Конспект урока литературы в 11 классе "Трагедия Григория Мелехова"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Бредихина Наталья Алексеевна

Конспект урока литературы в 11 классе "Трагедия Григория Мелехова" по роману М. Шолохова "Тихий Дон". Это завершение изучения романа.Подводятся итоги жизненных исканий главного героя, подробно анализируется последняя глава романа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возвращение Григория Мелехова на хутор (Роль последней главы в романе)

«Сам ищу выход». Трагедия Григория Мелехова.

11 класс

«Сам ищу выход» (Трагедия Григория Мелехова - главного героя романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»)

Цель

показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой страны 

Задачи:

  1. сформировать у учащихся целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя Григория Мелехова; показать взаимосвязь жизни и творчества писателя, обусловленность авторских позиций историческим контекстом;
  2. активизировать мыслительную деятельность учащихся средствами художественного слова (мыслительные операции по анализу произведений, сравнению и сопоставлению, по абстрагированию и конкретизации, по систематизации);
  3. формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма; приобщить учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают содержание романа; имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют последнюю главу в соответствии с поставленным заданием.

Формы работы:

  1. аналитическая беседа
  2. коллективная работа со спиральной схемой «Трагедия Григория Мелехова».
  3. анализ эпизода, работа с ПОПС-формулой
  4. постановка и решение проблемного вопроса: как же действовал Григорий: находился под властью обстоятельств или сам творил свою судьбу?
  5. Делают вывод о роли последней главы в романе

Тип урока:

комбинированный (урок-диалог).

Оборудование:

портрет М. А. Шолохова, текст романа, иллюстрации к роману «Тихий Дон», опорные схемы


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Создание эмоционально-психологического настроя.

Приветствуют учителя

  1. Актуализация знаний.

(1 минута)

  1. Блиц-опрос
  1. Назовите жанр произведения «Тихий Дон» (роман-эпопея).
  2. Перечислите исторические события, изображенные в романе (первая мировая война, гражданская война, восстание казаков на Дону).
  3. Укажите название станицы, где в основном разворачиваются события романа (хутор Татарский).
  4. Что обозначает в переводе с тюркского «казак»? (храбрец, удалец)
  5. Для чего автор использует диалектизмы?  (для создания колорита)

Отвечают на вопросы в группах, взаимопроверка  - прием «Карусель»

  1. Постановка  целей и задач урока

(3 минуты)

  1. Постановка проблемы.

Притча о выборе человека.

Когда Бог создал человека, то спросил его, кем он хочет быть. Человек был ещё молодым и неопытным и потому от такого вопроса несколько растерялся и сказал: «Я не знаю». Тогда Бог взял человека за руку и повёл к морю. Подведя его к берегу, Бог показал ему на раковины, лежащие на дне морском, и сказал:

— Если хочешь, ты можешь выбрать себе жизнь раковины - будешь находиться на самом дне, среди миллионов таких же, как и ты, и едой твоей будет только то, что занесёт тебе течение. День твой сегодняшний будет похож на вчерашний, и вся жизнь твоя пройдёт без риска и потрясений. Ни победы, ни поражения не будут волновать тебя. Всё время ты будешь лежать на дне, лишь открывая и закрывая створки.

 Показав человеку жизнь раковины, Бог повёл человека в горы. И там, высоко в горах, указал ему на гнездо орла.

— Но если хочешь, ты можешь выбрать себе эту жизнь. Ты сможешь парить так высоко, как захочешь, сможешь достигать самых высоких вершин, и на вершинах этих ты встретишь лишь немногих таких же, как и ты. Ты сам будешь определять, куда и как тебе лететь, и ценой всему этому будет то, что ничто и никогда не достанется тебе просто так. Ты будешь каждый день отправляться на поиски пищи и добывать её потом и кровью. Ты можешь выбрать и эту жизнь, если захочешь.

И с тех пор появились на свете люди, которые выбрали для себя жизнь раковины, и лишь немногие, которые выбрали для себя жизнь орла.

- Наверное, каждому приходилось бывать в трудных жизненных обстоятельствах.

- Скажите, чем руководствуетесь вы, делая выбор? /обстоятельства, среда, цель, "я сам"/                                     Существует две точки зрения:

  • Выбор человека зависит от обстоятельств. "Сильнее всего неизбежность, ибо она властвует над всеми". ФалЕс. Древнегреческий философ.
  • Человек сам творит свою судьбу. "Люди хозяева своей жизни" У. Шекспир.

«Герой и время», «герой и обстоятельства», поиск самого себя как личности — вечная тема искусства стала главной и в «Тихом Доне». В этом поиске — смысл существования главного героя Григория Мелехова в романе. «Блукаю я, как метель в степи…», «Сам ищу выход»,— говорит он о себе. При этом Григорий всё время стоит перед необходимостью выбора, который не был лёгким и простым.

- Вспомним основные этапы жизни героя произведения (работа со схемой спиралью)

И вот мы на последних страницах романа. Позади долгая дорога трудной жизни, жизни поиска правды, поиска самого себя. Осталось сделать последний выбор, самый сложный и самый ответственный.

Мы продолжаем работу над темой «Трагедия Григория Мелехова» и тема сегодняшнего урока «Сам ищу выход».  Найдите ключевые слова в теме урока.

- Подумайте, какой может быть цель нашего урока? Сформулируйте ее в виде проблемного вопроса. (Человек зависит от обстоятельств или сам творит свою судьбу?).

Заслушивают притчу,

Отвечают на вопросы учителя с опорой на жизненный опыт.

Работа со схемой-спиралью

img

Записывают тему урока, на основе обсуждений формулируют проблему

  1. Аналитическое чтение

(25 минут+8 на обсуждение)

  1. Аналитическое чтение эпизода романа, ч. 8, гл.18. Роль эпизода в романе

Григорий Мелехов на следующем этапе жизни: после гибели Аксиньи ему предстоит сделать ещё один выбор.

Каким же предстаёт перед читателями романа Григорий Мелехов в последней главе? Каков итог его жизни? Попробуем в этом разобраться и понять роль последней главы в романе Шолохова.

Работа в группах (5 минут сам. Работа + 5 минут обсуждение)

1 группа «Пейзажисты» (1 абзац)

1.Для чего главу “Возвращение Григория Мелехова на хутор” автор начинает с пейзажной зарисовки?

Образы, цвет, ключевые слова

Вывод

2 группа «Биографы»

1.Проследить за действиями Григория после смерти Аксиньи.

2.Как вы можете объяснить бессмысленные скитания Григория по лесу?

Вывод

3.группа «Социологи»

1.Где оказывается Мелехов после долгих скитаний?

2.Почему эти люди вынуждены жить в лесу?

3.Как это соотносится с образом Григория, с исторической обстановкой?

4.Почему Чумаков назовёт этих людей «мирными разбойничками»?

5.Для чего автор вводит в повествование этих героев?

Вывод

4.группа «Психологи»

Григорий у дезертиров.

1.Каково настроение героя?

2.Определите значение снов?

3.Чем занимается Григорий?

4.Как это его характеризует? 

Дают ответы с использованием цитат из текста. Прием «ПОПС - формула»

Учащиеся обосновывают свой выбор; отвечают на вопросы учителя, аргументируют свою позицию, предлагают свое решение проблемного вопроса.

1 группа

«Возвращение созвучно со словом «возрождение». Глава начинается с весеннего возрождения природы, но упоминается о палах, выжженных местах, где нет жизни: не растёт трава, нет птиц и животных. Это можно соотнести с душой Григория, который всё потерял, и не видит смысла жизни.

Возвращение-возрождение-душа Григория – всё потерял, не видит смысла жизни

2 группа

Герой, похоронив Аксинью, скитается по степи, бродит по огромному лесу. Несмотря на голод, он не решается поехать ни домой, ни в Вешенскую, ни к какому – либо жилью. Похоже, «он утратил со смертью Аксиньи» не только «разум и былую смелость», но и желание жить.

Утратил желание жить

3 группа

1)После долгих скитаний Григорий оказывается у дезертиров.

2)Они, как и Григорий, оказались вне круга, им нет места в новом обществе.

3)Историческая обстановка: после победы советской власти для того, чтобы её защитить, всех неблагонадёжных репрессировали. Неблагонадёжные – те, кто во время гражданской войны служил на стороне белых.

4)Образы дезертиров позволяют показать историческую ситуацию, широту проблемы, сказать, что Григорий не одинок в своём горе.

Таких, как Григорий, много

4 группа

1.        Настроение

«томительно тянувшиеся дни»

 «тоска по детям, по родному хутору»

«ворочался», «не мог заснуть», «ядовитая тоска»

2.        Занятия

Убивает время:

вырезывает ложки, выдалбливает  миски, мастерил игрушки.

Глаголы обозначают мирные действия, потому что Григорий – человек мира, ему нужен дом, семья, дети.

3.        Сны Григория Мелехова

дети, Аксинья, мать, родные - те, кого не было в живых,

то есть, связь с прошлым сильнее, чем с настоящим, следовательно: мысли о смерти

«покрасоваться на детишек, тогда можно бы и помирать»

Мысли о смерти

  1. Аналитическое чтение.
  1. Эпизод «Появление Чумакова»

«Походить бы ишо раз по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда и помирать можно», - часто думал он.

И вот появляется Чумаков (с. 682)

  • Каково отношение к этому герою?
  • Чем он отличается от дезертиров?
  • Можно ли оправдать этого человека?
  • Может ли  он встать на путь истинный?
  • Для чего герой введён в произведение?
  • Как вы думаете, какое влияние на Григория оказал рассказ Чумакова о сыне Фомина Давыдке?

  1. Сцена возвращения, с.683

«У крутояра лёд…» до слов «о полу шинели»

  • Выделите ключевые слова
  • Каким символическим смыслом наполняет их автор?

  1. Встреча с Мишаткой. Сопоставление со сценой из х/ф «Тихий Дон» (3 серия, 1ч,55мин-1ч,56 мин)

Сравнение позволяет увидеть преимущества литературы перед другими видами искусства и оценить мастерство Шолохова.

1.Можно ли поставить знак равенства между финалом книги и финалом фильма?

2. Что осталось за кадром?

3. Что даёт нам лучше понять, каково внутреннее состояние Григория: кадр из фильма или книга?

  1. Как ведёт себя сын? Почему?

Будто вымаливая у сына прощение за долгое отсутствие, Григорий опускается перед ним на колени, целует его розовые холодные ручонки, а затем держит ребёнка на руках, стоя у родного дома... Это то, о чём мечтал Григорий.

  1. Какой смысл имеет последнее предложение?

Последние строки трагичнее, чем весь роман.

Во-первых, сын – всё, что “пока еще “роднило”, следовательно, скоро перестанет роднить с землёй и с жизнью.

Во-вторых, возвратившийся в хутор, возродившийся к жизни Григорий в мире под “холодным солнцем”. Холодное, а, значит, равнодушное солнце чем-то напоминает равнодушие Мишатки, Кошевого. Не даёт, а забирает жизнь.

Дают ответы с использованием цитат из текста.

1.Отношение к герою противоречивое:

осуждаем за жестокость, жалеем, потому что, видимо, у человека нездоровая психика.

2.Он не может без убийства, жаждет крови, Его психика не выдержала испытаний войной.

3. Война убила в нём человека, война покалечила его, вряд ли он может встать на путь исправления.

4.Чумаков противопоставлен «мирным разбойничкам».

5.Свидетелем убийств становится  “сынишка Фомина” Давыдка. Вряд ли ребенок вырастает здоровым, вряд ли найдёт место в жизни, обретет счастье. Война сделала его сиротой.

2) Дети Григория – сироты при живом отце

3) Узнав о Давыдке, Григорий задумывается о своих детях и, не дожидаясь амнистии, отправляется домой, чтобы суметь защитить, воспитать, поставить на ноги.

  1. Бросил в воду винтовку. Наган, патроны -

Не собирается воевать, хочет войти в хутор с миром, с чистой душой.

  1. Тщательно вытер руки -

1)смыл кровь со своих рук,

2)Умываю руки = Смиряюсь, хочу мира.

Конечно, книга.

Очень трогательна сцена встречи отца и сына. Не может оставить равнодушным внутреннее состояние Григория. Он взволнован. “Еле удержался”, чтобы не подбежать к нему; “жадно” всматривается в лицо, “сдавленным голосом” твердит: “Сынок... сынок...”.

А сын, в отличие от отца, ведёт себя более сдержанно. Мы не видим радости в его глазах. Вместо радости – испуг, и если Григорий смотрит на сына жадно, то сын опускает глаза, отвечает “не глядя на отца”.

Дело в том, что Мишатка живёт не воспоминаниями, как Григорий, а настоящим, и в этой настоящей жизни сложился свой мир с горестями и радостями. К сожалению, в этом мире нет Григория. Место отца, судя по всему, занял Кошевой. На вопрос Григория о тётке и Полюшке Мишатка отвечает: “Тётка Дуня здоровая, а Полюшка померла осенью... От глотошной. А дядя Михаил на службе”. Но ведь про Михаила Григорий не спрашивал, следовательно, для ребёнка этот человек многое значит.

Последнее предложение особенно значимо: “Это было все, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром”.

Финал произведения открыт, о дальнейшей судьбе Григория Мелехова остаётся только догадываться.

  1. Аналитическая беседа.

Финал тяжкого пути познания истины.

  1. Каким в финале романа мы видим Григория Мелехова?

Шолохов всё-таки возвращает Григория Мелехова на хутор. Не для того же, чтобы он погиб. Для этого было много других случаев гораздо раньше. Автор возрождает героя к жизни ради другого человека, ради Мишатки, которому нужен настоящий отец с настоящей любовью, а не с холодным равнодушием. Поэтому, возможно, ещё одна схватка Григория Мелехова и Михаила Кошевого впереди. Это схватка за сына. И никакое оружие, никакая власть в ней не помогут. Победить сможет только сильный и честный человек, который умеет искренне любить.

  1. Что делает Григория Мелехова лицом трагическим? В чём трагедия главного героя романа? (Трагедия Григория заключается в потребности в правде и невозможностью ее достижения)

  1. Решение проблемного вопроса (в группах)

1.Как же действовал Григорий: находился под властью обстоятельств или сам творил свою судьбу?

2. Какова роль последней главы романа?

Так в ходе анализа эпизода мы установили его роль. Автор показал

  • историческую обстановку,
  • психологическое состояние людей,
  • социальные проблемы общества,
  • разрешил философские вопросы о жизни, смерти, возрождении, смысле жизни.

Обобщение учителя. 

Шолохов заканчивает свой роман словами: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Можно с уверенностью сказать, что не зря прожил свою жизнь Григорий Мелехов. Нет особой вины Григория в том, как сложилась его судьба: не он выбирал время, в котором жить. Но можно сказать одно: надломлен Мелехов, но не сломан, покалечен, но не изуродован войной, как Митька Коршунов или Фомин. Не кривил он душой, а если где и пошёл против совести, то до конца расплатился с собой за это. И Мишатка, сидящий на руках отца, лучшая награда ему за всё от неласковой судьбы.

Учащиеся обобщают, делают выводы, записывают в тетрадь

Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XX в.

“Григорий Мелехов – целостный человек в трагически разорванном времени”. (Е. Тамарченко)

Запись в тетрадь

  1. Подведение итогов

(5 минут)

  1. Рефлексия и выставление оценок

В заключении я бы хотела привести высказывание Мигеля Сервантеса: «В жизни судьба всегда оставляет дверку для выхода». Впереди у вас долгая и трудная жизнь, и вам не раз придётся делать выбор. И мне хочется пожелать, чтобы ваши решения были правильными.

Записи на листе «Рефлексия»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=747d5d346ab7b2c4791d28d49bdb919f-5878076-images-thumbs&n=13&exp=1

Домашнее задание

(3 минуты)

  1. Современные концепции образа Мелехова.

В критической литературе о Шолохове в настоящее время определились две точки зрения на Григория Мелехова, которые приблизительно сводятся к следующему:

  • Трагедия Григория Мелехова есть трагедия человека, оторвавшегося от народа, ставшего отщепенцем.
  • Трагедия Григория Мелехова есть трагедия исторического заблуждения.

Ответить письменно на вопрос: «Кто же он? Жертва ли заблуждений, испытавшая всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем?»

Записывают домашнее задание, прослушивают комментарий учителя, задают уточняющие вопросы.


Домашнее задание к уроку

  1. Задание по группам

1 группа «Пейзажисты» (1 абзац)

1.Для чего главу “Возвращение Григория Мелехова на хутор” автор начинает с пейзажной зарисовки?

1.Образы, цвет, ключевые слова

Вывод

2 группа «Биографы»

1.Проследить за действиями Григория после смерти Аксиньи.

2.Как вы можете объяснить бессмысленные скитания Григория по лесу?

Вывод

3.группа «Психологи»

Григорий у дезертиров.

1.Каково настроение героя?

2.Определите значение снов?

3.Чем занимается Григорий?

4.Как это его характеризует?

Вывод

4.группа «Социологи»

1.Где оказывается Мелехов после долгих скитаний?

2.Почему эти люди вынуждены жить в лесу?

3.Как это соотносится с образом Григория, с исторической обстановкой?

4.Почему Чумаков назовёт этих людей «мирными разбойничками»?

5.Для чего автор вводит в повествование этих героев?

Вывод

  1. План главы

1. Пейзаж.

2. Состояние Григория Мелехова.

3. Григорий в лагере дезертиров.

4. Визит Чумакова.

5. Возвращение в хутор.

6. Встреча отца и сына.

7. Финал главы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возвращение Григория Мелехова на хутор (Анализ эпизода заключительной главы романа Шолохова «Тихий Дон»)

Слайд 2

1.Выбор человека зависит от обстоятельств. 2.Человек сам творит свою судьбу. Сильнее всего неизбежность, ибо она властвует над всеми Фалес, древнегр . философ Люди – хозяева своей жизни У. Шекспир

Слайд 3

Трагедия Григория Мелехова Любовь к Аксинье Женитьба на Наталье Уход в Ягодное Воинская служба Ранение. Разговоры Убийство австрийца с Гаранжей Георгиевский кавалер Сближение с б ольшевиками Расстрел Чернецова.Разрыв с Подтелковым Участие в восстании Смерть Натальи Служба в Красной Армии Мечта о мирном труде В банде Фомина Гибель Аксиньи Возвращение к родному дому

Слайд 4

«Сам ищу выход » Человек зависит от обстоятельств или сам творит свою судьбу?

Слайд 5

План заключительной главы 1. Пейзаж. 2. Состояние Григория Мелехова. 3. Григорий в лагере дезертиров. 4. Визит Чумакова. 5. Возвращение в хутор. 6. Встреча отца и сына. 7. Финал главы.

Слайд 6

Работа в группах 1. пейзажисты 2. биографы 3. социологи 4. психологи

Слайд 7

ПОПС - формула П – позиция (я считаю, что…) О – обоснование (потому что…) П – примеры(во-1,во-2 и т.д.) С – следствие (таким образом,…)

Слайд 8

«Пейзажисты» 1.Для чего главу «Возвращение Григория Мелехова на хутор» автор начинает с пейзажной зарисовки? 2.Образы, цвет, ключевые слова «Биографы» 1.Проследить за действиями Григория после смерти Аксиньи. 2.Как вы можете объяснить бессмысленные скитания Григория по лесу? «Социологи» 1.Где оказывается Мелехов после долгих скитаний? 2.Почему эти люди вынуждены жить в лесу? 3.Как это соотносится с образом Григория, с исторической обстановкой? 4.Почему Чумаков назовёт этих людей «мирными разбойничками»? 5.Для чего автор вводит в повествование этих героев? «Психологи» 1.Каково настроение героя? 2.Определите значение снов? 3.Чем занимается Григорий? 4.Как это его характеризует?

Слайд 9

Выводы « пейзажистов» Возвращение-возрождение-душа Григория всё потерял, не видит смысла жизни

Слайд 10

Выводы «биографов» Смерть Аксиньи Утратил смысл жизни

Слайд 11

Выводы «социологов» 1) Эти люди оказались вне круга, им нет места в новом обществе. 3)Историческая обстановка: после победы советской власти для того, чтобы её защитить, всех неблагонадёжных репрессировали. Неблагонадёжные – те, кто во время гражданской войны служил на стороне белых. 4)Образы дезертиров позволяют показать историческую ситуацию, широту проблемы, сказать, что Григорий не одинок в своём горе.

Слайд 12

Выводы «психологов» Настроение Занятия «томительно тянувшиеся дни» «тоска по детям, по родному хутору» «ворочался», «не мог заснуть», «ядовитая тоска» Убивает время: вырезывает ложки, выдалбливает миски, мастерил игрушки. Глаголы обозначают мирные действия, потому что Григорий – человек мира, ему нужен дом, семья, дети .

Слайд 13

Выводы «психологов» Сны Григория Мелехова О.Г. Верейский . Иллюстрация к роману «Тихий Дон» дети, Аксинья, мать, родные ~~~ те, кого не было в живых, то есть, связь с прошлым сильнее, чем с настоящим, следовательно: мысли о смерти «покрасоваться на детишек, тогда можно бы и помирать»

Слайд 14

1)Свидетелем убийств становится “сынишка Фомина” Давыдка . => Вряд ли ребенок вырастает здоровым, вряд ли найдёт место в жизни, обретет счастье. Война сделала его сиротой. 2) Дети Григория – сироты при живом отце 3) Узнав о Давыдке , Григорий задумывается о своих детях и, не дожидаясь амнистии, отправляется домой, чтобы суметь защитить, воспитать, поставить на ноги.

Слайд 15

Бросил в воду винтовку наган патроны не собирается воевать, хочет войти в хутор с миром, с чистой душой. Тщательно вытер руки то есть 1) смыл кровь со своих рук, 2)Умываю руки = Смиряюсь, хочу мира.

Слайд 16

Можно ли поставить знак равенства между финалом книги и финалом фильма ? Что осталось за кадром?

Слайд 17

В киносценарии сложно передать душевное состояние героев

Слайд 18

Ставит ли заключительное предложение традиционную точку в конце произведения? « Это было все, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». М.Шолохов

Слайд 19

Финал произведения Судьба героя ? Слова пока ещё роднило холодное солнце Но автор все-таки возвращает героя домой, не для того же, чтобы он погиб.

Слайд 20

Для чего автор возрождает Григория Мелехова к жизни?

Слайд 21

Для чего автор возрождает Григория Мелехова к жизни? 1. Ради Мишатки 2. Новая схватка с Михаилом Кошевым впереди 3 . Это схватка за сына. 4. Победить сможет только сильный и честный человек, который умеет искренне любить.

Слайд 22

Решение проблемного вопроса Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XX в. Как же действовал Григорий: находился под властью обстоятельств или сам творил свою судьбу?

Слайд 23

Роль последней главы Историческая обстановка Психологическое состояние героев Вопросы о смысле жизни, смерти, возрождении Социальные вопросы

Слайд 25

Домашнее задание Современные концепции образа Мелехова В критической литературе о Шолохове в настоящее время определились две точки зрения на Григория Мелехова, которые приблизительно сводятся к следующему: Трагедия Григория Мелехова есть трагедия человека, оторвавшегося от народа, ставшего отщепенцем. Трагедия Григория Мелехова есть трагедия исторического заблуждения. Ответить письменно на вопрос : « Кто же он? Жертва ли заблуждений, испытавшая всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем ?»



Предварительный просмотр:

Домашнее задание

Возвращение Григория Мелехова (ч.8, гл.18)

1. Составить план главы (записать в тетрадь)

2.Задание по группам

1 группа «Пейзажисты» (1 абзац)

1.Для чего главу “Возвращение Григория Мелехова на хутор” автор начинает с пейзажной зарисовки?

1.Образы, цвет, ключевые слова, символика

Вывод

2 группа «Биографы»

1.Проследить за действиями Григория после смерти Аксиньи.

2.Как вы можете объяснить бессмысленные скитания Григория по лесу?

Вывод

3.группа «Психологи»

Григорий у дезертиров.

1.Каково настроение героя?

2.Определите значение снов?

3.Чем занимается Григорий?

4.Как это его характеризует?

Вывод

4.группа «Социологи»

1.Где оказывается Мелехов после долгих скитаний?

2.Почему эти люди вынуждены жить в лесу?

3.Как это соотносится с образом Григория, с исторической обстановкой?

4.Почему Чумаков назовёт этих людей «мирными разбойничками»?

5.Для чего автор вводит в повествование этих героев?

Вывод

2.Задание для всех. Проанализировать эпизоды:

1.Появление Чумакова

2. Сцена возвращения

«У крутояра лёд…» до слов «о полу шинели»

3. Встреча с Мишаткой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Методическая разработка урока по теме "Трагедия Григория Мелехова"

Конспект урока-дискуссии в рамках изучения романа-эпопеи М.А. Шолохова "Тихий Дон" и подготовки к ЕГЭ по литературе.Цели:1. Проследить судьбу главного героя романа.2. Проследить, как раскрыв...

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...

Урок по теме : Характеристика Григория Мелехова по роману М.Шолохова "Тихий Дон"

Урок по роману -эпопее"Тихий Дон" даёт подробную характеристику главному герою. Также раскрывает главные черту персонажа, его отношение к другим героям, к темисторическим событиям, свидетеле...