Урок литературы в 5 классе. Тема: А. Платонов. Сказка - быль «Неизвестный цветок»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок литературы в 5 классе. Тема: А. Платонов. Сказка - быль «Неизвестный цветок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabota_prishlovoy_l_v.docx | 304.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Лицей г.о.Бронницы
Методическая работа
по теме:
Формирование читательской грамотности обучающихся
5-ого класса (на примере произведения А. Платонова
«Неизвестный цветок»)
Разработал: учитель русского языка и литературы
Пришлова Л.В.
Бронницы, 2021
Оглавление
Урок литературы в 5 классе. Тема «А.Платонов «Неизвестный цветок» 4
Пояснительная записка
Работа с текстом — это интересный и полезный вид работы. Способствует обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям. Работа с иллюстративным материалом способствует развитию познавательной активности каждого учащегося.
Задача моя как учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:
-понять главную мысль произведения, его идею;
-осознать свою позицию и передать ее в форме устной речи.
Урок литературы в 5 классе. Тема: А. Платонов. Сказка - быль «Неизвестный цветок»
Цель урока: развивать умение работать с текстом, анализировать прочитанное.
Задачи урока:
- Формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.
- Знакомство с произведением А.Платонова «Неизвестный цветок». Формирование умения доказывать свое мнение, правильно строить речь.
- Развивать умения и навыки работать с художественным текстом.
- Расширять кругозор и словарный запас.
- Воспитывать чуткость по отношению не только к людям, но и к флоре и фауне, населяющих нашу Землю.
- Воспитание любви к прекрасному, выражение эмоционального отношения к героям, действию сказки-были.
Тип урока: урок применения полученных новых знаний.
Планируемые результаты.
Предметные:
- помочь учащимся осмыслить такие понятия как доброта, отзывчивость, целеустремленность, трудолюбие.
- учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни;
- формировать понятия: счастье, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота, преемственность поколений;
Метапредметные:
Познавательные: - осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности.
Технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная технология, технология сотрудничества.
Методы, приёмы: урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием приёмов: работа с вопросами, выборочное чтение, «мозговой штурм», методы моделирования.
Ресурсы урока: учебник, презентация, раздаточный материал.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран.
Ход урока
- Организационный момент.
- Первичное восприятие текста.
Дети самостоятельно прочитали произведение дома.
Начало урока – ролик о доброте и милосердии, который научит ребят бережно относиться к живому миру.
-Ребята, как вы думаете, с какой целью я вам показала этот ролик?
Нужно по-доброму и милосердно относиться к флоре и фауне нашей Земли и не забывать, что «мы в ответе за тех, кого приручили».
-Как вы понимаете слова автора «главное – сеять душу в людях»?
Вспомните и расскажите нам о своих хороших поступках.
На слайде №1 и №2 2 изображения: цветы.
- «Гибралтарский Лихнис»
Считался полностью исчезнувшим до 1994 года, пока один из местных скалолазов не обнаружил единственный экземпляр на скале Гибралтарского пролива. Сейчас его выращиванием занимаются как в ботанических садах, так и королевских лондонских дендрариях.
- «Желтые, фиолетовые башмачки»
Вид дикой орхидеи находящийся на грани исчезновения. Его ареал расположен в Европе. Пока еще никому не удавалось поддерживать жизнь цветка в тепличных условиях – он погибает. Удивительно, но столь редкие цветы – продают. Стоимость одного цветка – 5 тыс. долларов, такая высокая стоимость обусловлена редкостью и безупречной красотой. «Башмачки» соседствуют с особым видом грибов, которые служат их источником питания, пока у цветка не разовьются листья;
-Почему я взяла именно эти 2 фотографии?
Ответ: сказка-быль называется «Неизвестный цветок»
-А как вы понимаете определение сказка-быль? Что в этом тексте от сказки, что от были.
Ответ: от сказки – олицетворение (цветок разговаривает с девочкой); сказочное начало – «Жил на свете цветок…», добро побеждает.
-Кто автор этого произведения? Слайд №3
-Ребята, случайно ли А. Платонов называет так свое произведение? Ответ: Нет, писатель родился в Ямской слободе недалеко от Воронежа, с детства он полюбил родные просторы, степи.
- Комплексный анализ текста.
Постановка проблемного вопроса.
-Подумайте, почему только Даша смогла заметить цветок и помочь ему?
-Давайте, составим кластер, раскрывающий характер Даши.
Умная
Добрая Отзывчивая
Трудолюбивая Целеустремленная
-Ребята, какие произведения вы помните, в которых люди обладали такими же качествами? (А.Гайдар «Тимур и его команда» и др.)
3.Работа с текстом.
-Прочитайте вслух две первые фразы рассказа. Передайте интонацией их настроение. Покажите, как изменяется настроение в разных частях рассказа об истории жизни цветка. Почему это происходит?
-Как бы вы ответили на вопрос, заданный цветку Дашей: «А отчего ты на других непохожий?» В чем заключается эта «непохожесть». Ответьте на эти вопросы , используя цитаты из текста.
Ответ: « не хотел обидеть Дашу молчанием», «оттого что мне трудно», «меня никто не зовет…. я один живу».
-Посмотрите мультик «Умирающий цветок» и ответьте на вопрос: в чем схожесть мультфильма и сказки-быль «Неизвестный цветок».
Ответ: целеустремленность, трудные условия жизни, продолжение рода, значит преемственность поколений.
Метапредметные связи (литература, биология)
Расскажите о том, как пионеры помогли выжить цветку. Составьте рекомендацию по уходу за растениями, растущими в открытом грунте.
Ответ: Рекомендации:
- Полив.
- Удобрение почвы.
- Удаление сорняков.
- Ребята, а что такое перегной?
Ответ: Перегной - органическое удобрение либо из навоза, либо из листьев (Слайд №4).
Работа в парах.
-Найдите в тексте необычные слова. Сочетания слов, выражения. Выпишите их в тетрадь. Подумайте, что они означают. Обратите внимание на их многозначность.
4. Итог урока. Рефлексия.
Отметьте верные и неверные утверждения
Утверждение | Верно | Неверно |
Неизвестный цветок рос в ямке меж камнем и глиной | + | |
Пионеры отказали Даше в помощи помочь цветку | + | |
Ветер утихал возле цветка | + | |
Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок – такой же точно. Как тот старый цвет | + | |
Даша больше не приезжала в этот пионерский лагерь | + |
-В чём же основная мысль сказки-были?
Ответ: подрастающее поколение, которое преодолев все трудности,сможет вырасти лучше и сильнее своих предков, мечты автора о будущем человечества.
Домашнее задание (Слайд №5)
-Расскажите о том, как вы общаетесь с природой. Представьте ситуацию своей встречи с любимым цветком или другим растением. Опишите эту воображаемую встречу, используя форму диалога.
Вывод по работе
Изучение этого произведения дает богатейший материал для воспитания нравственных ориентиров у учащихся через оценочную деятельность, через анализ причинно-следственных отношений, через эмоционально-чувственное восприятие событий и образов. Поскольку образы в произведении А. Платонова символичны, поэтому сделать вывод самостоятельно учащимся обычно непросто: необходима последовательная аналитическая работа. В подготовке урока учитывала принципы научности, доступности, систематичности. Эмоциональное начало урока проведено с целью вовлечения как можно большего количества детей в работу, для формирования познавательной активности учащихся. Это вызвало положительное отношение к предстоящей деятельности. Использован метод активного обучения – ситуация успеха. Главной целью этого урока было осмысление результата добрых поступков, значимость преемственности поколений. Метод наглядной передачи и зрительного восприятия информации, а именно презентация и видеоролики, способствовали реальному представлению образов. Для расширения словарного запаса слов провела на уроке словарную работу. Задачи урока достигнуты.
Использованные ресурсы
- https://www.youtube.com/watch?v=tu3ejUps018 – ролик о добрых поступках.
- https://www.youtube.com/watch?v=MrUsjhWM6a0 - мультфильм «Умирающий цветок».
- https://samyhtop.ru/mir/samye-redkie-rasteniya-v-mire.html - фотографии редких цветов
- http://pedsovet.su Pedsovet.su. Сообщество взаимопомощи учителей;
автор шаблона: Погодаева Оксана Викторовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юных натуралистов» г. Новокузнецк.
- Учебник по литературе для 5 класса. В.Ф.Чертов, 2 ч.-М.: Просвещение ,2019 г.– 303 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.А.Платонов сказка-быль «Неизвестный цветок». Уроки доброты Платонова.
Цели урока:Создать условия для понимания глубинной философской сути сказки-были, помочь раскрыть писательский замысел.Способствовать формированию у учащихся умения ориентироваться в тексте художествен...
Урок литературы по рассказам А. П. Платонова "Юшка" и "Неизвестный цветок"
Урок литературы в 7 классе по рассказам Андрея Платоновича Платонова "Юшка" и "Неизвестный цветок"....
Урок- открытие. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни.
Основная идея урока:Деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе....
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Урок литературы "Меня никто не зовет" по сказке-были А.П.Платонова "Неизвестный цветок
Урок литературы по сказке-были А.П.Платонова построен с использованием материалов УМК "Вокруг тебя - МИР..." (для 5 класса)...
А. Платонов Сказка-быль "Неизвестный цветок"
Урок по литературе 6 класс. В. Я. Коровина, А. Платонов. Сказка-быль "Неизвестный цветок" Урок по ФГОСу. К уроку прилагается презентация....
Презентация к уроку литературы 6 класс А.П.Платонов _ Неизвестный цветок_
Презентация к уроку литературы 6 класс А.П.Платонов _ Неизвестный цветок_...