Урок по теме : Характеристика Григория Мелехова по роману М.Шолохова "Тихий Дон"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Урок по роману -эпопее"Тихий Дон" даёт подробную характеристику главному герою. Также раскрывает главные черту персонажа, его отношение к другим героям, к темисторическим событиям, свидетелем которых он был.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по литературе45.15 КБ

Предварительный просмотр:

Характер и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Цели: формирование у учащихся целостного представления об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»; показ взаимосвязи жизни и творчества писателя, обусловленность авторских позиций историческим контекстом; закрепление у учащихся умений синтезировать полученную информацию и делать выводы по поставленной проблеме; способствование развитию памяти, мышления, познавательной самостоятельности, грамотной речи учащихся; развитие у учащихся умений работы с художественным текстом; развитие у учащихся навыков совместной научно-исследовательской и эвристической деятельности; активизация познавательного интереса к изучению литературы; формирование представлений о русской литературе как духовной, нравственной и культурной системе; воспитание у учащихся любви к отечественной литературе; приобщение учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания с актуализацией знаний учащихся, повторением и введением теоретических понятий.

   Сегодня на уроке мы продолжим разговор о художественном своеобразии романа Шолохова «Тихий Дон». Мы будем говорить о том, как в романе раскрываются особенности той эпохи, того времени не только в исторических событиях, но и фактах частной жизни, на примере изображения писателем отдельных личностей, в частности главного героя Григория Мелехова. Наша задача – в ходе урок проследить и прийти к выводу, в чем же все-таки заключается трагедия Григория Мелехова.

   На предыдущем уроке мы знакомились с тем, как писатель работал над своим произведением, выяснили, что произведение Шолохова – роман-эпопея (ученики повторяют значение ранее изученного термина, акцентируя внимание на следующей части определения – «эпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи»).

    Сейчас обратимся к образу главного героя. Начнем с проверки домашнего задания. Ответьте на первый вопрос: Каким предстает перед читателями романа Григорий Мелехов? (Ответ с использованием цитат из текста) (Ключевые слова записываются учениками на доске, составляя кластер «Характерные черты образа Григория Мелехова»).

  • «Молодой, чернявый, турок, как и все Мелеховы», гордый, независимый, способный на большое чувство. Главные черты Григория (как и членов семьи Мелеховых) – доброжелательность, отзывчивость, великодушие, трудолюбие.
  • Вот как отзываются о нем другие герои: «В душе Гришка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе» (Мирон Григорьевич Коршунов).
  • «Он и женишок хоть куда, и семейство ихнее шибко работящее… Работящая семья и при достатке» (Мать Натальи).

    Верно. А как вы ответили на второй и третий вопросы: «Добрый казак». Какой смысл вкладывает Шолохов в эти слова, говоря о Григории Мелехове? (Образ Григория Мелехова) В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность Григория Мелехова?

  • Григорий Мелехов самая яркая личность среди героев «Тихого Дона», неповторимая индивидуальность, натура цельная, неординарная. Он искренен и честен в своих мыслях и поступках (особенно сильно это проявляется в его отношениях к Наталье и Аксинье).
  •  Самая яркая черта Григория – искренность. Он никогда не врал себе, всегда был верен себе.
  • Григория отличает острая эмоциональная реакция на все происходящее, у него отзывчивое сердце. В нем развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким, например, сценам, как «На сенокосе», когда Григорий нечаянно подрезал дикого утенка (часть первая, гл. 9), эпизод с Франей (часть вторая, гл. 11).
  • Или можно вспомнить сцену с убитым австрийцем, который является Мелехову во сне, вызывая душевные муки (часть третья, гл. 10), реакцию на известие о казни Ивана Алексеевича Котлярова (часть шестая).
  • Глубокая привязанность Григория к дому, к земле остается одним из сильнейший чувств на протяжении всей книги: «От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем…». Это признание Аксинье перекликается с другим: «Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы». За этими словами – настроение не одного только Григория Мелехова, но и других казаков. Подчеркивая драматизм этой ситуации, автор добавляет от себя: «Заходило время пахать, боронить, сеять; земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гибнуть на чужих хуторах…».
  • Главный герой Шолохова – простой казак, что само по себе уже примечательное новое явление в литературе. Менталитет Григория, его характер – прежде всего характер казака, хотя автор и утверждал: «У Мелехова очень индивидуальная судьба, в нем я никак не пытаюсь олицетворить среднее казачество».

    Молодцы! Итак, у нас с вами получился кластер, отражающий основные черты характера Григория:

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Загрузки\2.png

   Однако можем ли мы назвать Григория Мелехова положительным героем? И. Сухих в своей статье «Одиссея казачьего Гамлета» назвал Григория выразителем гамлетовских сомнений. Действительно, сколько крови он пролил, как страдали из-за него Наталья и Аксинья?

     Григория Мелехова нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным героем. Он очень противоречивая личность. Во многом это влияние его судьбы, обстоятельств жизни, которые порой определяют многие его поступки. В этом отношении он близок таким героям русской литературы, как Евгений Базаров, Родион Раскольников, Андрей Болконский.

     Молодец, хорошие параллели! Григорий Мелехов вызывает глубокое сочувствие, сострадание как герой трагической судьбы. Выделим эпизоды, которые рассказывают нам о наиболее важных для героя событиях.

  • Оставаясь всегда честным, независимым по характеру, Григорий – это человек, способный на поступок. Примером могут служить такие эпизоды: «Драка со Степаном Астаховым из-за Аксиньи» (часть первая, гл. 12), «Уход с Аксиньей в Ягодное» (часть вторая, гл. 11-12).
  • «Решение вернуться на хутор, не дожидаясь амнистии» (часть восьмая, гл. 18).
  • Я выделил другие сцены: «Последняя встреча с Натальей» (часть седьмая, гл. 7), «Смерть Натальи» и связанные с этим переживания (часть седьмая, гл. 16—18), «Смерть Аксиньи» (часть восьмая, гл. 17). Любой из этих эпизодов выявляет многогранность характера и высокую человечность, присущие Григорию. Это моменты наиболее сильного душевного переживания.

    Итак, ребята, вы верно и достаточно полно проанализировали характер Григория Мелехова. Взглянем на записанные нами основные черты характера героя. Именно эти черты героя, нравственные ценности, которые он исповедует, особенности его эмоционально-психологического склада и объясняют, почему именно Григория Шолохов делает главным героем. Заметили ли вы, что он единственный персонаж, которому дано право на монологи-«мысли», выявляющие его духовное начало. Давайте подумаем, какую роль в характеристике героя играют его внутренние монологи?

      Сокровенные мысли героя Шолохов передает в его внутренних монологах. Особенно их много в третьем томе. Монологи героя разноплановы. Чаще всего автор вводит в текст романа эти внутренние размышления как раз в переломные, ключевые моменты жизни Григория.

  • Правильно, а кто может привести пример?
  • Во время боев с красноармейцами, Григорий думает: «А что за люди? А какие они?» Ему и любопытно, хочется узнать этих людей, по сути таких же, как и он, и также он не хочет воевать с ними, не понимает, зачем проливать кровь.
  • Те же мысли посещают его, когда он берет командование сотней на себя: «А главное, против кого веду? Против народа…Кто же прав?» Это показывает нам Мелехова и как храброго воина, и как очень гуманного, живо мыслящего, разумного человека.
  • Еще одно размышление Мелехова о войне, революции: «Пути казачества скрестились с путями безземельной мужичьей Руси, с путями фабричного люда. Биться с ними насмерть! Рвать у них из-под ног донскую, казачьей кровью политую землю. Гнать их, как татар, из пределов области! Тряхнуть Москвой, навязать ей постыдный мир!.. А теперь – за шашку!» В этих мыслях видна бескомпромиссность человека, который никогда не знал середины. Она не имела ничего общего с политическими исканиями.
  • Мелехов тоскует по такой правде, «под крылом которой мог бы посогреться каждый». А такой правды, с его точки зрения, нет ни у белых, ни у красных: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался…» Эти искания, по его признанию, оказались «зряшными и пустыми». И это тоже определило трагичность его судьбы.

-Отметьте для себя, ребята, что подобные мысли, похожие искания были характерны для многих людей во время гражданской войны. Кровопролитная, разрушительная, братоубийственная, долгая война… Она опустошала души людей, вынуждала нести смерть, а не созидать жизнь – заводить семьи, пахать землю, вести хозяйство. Шолохов говорит нам, что человек создан для жизни, а не для войны. К какому выводу подводит нас писатель? (Что трагедия Григория Мелехова – это трагедия всего народа, целой эпохи.)

-Молодец! Теперь обратимся к финалу романа. А.К. Толстой назвал финал романа Шолохова «ошибкой». Что же происходит с героем в конце книги?( В финале романа Григорий возвращается на хутор Татарский. Всего лишился он, все отняли у него война и смерть. Подходя к дому, он бросает оружие, патроны – герой больше не желает воевать.)

-Отчаивается ли герой или же у него есть на что-то надежды?  (У героя есть надежда – его дети. Он не знает еще о смерти Полюшки. Но Григорий уже чувствует, что обретет наконец покой, счастье, что не будет больше жить, как загнанный зверь. Еще издали Григорий увидел Мишатку – и, наконец, сбылось то, о чем мечтал он так долго: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».)

- О чем нам говорит такой финал книги? Закончен ли «путь исканий» главного героя? (Я думаю, да, закончен. Потому, что Григорий Мелехов на протяжении всего романа постоянно вынужден делать выбор между страстями и покоем. Самый страшный, поворотный этап – смерть Аксиньи – вновь ставит его перед необходимостью выбора, на этот раз решающего. Трудный, насыщенный трагическими событиями путь его судьбы определяет этот выбор: постоянно переживая душевные потрясения, катарсис, герой постепенно приближается к решению жить своими детьми, жить спокойно.)

- Верно, ребята, молодцы! Скажите, а как вы думаете, образ Григория Мелехова собирательный или это образ конкретного человека?  (Прототипом является Харлампий) Ермаков.

3. Формулировка выводов урока. Теперь давайте сделаем вывод – о чем же роман Шолохова? Какова главная идея романа?

  • Главная идея Шолохова, на мой взгляд, была показать человека в конкретный период истории. В основе романа – настоящие, документальные события: Первая мировая война, революции, гражданская война.
  • Шолохов хотел показать трагедию одного русского характера. Трагедия Григория Мелехова – это трагедия человека, которого время и обстоятельства ставят перед необходимостью резкого поворота в своей судьбе.
  • Шолохов на примере судьбы Григория Мелехова говорит нам, что человек создан для жизни, для семьи, а не для войны.
  • Смысл жизни, согласно автору, в труде, в любви, в детях. Лишь только пройдя противоречивый, запутанный, непростой жизненный путь, Григорий наконец осознает эту простую истину.
  • Я думаю, Шолохов своим романом и главным его героем показал нам, каким должен быть человек – искренним, честным, решительным, способным на поступок и сильным, не ломающимся под гнетом обстоятельств.

-Правильно, ребята, молодцы! Давайте теперь определим важнейшие качества характера Мелехова, отмеченные нами в кластере, которые должны определять и качества любого из нас.

  • Мне кажется, все выделенные нами понятия важны с нравственной точки зрения. Потому вычленить какое-либо одно сложно.
  • А я думаю, что Григорию Мелехову сохранить свой человеческий облик помогла именно цельность и гармоничность его натуры, которая, несмотря на натиск столь серьезных и разрушительных событий, не сломила сам характер главного героя.
  • Нельзя не отметить и способность к состраданию, которая присуща герою. Только проникнувшись чувством сопереживания и сострадания к судьбе другого человека, можно понять и прочувствовать значимость самого себя в этом мире, понять, что имеешь право называться человеком!

   Действительно, образ Григория Мелехова – своеобразное художественное открытие Шолохова. Это целостный, живой и яркий характер, неотделимый от своей эпохи.

«Герой и время», «герой и обстоятельства», поиск самого себя как личности – вечная тема искусства стала главной и в «Тихом Доне». В этом поиске – смысл существования Григория Мелехова в романе. «Сам ищу выход», - говорит он о себе. При этом он все время стоит перед необходимостью выбора, который не был легким и простым.

   Вывод

Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XXв.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\1.gif-

-Ребята, а к чему пришел Григория в результате своих метаний?

   Сам М.А. Шолохов так определил основную идею своей книги: «Главное для писателя, то, что ему самому нужно – ДВИЖЕНИЕ ДУШИ человека... Я хотел рассказать об этом ОЧАРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА в Григории Мелехове…». Он не принял этого враждебного к нему мира, но на вопрос, что будет с ним дальше, роман не дает ответа……

Домашнее задание с комментированием к нему.

  • Портрет, характер Аксиньи. (ч.1 гл.3,4,12)
  • Зарождение и развитие любви Аксиньи и Григория. (ч.1 гл.3, ч.2, гл.10)
  • Дарья Мелехова. Драматичность судьбы.
  • Материнская любовь Ильиничны.
  • Трагедия Натальи.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 11 классе на тему "Трагедия Григория Мелехова"

Особенности характера Григория Мелехова, показать взаимосвязь судьбы Григория Мелехова с судьбой русского общества...

Трагизм судьбы Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Урок + презентация на тему: Трагизм судьбы Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»...

Трагизм судьбы Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Урок с  использованием технологии проблемного обучения...

Методическая разработка урока по теме "Трагедия Григория Мелехова"

Конспект урока-дискуссии в рамках изучения романа-эпопеи М.А. Шолохова "Тихий Дон" и подготовки к ЕГЭ по литературе.Цели:1. Проследить судьбу главного героя романа.2. Проследить, как раскрыв...

Презентация "Образ Григория Мелехова" по роману М. Шолохова "Тихий Дон"

Презентация может быть использована при изучении романа-эпопеи М. Шолохова "Тихий Дон"...