Литературный ринг «Путешествие в страну Читалию». (для учащихся 8- классов)
план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Литературный ринг «Путешествие в страну Читалию».
(для учащихся 8- классов)
Ведущий:
- Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе,
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть она,
Страна Читалия.
- Добрый день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас в стране Читалии!
- Вы здесь услышите сейчас
О том, что так волнует вас:
Подарит вам в часы досуга Свиданье с книгой - добрым другом.
Ведь не прожить никак без книг!
- Сегодня мы проводим литературный ринг - соревнования между двумя командами, которое будет состоять из трёх раундов - конкурсов на определённые темы.
- Прежде чем начать литературный ринг, представлю тех, кто будет принимать в нём участие. Прошу участников назвать свой литературный девиз.
- Прошу капитанов подойти ко мне. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи.
- Надеюсь, что во время ринга члены команды узнают для себя много нового и интересного и никто не останется в проигрыше.
- Оценивать ответы команд будут члены жюри (Представление жюри).
- Мы объявляем 1 раунд.
- Первый раунд мы посвящаем такой области в стране Читалии, с которой человек знакомится с детских лет. Это поэзия. Команды приглашаются на разминку. Каждая команда хором продолжит стихотворение, первую строку которого я прочитаю.
Задание 1 команде.
- Наша Таня громко плачет,
(Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.)
(Вздыхает на ходу.
«Ох, досточка кончается,
Сейчас я упаду».)
(Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.)
А теперь задание для второй команды.
(Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.)
(Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.)
(Взял он туфельку одну И сказал: «Нужны пошире.
И не две, а все четыре».)
- Внимание! Капитаны команд. Приготовьте ручку и листок бумаги. Дано задание: в течение минуты подобрать рифму к словам, которые я вам назову.
Таких слов будет пять. Запишите их в столбик: ДЕНЬ, ФУТБОЛ, РУКИ, СТЕНА, ОКУНЬ.
( Слово «окунь» ставило в тупик даже А.С.Пушкина). Передайте листочки с рифмами жюри.
- А сейчас команды выполнят ещё одно задание первого раунда.
Звучат первые строки стихотворений знаменитых поэтов. А задача команд - в течение минуты вспомнить и прочитать хотя бы одну строфу тех стихотворений, из которых они взяты, с указанием фамилии авторов.
2
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
(М.Ю. Лермонтов. «Парус»)
Я из лесу вышел. Был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз.
( Н.А. Некрасов. «Мужичок с ноготок»)
Ведущий: Жюри подводит итоги первого раунда.
- Начинаем второй раунд. Он посвящён области страны Читалии под названием «Детектив». Детективы любят все. Сейчас вам на время придётся стать сыщиками, как Шерлок Холмс, и расшифровать полученное письмо. Это первое задание 2 раунда.
Команды получают письма и разгадывают зашифрованный текст.
Н....СТ..Л.. ИЗВ..СТНО,
Чт.. пр..здн..к .. в..с,
..н..м ,.нт..р..сн..
Пр . ...Х..ТЬ С..ЙЧ..С,
..В..Д..ТЬ р..б..Т ..Т..Х,
..МН..Х .. М..Л..Х.
..X зн..нь.. пр..в..р..ть,
Пр..в..р..ть ..X С..Л.. .
(Г..р.... кн..г).
(Нам стало известно,
Что праздник у вас,
И нам интересно Приехать сейчас,
Увидеть ребят этих,
Умных и милых,
Их знанья проверить,
Проверить их силы.)
(Герои книг).
Ведущий: Вы знаете, что у каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил сведения об интересующих его людях. Есть такая картотека и у меня. Я познакомлю вас с некоторыми портретами персонажей знакомых вам книг, а вы должны назвать литературного героя, определить, в каком произведении он действует, кто автор произведения.
- «Девка небольшого росту из себя и уж такое крутое колесо - на месте не посидит... Коса сизо-чёрная, на конце ленты не то красные, не то зелёные... А одежда такая, что другой на свете не найдёшь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Камень, а не глаз, как шёлк, хоть рукой погладь».
(П.Бажов. «Уральские сказы», Хозяйка Медной горы.)
- « Он сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нём был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого».
(А.С.Пушкин. «Капитанская дочка», Пугачёв).
- «Она была жалка, как всякая женщина того удалого века. Она миг только жила любовью, только в первую горячку страсти, в первую горячку юности... Молодость без наслаждения мелькнула перед нею, и её прекрасные свежие щёки отцвели и покрылись преждевременными морщинами. Вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине, - всё обратилось у неё в одно материнское чувство». (Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба», старая мать Остапа и Андрия).
- « Ходит плавно - будто лебёдушка;
Смотрит сладко - как голубушка;
Молвит слово - соловей поёт;
Горят щёки её румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетённые,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белою цалуются...»
(М.Ю.Лермонтов. «Песня про.. .купца Калашникова», Алёна Дмитриевна).
- « Он страшно бледен был и худ И слаб, как будто долгий труд,
Болезнь иль голод испытал.
Он на допрос не отвечал
И с каждым днём приметно вял.
И близок стал его конец...»
(М.Ю.Лермонтов «Мцыри», Мцыри).
- « Она сидела в своей уборной перед зеркалом. Три девушки окружили её. Одна держала банку румян, другая коробку со шпильками, третья высокий чепец с лентами огненного цвета. Графиня не имела ни малейшего притязания на красоту, давно увядшую, но сохраняла все привычки своей молодости, строго следовала модам семидесятых годов и одевалась так же долго, так же старательно, как и шестьдесят лет тому назад».
(А.С.Пушкин. «Пиковая дама», старая графиня).
Ведущий: А сейчас - «Литературная викторина».
Задание раунда - пять вопросов, которые каждая команда подготовила друг другу.
- Итоговое задание 2 раунда - «Мы с вами знакомы». Надо по смыслу и по рифме угадать имена известных литературных героев.
- Живут в веках Фонвизин, Пушкин, Гоголь...
Бессмертен их героев длинный ряд,
И в наши дни мы можем вспомнить много Классических фигур среди ребят:
Иной в науках плохо успевает,
Слаб в алгебре, в грамматике профан...
Кого, друзья, сей муж напоминает?
Ах, батюшки, да это ж.... (Митрофан)
- А этот с виду скромен и приличен,
Но истинный портрет его таков:
Ленив, как Осип, груб, как (Городничий)
И пуст, как настоящий ...(Хлестаков).
- А здесь по буквенному знаку Воображением живым
Вы нарисуете собаку С её хозяином немым. (Муму, Герасим).
- Мы букву первую даём,
Вы добавляйте остальное:
За куплей странной застаём
Мы всем известного героя. (Чичиков)
5
Ведущий: В комнату находок страны Читалии поступило много различных вещей. Надо разыскать их владельцев, сообщить их имя и адрес. Адресом служит заглавие книги, героем которой является владелец данной вещи.
- Нарядная, большая, красивая кукла.
(Соне, «Дети подземелья», В. Короленко)
- Маленькая хрустальная туфелька.
(Золушке из сказки Ш. Перро «Золушка»)
- Волшебное зеркальце, умеющее говорить.
(Царице-мачехе из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»)
- Двенадцать шариков, сломанная губная гармошка, осколок синего бутылочного стекла, пустая катушка, ключ.
(Тому Сойеру из повести М.Твена «Приключения Тома Сойера»),
- Соловей из золота, украшенный драгоценными камнями.
(Китайскому императору из сказки Г. Андерсена «Соловей»).
- Трубка (люлька).
(Тарасу Бульбе из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).
- Подводятся итоги 2 раунда.
- задание: Откуда эти слова?
- «Да, были люди в наше время...»
(М.Лермонтов. «Бородино»),
- «Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие».
(Н.В.Гоголь. «Ревизор»).
- «А поворотись-ка, сын. Экой ты смешной какой».
(Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»).
- «Ты всё пела? Это дело; так поди же, попляши.»
( И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей».)
- «Нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью...»
(А.С.Пушкин. « Капитанская дочка»).
- «Признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают».
(М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»),
- «Князь - мой муж. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты... Но теперь, говорю вам, теперь поздно».
( А.С.Пушкин. «Дубровский»).
- «У сильного всегда бессильный виноват».
(И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок»).
- «Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна».
( Д.И.Фонвизин. «Недоросль»)
- «Я и не так люблю: отца, брата, мать, отчизну, всё, что ни есть на земле, - всё отдаю за тебя...»
(Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба».)
- задание:
Вспомните названия литературных произведений, в состав которых входят имена числительные. Назовите авторов.
- «Три толстяка» Ю.Олеша.
- «Три мушкетёра». А.Дюма.
- «Три медведя». Л.Н.Толстой.
- «Три года». А.П.Чехов.
- «Три сестры». А.П.Чехов.
- «Четыре танкиста и собака». Я. Пшимановский.
- «Семнадцать мгновений весны». Ю.Семёнов.
- «Двенадцать стульев». И.Ильф, Е.Петров.
- «Двенадцать месяцев». С.Маршак.
- «Тысяча и одна ночь». Арабские сказки.
- «20 тысяч лье под водой». Ж.Верн.
- «Пётр 1». А.Толстой.
- «Два капитана». В.Каверин.
- «Сердца трёх». Д.Лондон.
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». А.С.Пушкин.
- «Белоснежка и семь гномов».
- «И один в поле воин». Ю.Дольд- Михайлик.
- «Три товарища». Э.М.Ремарк.
- «Пятнадцатилетний капитан». Ж.Верн.
- «Тринадцатый подвиг Геракла». Ф.Искандер.
- «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». М.Е. Салтыков-Щедрин.
- «Три пальмы». М.Ю. Лермонтов.
- «19 октября». А.С.Пушкин.
- «Первая любовь». И.С.Тургенев.
- «История одного города». М.Е. Салтыков-Щедрин.
- «Палата № 6». А.П.Чехов.
- « 25 рублей пропало». А.П.Чехов.
7
Последний конкурс: «Блиц - турнир». Нужно ответить на вопросы:
- Как греки называли свои сказки? (Мифы).
- С кем сразился Илья Муромец в начале своего пути? (с Соловьем Разбойником).
- Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М.Ю. Лермонтов? (Живописью, лепкой, музыкой).
- Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? ( А. Пушкин).
- Синоним преувеличения (Гипербола).
- Автор стихотворения «Тучи». (М.Ю. Лермонтов).
- Имя и отчество купца Калашникова. (Степан Парамонович).
- С кем дрался на дуэли А.С.Пушкин? ( Дантес).
- Про кого Хлестаков написал: «Глуп, как сивый мерин»? (Городничий).
- Осаду какого города описывает А.С.Пушкин в «Капитанской дочке»? (Оренбурга).
- С кем дрался купец Калашников? (С опричником Кирибеевичем).
- Город, в котором родился Пушкин. (Москва).
- Национальность пленной служанки прекрасной панночки из повести «Тарас Бульба». (Татарка).
- Автор стихотворения «Узник». (А.С.Пушкин).
- Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова в детстве? (Бабушка Елизавета Арсеньева).
- Как звали жену А.С.Пушкина? (Наталья Гончарова).
- Место дуэли М.Ю. Лермонтова. (Гора Машук).
- Кто из героев «Ревизора» брал взятки борзыми щенками? (Судья Аммос Фёдорович Ляпкин- Тяпкин).
- Образное определение. (Эпитет).
- С кем дрался на дуэли Пётр Гринёв? (Со Швабриным).
Ведущий: Жюри подводит итоги конкурса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-литературный ринг "Путешествие в страну сказок"
обощающий урок по творчеству А.С.Пушкина...
Программа спортивно-оздоровительной деятельности: «Путешествие в Страну Игр» для учащихся 1 класса.
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжет...
Открытый урок по русскому языку "Путешествие по стране Фразеология" для учащихся 6 класса
Обобщающий урок по теме "Фразеология" в 6 классе...
Открытый урок по русскому языку "Путешествие по стране Фразеология" для учащихся 6 класса
Обобщающий урок по теме "Фразеология" для 6 класса...
Литературный ринг «Путешествие в страну Читалию»
Литературный ринг «Путешествие в страну Читалию»...