Литературный ринг «Путешествие в страну Читалию»
план-конспект занятия по литературе (8 класс)
Литературный ринг «Путешествие в страну Читалию»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_ring.docx | 41.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный ринг «Путешествие в страну Читалию».
(для учащихся 8- классов)
Разработала и провела:
Гаркавцева Е.В.
учитель литературы
Ведущий:
- Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе,
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть она,
Страна Читалия.
- Добрый день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас в стране Читалии!
- Вы здесь услышите сейчас
О том, что так волнует вас:
Подарит вам в часы досуга Свиданье с книгой - добрым другом.
Ведь не прожить никак без книг!
- Сегодня мы проводим литературный ринг - соревнования между двумя командами, которое будет состоять из трёх раундов - конкурсов на определённые темы.
- Прежде чем начать литературный ринг, представлю тех, кто будет принимать в нём участие. Прошу участников назвать свой литературный девиз.
- Прошу капитанов подойти ко мне. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи.
- Надеюсь, что во время ринга члены команды узнают для себя много нового и интересного и никто не останется в проигрыше.
- Оценивать ответы команд будут члены жюри (Представление жюри).
- Мы объявляем 1 раунд.
- Первый раунд мы посвящаем такой области в стране Читалии, с которой человек знакомится с детских лет. Это поэзия. Команды приглашаются на разминку. Каждая команда хором продолжит стихотворение, первую строку которого я прочитаю.
Задание 1 команде.
- Наша Таня громко плачет,
(Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.)
- Идёт бычок, качается,
(Вздыхает на ходу.
«Ох, досточка кончается,
Сейчас я упаду».)
- Уронили мишку на пол,
(Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.)
А теперь задание для второй команды.
- Муха, муха - цокотуха,
(Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.)
- Зайку бросила хозяйка,
(Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.)
- Дали туфельку слону,
(Взял он туфельку одну И сказал: «Нужны пошире.
И не две, а все четыре».)
- Внимание! Капитаны команд. Приготовьте ручку и листок бумаги. Дано задание: в течение минуты подобрать рифму к словам, которые я вам назову.
Таких слов будет пять. Запишите их в столбик: ДЕНЬ, ФУТБОЛ, РУКИ, СТЕНА, ОКУНЬ.
( Слово «окунь» ставило в тупик даже А.С.Пушкина). Передайте листочки с рифмами жюри.
- А сейчас команды выполнят ещё одно задание первого раунда.
Звучат первые строки стихотворений знаменитых поэтов. А задача команд - в течение минуты вспомнить и прочитать хотя бы одну строфу тех стихотворений, из которых они взяты, с указанием фамилии авторов.
2
- Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
(М.Ю. Лермонтов. «Парус»)
- Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел. Был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз.
( Н.А. Некрасов. «Мужичок с ноготок»)
Ведущий: Жюри подводит итоги первого раунда.
- Начинаем второй раунд. Он посвящён области страны Читалии под названием «Детектив». Детективы любят все. Сейчас вам на время придётся стать сыщиками, как Шерлок Холмс, и расшифровать полученное письмо. Это первое задание 2 раунда.
Команды получают письма и разгадывают зашифрованный текст.
Н....СТ..Л.. ИЗВ..СТНО,
Чт.. пр..здн..к .. в..с,
..н..м ,.нт..р..сн..
Пр . ...Х..ТЬ С..ЙЧ..С,
..В..Д..ТЬ р..б..Т ..Т..Х,
..МН..Х .. М..Л..Х.
..X зн..нь.. пр..в..р..ть,
Пр..в..р..ть ..X С..Л.. .
(Г..р.... кн..г).
(Нам стало известно,
Что праздник у вас,
И нам интересно Приехать сейчас,
Увидеть ребят этих,
Умных и милых,
Их знанья проверить,
Проверить их силы.)
(Герои книг).
Ведущий: Вы знаете, что у каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил сведения об интересующих его людях. Есть такая картотека и у меня. Я познакомлю вас с некоторыми портретами персонажей знакомых вам книг, а вы должны назвать литературного героя, определить, в каком произведении он действует, кто автор произведения.
- «Девка небольшого росту из себя и уж такое крутое колесо - на месте не посидит... Коса сизо-чёрная, на конце ленты не то красные, не то зелёные... А одежда такая, что другой на свете не найдёшь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Камень, а не глаз, как шёлк, хоть рукой погладь».
(П.Бажов. «Уральские сказы», Хозяйка Медной горы.)
- « Он сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нём был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого».
(А.С.Пушкин. «Капитанская дочка», Пугачёв).
- «Она была жалка, как всякая женщина того удалого века. Она миг только жила любовью, только в первую горячку страсти, в первую горячку юности... Молодость без наслаждения мелькнула перед нею, и её прекрасные свежие щёки отцвели и покрылись преждевременными морщинами. Вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине, - всё обратилось у неё в одно материнское чувство». (Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба», старая мать Остапа и Андрия).
- « Ходит плавно - будто лебёдушка;
Смотрит сладко - как голубушка;
Молвит слово - соловей поёт;
Горят щёки её румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетённые,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белою цалуются...»
(М.Ю.Лермонтов. «Песня про.. .купца Калашникова», Алёна Дмитриевна).
- « Он страшно бледен был и худ И слаб, как будто долгий труд,
Болезнь иль голод испытал.
Он на допрос не отвечал
И с каждым днём приметно вял.
И близок стал его конец...»
(М.Ю.Лермонтов «Мцыри», Мцыри).
- « Она сидела в своей уборной перед зеркалом. Три девушки окружили её. Одна держала банку румян, другая коробку со шпильками, третья высокий чепец с лентами огненного цвета. Графиня не имела ни малейшего притязания на красоту, давно увядшую, но сохраняла все привычки своей молодости, строго следовала модам семидесятых годов и одевалась так же долго, так же старательно, как и шестьдесят лет тому назад».
(А.С.Пушкин. «Пиковая дама», старая графиня).
Ведущий: А сейчас - «Литературная викторина».
Задание раунда - пять вопросов, которые каждая команда подготовила друг другу.
- Итоговое задание 2 раунда - «Мы с вами знакомы». Надо по смыслу и по рифме угадать имена известных литературных героев.
- Живут в веках Фонвизин, Пушкин, Гоголь...
Бессмертен их героев длинный ряд,
И в наши дни мы можем вспомнить много Классических фигур среди ребят:
Иной в науках плохо успевает,
Слаб в алгебре, в грамматике профан...
Кого, друзья, сей муж напоминает?
Ах, батюшки, да это ж.... (Митрофан)
- А этот с виду скромен и приличен,
Но истинный портрет его таков:
Ленив, как Осип, груб, как (Городничий)
И пуст, как настоящий ...(Хлестаков).
- А здесь по буквенному знаку Воображением живым
Вы нарисуете собаку С её хозяином немым. (Муму, Герасим).
- Мы букву первую даём,
Вы добавляйте остальное:
За куплей странной застаём
Мы всем известного героя. (Чичиков)
5
Ведущий: В комнату находок страны Читалии поступило много различных вещей. Надо разыскать их владельцев, сообщить их имя и адрес. Адресом служит заглавие книги, героем которой является владелец данной вещи.
- Нарядная, большая, красивая кукла.
(Соне, «Дети подземелья», В. Короленко)
- Маленькая хрустальная туфелька.
(Золушке из сказки Ш. Перро «Золушка»)
- Волшебное зеркальце, умеющее говорить.
(Царице-мачехе из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»)
- Двенадцать шариков, сломанная губная гармошка, осколок синего бутылочного стекла, пустая катушка, ключ.
(Тому Сойеру из повести М.Твена «Приключения Тома Сойера»),
- Соловей из золота, украшенный драгоценными камнями.
(Китайскому императору из сказки Г. Андерсена «Соловей»).
- Трубка (люлька).
(Тарасу Бульбе из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).
- Подводятся итоги 2 раунда.
Ведущий: 3 раунд.
- задание: Откуда эти слова?
- команда:
- «Да, были люди в наше время...»
(М.Лермонтов. «Бородино»),
- «Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие».
(Н.В.Гоголь. «Ревизор»).
- «А поворотись-ка, сын. Экой ты смешной какой».
(Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»).
- «Ты всё пела? Это дело; так поди же, попляши.»
( И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей».)
- «Нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью...»
(А.С.Пушкин. « Капитанская дочка»).
- команда:
- «Признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают».
(М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»),
- «Князь - мой муж. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты... Но теперь, говорю вам, теперь поздно».
( А.С.Пушкин. «Дубровский»).
- «У сильного всегда бессильный виноват».
(И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок»).
- «Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна».
( Д.И.Фонвизин. «Недоросль»)
- «Я и не так люблю: отца, брата, мать, отчизну, всё, что ни есть на земле, - всё отдаю за тебя...»
(Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба».)
- задание:
Вспомните названия литературных произведений, в состав которых входят имена числительные. Назовите авторов.
- «Три толстяка» Ю.Олеша.
- «Три мушкетёра». А.Дюма.
- «Три медведя». Л.Н.Толстой.
- «Три года». А.П.Чехов.
- «Три сестры». А.П.Чехов.
- «Четыре танкиста и собака». Я. Пшимановский.
- «Семнадцать мгновений весны». Ю.Семёнов.
- «Двенадцать стульев». И.Ильф, Е.Петров.
- «Двенадцать месяцев». С.Маршак.
- «Тысяча и одна ночь». Арабские сказки.
- «20 тысяч лье под водой». Ж.Верн.
- «Пётр 1». А.Толстой.
- «Два капитана». В.Каверин.
- «Сердца трёх». Д.Лондон.
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». А.С.Пушкин.
- «Белоснежка и семь гномов».
- «И один в поле воин». Ю.Дольд- Михайлик.
- «Три товарища». Э.М.Ремарк.
- «Пятнадцатилетний капитан». Ж.Верн.
- «Тринадцатый подвиг Геракла». Ф.Искандер.
- «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». М.Е. Салтыков-Щедрин.
- «Три пальмы». М.Ю. Лермонтов.
- «19 октября». А.С.Пушкин.
- «Первая любовь». И.С.Тургенев.
- «История одного города». М.Е. Салтыков-Щедрин.
- «Палата № 6». А.П.Чехов.
- « 25 рублей пропало». А.П.Чехов.
7
Последний конкурс: «Блиц - турнир». Нужно ответить на вопросы:
- команда:
- Как греки называли свои сказки? (Мифы).
- С кем сразился Илья Муромец в начале своего пути? (с Соловьем Разбойником).
- Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М.Ю. Лермонтов? (Живописью, лепкой, музыкой).
- Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? ( А. Пушкин).
- Синоним преувеличения (Гипербола).
- Автор стихотворения «Тучи». (М.Ю. Лермонтов).
- Имя и отчество купца Калашникова. (Степан Парамонович).
- С кем дрался на дуэли А.С.Пушкин? ( Дантес).
- Про кого Хлестаков написал: «Глуп, как сивый мерин»? (Городничий).
- Осаду какого города описывает А.С.Пушкин в «Капитанской дочке»? (Оренбурга).
- команда.
- С кем дрался купец Калашников? (С опричником Кирибеевичем).
- Город, в котором родился Пушкин. (Москва).
- Национальность пленной служанки прекрасной панночки из повести «Тарас Бульба». (Татарка).
- Автор стихотворения «Узник». (А.С.Пушкин).
- Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова в детстве? (Бабушка Елизавета Арсеньева).
- Как звали жену А.С.Пушкина? (Наталья Гончарова).
- Место дуэли М.Ю. Лермонтова. (Гора Машук).
- Кто из героев «Ревизора» брал взятки борзыми щенками? (Судья Аммос Фёдорович Ляпкин- Тяпкин).
- Образное определение. (Эпитет).
- С кем дрался на дуэли Пётр Гринёв? (Со Швабриным).
Ведущий: Жюри подводит итоги конкурса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в страну Читалию. Презентация.
Путешествие в страну Читалию. Презентация....
Урок-литературный ринг "Путешествие в страну сказок"
обощающий урок по творчеству А.С.Пушкина...
Библиотечный урок . «Путешествие в «Страну Читалия».
Мероприятие предназначено для учащихся , которые знакомятся со справочной литературой....
Литературный ринг «Путешествие в страну Читалию». (для учащихся 8- классов)
Внеклассное мероприятие по литературе....
Сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие в страну Читалию"
В данной методической разработке представлен сценарий внеклассного мероприятия, цели которого: формировать и развивать интерес к чтению, воспитание уважения к книге, развивать смекалку, логику, эрудиц...
Внеклассное мероприятие: «Путешествие в страну «Читалия» Travelling to the country “Chitaliya”.
Цель: расширить кругозор учащихся, формировать нравственные ценности у учащихся, приобщать ребят к прекрасному, развивать интерес к чтению.Выбор темы, формы и подбор материала для внеклассного меропри...