенности построения произведения. Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения....
Мастер – класс «Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы»
Цель мастер - класса: познакомить с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.Задачи исследования:исследование народных традиций, связанн...