конспект урока по теме "«Анализ 2 и 3 действия драмы А.Н Островского «Гроза». Характеристика героев»"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
конспект урока по драме "Гроза" А.Н. Островского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deystvie_2-3_1.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Анализ 2 и 3 действия драмы А.Н Островского «Гроза». Характеристика героев»
Цель урока:
Выработать у школьников навык характеристики литературного героя, рассмотреть образы Дикого и Кабанихи, Варвары и Катерины, выявить их основные черты. Просмотреть, как развивались отношения Варвары и Кудряша и Катерины и Бориса, сопоставить их. Подробно проанализировать происходящие события во 2 и 3 действии драмы.
Задачи урока:
1.Обучающие (образовательные): совершенствование умений чтения и анализа художественного текста; формировать умения работы с литературоведческими терминами («говорящая фамилия» и т.д.)
2.Развивающие: развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; развитие образного и аналитического мышления , литературно-творческих способностей, читательских интересов учащихся; развитие умения анализировать, сопоставлять , сравнивать , выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры( т. е. развивать логическое мышление); формировать умение работы с литературой, таблицей, схемами ; развивать творческие способности и коммуникативные компетенции учащихся.
3.Воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения; формирование духовно-нравственных качеств личности.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные УУД: формирование познавательного интереса, способности к самооценке и к оценке всего класса, оценка усваиваемого содержания.
Регулятивные УУД: формировать умение определять и формулировать цель на уроке, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; контроль, коррекция, оценка.
Познавательные УУД: ориентироваться в системе своих знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросе в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений; слушать и понимать речь других; развивать устную речь
ХОД УРОКА
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята, сегодня мы продолжаем с Вами изучать драму А. Н. Островского «Гроза». Наша задача сегодня – разобрать второе и третье действие произведения и посмотреть, как дальше развиваются события в драме.
Учитель: Для начала предлагаю Вам вспомнить, о чем говорилось в первом действии.
Учитель: Кто помнит, чем заканчивается 1 действие?
ДЕЙСТВИЕ 2
Учитель: Чем начинается второе действие?
Ученики: Отъезд Тихона (в тексте)
Учитель: Вы успели прочитать три действия. Какой вы себе представили Катерину?
Учитель: Как вы можете объяснить поведение Катерины во время отъезда? (+показать по тексту поведение)
Учитель: Какого греха она боится?
Учитель: Помимо Катерины, в доме Кабановых есть еще кто-то, «близкий по духу» к Катерине?
Ученики: Варвара
Учитель: Как вы это поняли?
Ученики: Только ей смогла открыться Катерина
Учитель: Что мы узнаем из их диалога перед отъездом Тихона?
Ученики: Какая Катерина есть на самом деле (по тексту доказать) (см стр 23, 25 образ именно Волги здесь не случаен)) (вспомнить жизнь в Калинове) и то, что она не любит Тихона)
Учитель: Каким вы представили себе Тихона?
Ученики: Полностью зависит от мнения мамы (+по тексту найти его поведение)
Учитель: Сравните его и Катерину и подумайте, могла ли Катерина любить Тихона?
Ученики: Нет
Учитель: Почему?
Ученики: Катерина сильнее его духом. Мы это узнали из признания Катерины о том, какая она есть на самом деле (зачитать по тексту)
Учитель: Также из их диалога мы узнаем о том, что Катерина просится с ним ехать. Как выдумаете зачем? (если не выйдут к этой теме сами)
Ученики: Боится греха
Учитель: О каком грехе идет речь?
Ученики: О том, что Катерина влюблена в другого
Учитель: Почему для Катерины это очень важно, быть верной мужу?
Ученики: Она верующая (+ по тексту)
Учитель: Вывод: как она относится к грехам?
Учитель: Из их диалога с Варварой мы узнаем, что она тоже не без греха. Совпадает ли Отношение к греху Варвары и Катерины?
Ученики: Нет, Варвара более спокойно относится к грехам, можно сказать, не боится их. Для нее главное, чтобы было все «шито да крыто» (найти это в тексте)
Учитель: Переходим к образу Кабанихи, что она говорит Тихону перед отьездом? (зачитать)
Учитель: Чем она руководствуется?
Ученики: домостроем, где жена должна полностью «потакать» мужу
Учитель: Можете ли вы как- то объяснить ее такое поведение? (док-во в тексте на стр29, отношение к молодежи)
Учитель: Что можете сказать о Кабанихе? О Тихоне, может ли он быть на самом деле таким, каким хочет видеть его Кабаниха? (нет, в силу своего характера)
Учитель: Почему Тихон не хочет взять ее с собой? (устал от них) + зачитать
Учитель: Тихон упоминает слово гроза (найти в тексте и объяснить его значение)
Учитель: О какой гибели говорит Катерина, о гибели в буквальном смысле?
Ученики: нет, в духовном, так как она одна в этом доме с властным характером и так как она любит другого человека и согрешить для нее – большой грех. (явление 4 конец)
Учитель: Расскажите о поведении Катерины после отъезда мужа? Как она отреагировала? А как должна была, по словам Кабанихи?
Учитель: Согласны вы с Кабанихой?
Ученики: и да и нет, если бы любила, возможно, было бы так, как описывает Кабаниха. (стр 30 -7 явление)
Учитель: О чем говорится дальше? (явление 10)
Ученики: Варвара подстраивает встречу с Борисом.
ДЕЙСТВИЕ 3
Учитель: С чего начинается действие?
Ученики: С диалога Кабановой и Феклуши, где показаны две противоположные жизни: жизнь Москвы и жизнь в Калинове (док-ть стр 34)
Учитель: Явление второе, встреча Дикого и Кабанихи, что можете сказать исходя из него?
Ученики: Две сильные личности, каждая из которых пытается доказать свое превосходство как между собой, так и в своем доме (стр 36, 37 «о доме Дикого))
Учитель: Как вы думаете, кто все-таки их них сильнее по духу?
Ученики: (Кабанова) (можно соотнести с примером Тихона и Катерины)
Учитель: Из-за чего Дикой напился?
Ученики: У него в очередной раз денег просили
Учитель: Еще одно доказательство его жадности
Учитель: Встреча Катерины и Бориса. Как вы думаете, случайно ли они полюбили друг друга?
Ученики: нет, две противоположные личности данному обществу в городе, есть еще Варвара, но она уступает и все же она является частью семьи Кабанихи и частью того общества, добиваясь своих целей путем обмана
Учитель: Вспомните диалог Кудряша и Бориса (явление второе), что они говорят о народе
Учитель: Исходя из проанализированных событий –это действительно так?
Ученики: да
Учитель: Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины (действие III, явление 6-8)
Учитель: Обе ли девушки одинаково относятся к греху?
Ученики: Нет. Варвара почти открыто встречается с Кудряшом
Итоги:
Учитель: Что мы узнали на уроке?
Ученики: Разобрали второе и третье действие драмы «Грозы», посмотрели, как дальше развиваются события в данном произведении. Второе действие начинается с отъезда Тихона, в это время Катерина встречается с другим. Их свидания подстраивает Варвара, которая тоже встречается то ли тайно, то ли открыто с Кудряшом.
Узнали, что гроза в произведении – это символ и одно из его значений – это гнет и давление на Тихона Кабанихи, вечные полемики ее и Катерины. Он сам говорит Катерине, что они как гроза над ним, поэтому он хочет уехать и уехать один.
Подробнее познакомились с Кабанихой и Дикоем. Узнали, кто из них имеет большую власть. Из их диалога более подробно изучили их характеры. Дикой был настолько скуп, что даже напился и пришел жаловаться Кабанихе, когда у него начали вновь просить деньги.
Также, в третьем действии возвращается Тихон.
(Озвучивание и выставление оценок)
Домашнее задание: прочитать 4 и 5 действие.
Учитель: урок окончен, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1-й урок по драме А. Н. Островского "Гроза". 10 класс
А. Н. Островский "Гроза". 1-й урок. В презентации содержатся материалы о теме и идее произведния, об основном конфликте пьесы, о композиции и жанровом своеобразии драмы. Материалы о жизненной ос...
Из опыта работы. Урок. Споры вокруг драмы А.Н. Островского "Гроза"
Урок литературы в 10 классе. Споры вокруг драмы Островского "Гроза"...
Конспект урока в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему.
Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему....
Презентация к уроку литературы в 10 классе по драме А.Н. Островского "Гроза". Жестокие нравы города Калинова.
Презентация к уроку литературы в 10 классе по драме А.Н. Островского "Гроза". Жестокие нравы города Калинова....
Урок - семинар Обличение «темного царства» в драме А.Н. Островского «Гроза»
Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского...
Методическая разработка урока по драме А.Н. Островского "Гроза"
Урок разработан для 10 класса по драме А.Н. Островского "Гроза" с применением технологии личностно-ориентированного обучения....
Конспект урока по теме «Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»
Следующая программа по литературе составлена под редакцией В.Я. Коровиной. Она считает, что «серьезным результатом и плодотворной работой учителя является верное понимание учащимися произве...