Проект " Практика создания образовательной среды, формирующей читательскую грамотность обучающихся"
методическая разработка по литературе
D настоящее время отмечается снижение мотивации обучающихся к чтению. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми сталкиваются дети и подростки, обилие коротких бытовых текстов, возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих представление об особом статусе печатного слова, увеличение общего количества текстов, уменьшение их объема и изменение структуры наряду с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объема дети всё труднее прочитывают и воспринимают. Данная практика способствует популяризации и продвижению чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_sozdaniya_obrazovatelnoy_sredy_formiruyushchey_chitatelskuyu_gramotnost.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Практика создания образовательной среды, формирующей читательскую грамотность обучающихся»
Описание практики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 3»
Авторы – разработчики практики
Аскарова Марина Александровна, директор МБОУ «Лицей №3»,
Абакумова Наталья Святославовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №3»
Время реализации практики Начало реализации практики 2020 год, окончание – 2025 год
Временной период выбран в связи с тем, что срок обучения на уровне НОО и ООО составляет 4 - 5 лет соответственно. По окончании есть возможность провести диагностику читательской грамотности, сопоставив ее со входной и промежуточными диагностиками, сделать выводы и откорректировать программу.
Целесообразность и актуальность решаемых задач
Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать тексты (как сплошные, так и несплошные), размышлять о них, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В процессе формирования читательской грамотности обучающиеся должны научиться
при работе с информацией:
искать явно заданную информацию;
интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию;
интерпретировать и обобщать информацию из разных источников;
высказывать оценочные суждения;
при работе с текстом:
уметь находить связь предложений в тексте;
уметь анализировать структуру текста;
уметь вычленять главную информацию в тексте;
работать с неявно заданной информацией;
уметь анализировать информацию или условия задачи;
уметь оценивать достаточность представленной информации;
уметь извлекать необходимую информацию для ответа на вопрос;
уметь устно и письменно осмысливать и оценивать полученную информацию.
Основная цель практики: формировать у обучающихся способность использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Приоритетные задачи:
- разработка междисциплинарной научно-методической основы формирования, развития и поддержки детского и юношеского чтения;
- совершенствование и развитие кадрового потенциала;
- повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности,
- привлечение качественной детской литературы как базовой основы детской культуры;
-формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров.
Практика создания образовательной среды, формирующей читательскую грамотность обучающихся актуальна, так как в настоящее время отмечается снижение мотивации обучающихся к чтению. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми сталкиваются дети и подростки, обилие коротких бытовых текстов, возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих представление об особом статусе печатного слова, увеличение общего количества текстов, уменьшение их объема и изменение структуры наряду с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объема дети всё труднее прочитывают и воспринимают.
В некоторых случаях это становится серьезным препятствием для освоения литературных произведений и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов и др.).
Во многих случаях у обучающегося остается несформированной заинтересованность в освоении значительного объема произведений русской и мировой литературы, который предлагает ему программа.
Потребность в литературном образовании, его престиж в обществе сегодня невелик. Фундаментальные ценности, которые несет в себе литература как вид искусства, зачастую входят в противоречие с прагматическими ценностями, выступающими на первый план в повседневном обиходе, а также в средствах массовой информации.
Литературное образование сегодня столкнулось с серьезным вызовом — поиском внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к литературе, выработкой аргументации (и методик) для повышения интереса к знакомству как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы, а также с неумением школьников понимать, использовать и составлять тексты, расширяя свои знания.
В системе международного мониторинга качества общего образования выделяются два исследования, в рамках которых оценивается читательская грамотность учащихся. Это международное исследование читательской грамотности РIRLS и международная программа оценки образовательных достижений учащихся PISA.
В исследовании РIRLS оценивается способность выпускников начальной школы читать и понимать различные тексты, а также два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта; чтение с целью освоения и использования информации.
В исследовании PISA читательская грамотность понимается как «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»2.
В исследовании PISA установлено шесть уровней читательской грамотности, среди которых второй уровень является пороговым. Оцениваются важнейшие составляющие читательской деятельности: ситуации — разнообразные цели чтения и контексты, в которых необходимо ориентироваться с опорой на текст; текст — разнообразные материалы для чтения; читательские умения — когнитивные стратегии и способы работы с текстом.
Анализ подходов к оценке читательской грамотности, используемых в названных исследованиях, был проведен российскими специалистами, которые наглядно показали их общность, например, в выделении читательских умений, и их различия, основанные на учете возрастных особенностей школьников десяти и пятнадцати лет.
В Российской Федерации все нормативно-правовые документы, обеспечивающие процесс образования, подчеркивают особую важность формирования навыка грамотного чтения в процессе обучения в школе и в обобщенном виде понимают под грамотным чтением способность школьника к «осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества». В документах можно найти разные понятия, напрямую связанные с понятием «читательская грамотность»: «чтение», «смысловое чтение».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) - основные документы, регулирующие образовательный процесс в школах России. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование социальной среды развития обучающихся, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Вместе с тем Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик обучающегося.
При анализе заявленных во ФГОС НОО и ФГОС ООО метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы, выделяется понятие «смысловое чтение». Формирование навыков смыслового чтения описывается в Примерной основной образовательной программе образовательной организации в разделе «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». Формирование читательской грамотности в процессе обучения в школе — одна из задач не только каждого учителя, но и библиотекарей, однако ведущая роль принадлежит учителю русского языка и литературы.
В Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р особое внимание уделяется формированию читательской грамотности в школе.
Читательская деятельность в условиях информационного общества характеризуется изменениями в самом процессе чтения и условиях его осуществления (например, чтение с экрана), а также в свойствах и условиях существования текстов, с которыми работают дети и подростки (электронные носители с возможностями нелинейного представления текста, система гиперссылок). Эти изменения «наряду с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объема все труднее воспринимается и прочитывается детьми».
В Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р). говорится о том, что
приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить
устойчивое развитие страны в ситуации, усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах.
Всё это подтверждает важность формирования читательской грамотности современного школьника для успешной жизненной и профессиональной реализации.
Инновационность предложенных идей по решению поставленных задач
В лицее накоплен значительный опыт, имеется методологическая база, и другие ресурсы (кадровые, материально-технические, информационные), необходимые для работы, связанной с развитием читательской компетентности:
- широкий спектр разработок в области обучения чтению детей.
- библиотека является центром по поддержке и развития чтения.
В связи с этим решено было разработать программу «Растим читателя», которая адресована всем участникам образовательной деятельности (обучающимся, учителям и родителям). Программа базируется на комплексном дифференцированном подходе, учитывающем особенности читательского поведения детей младшего школьного и юношеского возраста, а также интеграции основного и дополнительного образования.
Цель программы: создать образовательное пространство для формирования и развития у обучающихся гибких навыков (soft skills): критического и креативного мышления, коммуникации и кооперации - важнейшие навыки, необходимые для формирования функциональной грамотности.
Для реализации практики в лицее созданы оптимальные условия, разработана дорожная карта «Создание образовательной среды, формирующей читательскую грамотность обучающихся».
Выявленные проблемы позволили интегрировать работу, связав воедино общими целями и задачами, совместными мероприятиями взаимодействие с социальными партнерами:
формирование функциональной грамотности на предметах учебного плана;
развитие смыслового чтения на уроках русского языка и литературы;
популяризация чтения через внеурочную деятельность и дополнительное образование;
развитие инфраструктуры детского и юношеского чтения (популяризация семейного чтения, обеспечение информационно-методического сопровождения чтения),
создание в библиотеке развивающей книжной среды через неформальное образование, события вокруг книги и чтения.
и наметить основные мероприятия:
мероприятия по формированию читательской грамотности как уроке, так и во внеурочной деятельности;
проекты по привлечению библиотеки лицея, родительской общественности к проводимым мероприятия;
разработка диагностических инструментов по отслеживанию уровня читательской грамотности;
составление программы повышения квалификации педагогических кадров по данной направленности;
улучшение материально-технической базы;
определение круга социальных партнеров.
В контексте школьного образования читательская грамотность, имея метапредметную природу, способствует развитию предметных компетенций всех участников образовательного процесса, формируемых по всем без исключения учебным дисциплинам. Это обусловливает необходимость координации работы всех учителей-предметников по формированию комплекса метапредметных умений, направленных на развитие и совершенствование читательской грамотности учащихся.
Для родителей - это популяризация чтения для всех членов семьи и возрождения семейных традиций. Участие в семейных чтениях и обсуждениях помогают социализации младшего поколения. У детей семейное чтение интегрирует речевую деятельность, обогащает словарь, навыки чтения и письма, языковую способность. Родители, наблюдая за развитием детей, лучше понимают своего ребенка.
Соответствие целевой установки сути решаемых проблем
Основные мероприятия практики соответствуют решению поставленных
задач.
Происходящие в социальной и образовательной среде изменения утвердили две модели чтения, которые сегодня рассматриваются в качестве основных: чтение в течение жизни и чтение с широким охватом жизненных потребностей.
Первое предполагает обучение чтению с листа и с экрана от детского сада до высших учебных заведений, второе требует обучения разным видам и формам чтения, совершенствования читательских умений на всех этапах получения образования.
Для успешного освоения программы основной общеобразовательной школы, продолжения образования и самообразования учащемуся необходимо овладеть умением читать, чтобы, решить поставленную задачу; умением использовать приемы критического чтения и мышления. Другими словами, учащийся должен стать компетентным читателем:
- понимать (формулировать) цель чтения (задачу, которую необходимо решить);
- выбирать подходящую стратегию чтения;
- обладать определенным и достаточным для понимания текста объемом предметной и фоновой информации;
- осознавать, какая нужна информация для понимания текста;
- понимать, где эту информацию взять/получить;
- отличать достоверную информацию от ложной;
- использовать полученную информацию для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных;
- оценивать достижения /недостижения цели чтения как решения поставленной задачи.
Основные направления реализации программы «Растим читателя»: Для каждого направления программы разработаны следующие мероприятия:
для качественного формирования функциональной грамотности на предметах учебного плана у обучающихся
Необходимо провести подготовительную работу с педагогическим коллективом
- развивать кадровый потенциал:
- организация курсов повышения квалификации через серию семинаров «Формирование функциональной грамотности» (Тематика занятий: форматы текста, читательские умения, приемы работы с текстом, подбор заданий при определение читательского профиля) и
«Навыки 21 века» (проектирования учебных заданий, развивающих компетенции «4К»; инструменты оценивания уровня сформированности компетенций).
- провести перезагрузку методической деятельности:
- диссимиляция опыта, марафон читательской грамотности;
- разработка методических рекомендаций для обучающихся и педагогов по работе с текстом,
- разработка методики педагогического исследования, новых форм работы по развитию «4К», самооценки учеников);
-обеспечение информационно-методического сопровождения внеурочной деятельности в сфере поддержки чтения;
-разработка комплекса методических рекомендаций по приобщению к чтению детей и юношества для организаций социально-культурной инфраструктуры,
-разработка «Модели идеального читателя»,
-разработка методического проекта «Развитие функциональной грамотности через смысловое чтение для успешного обучения в школе»,
Для педагогов лицея были проведены флеш-семинар «Развитие критического мышления через чтение и письмо», квиз «Мир предмета в мире слов» (технология ТОГИС), панельная дискуссия «Мы то, что мы читаем и как читаем».
Формировать навыки смыслового чтения на уроках русского языка и литературы:
- отработка умения в начальной школе читать быстро (одна из основ функциональной грамотности чтения), определение уровня понимания информации не только в прямой, но и в косвенной форме.
- формирование (на основе анализа и ВПР диагностических работ) банка заданий, в которых обучающиеся сформулируют собственный жизненный;
- обучение основам сторителлинга, текстов и постов для социальных сетей, нахождению аргументов и выражению собственной точки зрения.
-отработка навыков понимания чужого текста и создание своего, умения различать фейк или правду.
- Реализация междисциплинарной учебной программы начального общего и основного общего образования «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом», в рамках которой начинается работа над проектом «Учимся успешному чтению» для учащихся 1-9 классов и их родителей, который включает творческие, исследовательские задания по формированию и развитию традиций семейного чтения:
1 класс- Копилка читательских открытий.
2 класс- Читай, играй, придумывай, фантазируй!
3 класс - Книжная Галактика
4 класс - Моя читательская биография
5 класс- Книжное дерево моей семьи
6 класс - Время открытий
7-8 класс – Строим Книгоград
9 класс - Хорошее время читать!
Популяризация чтения через внеурочную деятельность и дополнительное образование. активное вовлечение детей в творчество через внеурочную деятельность и дополнительное образование, выявление и поддержка одаренных детей в области литературы и художественного слова.
литературные кружки «Верхом на Пегасе» мастер-классы «Напиши книгу приключений», студия юных журналистов, театральная студия, дискуссионные клубы «И это все о ней…», Клуб юных читателей.
Развитие инфраструктуры детского и юношеского чтения (популяризация семейного чтения, обеспечение информационно-методического сопровождения чтения, популяризация семейного чтения как элемента ответственного родительства с привлечением ведущих печатных и электронных средств массовой информации,
- создание и развитие открытых интернет-сервисов по поддержке семейного чтения (серия вебинаров, оформление страницы на сайте лицея);
- создание в библиотеке привлекательного для детей и родителей пространства;
- развитие системы консультирования родителей в области детского и юношеского чтения («Литературный досуг», «Писатели детства», «Встречи с книгой», «Этапы читательского пути», «SOS-ситуация» родителям о чтении);
- организация работы кружков и студий обучения совместному чтению родителей и детей («Литературная гостиная», «Книга в кругу читателей»);
- создание информационного кейса «О чтении - родителям»;
- акция «Читаем вместе с мамой», «Любимые книги бабушки и дедушки».
Создание в библиотеке развивающей книжной среды через неформальное образование, события вокруг книги и чтения образовательная и социокультурная деятельность библиотеки
- реализация проектов «Школа творческого чтения» - 7-9 класс,
«Путешествие в страну книги» - 1-4 класс;
«Читай-город» -для педагогов;
-образовательная программа «Информационная культура» 5-9 класс;
-литературные игры, квесты.
- систематическое обновление фондов;
- использование информационно-коммуникативных средств для привлечение интереса к чтению: читательские дневники в формате Instagram-блога, «Буктрейлеров», гайды.
Проведение диагностики по выявлению уровня читательской и информационной компетентности участников образовательного процесса
информационные умения и навыки:
влияние электронной среды на чтение и литературное развитие обучающихся;
отношения к чтению и читательские предпочтения
- характеристика чтения различных социальных и возрастных групп детей и юношества, отличающихся разным уровнем способностей и читательских компетенций;
- роль чтения в формировании новых медийно-информационных компетенций детей и юношества;
литературное чтение и читательская компетентность
- чтение в семьях, относящихся к различным социальным - читательский профиль,
- портрет читателя,
- круг чтения.
По окончанию работы по формированию читательской грамотности мы должны получить компетентного читателя, обладающего набором познавательных (когнитивных), коммуникативных, творческих (креативных), метакогнитивных, методологических (оргдеятельностных), позиционных, критических, рефлексивных и других качеств:
– такой читатель, в первую очередь, умеет выбирать и отбирать, что и как надо прочесть;
– он не только умеет поставить достойную цель чтения для себя (владеет целеполаганием) и составить программу ее достижения, но проявляет целеустремленность и настойчивость в ее достижении;
– умеет планировать деятельность, корректировать и корригировать ее этапы и способы, комбинировать подходы, находить альтернативные решения;
– умеет выполнять намеченный план исходя из своих индивидуальных особенностей и имеющихся условий, осознавать и сравнивать полученный результат с предшествующими и результатами других обучающихся;
– владеет методами рефлексивного мышления: остановкой, припоминанием, вычленением, поиском противоречий и сходств, действиями по аналогии с успешно выполненной деятельностью, сопоставлением результатов и целей, корректировкой и др.;
– умеет взаимодействовать с другими обучающимися и окружающим миром, отстаивать свою позицию;
– терпим и толерантен, коммуникативен, независим, решителен, автономен;
– владеет приемами совместной работы и интеллектуального труда, основанного на интеллектуальных умениях;
– имеет сформированный интерес к работе с книгой;
– владеет информационными и компьютерными технологиями. Эти метакогнитивные качества указывают на уровень сформированности общеучебных умений, которые призваны организовать образовательную, учебную и читательскую деятельность с тем, чтобы обеспечить познание и творчество, сформировать и воспитать компетентного специалиста.
Наличие результатов, направленных на изменение ситуации, по итогам реализации практики
Предполагаемые результаты:
1.Расширение и систематизация методической базы по развитию и формированию сознательного читателя.
2.Формирование основ читательской компетенции.
3.Формирования и развития у обучающихся гибких навыков (soft skills): критического и креативного мышления, коммуникации и кооперации.
4..Восполнение возрастающего дефицита знаний, который обусловлен снижением интереса к чтению.
5.Укрепление партнерства лицея с родителями в читательском развитии школьников.
6.Использование инновационных методов в организации урочной и внеурочной деятельности, работе с родителями.
7.Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности лицея как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития
В начале реализации практики проведены следующие мероприятия:
- проведены курсы повышения квалификации через серию семинаров «Формирование функциональной грамотности» и вводные вебинары «Навыки 21 века»;
- разработаны методические рекомендации для обучающихся по работе с текстом;
- для педагогов лицея были проведены флеш-семинар «Развитие критического мышления через чтение и письмо», квиз «Мир предмета в мире слов» (технология ТОГИС), панельная дискуссия «Мы то, что мы читаем и как читаем»;
- проведен анализ ВПР за два года для подготовки банка заданий;
- начата работа над проектом «Учимся успешному чтению» для учащихся 1-9 классов и их родителей;
- разработаны программы специальных курсов «Учимся читать и понимать текст» 5-8 класс, «Анализ текста» - 9 класс, программа литературного кружка «Верхом на Пегасе», студии юных журналистов;
- оформление страницы на сайте лицея;
- проведении серии вебинаров по семейному чтению;
- акция «Любимые книги бабушки и дедушки»;
- оформление гайдов по книгам о Великой отечественной войне;
- проведение диагностики читательский профиль семьи.
Учет возможностей и потребностей местного сообщества
При реализации столь масштабного проекта нельзя не учитывать возможности и потребности местного сообщества. В вопросе повышения уровня читательской грамотности заинтересованы все участники социума, так как повышение читаемости напрямую влияет на культуру, воспитание и гражданственность. Что может предложить местное сообщество?
Родительская общественность. Активные участники образовательного процесса, проведения мероприятий по привлечения внимания к книге, организаторы акций по приобретению качественной детской литературы в библиотеку лицея.
Учреждения культуры.
Библиотека семейного чтения №6. Предоставляет помещения для проведения совместных мероприятий. Сотрудники проводят для лицеистов занятия внеурочной деятельности, ведут клуб учителей читателей, способствующий тому, чтобы учителя тоже стали читающей категорией населения России, разбудив у них радость чтения.
- Родители на базе библиотеки на общественных началах проводят мастер-классы.
- Дворец творчества детей и молодёжи «Гармония». Проведение занятий внеурочной деятельности. Совместная работа по программам дополнительного образования. Театральные студии дают возможность развития актёрского мастерства и творческого потенциала.
- Дворец творчества детей и молодёжи «Гармония» (филиал п.Осиновка). Литературный клуб «Братский самородок». Подготовка к творческим конкурсам различного уровня. Волонтёрские акции: совместное выступление с авторскими произведениями в социальных учреждениях.
Общественные организации.
- Волонтёрское движение «Мы рядом». Совместный сбор книг для пополнения библиотечного фонда. Проведение разовых акций, флеш-мобов для продвижения чтения.
- Совет ветеранов. Совместное проведение патриотических мероприятий, творческое выступление обучающихся.
Таким образом, возможности местного сообщества способствуют удовлетворению потребностей. Регулярная совместная деятельность позволяет не только реализовать данную практику, но способствовать укреплению общественных и социальных связей на перспективу.
Достаточность обеспечения материально технических и кадровых условий для
эффективной реализации решаемых задач
Для реализации программы «Растим читателя» в лицее созданы кадровые условия: обеспеченность кадрами – 100%. Все преподаватели имеют высшее образование. В библиотеке работают: заведующий библиотекой и библиотекарь. Педагоги дополнительного образования обеспечивают развитие творческой, креативной среды.
Все кабинеты лицея оснащены автоматизированным рабочим местом учителя с выходом в Интернет, видеопроекторами, библиотекой по предмету.
Библиотека состоит из трех отдельных помещений: абонемент, читальный зал, хранилище. Абонемент оснащен 4 компьютерами с выходом в Интернет, принтерами, копировальной техникой, брошюровщиком-переплетчиком , ламинатором.
В читальном зале имеется автоматизированное место библиотекаря с выходом в Интернет, видеопроектором, аудио и видео аппаратурой, телевизором. Аудио и видеотека, электронные пособия позволяют качественно проводить как мероприятия, так и библиотечные уроки,
Учащиеся всегда имеют доступ к печатной продукции, созданы условия для чтения, т. е. библиотека трансформируется в «уголки», «гостиные» для чтения. Пространство читального зала преобразуется в дискуссионный клуб, кинозал, в котором проводятся киносеансы по литературным произведениям.
Три кабинета информатики способствуют формированию информационной культуры.
Востребованность и возможность воспроизведения представленной практики
в других образовательных организациях/ муниципальных образованиях
Переход образования на компетентностно-деятельностную парадигму, т. е. учет готовности и способности человека учиться, индивидуализация обучения, апробирование различных форм оценочной деятельности, заставляют обратить особое внимание на формирование читательской грамотности.
Поэтому данная практика не только актуальна и значима своей исполнимостью, но и тем, что может быть воспроизведена в любом общеобразовательном учреждении или учреждении культуры. Разработанный и систематизированный диагностический материал легко применим в образовательных организациях. Методические разработки, сценарии мероприятий, событий легко адаптируются под уровень подготовленности участников. Об этом свидетельствуют многочисленные положительные отзывы. Программа может быть использована как полностью, так и по отдельным направлениям: проведении уроков, работы библиотеки, работы с родителями.
Программа «Растим читателя», объединяющие понятия успеха в жизни и чтение, будет востребована социумом, поскольку в сознании молодого человека должная быть установлена крепкая связь: успешный человек не может быть не читающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.
Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори...
Создание практико-ориентированной образовательной среды (ЭПОС) средствами интеграции основного и дополнительного образования детей
Модель развития инновационного образования в МОУДОД Доме детского творчества Кирово-Чепецкого района обусловливает необходимость обеспечения практико-ориентированной составляющей экономического ...
«Успешные практики использования образовательных технологий, формирующих активность и ответственность учащихся за свою учёбу, обеспечивающих включение в учебную деятельность обучающихся с разным уровнем подготовки и мотивации ( технология деятельностно
laquo;Успешные практики использования образовательных технологий, формирующих активность и ответственность учащихся за свою учёбу, обеспечивающих включение в учебную деятельность обучающи...
Создание образовательной среды школы для повышения финансовой грамотности школьников
Одним из востребованных видов грамотности среди политической, экономической, математической в современных условиях стала финансовая грамотность.Обучение основам финансовой грамотности продиктовано вре...
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».
Материал является приложением к собственному инновационному опыту и содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Возможности литературного краеведения в формировании читательской грамотности обучающихся основной школы»
Чтение и работа с информацией – основное метапредметное универсальное учебное действие, которое в ситуациях деятельности и общения на протяжении всей жизни человека будет совершенствоваться. Лит...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...