Программа "Информационно-библиотечный центр - мир интеллекта и воспитания"
рабочая программа по литературе (8 класс)
Программа внеурочной деятельности одного класса в союзе со школьной библиотекой, рассчитана на учебный год. Мы с детьми ее воплощали в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_klassa_s_bibliotekoy.docx | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
воспитательного проекта
гражданско-патриотического направления
«Информационно-библиотечный центр
– мир интеллекта и воспитания»
8 А класс
Разработчики:
Соколова ЕА – классный руководитель
Дунаева ЕА – педагог-библиотекарь
г. Северодвинск
Архангельская область
2022 - 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитательного проекта гражданско-патриотического направления для 8 класса «Информационно-библиотечный центр – мир интеллекта и воспитания» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и реализует общекультурное и общеинтеллектуальное направления во внеурочной деятельности в 8 классе.
Рабочая программа рассчитана на школьников определенной возрастной группы – подростков – обучающихся 8 класса и может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной возрастной категории.
Проект имеет практико-ориентированный, деятельностный и интегрированный характер. При реализации содержания данного проекта расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, литературы, родного языка и родной литературы, курсов внеурочной деятельности в 5 – 7 классах, направленных на воспитание патриотизма через изучение истории семьи, истории Северодвинска во время Великой Отечественной войны, истории малой родины – Архангельской области.
Актуальность проекта. Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. Нечитающий ребёнок – это не только препятствие к становлению личности, но и огромный риск для общества. Самостоятельный процесс чтения дополнительной к учебнику литературы вызывает у ребёнка трудности в восприятии и понимании текста, особенно научно-познавательных книг, и он заменяет книгу другими источниками информации, более доступными для восприятия. Таким образом, происходит снижение роли книги в жизни ребёнка. Важно развивать способность к самостоятельной творческой и читательской активности на занятиях по внеурочной деятельности в библиотеке, способность к общению, выступлению перед детской аудиторией, важно продолжать воспитывать интерес к истории родного края, его языку и культуре.
Цель проекта гражданско-патриотического направления для 8 класса «Информационно-библиотечный центр – мир интеллекта и воспитания» : формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном развитии посредством книги; социализация и развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.
Задачи проекта гражданско-патриотического направления для 8 класса «Информационно-библиотечный центр – мир интеллекта и воспитания»:
- раскрытие значения книги в формировании духовной культуры человека;
- представление о книге как художественно-историческом памятнике в контексте мировой культуры, культуры России;
- формирование умений работы с книгой;
- формирование основы культуры работы с информацией через умения самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий, справочный аппарат библиотеки;
- развитие коммуникативной культуры обучающихся через умения передавать информацию в письменной и устной форме;
- развитие творческой и познавательной активности,
- развитие самостоятельности и инициативы, ответственности за порученное дело;
- формирование умения работы по проведению массовых мероприятий;
- воспитание бережного отношения к книге, изучение правил хранения и обращения с книгой;
К концу освоения данного курса обучающиеся должны:
- уметь выступать перед детской аудиторией: проведение экскурсий в Зале Памяти и Славы;
- научиться участию в конкурсах художественного мастерства- конкурсах чтецов;
- уметь выступать перед детской аудиторией: выразительное чтение вслух перед обучающимися 1-7 классов;
- познакомиться с правилами поморского языка, уметь им пользоваться;
- повысить уровень своей читательской грамотности;
- уметь готовить иллюстративный и презентационный материал для выступления перед школьниками;
Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности:
Личностными результатами обучения являются:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования и развития;
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений к друг другу, к учителю, к результатам обучения; приобретение положительного эмоционального отношения к отечественной и мировой культуре;
- приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, конструировать высказывания, доказывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметными результатами обучения являются:
Познавательные:
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сообщения и выступления в устной и письменной форме;
- представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- умение структурировать знания;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
Регулятивные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения;
- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в познавательной и игровой деятельности.
Коммуникативные результаты:
- организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать и аргументировать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий.
Методы и формы обучения
По своей специфике занятия имеют развивающий характер, направлены на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных особенностей, возможностей материально-технической базы, типа и вида занятий. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся. Создавая свой творческий проект, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности. Получает опыт самостоятельного социального действия.
Для осуществления данной программы
- проводим анкетирование, чтобы определить интересы детей и помочь им определиться с выбором направления, представленного в проекте;
- предлагаем выбрать направление из предложенных в программе:
- «Художественное чтение»;
- «Моя экскурсия»;
- «Сохраняем традиции. Поморьска говоря»;
- «Готовимся к конкурсам»;
- «Ярко, красочно, интересно»;
Формы организации занятий: беседа, объяснение, практикум и игровые, соревновательные (конкурсы, викторины), экскурсии.
Типы занятий: Сообщения новых знаний, комбинированные, обобщающего повторения, самостоятельные и практические, коррекции и контроля знаний, умений.
Виды занятий: игра-путешествие, кинолекторий, сюжетно-ролевая игра, экспресс-час, деловая игра, круглый стол, видеоурок, конкурс, встречи с интересными людьми, экскурсия.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные, групповые.
Форма контроля – творческая работа, конкурс
Календарно-тематический план
к рабочей программе
воспитательного проекта
гражданско-патриотического направления
«Информационно-библиотечный центр – мир интеллекта и воспитания»
для учащихся 8 А класса
№ | Мероприятие | Сроки |
1 | Обсуждение тем для экскурсий в школьном Зале Памяти и Славы. Определение группы экскурсоводов, цели и задачи их подготовки. | 08.09. |
2 | Подготовка экскурсоводов по группе стендов «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны» | 15.09. |
3 | Подготовка экскурсоводов по группе стендов «Сын Белого моря и гордой Двины…» | 22.09. |
4 | Репетиционные экскурсии в Зале Памяти и Славы. | 29.09 |
5 | Подготовка к выступлению перед обучающимися 1-х классов: произведения СЯ Маршака (сказки и загадки) | 04.10 |
6 |
| 11.10 |
7 |
| 18.10 |
8 | Конкурс чтецов, посвященный празднику «День белых журавлей» | 24.10 |
9 | Выступление перед обучающимися 1-х классов. Чтение сказок СЯ Маршака по ролям, загадки. | 25.10 |
10 |
| 10.11 |
11 |
| 17.11 |
12 |
| 24.11 |
13 |
| 01.12. |
14 |
| 08.12 |
15 | Выступление перед обучающимися 1-4-х классов по теме «Герои Отечества. Чтение вслух», посвящено Дню героев Отечества. | 09.12 |
16 | Работа по теме «Сохраняем традиции. Поморська говоря». Практическое занятие. СГ Писахов. «Собака Розка». Обучающее чтение. | 15.12 |
17 | Работа по теме «Сохраняем традиции. Поморська говоря». Практическое занятие. СГ Писахов. «Собака Розка». Обучающее чтение. | 22.12 |
18 | Выступление перед обучающимися школы (1-2 классы). Сказка на поморском языке. Художественное чтение. | 29.12 |
19 | Экскурсии для обучающихся начальной школы (3-4 классы) в Зале Памяти и Славы. Посвящено Дню героев Отечества. | Весь декабрь |
20 | Подготовка к выступлению перед обучающимися 5-х классов по творчеству А. Линдгрен. | 12.01 |
21 | Подготовка к выступлению перед обучающимися 5-х классов по творчеству А. Линдгрен. | 19.01 |
22 |
творчеству А. Линдгрен. Художественное чтение вслух.
| 26.01 – 28.01 |
23 | Выступление перед обучающимися школы (3-4 классы). Сказка на поморском языке. Художественное чтение. | 02.02 |
24 | Подготовка к Международному дню родного языка. | 09.02 |
25 | Подготовка к Международному дню родного языка. | 16.02 |
26 | Выступление перед обучающимися школы с беседами о поморском языке. Художественное чтение сказки на поморском языке. | 21.02 |
27 | Подготовка к Всемирному чтению вслух. Распределение текстов. Репетиции чтения вслух. | 28.02 |
28 | Выступление пред обучающимися 1-4 классов, посвященное Всемирному дню чтения вслух. | 02.03 |
29 |
| 09.03 |
30 | Выступление пред обучающимися 1-4 классов, посвященное Всемирному дню чтения вслух. | 16.03 |
31 | Выступление пред обучающимися 1-4 классов, посвященное Всемирному дню чтения вслух. | 23.03 |
32 |
| 06.04 |
33 |
| 13.04 |
34 |
| 20.04 |
35 |
| 27.04 |
36 |
| 04.05 05.05 |
Список информационных ресурсов для педагога
1. Бухтиярова, Е. А. Семья и чтение подростков как предмет исследования / Е. А. Бухтиярова // Человек – слово – текст – контекст: проблемы современных лингвистических исследований: сборник научных трудов / Министерство образования Российской Федерации, Омский государственный университет, филологический факультет. – Омск, 2003. – С. 141-142. - Текст: непосредственный.
2. Бухтиярова, Е. А. Семья и чтение подростков: современное состояние / Е. А. Бухтиярова // Библиотеки города: территория дела и досуга : материалы научно-практической конференции / Управление культуры Администрации Челябинской области; Челябинская государственная академия культуры и искусств; МУК “Централизованная библиотечная система” ; отв. ред. З. В. Руссак. – Челябинск, 2003. – С. 74-75. - Текст: непосредственный.
3. Бухтиярова, Е. А. Современное состояние семьи как социального института формирования личности / Е. А. Бухтиярова // Динамика систем, механизмов и машин: материалы 5 международной научно-технической конференции, 16-18 ноября, 2004. – Омск: ОмГТУ, 2004. – Кн. 4. – С. 122- 123. - Текст: непосредственный.
4. Бухтиярова, Е. А. Семья как объект библиотечной теории / Е. А. Бухтиярова // Библиотечное дело – 2005: деятельность библиотек и развитие информационной культуры общества: материалы десятой международной научной конференции (Москва 20-22 апреля 2005 г.) / МГУКИ, ЦНСХБ, РГБ, ГПНТБ России. – Москва, 2005. – С. 18-19. - Текст: непосредственный. - Текст: непосредственный.
5. Бухтиярова, Е. А. Семья как объект библиотековедческих исследований / Е. А. Бухтиярова // Вестник Омского Государственного университета. – 2005. – №3. – С. 72-75. - Текст: непосредственный.
6. Бухтиярова, Е. А. Программы чтения как технология взаимодействия библиотеки и семьи в формировании ребенка-читателя / Е. А. Бухтиярова // Книга и мировая культура: материалы межрегиональной научно-практической конференции (24–26 апреля 2006 года) / Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, филологический факультет, кафедра библиотечно-информационной деятельности; отв. ред. В. И. Хомяков, Е. М. Смирнова. – Омск: Вариант-Омск, 2006. – С. 11-18. – ISBN 5-7065-0270-6. - Текст: непосредственный.
7. Бухтиярова, Е. А. Семья и библиотека: пути взаимодействия (по результатам социологического исследования) / Е. А. Бухтиярова // Омский научный вестник. – 2006. – № 6. – С. 37-39. - Текст: непосредственный.
8. Воспитание читателя: [сайт]. - https://cbse.ru/category/roditelyam/vospitanie-chitatelya/ (дата обращения: 12.09.2022). – Текст: электоронный.
9. Воспитание талантливого читателя: организация индивидуальной работы в библиотеке:[сайт]. - https://ipnews.ru/showart_798_doctype/mc2rkqe/content-page/3249461/ (дата обращения: 12.09.2022). – Текст: электоронный.
10. Роль школьной библиотеки в воспитании и обучении школьников : [сайт]. - https://znanio.ru/media/rol-shkolnoj-biblioteki-v-vospitanii-i-obuchenii-shkolnikov-2526784 (дата обращения: 12.09.2022). – Текст: электоронный.
11. Взаимодействие семьи и библиотеки как фактор формирования читателя-ребенка: [сайт]. -
http://www.spsl.nsc.ru/download/dissovet/buht.htm (дата обращения: 12.09.2022). – Текст: электоронный.
12. Влияние массовых мероприятий библиотеки на эволюцию художественных интересов и потребностей читателей: [сайт]. - https://vuzlit.com/194363/vliyanie_massovyh_meropriyatiy_biblioteki_evolyutsiyu_hudozhestvennyh_interesov_potrebnostey_chitateley (дата обращения: 12.09.2022). – Текст: электоронный.
13. КАК ВОСПИТАТЬ ТАЛАНТЛИВОГО ЧИТАТЕЛЯ : [сайт]. - http://knigin-dom.blogspot.com/2012/09/blog-post_2447.html (дата обращения: 12.09.2022). – Текст: электоронный.
14. Осваиваем креативные формы работы современной библиотеки : [сайт]. - http://www.libamur.ru/sites/libamur/files/kreativnye_formy_raboty_0.pdf (дата обращения: 12.09.2022). – Текст: электоронный.
15. Работа библиотек по эстетическому воспитанию читателей
(Методические рекомендации в помощь работе библиотек): [сайт]. - http://spassklib.ru/rabota-bibliotek-po-esteticheskomu-vospitaniyu-chitatelej/) (дата обращения: 12.09.2022). – Текст: электоронный.
16. Роль среды в формировании ребёнка-читателя : [сайт]. - https://ped.bobrodobro.ru/35282 (дата обращения: 12.09.2022). – Текст: электоронный.
17. Роль школьной библиотеки в воспитании творческого читателя. Возрождение семейного чтения как семейной традиции при реализации ФГОС : [сайт]. - https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/61736-rol-shkolnoj-biblioteki-v-vospitanii-tvorches (дата обращения: 12.09.2022). – Текст: электоронный.
18. Роль школьной библиотеки в формировании у обучающихся мотивации к чтению: [сайт]. -
https://rescent-szn.minobr63.ru/wp-content/uploads/2015/07/%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B8-%D0%B2-%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D1%83-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85%D1%81%D1%8F-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BA-%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E.pdf (дата обращения: 12.09.2022). – Текст: электоронный.
19. Социальные аспекты работы с подростками и молодежью в библиотеках: [сайт]. - http://infomania.ru/pdf/0402.pdf (дата обращения: 12.09.2022). – Текст: электоронный.
20. Уникальное место школьная библиотека : [сайт]. - https://boarding-school2.ru/p37aa1.html (дата обращения: 12.09.2022). – Текст: электоронный.
21. Филиппова, Елена.. Воспитание читателя. Практические методы/ А. Кашкаров, С. Глебова: [сайт]. - https://ru.bookmate.com/books/IEzx0FgI (дата обращения: 12.09.2022). – Текст: электоронный.
22. Шеламова, Г. Н. Мои библиотечные мысли: [сайт]. - https://childbook.lib48.ru/forum/privlech-v-biblioteku-ili-vernut-chitatelya-otryivok-iz-knigi-moi-bibliotechnyie-myisli/ (дата обращения: 12.09.2022). – Текст: электоронный.
Список информационных ресурсов для обучающихся
- Артоболевский Г.В. «Художественное чтение». - Москва: Просвещение, 1978. - Текст: непосредственный.
- Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. - Москва: ВЦХТ, 2007.-160с. - («Я вхожу в мир искусств»). - Текст: непосредственный.
- Германова М. Книга для чтецов. - Москва: Профиздат,1960. - Текст: непосредственный.
- Карпов Н. Уроки сценического движения. - Москва, 1998. - Текст: непосредственный.
- Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия»,2001. - Текст: непосредственный.
- Куракина. Основы техники речи в трудах К. С. Станиславского. – Москва: ВТО, 1959. – 54 с. - Текст: непосредственный.
- Моргунов Б.Г. Законы звучащей речи. - Москва: Сов. Россия, 1986. - / Библиотечка «В помощь худож. сам-ти» №14. - Текст: непосредственный.
Список информационных ресурсов для родителей
- Бухтиярова, Е. А. Семья и чтение подростков: современное состояние / Е. А. Бухтиярова // Библиотеки города: территория дела и досуга : материалы научно-практической конференции / Управление культуры Администрации Челябинской области; Челябинская государственная академия культуры и искусств; МУК “Централизованная библиотечная система” ; отв. ред. З. В. Руссак. – Челябинск, 2003. – С. 74-75. - Текст: непосредственный.
- Бухтиярова, Е. А. Современное состояние семьи как социального института формирования личности / Е. А. Бухтиярова // Динамика систем, механизмов и машин: материалы 5 международной научно-технической конференции, 16-18 ноября, 2004. – Омск: ОмГТУ, 2004. – Кн. 4. – С. 122- 123. - Текст: непосредственный.
- Бухтиярова, Е. А. Семья как объект библиотечной теории / Е. А. Бухтиярова // Библиотечное дело – 2005: деятельность библиотек и развитие информационной культуры общества: материалы десятой международной научной конференции (Москва 20-22 апреля 2005 г.) / МГУКИ, ЦНСХБ, РГБ, ГПНТБ России. – Москва, 2005. – С. 18-19. - Текст: непосредственный. - Текст: непосредственный.
- Бухтиярова, Е. А. Программы чтения как технология взаимодействия библиотеки и семьи в формировании ребенка-читателя / Е. А. Бухтиярова // Книга и мировая культура: материалы межрегиональной научно-практической конференции (24–26 апреля 2006 года) / Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, филологический факультет, кафедра библиотечно-информационной деятельности; отв. ред. В. И. Хомяков, Е. М. Смирнова. – Омск: Вариант-Омск, 2006. – С. 11-18. – ISBN 5-7065-0270-6. - Текст: непосредственный.
- Бухтиярова, Е. А. Семья и библиотека: пути взаимодействия (по результатам социологического исследования) / Е. А. Бухтиярова // Омский научный вестник. – 2006. – № 6. – С. 37-39. - Текст: непосредственный.
- Взаимодействие семьи и библиотеки как фактор формирования читателя-ребенка: [сайт]. -
http://www.spsl.nsc.ru/download/dissovet/buht.htm (дата обращения: 12.09.2022). – Текст: электоронный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа как один из центров культурного и духовного воспитания подрастающего поколения
"Школа как один из центров культурного и духовного воспитания подрастающего поколения"Из опыта работы МАОУ Заревской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельн...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Разработка и апробация модели деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС и расширения внеурочного пространства МОБУ «Еленовская СОШ»
Патриотическое, духовно - нравственное воспитание в условиях современного российского общества приобрело особое значение. Это связано с его глубинными изменениями, необходимостью коренного пересмотра ...
Положение о Центре дополнительного образования и воспитания детей
Для создания блока дополнительного образования в школе....
Положение о кружках и секциях Центра дополнительного образования и воспитания детей
Для создания блока дополнительного образования детей в школе...
Положение о порядке и основании перевода, отчисления и восстановления обучающихся Центра дополнительного образования и воспитания детей
Для создания системы дополнительного образования в школе...
Презентация "Работа библиотеки МБОУ "Образовательный центр "Созвездие"" по патриотическому воспитанию с детьми с ОВЗ"
Презентация "Работа библиотеки МБОУ "Образовательный центр "Созвездие"" по патриотическому воспитанию с детьми с ОВЗ"...