Данные об авторе Автор(ы): Лукомская Наталья Александровна Место работы, должность: МБОУ Кашарская СОШ , учитель русского языка и литературы Регион: Ростовская область Характеристики урока (занятия) Уровень образования: основное общее образование Целевая аудитория: Учащийся (студент) Класс(ы): 6 класс Предмет(ы): Литература Цель урока: Цель: - Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа
- выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее
- развивать творческие способности, воображение учащихся
- развивать речевую культуру учащихся
Тип урока: Комбинированный урок Учащихся в классе (аудитории): 15 Используемые учебники и учебные пособия: Базовый учебник | Полухина В.П., Коровина В.Я.Учебник-хрестоматия. 6 класс. |
Используемая методическая литература: Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе.6 класс.Москва."Вако". Используемое оборудование: Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку, учебник-хрестоматия, мультимедийный проектор, костюмы для инсценировки. Используемые ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7e696a93-4516-924e-dde4-b... | http://www.fcior.edu.ru/card/11740/aziatskaya-rossiya-vostochnaya-sibir-... |
Краткое описание: Цель: Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами цель: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет. Задачи: - обучающие: помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа; -развивающие: развивать творческие способности, воображение учащихся -воспитательные : выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее
Межрегиональный конкурс-тренинг "Мастер-класс учителей-словесников по технологии развития критического мышления". Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Учитель:Лукомская Н А. МБОУ Кашарская СОШ С Кашары Тема урока: «Жизненные уроки героя» по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Цель: - Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа
- выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее
- развивать творческие способности, воображение учащихся
- развивать речевую культуру учащихся
Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку, учебник-хрестоматия, мультимедийный проектор, костюмы для инсценировки. Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода, составление синквейна. Используемые технологии: технология критического мышления. Ожидаемый результат (для обучающихся): развитие наблюдательности, речевой деятельности обучающихся, расширение словарного запаса, умения работать в группах, оценивать ответы одноклассников. Эпиграф: Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой. В.П. Астафьев. Сценарий урока Организационный этап. Приветствие. Подготовка к уроку. Самоорганизация I. Стадия вызова - Вступительное слово учителя.
Виктор Петрович Астафьев - известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни. Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет. - Беседа по вопросам.
- Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»?
(действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.) - Что это было за время? Как жилось людям?
(время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.) - Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?
(автор использует сибирские диалектизмы) 3. Работа со словарём. - С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?
Увал – пологий холм Туесок – берестяная корзина с крышкой Заполошная – суетливая Бадога – длинные поленья Шаньга – булочка с творогом Заимка – земельный участок, вдали от села Поскотина – пастбище, выгон Яр – крутой край оврага II. Стадия осмысления. 1. Проверка домашнего задания. Ребята, вы прочитали рассказ В. Астафьева “Конь с розовой гривой”. Расскажите о героях этого рассказа. Какого они возраста? Из каких семей? Кто их родители? Мы не случайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание? Дома вы работали по группам. Сравнить семью мальчика Вити и семью Левонтия и сопоставить их отношение к жизни. 1группа : «Семья Левонтия, их отношение к жизни» Предмет | Комментарий из текста | Отношение к заработанной копейке. | | Содержание дома, описание быта. | | Огород, изгородь. | | Одежда. | | Воспитание детей в семье | | Вывод. | |
2группа: «Дедушка и бабушка Петровна, их отношение к жизни» Предмет | Комментарий из текста | Отношение к заработанной копейке. | | Содержание дома, описание быта. | | Огород, изгородь. | | Одежда. | | Воспитание Вити. | | Вывод. | |
Учитель: Обратите внимание, ребята, на то, что описание быта и жизни героя и семьи Левонтьевых противопоставляется. Как называется этот приём противопоставления и зачем он используется автором? (Дети самостоятельно делают выводы. Они могут быть примерно следующими: семья Вити жила лучше семьи Левонтьевых. У них всегда был кусок хлеба на «чёрный день», деньги. В избе было опрятно, уютно и тепло, чисто. Автор использует приём противопоставления – антитезу для усиления выразительности речи, для передачи мысли и чувства. Описание семьи объясняет характер героев, описывает время, место, обстоятельства действия.) - Что можно сказать о нравственных ценностяхкаждой семьи? Рефлексия работы группы -Оцените, как работала ваша группа? - Дружно ли вы разбирали задания? - Все ли активно участвовали в обсуждении? - Прислушивались ли вы к мнению друг друга? -Что было трудным? 2. Инсценировка сцены из рассказа. Действующие лица : бабушка и внук. Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику. Внук: Да? Баба, можно и я пойду? Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник Внук: Конём, баба? Бабушка: Конём, конём. Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту сколько будет, внимания! Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё! - Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?
- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?
(он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».) - Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика.
(соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки) - Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду. - Как ведут себя по дороге за земляникой ребята?
(Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…» - Групповая работа по тексту.
(со слов «Тут все перестали пищать...» до слов «…и в рот их, в рот») - группа: Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде?
- группа: Какие глаголы употребляет автор в данном эпизоде? Как они характеризуют этих ребят?
(со слов «Так интересно и весело провели мы весь день…» до слов «…прямо в этом туеске увезу…») - группа: Во что вовлекли левонтьевские ребятишки нашего героя-рассказчика?
- группа: Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в
ходе своих размышлений? - Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который её обманул? Обратим внимание на эпиграф к уроку. (бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих злодеяниях. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Поэтому и пишет автор через много лет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой») III. Стадия рефлексии. Составление синквейна. Пряник. Бабушка. Левонтьевские ребята. Н-р: Левонтьевские ребята. Ленивые, хитрые. Хватают, дерутся, ябедничают. Левонтьевским всё нипочём. Хулиганы. Итог урока. Какие жизненные уроки получил герой? Можно ли у Вити чему-нибудь научиться? - Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок
- Признайся в содеянном
- Раскаяние приносит облегчение
- Спешить делать добро
- Надо быть милосердным всегда
- Люби ближнего своего как самого себя
- Я понял(а), что…
- Сегодня на уроке я открыл(а) для себя…
- Самое главное…
Заключительное слово учителя. - Этот рассказ о детстве – замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится. Выставление оценок. Домашнее задание. Напишите дома сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите. |