Урок литературы в 5 классе. Тема: А. Платонов. Сказка - быль «Неизвестный цветок»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Пришлова Лидия Владимировна

Урок литературы в 5 классе. Тема: А. Платонов. Сказка - быль «Неизвестный цветок»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota_prishlovoy_l_v.docx304.94 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Лицей г.о.Бронницы

Методическая  работа

по теме:

Формирование читательской грамотности обучающихся

5-ого класса (на примере произведения А. Платонова

«Неизвестный цветок»)

Разработал: учитель русского языка и литературы

Пришлова Л.В.

Бронницы, 2021

Оглавление

Пояснительная записка.        3

Урок литературы в 5 классе. Тема «А.Платонов «Неизвестный цветок»        4

Вывод  по работе        13

Использованные ресурсы        14


Пояснительная записка

Работа с текстом — это интересный и полезный вид работы. Способствует обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям. Работа с иллюстративным материалом способствует развитию познавательной активности каждого учащегося.

Задача моя как учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:

-понять главную мысль произведения, его идею;

-осознать свою позицию и передать ее в форме устной  речи.


Урок литературы в 5 классе. Тема: А. Платонов. Сказка - быль «Неизвестный цветок»

Цель урока: развивать умение работать с текстом, анализировать прочитанное.

Задачи урока:

  • Формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.
  • Знакомство с произведением А.Платонова «Неизвестный цветок». Формирование умения доказывать свое мнение, правильно строить речь.
  • Развивать умения и навыки работать с художественным текстом.
  • Расширять кругозор и словарный запас.
  • Воспитывать чуткость по отношению не только к людям, но и к флоре и фауне, населяющих нашу Землю.
  • Воспитание любви к прекрасному, выражение эмоционального отношения к героям, действию сказки-были.

Тип урока: урок  применения полученных новых знаний.

Планируемые результаты.

Предметные: 

- помочь учащимся осмыслить такие понятия как доброта, отзывчивость, целеустремленность, трудолюбие.

- учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни;

- формировать понятия: счастье, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота, преемственность поколений;

Метапредметные:

Познавательные: - осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Личностные:  положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности.

 Технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная технология, технология сотрудничества.

Методы, приёмы: урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием приёмов: работа с вопросами, выборочное чтение, «мозговой штурм», методы моделирования.

Ресурсы урока: учебник, презентация, раздаточный материал.  

Оборудование: проектор, ноутбук, экран.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Первичное восприятие текста.

Дети самостоятельно прочитали произведение дома.

Начало урока – ролик о доброте и милосердии, который научит ребят бережно относиться к живому миру.

-Ребята, как вы думаете, с какой целью я вам показала этот ролик?

Нужно по-доброму и милосердно относиться к флоре и фауне нашей Земли и не забывать, что «мы в ответе за тех, кого приручили».

-Как вы понимаете слова автора «главное – сеять душу в людях»?

Вспомните и расскажите нам о своих хороших поступках.

На слайде №1 и №2  2 изображения: цветы.

  1. «Гибралтарский Лихнис»

Гибралтарский Лихнис

Считался полностью исчезнувшим до 1994 года, пока один из местных скалолазов не обнаружил единственный экземпляр на скале Гибралтарского пролива. Сейчас его выращиванием занимаются как в ботанических садах, так и королевских лондонских дендрариях.

  1. «Желтые, фиолетовые башмачки»

64

Вид дикой орхидеи находящийся на грани исчезновения. Его ареал расположен в Европе. Пока еще никому не удавалось поддерживать жизнь цветка в тепличных условиях – он погибает. Удивительно, но столь редкие цветы – продают. Стоимость одного цветка – 5 тыс. долларов, такая высокая стоимость обусловлена редкостью и безупречной красотой. «Башмачки» соседствуют с особым видом грибов, которые служат их источником питания, пока у цветка не разовьются листья;

-Почему я взяла именно эти 2 фотографии?

Ответ: сказка-быль называется «Неизвестный цветок»

-А как вы понимаете определение сказка-быль? Что в этом тексте от сказки, что от были.

Ответ: от сказки – олицетворение (цветок разговаривает с девочкой); сказочное начало – «Жил на свете цветок…», добро побеждает.

-Кто автор этого произведения? Слайд №3

-Ребята, случайно ли А. Платонов называет так свое произведение? Ответ: Нет, писатель родился в Ямской слободе недалеко от Воронежа, с детства он полюбил родные просторы, степи.

  1. Комплексный анализ текста.

Постановка проблемного вопроса.

-Подумайте, почему только Даша смогла заметить цветок и помочь ему?

-Давайте, составим кластер, раскрывающий характер Даши.

        Умная

Добрая             Отзывчивая

                                                    

Трудолюбивая                                    Целеустремленная

-Ребята, какие произведения вы помните, в которых люди обладали такими же качествами? (А.Гайдар «Тимур и его команда» и др.)

3.Работа с текстом.

-Прочитайте вслух две первые фразы рассказа. Передайте интонацией их настроение. Покажите, как изменяется настроение в разных частях рассказа об истории жизни цветка. Почему это происходит?

-Как бы вы ответили на вопрос, заданный цветку Дашей: «А отчего ты на других непохожий?» В чем заключается эта «непохожесть». Ответьте на эти вопросы , используя цитаты из текста.

Ответ: « не хотел обидеть Дашу молчанием», «оттого что мне трудно», «меня никто не зовет….  я один живу».

-Посмотрите мультик «Умирающий цветок» и ответьте на вопрос: в чем схожесть мультфильма и сказки-быль «Неизвестный цветок».

Ответ: целеустремленность, трудные условия жизни, продолжение рода, значит преемственность поколений.

Метапредметные связи (литература, биология)

Расскажите о том, как пионеры помогли выжить цветку. Составьте рекомендацию  по уходу за растениями, растущими в открытом грунте.

Ответ: Рекомендации:

  1. Полив.
  2. Удобрение почвы.
  3. Удаление сорняков.

- Ребята, а что такое перегной?

Ответ: Перегной - органическое удобрение  либо из навоза, либо из листьев (Слайд №4).

Работа в парах.

-Найдите в тексте необычные слова. Сочетания слов, выражения. Выпишите их в тетрадь. Подумайте, что они означают. Обратите внимание на их многозначность.

4. Итог урока. Рефлексия.

Отметьте верные и неверные утверждения

Утверждение

Верно

Неверно

Неизвестный цветок рос в ямке меж камнем и глиной

+

Пионеры отказали Даше в помощи помочь цветку

+

Ветер утихал возле  цветка

+

Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок – такой же точно. Как тот старый цвет

+

Даша больше не приезжала в этот пионерский лагерь

+

-В чём же основная мысль сказки-были?  

Ответ: подрастающее поколение, которое преодолев все трудности,сможет вырасти лучше и сильнее своих предков, мечты автора о будущем человечества.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/301/301091/img11.jpg

Домашнее задание (Слайд №5)

-Расскажите о том, как вы общаетесь с природой. Представьте ситуацию своей встречи с любимым цветком или другим растением. Опишите эту воображаемую встречу, используя форму диалога.


Вывод по работе

Изучение этого произведения дает богатейший материал для воспитания нравственных ориентиров у учащихся через оценочную деятельность, через анализ причинно-следственных отношений, через эмоционально-чувственное восприятие событий и образов. Поскольку образы в произведении А. Платонова символичны, поэтому сделать вывод самостоятельно учащимся обычно непросто: необходима последовательная аналитическая работа. В подготовке урока учитывала принципы научности, доступности, систематичности. Эмоциональное начало урока проведено с целью вовлечения как можно большего количества детей в работу, для формирования познавательной активности учащихся. Это вызвало положительное отношение к предстоящей деятельности. Использован метод активного обучения – ситуация успеха. Главной целью этого урока было осмысление результата добрых поступков, значимость преемственности поколений. Метод наглядной передачи и зрительного восприятия информации, а именно презентация и видеоролики, способствовали реальному представлению образов. Для расширения словарного запаса слов провела на уроке словарную работу. Задачи урока достигнуты.


Использованные ресурсы

  1. https://www.youtube.com/watch?v=tu3ejUps018 – ролик о добрых поступках.
  2. https://www.youtube.com/watch?v=MrUsjhWM6a0  - мультфильм «Умирающий цветок».
  3. https://samyhtop.ru/mir/samye-redkie-rasteniya-v-mire.html - фотографии редких цветов
  4. http://pedsovet.su Pedsovet.su. Сообщество взаимопомощи учителей;

автор шаблона: Погодаева Оксана Викторовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юных натуралистов» г. Новокузнецк.

  1. Учебник по литературе для 5 класса. В.Ф.Чертов, 2 ч.-М.: Просвещение ,2019 г.– 303 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.А.Платонов сказка-быль «Неизвестный цветок». Уроки доброты Платонова.

Цели урока:Создать условия для понимания глубинной философской сути сказки-были, помочь раскрыть писательский замысел.Способствовать формированию у учащихся умения ориентироваться в тексте художествен...

Урок литературы по рассказам А. П. Платонова "Юшка" и "Неизвестный цветок"

Урок литературы в 7 классе по рассказам Андрея Платоновича Платонова "Юшка" и "Неизвестный цветок"....

Урок- открытие. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни.

Основная идея урока:Деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе....

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Урок литературы "Меня никто не зовет" по сказке-были А.П.Платонова "Неизвестный цветок

Урок литературы по сказке-были А.П.Платонова  построен с использованием материалов УМК "Вокруг тебя - МИР..." (для 5 класса)...

А. Платонов Сказка-быль "Неизвестный цветок"

Урок по литературе 6 класс. В. Я. Коровина,  А. Платонов. Сказка-быль "Неизвестный цветок"  Урок  по ФГОСу. К уроку прилагается презентация....

Презентация к уроку литературы 6 класс А.П.Платонов _ Неизвестный цветок_

Презентация к уроку литературы 6 класс А.П.Платонов _ Неизвестный цветок_...