Программа "Изучение наследия Д.С. Лихачева на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах"
рабочая программа по литературе (10 класс)
Программа предполагает организацию уроков для школьников с целью изучения наследия академика Д.С. Лихачева. Это уроки русского языка и литературы. Всего на курс в 5-11 классах предлагается 28 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izuchenie_naslediya_ds_lihacheva.docx | 57.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением иностранных языков»
ПРОГРАММА
«Изучение наследия Д.С. Лихачёва
на уроках русского языка и литературы
в 5 – 11 классах»
(28 часов)
Руководитель проекта
Соколова Елена Альбертовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Участники проекта
учителя русского языка и литературы
Кудряшова В.М., Соловьева С.Н.,
Григорьева С.А., Ржавитина О.А.,
Смолкина И.В., Монько И.А.,
Стешенко Е.Ю.,
педагог-библиотекарь Дунаева Е.А.
Северодвинск
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа изучения наследия Дмитрия Сергеевича Лихачёва на уроках русского языка и литературы предназначена для учащихся 5 – 11 классов средней общеобразовательной школы, составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) (https://base.garant.ru/70188902/ )
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) (https://base.garant.ru/55170507/ )
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/ )
- Примерная рабочая программа по литературе для 5-9 классов под редакцией В. Я. Коровиной (Литература. Примерные рабочие программы) (https://prosv.ru/_data/assistance/51/371454b5-e839-11e0-85ca-001018890642.pdf )
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования и рабочая программа по литературе к УМК В.Ф. Чертова. Программы по литературе для 10 – 11 классов (https://catalog.prosv.ru/attachment/a610dbfd4ff94075d8453f3403fd07e2accaed53.pdf )
- Основная образовательная программа основного общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 с углубленным изучением иностранных языков на 2022-2023 годы (https://catalog.prosv.ru/attachment/a610dbfd4ff94075d8453f3403fd07e2accaed53.pdf )
- Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 64 с.) (https://русское-слово.рф/methodics/programmy-i-umk/Русский%20язык/05018_Rus_Kibir_P_5-9_Ver.pdf )
- Программа по русскому языку для 10 — 11 классов (автор: И. В. Гусарова
— М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015; − И. В. Гусарова. (https://rosuchebnik.ru/material/russkiy-yazyk-bazovyy-i-uglublennyy-urovni-10-11-klassy-rabochaya-prog-gusarova/ )
- Федеральная рабочая программа основного общего образования «Литература», «Русский язык» (https://edsoo.ru/download/1375?hash=4503e4fd0d2d11c6d217b3ca46b73f82 ) (https://edsoo.ru/download/1374?hash=bc452175280ef0d263a2f275216a5370 )
методических рекомендаций:
Методические рекомендации «Знакомство с биографией Д.С. Лихачева школе» Конасовой Натальи Юрьевны – кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории развития образовательных систем Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (https://pkiro.ru/wp-content/uploads/2022/11/znakomstvo-s-biografiej-d.-s.-lihacheva-v-shkole-rekomendaczii-n.-yu.-konasovoj.pdf )
- Содержание проблемы и ее обоснование
Актуальность программы определяется тем, что перед педагогами России стоит задача – обеспечить воспитание личности с высоким нравственным уровнем, основой которого являются духовно-нравственные ценности, сформировавшиеся в ходе развития великой российской цивилизации.
Решение этой задачи требует включения в систему обучения и воспитания в современной российской школе фундаментальных ресурсов с высоким уровнем доверия. Одним из них является наследие академика Д.С.Лихачева – яркого представителя интеллигенции века минувшего и века настоящего, еще при жизни признанного умом и совестью нации.
Художественная и общественная значимость наследия Д.С. Лихачёва, понимание масштаба и смысла сказанного нам этим ярким мыслителем и художником диктует сегодня необходимость найти новые подходы к изучению творчества учёного в школе.
Необходимость создания данной программы продиктована тем, что изучение наследия Дмитрия Сергеевича Лихачёва сводится к краткому знакомству на уроках литературы с его трудами, посвященными «Слову о полку Игореве» в 9 классе; к разговору о «Письмах о добром и прекрасном» на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинений на ОГЭ и ЕГЭ.
Тогда как масштаб личности учёного и то значение, которое он имеет для истории развития общественной мысли России второй половины ХХ века и истории литературы того же периода, огромны. Имя этого ученого стало во многом знамением времени.
Сама биография Д.С. Лихачева, история его ареста и отбывания наказания в СЛОНе (Соловецкий лагерь особого назначения) и на строительстве Беломорско-Балтийского канала, возвращение в Ленинград и снятие судимости, продолжение научной работы, движение от старшего научного сотрудника до академика, члена Союза писателей СССР (секция критики) и лауреата Государственной премии СССР за научный труд «Поэтика древнерусской литературы», Героя Социалистического Труда. С 1974 по 1999 годы Д. С. Лихачев был членом Ленинградского (Санкт-Петербургского) отделения Археографической комиссии АН СССР (с 1975 — член бюро Отделения), бюро Археографической комиссии АН СССР, председателем редколлегии ежегодника «Памятники культуры. Новые открытия» Научного совета по комплексной проблеме «История мировой культуры» АН СССР и Научного совета по комплексной проблеме «История мировой культуры» АН СССР.
В 1975 году награждён золотой медалью ВДНХ за монографию «Развитие русской литературы Х—XVII вв.». Лихачёв выступил против исключения А. Д. Сахарова из Академии наук СССР, присутствовал на праздновании 150-летия Венгерской академии наук, участвовал в симпозиуме МАПРЯЛ по сравнительному литературоведению в Болгарии. В этом же году вышла из печати его новая книга «Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси». С этого года до 1999 года был членом редколлегии издания Ленинградского отделения Института истории СССР АН СССР «Вспомогательные исторические дисциплины».
Многие события из жизни Д.С. Лихачева стали не просто фактами личной биографии, а знаком времени. Долгие годы его имя служило и служит символом преданности науке и Родине.
Большинство тем русской литературы второй половины предполагают рассмотрение произведений Д.С. Лихачева. Публицистические произведения учёного позволяют говорить о нем как об одном из выдающихся мыслителей ХХ века.
В изучении творчества Д.С. Лихачева можно выделить тему нравственных основ характеров героев произведений, рассматривать и изучать его наследие в контексте классической и современной литературы.
Данная программа предусматривает знакомство с творчеством Д.С. Лихачева не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка: изучение лексики, особенностей синтаксиса простых и сложных предложений, подготовка к комплексному анализу текста, развитие речи: подготовка и написание изложений и сочинений, в том числе творческих работ в рамках ЕГЭ И ОГЭ по русскому языку и литературе.
Тексты Д.С. Лихачева по праву можно отнести к категории прецедентных, то есть оказывающих весьма сильное влияние на формирование языковой личности, причем как индивидуальной, так и коллективной. Термин «прецедентный текст» был введен в науку о языке Ю. Н. Карауловым. Прецедентными он называл тексты:
1) «значимые для <…> личности в познавательном и эмоциональном отношениях»;
2) имеющие сверхличностный характер, т. е. хорошо известные и широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников»;
3) тексты, «обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности».
Русский язык и языковая личность/Ю.Н. Караулов. - М.: Наука, 1987.-261с.
Помочь учащимся в наиболее полном постижении текстов Д.С. Лихачева – значит побудить их к целостному осмыслению идиостиля писателя – художественной картины мира, сформированной языковыми единицами различных уровней, неповторимостью воплощения в них лексических, грамматических форм, особенностей синтаксиса, неповторимостью истинного, «великого и могучего» русского языка.
- Цели и задачи программы
Цели:
- познакомить обучающихся с научным и творческим наследием академика Дмитрия Сергеевича Лихачева (в объеме школьной программы);
- совершенствовать на основе непосредственных впечатлений от прочтения произведений умение выполнять комплексный анализ, рассматривая проблематику, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов;
- совершенствовать навыки учащихся по анализу художественно-публицистических произведений, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии повествования и рассуждения, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы;
- работая над анализом произведения, формировать у учащихся собственное отношение к поднятым нравственным проблемам, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умению отстаивать собственную точку зрения;
- развивать навыки исследования текста;
- формировать бережное отношение к слову, нормам русского литературного языка;
- формировать и развивать функциональную грамотность обучающихся через работу с текстом;
- воспитывать и поддерживать интерес к изучению русского языка;
- развивать ключевые компетенции обучающихся: коммуникативную и языковую;
Задачи:
- совершенствовать умение анализа и интерпретации произведения как художественно-публицистического целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения;
- выявить взаимообусловленность элементов формы и содержания произведения;
- формировать умения сравнительно-сопоставительного анализа различных произведений;
- сформировать представление о личности ученого;
- способствовать овладению выразительными свойствами языка и использованию их в речи;
- учить в привычных, обыденных явлениях видеть их внутреннюю сторону и нравственный смысл;
- воспитывать читательскую позицию;
- Реализация программы
В процессе реализации данной программы учащиеся знакомятся с наследием Д.С. Лихачева на уроках русского языка и литературы с 5 по 11 класс. В 5–7 классах предлагается больше внимания уделять произведениям на уроках русского языка, уроках развития речи. В 8 – 11 классах разговор о творчестве ученого продолжается на уроках литературы.
Эффективными формами изучения наследия Д.С Лихачева будут эвристические беседы, уроки-дискуссии, семинары, уроки-панорамы (интегрированные с уроками истории Отечества), семинары с элементами дискуссии, уроки-размышления.
IV. Содержание программы.
Произведения Дмитрия Сергеевича Лихачева:
- «Письма о добром и прекрасном» - одна из самых задушевных книг Д.С. Лихачева (рекомендуется для семейного чтения). Это сборник мудрости, это речь доброжелательного учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов. Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки. Д.С. Лихачев в предисловии к японскому изданию пишет: «По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов»
- Для обучающихся 5 – 7 классов:
- Письмо 1 «Большое в малом»
- письмо 13 «О воспитанности»
- письмо 15 «Про зависть»
- письмо 16 «О жадности»
- письмо 19 «Как говорить»
- письмо 35 «О русской пейзажной лирике»
- «Письма о добром и прекрасном» для обучающихся 8 – 11 классов:
- письмо 12 «Человек должен быть интеллигентен!»
- письмо 22 «Любите читать!»
- письмо 23 «О личных библиотеках»
- письмо 24 «Будем счастливыми»
- «Книга беспокойств». Воспоминания, статьи, беседы выдающегося советского ученого о себе, о прошлом и настоящем Отечества, ставшие этапными в советской общественной мысли последнего десятилетия.
- «Земля родная». Книга посвящена вопросам эстетического, нравственного и патриотического воспитания. В этом сборнике в главе «Слово к молодым» рассказ «Катеринушка закатилась».
- «Раздумья». В своей книге академик Д.С. Лихачев вновь обращается к молодежи. Написанная в форме новелл, эссе, раздумий, афоризмов, эта книга является логическим продолжением «Писем о добром и прекрасном» - издании, получившем широкую популярность у нас в стране и за рубежом.
- «Поэтика древнерусской литературы». Д.С. Лихачев: «Эстетическое изучение памятников древнего искусства (и в том числе литературы) представляется мне крайне важным и актуальным. Мы должны поставить памятники культур прошлого на службу будущему. Ценности прошлого должны стать активными участниками жизни настоящего, нашими боевыми соратниками. Вопросы истолкования культур и отдельных цивилизаций привлекают сейчас во всем мире внимание историков и философов, историков искусств и литературоведов».
- Д.С. Лихачев «Слово о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» — героический пролог русской литературы». (Историко-литературный очерк) «Слово…» выросло на плодородной почве русской культуры XII в. «Слово…» глубокими корнями связано с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением, отвечало народным чаяниям. Вместе с тем в «Слове…» достигли своего весеннего цветения лучшие стороны русской культуры».
- «В блокадном Ленинграде». Эту книгу надо читать и понимать, как буднично совершает человек и великий подвиг духа, и гнуснейшее предательство. Дмитрий Сергеевич описывает страшные факты блокады, о которых умалчивала советская история. Страшно, что и современные СМИ эту тему поднимают крайне редко.
Хрестоматия для старшеклассников
«Есть всюду свет… Человек в тоталитарном обществе».
Составитель Семён Самуилович Виленский. Хрестоматия адресована школьникам, изучающим советский период российской истории. Ее авторы — выдающиеся русские писатели, поэты, мемуаристы, не приемлющие античеловеческую суть тоталитаризма. Их произведения, полностью или фрагментарно представленные в этой книге, образуют цельное историческое полотно. Одновременно она является учебным пособием по русской литературе ХХ века. В этом сборнике в серии «Устные рассказы» произведения Ариадны Сергеевны Эфрон «Монашка» и «Тёпа» (рассказы предлагаются на выбор).
V. Учебно-тематическое планирование
Предмет | Класс | Тема урока | Место в УТП данного предмета |
Русский язык | 5 | «Опыт прожитой жизни» (жизнь и творчество Д.С. Лихачева) | В цикле уроков развития речи
|
Комплексный анализ текста. Письмо 19. «Как говорить» - образцовое произведение риторического и эпистолярного жанра. | |||
Комплексный анализ текста. Статья Д.С. Лихачева «О русском языке письменном и устном, старом и новом» | |||
6 | Комплексный анализ текста. Письмо 13. «О воспитанности» | ||
Комплексный анализ текста. Письмо 15. «Про зависть» | |||
7 | «Не гаснет свеча духовности…» Анализ-рассуждение по письму 16 Д.С. Лихачева «О жадности» | ||
Комплексный анализ текста. Письмо 35. «О русской пейзажной лирике» | |||
8 | Комплексный анализ текста. Письмо 22. «Любите читать!» | ||
Комплексный анализ текста. Письмо 23. «О личных библиотеках» | |||
Подготовка к написанию сжатого изложения по произведению Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Письмо № 1 «Большое в малом». | |||
9 | Комплексный анализ текста. Письмо 12. «Человек должен быть интеллигентен!» | ||
Комплексный анализ текста. Письмо 24. «Будем счастливыми» | |||
Подготовка к написанию сочинения 9.3 «Польза чтения» в формате ОГЭ по письму № 23 «О личных библиотеках» Д.С. Лихачева | |||
10 | Подготовка к написанию комментария к проблеме, заявленной в тексте Д.С Лихачева «Природа и доброта» в сборнике «Земля родная» (глава «Заметки о русском») | ||
Подготовка к написанию комментария к проблеме, заявленной в тексте Д.С Лихачева «Молодость – это вся жизнь» в сборнике «Земля родная» (глава «Слово к молодым») | |||
Подготовка к написанию сочинения - рассуждения в формате ЕГЭ по письму № 5 «В чем смысл жизни?» | |||
11 | Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку по тексту «Ансамбли памятников искусства» в сборнике «Земля родная» (глава «Заметки о русском») | ||
Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку по тексту «Нестареющее прошлое» в сборнике «Земля родная» (глава «Экология культуры») | |||
Комплексный анализ текста. Д.С. Лихачев. Письмо пятнадцатое. «Про зависть» (11 класс) | |||
6 | «Сказание о белгородском киселе». Прошлое должно служить современности. | В разделе «Древнерусская литература» | |
Литература | 7 | «Вечные человеческие ценности. Актуальны ли они в ХХI веке?» Рассуждение над текстами: «Поучение» Владимира Мономаха и «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева (письма на выбор учителя) | До или после изучения «Поучения» Владимира Мономаха |
Урок-портрет. «Д.С. Лихачев-совесть нации». | |||
8 | Особенности эпистолярного жанра на примере «Писем о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева. Подготовка и написание письма литературному герою – И.А. Хлестакову. (Обращение к совести) | После окончания изучения комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | |
9 | «Слово о полку Игореве» и его время. Вступительный урок к изучению «Слова о полку Игореве». | Перед изучением «Слова о полку Игореве» | |
10 | Сравнительный анализ описания Петербурга в письмах Д.С. Лихачева и романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». | Во время изучения романа «Преступление и наказание» | |
Сравнительный анализ произведений: рассказов Д.С. Лихачева «Катеринушка закатилась» и Ариадны Эфрон «Тёпа» или «Монашка». (Изображение русского национального характера). | После изучения романа ФМ Достоевского «Преступление и наказание» | ||
11 | Урок-лекция «Жизнь и судьба Д.С. Лихачева» | После уроков о жизни и творчестве М. Горького | |
«Мы наш, мы новый мир построим…» Изображение строительства новой жизни и воспитания нового человека в воспоминаниях Д.С. Лихачева жизни на Соловках. | После урока-лекции «Жизнь и судьба Д.С. Лихачева» |
VI. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Планируемые результаты в соответствии с обновленными ФГОС
1.1. Личностные
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- понимание значения литературы (а именно литературного наследия
Д.С. Лихачева как неотъемлемой ее части) как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания:
- восприимчивость к особенности мысли Д.С. Лихачева, его языку, литературным традициям, понимание эмоционального воздействия как литературы в целом, так и литературного наследия писателя;
- осознание важности художественной культуры писателя как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни;
- способность адаптироваться к меняющимся социальным, условиям, через осмысление собственного опыта, выстраивание дальнейших целей;
умение принимать себя и других, не осуждая;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
- осознание важности и ценности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из читательского опыта для планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения через восприятие слова, умение видеть удивительную красоту родной природы и в то же время её хрупкость, беззащитность перед наступлением «цивилизации»;
- формирование взгляда на природу как на чудесную и возвышающую субстанцию, как на общечеловеческую ценность.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
- закономерностях развития человека и общества, взаимосвязях человека с социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:
- освоение обучающимися социального опыта, норм и правил общественного поведения через знакомство в основными темами научного и творческого наследия Д.С. Лихачева;
- способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
- способность повышать уровень своей компетентности через читательскую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать на основе литературного опыта новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
1.2. Метапредметные
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки используемых автором (на примере текстов Д.С. Лихачева) языковых единиц различных уровней, лексических и грамматических форм, синтаксиса;
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа для целостного осмысления идиостиля писателя (на примерах публицистики Д.С.Лихачева);
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых языковых фактах, наблюдениях на основе литературного материала;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий в предложенных примерах;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
2) базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других на образцах литературного материала, аргументировать свою позицию, мнение;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
3) работа с информацией:
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая публицистику Д.С.Лихачева;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать при помощи несложных схем, диаграмм и их комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- использовать в качестве образца нравственные, прецедентные образцы мысли, поведения, предложенные писателем (на примере литературного наследия Д.С. Лихачева), для понимания намерений других, проявления уважительного отношения к собеседнику, умений в корректной форме формулирования своих возражений;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты полученного опыта;
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты:
Выпускник на базовом уровне научится:
- рассматривать наследие Д.С. Лихачева как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
- представлять культурное наследие России и других стран;
- критически анализировать информацию из различных источников;
- соотносить иллюстративный материал с событиями истории России и жизни ДС Лихачева, явлениями, процессами, персоналиями;
- владеть основной современной литературоведческой терминологией, предусмотренной программой;
- демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии, оценивать роль личности в отечественной истории XX века;
- ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории XX века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории;
- характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей XX века;
- анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории XX века;
- приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
- владеть элементами проектной деятельности.
К концу 11 класса учащиеся овладевают знаниями:
- о жизни и творчестве Д.С. Лихачева;
- об общечеловеческом и конкретно-историческом значении произведений Д.С. Лихачева;
- о жанрах произведений Д.С. Лихачева и основных способах выражения в них авторского сознания;
- о произведениях Д.С. Лихачева как художественно-историческом единстве;
К концу 11 класса учащиеся овладевают умениями:
- характеризовать основные проблемы, жанровые и композиционные особенности произведений Д.С. Лихачева;
- определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней;
- анализировать проблемы, поднятые в произведениях, изученных текстуально;
- пользоваться справочным аппаратом книги, справочниками и словарями;
- составлять планы и тезисы своих выступлений на литературные темы;
- писать сочинения и изложения различных жанров, отзывы и рецензии.
Список информационных ресурсов
1. Заметки о русском / Д.С. Лихачев. — 2-е изд., доп. — Москва: Сов. Россия, 1984. — 62 с. – Текст: непосредственный.
2. Земля родная/ Д.С. Лихачев. — Москва: Просвещение, 1983. — 256 с. – Текст: непосредственный.
3. Лихачев Д. С. Я вспоминаю / Д. С. Лихачев. - Москва: Прогресс, 1991. – 256 с.– Текст: непосредственный.
4. Лихачев Д. С. Книга беспокойств: воспоминания, статьи, беседы / Д. С.
Лихачев. - Москва: Новости, 1991. – 528 с. : ил.– Текст: непосредственный.
5. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда / Д. С. Лихачев // Новый мир.
- 1994. - N 8. - С. 3-8.– Текст: непосредственный.
6. Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя...: (историческое самосознание и
культура России) / Д. С. Лихачев // Новый мир. - 1994. - N 6. - С. 113-121.– Текст: непосредственный.
7. Лихачев Д. С. Великое наследие: классические произведения литературы
Древней Руси / Д. Лихачев. – Москва, 1996.– Текст: непосредственный.
8. Письма о добром и прекрасном/ Д.С. Лихачев. — Москва: Дет. лит., 1985. — 207 с. – Текст: непосредственный.– Текст: непосредственный.
9. Поэтика древнерусской литературы/ Д.С. Лихачев. — 3-е изд., доп. — Москва : Наука, 1979. — 352 с. – Текст: непосредственный.
10. Раздумья/ Д.С. Лихачев. — Москва: Дет. лит., 1991. — 316 с. – Текст: непосредственный.
11. Раздумья о России / Д.С. Лихачев. — Санкт-Петербург:Логос, 1999. — 672 с. – Текст: непосредственный.
12. Русская культура/ Д.С. Лихачев. — Москва: Искусство, 2000. — 439 с.: ил., портр. – Текст: непосредственный.
13. «Слово о полку Игореве» — героический пролог русской литературы / Д.С. Лихачев. — Ленинград: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1967. — 119 с.– Текст: непосредственный.
14. Человек в литературе Древней Руси / Д.С. Лихачев. — [2-е изд.] — Москва: Наука, 1970. — 180 с.: ил.– Текст: непосредственный.
15. «Слово о полку Игореве» и культура его времени/ Д.С. Лихачев. — 2-е изд., доп. — Ленинград: Худож. лит.,Ленигр. отд-ние, 1985. — 351 с.: ил.– Текст: непосредственный.
16. «Слово о полку Игореве»: ист.-лит. очерк / Д.С. Лихачев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Просвещение, 1982. — 175 с.– Текст: непосредственный.
О жизни и деятельности Д.С. Лихачева
- Гениева, Е. Тихий голос несгибаемого человека // Б-ка. — 2000. — № 9. — С. 14.– Текст: непосредственный.
- Гранин, Д. Феномен Лихачева// Нева. — 1999. — № 12. - С. 143-148.— С. 3.– Текст: непосредственный.
- Дмитрий Лихачев и его эпоха: воспоминания, эссе, док., фот. / Сост. и отв. ред. Е. Водолазкин. — Санкт-Перербург: LOGOS, 2002. — 421с.: ил.– Текст: непосредственный.
- Залыгин, С. Культура и личность: к 80-летию Д.С. Лихачева // Новый мир. — 1986. — № 11. - С. 238-242. – Текст: непосредственный.
- Кураев, М. Белый полотняный портфельчик: к годовщине смерти Д.С. Лихачева // Звезда. — 2001. — № 9. - С. 213-220.– Текст: непосредственный.
- Рубашкин, А. Век Лихачева: к выходу кн. воспоминаний // Нева. — 2002. — № 9. - С. 204-207.– Текст: непосредственный.
- Рубашкин, А. Великий гражданин// Нева. — 1996. — № 11. - С. 177-180.– Текст: непосредственный.
- Тресцова, Е.В. С верой в Россию // Читаем, учимся, играем. – 2006.- № 9. – С.27-30. – Текст: непосредственный.
- Чистяков, Г. Не заглушая в себе совести// Рус. мысль. — 2000. - 19-25 окт. (№ 4337). — С. 19.– Текст: непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование уроков русского языка и литературы 7, 9 - 11 классов
Тематическое планирование уроков русского языка и литературы 7, 9 - 11 классов. Указаны использование ИКТ на уроках, уроки развития речи, контрольные работы, внеклассное чтение....
Календарно тематическое планирование уроков русского языка и литературы в 5-9 классах
В данном разделе представлены развернутые календарно тематические планирования уроков русского языка и литературы....
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в 5 – 11 классах._______________________________________
Обобщение опыта....
Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы
Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы. Обобщение опыта работы по теме....
Создание системы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах
Это разработка методического проекта учителя "Создание системы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"...
Презентация к выступлению на районном МО учителей русского языка и литературы "Разработка и применение заданий открытого типа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах в условиях внедрения ФГОС"
Данная презентация отражает результаты работы по изучению личностно-ориентированных технологий в контексте внедрения ФГОС ООО...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...