«Жизненные уроки героя» по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой».
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Лукомская Наталья Александровна

Рассказ &laquo;Конь с розовой гривой&raquo; открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. &laquo;Конь с розовой гривой&raquo;, такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего &laquo;пряником конем&raquo;. Наша с вами цель: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие&nbsp; жизненные&nbsp; уроки он несет.</em></strong></p> <p><strong><em>Задачи:</em></strong></p> <p><strong><em>- обучающие: помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа;</em></strong></p> <p><strong><em>-развивающие:&nbsp; развивать творческие способности, воображение учащихся</em></strong></p> <p><strong><em>-воспитательные : выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее</em></strong></p>

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл astafev_urok.docx33.7 КБ

Предварительный просмотр:

Межрегиональный конкурс-тренинг "Мастер-класс учителей-словесников по технологии развития критического мышления".«Жизненные уроки героя» по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Данные об авторе

Автор(ы):  

Лукомская Наталья Александровна

Место работы, должность: 

МБОУ Кашарская СОШ , учитель русского языка и литературы

Регион:  

Ростовская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:  

основное общее образование

Целевая аудитория:  

Учащийся (студент)

Класс(ы):  

6 класс

Предмет(ы):  

Литература

Цель урока: 

Цель:

  • Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа
  • выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее
  • развивать творческие способности, воображение учащихся
  • развивать речевую культуру учащихся

Тип урока:  

Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории):  

15

Используемые учебники и учебные пособия: 

Базовый учебник

Полухина В.П., Коровина В.Я.Учебник-хрестоматия. 6 класс.

Используемая методическая литература: 

Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе.6 класс.Москва."Вако".

Используемое оборудование: 

Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку, учебник-хрестоматия, мультимедийный проектор, костюмы для инсценировки.

Используемые ЦОР: 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7e696a93-4516-924e-dde4-b...

http://www.fcior.edu.ru/card/11740/aziatskaya-rossiya-vostochnaya-sibir-...

Краткое описание:  

Цель: Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами цель: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие  жизненные  уроки он несет.

Задачи:

- обучающие: помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа;

-развивающие:  развивать творческие способности, воображение учащихся

-воспитательные : выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее

Межрегиональный конкурс-тренинг "Мастер-класс учителей-словесников по технологии развития критического мышления".

 

Урок литературы в 6 классе по произведению

 В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Учитель:Лукомская Н А.

      МБОУ  Кашарская СОШ С Кашары

 

 

Тема урока: «Жизненные уроки героя»

по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

 

 

           

Цель:

  • Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа
  • выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее
  • развивать творческие способности, воображение учащихся
  • развивать речевую культуру учащихся

 

Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку, учебник-хрестоматия, мультимедийный проектор, костюмы для инсценировки.

 

Методические приемы: рассказ учителя,  беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода, составление  синквейна.

Используемые технологии: технология  критического мышления.

Ожидаемый результат (для обучающихся): развитие наблюдательности, речевой деятельности обучающихся, расширение словарного запаса, умения работать в группах,  оценивать ответы одноклассников.

 

 

 

Эпиграф:                            Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

                                             А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того

                                             дивного коня с розовой гривой.

 

                                                                                                       В.П. Астафьев.

 

 

 

Сценарий урока

Организационный этап. Приветствие. Подготовка к уроку. Самоорганизация

I.  Стадия вызова

 

 

 

  1. Вступительное слово учителя.

 

Виктор Петрович Астафьев   - известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны,  почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.

 

Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие  жизненные  уроки он несет.

  1. Беседа по вопросам.

 

  • Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа  «Конь с розовой гривой»?

(действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)

  • Что это было за время? Как жилось людям?

(время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он  с бабушкой, дедушка   приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)

 

  • Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?

(автор использует сибирские диалектизмы)

 

    3.  Работа со словарём.

  • С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?

          Увал – пологий холм

          Туесок – берестяная корзина с крышкой

          Заполошная – суетливая

          Бадога – длинные поленья

          Шаньга – булочка с творогом

          Заимка – земельный участок, вдали от села

          Поскотина – пастбище, выгон

          Яр – крутой край оврага

 

 

II.  Стадия осмысления.

1. Проверка домашнего задания.

Ребята, вы прочитали рассказ В. Астафьева “Конь с розовой гривой”. Расскажите о героях этого рассказа. Какого они возраста? Из каких семей? Кто их родители? Мы не случайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание? Дома вы  работали по группам. Сравнить семью мальчика Вити и семью  Левонтия  и сопоставить их отношение к жизни.

1группа : «Семья Левонтия, их отношение к жизни»

   Предмет

Комментарий из текста

Отношение к заработанной копейке.

 

Содержание дома, описание быта.

 

Огород, изгородь.

 

Одежда.

 

Воспитание детей в семье

 

Вывод.

 

                                                                             

2группа: «Дедушка и бабушка Петровна, их отношение к жизни»

   Предмет

Комментарий из текста

Отношение к заработанной копейке.

 

Содержание дома, описание быта.

 

Огород, изгородь.

 

Одежда.

 

Воспитание Вити.

 

Вывод.

 

 

Учитель:  Обратите внимание, ребята, на то, что описание быта и жизни героя и семьи Левонтьевых противопоставляется. Как называется этот приём противопоставления и зачем он используется автором? 

(Дети самостоятельно делают выводы. Они могут быть примерно следующими: семья Вити  жила лучше семьи Левонтьевых. У них всегда был кусок хлеба на «чёрный день», деньги. В избе было опрятно, уютно и тепло, чисто. Автор использует приём противопоставления – антитезу для усиления выразительности речи, для передачи мысли и чувства. Описание семьи объясняет характер героев, описывает время, место, обстоятельства действия.)

- Что можно сказать о нравственных ценностяхкаждой семьи?

 

Рефлексия работы группы

 -Оцените,  как  работала ваша группа?

- Дружно ли вы  разбирали задания?

- Все ли активно участвовали в обсуждении?

- Прислушивались ли вы к мнению друг друга?

-Что было трудным?

 

2. Инсценировка сцены из рассказа.

 

Действующие лица : бабушка и внук.

 

        Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

 

         Внук: Да? Баба, можно и я пойду?

 

        Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в

        город, твои тоже продам и куплю тебе пряник

 

         Внук: Конём, баба?

 

         Бабушка: Конём, конём.

 

        Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и

        слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту

        сколько будет, внимания!

   

       Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!

 

  • Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?

 

  • Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

(он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)

 

  • Найдите в тексте описание посуды левонтьевских  ребятишек и героя-рассказчика.

(соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)

     

 

   -   Битая  посуда не только признак бедности, а признак отношения к

       вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят

       чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.

 

  • Как ведут себя по дороге за земляникой ребята?

(Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два  

принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород

и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна,  наелись до

зелёной слюны, а недоеденный побросали…»

 

 

  1. Групповая работа по тексту.

 

(со слов «Тут все перестали пищать...» до слов «…и в рот их, в рот»)

 

  1. группа:  Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде?
  2. группа: Какие глаголы употребляет автор в данном эпизоде? Как они характеризуют этих ребят?

 

        (со слов «Так интересно и весело провели мы весь день…» до слов

        «…прямо в этом туеске увезу…»)

 

  1. группа: Во что вовлекли левонтьевские  ребятишки нашего героя-рассказчика?
  2. группа: Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в

ходе своих размышлений?

 

 

 

- Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который её

  обманул? Обратим внимание на эпиграф к уроку.

         (бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих злодеяниях.  Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Поэтому и пишет автор через много лет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»)

 

III. Стадия рефлексии.

 

Составление синквейна.

Пряник. Бабушка. Левонтьевские ребята.

Н-р: Левонтьевские ребята.

        Ленивые, хитрые.

        Хватают, дерутся, ябедничают.

        Левонтьевским всё нипочём.

        Хулиганы.

 

Итог урока. Какие жизненные уроки получил герой? Можно ли у Вити чему-нибудь научиться?

 

  • Не  поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок
  • Признайся в содеянном
  • Раскаяние приносит облегчение
  • Спешить делать добро
  • Надо быть милосердным всегда
  • Люби ближнего своего как самого себя
  • Я понял(а), что…
  • Сегодня на уроке я открыл(а) для себя…
  • Самое главное…

 

Заключительное слово учителя.

    - Этот рассказ о детстве – замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой,  поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.

 

Выставление оценок.

 

Домашнее задание.

Напишите дома сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"

Система уроков по изучению творчества Виктора  Астафьева в 6 классе. Урок №1...

Конспект урока № 2 по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Тема " Обман Вити"

Серия уроков по изучению произведения Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" Урок 2...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"

Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...

Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема урока: «Жизненные уроки героя»

Урок предназначен, чтобы помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа. Помочь выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее. Так же этот урок предназначе...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Жизненные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Технологическая карта урока литературы в 6 классе....

"Жизненные уроки" - конспект урока по произведению В.Астафьева "Конь с розовой гривой" в 6 классе

Этот урок дает возможность познакомить учащихся с автором и произведением, помочь им разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и...