Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс)

Шляхова Светлана Александровна

Рабочая программа по литература  

к учебнику под редакцией Архангельского А.Н. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_arhangelskiy_a.n._7_klass.docx72.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

«ЛИЦЕЙ № 11»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(предметная область, предмет)

Учитель:        Шляхова С.А.

Класс (ы):        7 «В»

Количество часов, за которое реализуется рабочая программа:   69   часов.

За год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего

Всего

16

16

22

15

69

Контрольные работы

1

1

1

3

Сочинения

2

2

2

6

Проекты

1

1

1

3

Программа: 

Архангельский А.Н. Литература. 5-9 классы. «Дрофа».

Учебники:        

Архангельский А.Н., Смирнова Т.Ю.; под ред. Архангельского А.Н. Литература. 6 класс. Учебник. В 2 ч. «Дрофа», 2020-2021.

Интернет-ресурсы:

  1. https://resh.edu.ru/
  1. http://repetitor.1c.ru
  1. http://www.fipi.ru/
  1. http://school-collection.edu.ru
  1. http://gramota.ru
  1. http://www.1september.ru

Ростов-на-Дону

2022 – 2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе  для 7 «В» класса составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» с учётом изменений, внесённых Приказом Минпросвещения от 31.07.2020 №304 (в редакции от 02.07.2021).
  • Областной закон «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26-ЗС (в редакции от 05.12.2018).
  • Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (в редакции  Приказа Минпросвещения от 23.12.2020 № 766).
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577, приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712).
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015, протокол №1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020).
  • Примерная программа воспитания в соответствии с ФГОС общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
  • Постановление Главного государственного санитарного врача России от 30.06.2020 № 16 « Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (действует до 01.01.2022).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  • Концепция преподавания русского языка и литературы в РФ (распоряжение Правительства РФ от 9.04.2016 № 637-р).
  • Основная образовательная программа основного общего образования, утверждённая приказом директора от 31.08.2022 № 520.
  • Учебный план МАОУ «Лицей № 11» на 2022-2023 учебный год, утверждённый приказом директора от 31.08.2022 № 520.
  • Положение о рабочей программе МАОУ «Лицей № 11», утверждённое приказом директора от  29.06.2022 № 451.
  • Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, утверждённое приказом директора от 26.03.2020 №180.

Программно-методическое обеспечение

Программа:

Архангельский А.Н. Литература. 5-9 классы. «Дрофа».

Реализуется УМК:

Архангельский А.Н., Смирнова Т.Ю.; под ред. Архангельского А.Н. Литература. 7 класс. Учебник. В 2 ч. «Дрофа», 2022.

Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Курс литературы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного деятельностного подходов к обучению:

  • достижение выпускниками планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов, и формирование универсальных учебных действий и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  • воспитание духовных потребностей личности на основании традиционных для русской культуры принципах любви к ближнему, жертвенности, бескорыстия, трудолюбия, традиционных ценностях семейных и общественных взаимоотношений;
  • формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной и мировой культуры в соответствии с программой духовнонравственного развития и воспитания гражданина России;
  • становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • данная программа разработана в соответствии с Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
  • программа обеспечивает преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • в программе и методической части предусмотрено содержание и задания разного уровней сложности, от самых простых, рассчитанных на минимальный уровень читательских умений, и доступных для усвоения части детей с ОВЗ и инвалидам; до повышенной сложности, интересных для учащихся, проявляющих особые способности в области литературоведения и литературного творчества;
  • в содержании полностью представлены его инвариантная часть в соответствии с ФГОС, вариативная часть дополнена произведениями, интересными для подростков, несущими большой воспитательный потенциал, расширяющих и углубляющих представление о целостном литературном процессе, в том числе представлены произведения современной литературы для подростков и о подростках;
  • творческие, развивающие, нестандартные задания представлены в программе с избытком на выбор учителя и учащихся, и могут быть использованы на занятиях факультатива, кружков и клубов литературного развития или литературного творчества;
  • в программе всех лет обучения имеются проектные и исследовательские задания разного уровня сложности, дающие возможность выстроить целенаправленную проектную деятельность обучающихся, организовывать разного рода научно-исследовательские конференции школьников;
  • рубрика «Диалоги», проходящая сквозной линией с 5 по 9 класс, позволяет выстраивать межпредметные связи с уроками истории, географии и искусства;
  • ряд заданий должны способствовать расширению профессионального кругозора и дальнейшей профессиональной ориентации школьников; • выбор содержания вариативной части программы и методик преподавания, в первою очередь построенных на создании мотивации к чтению и обучению, способствует сохранению и укреплению психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечению их духовной безопасности

Литература в школе составляет тесное единство с русским языком. Литература – это воплощённая в слове важнейшая часть культуры народа, плод его размышлений о смысле жизни, сокровищница его нравственных и эстетических идеалов.

Русская классическая литература в своих лучших образцах – а именно они изучаются в школе – формирует то, что мы называем мировоззрением: национальное самосознание, духовно-нравственный облик подрастающего человека, понимание универсальных законов бытия, раскрывает и развивает его творческий потенциал. Поэтому литература является одним из основополагающих школьных предметов в деле воспитания личности.

Особая направленность обучения вытекает из представления о том, что литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладает такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, и предполагает активное сотворчество автора и воспринимающего, в ходе которого происходит приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей, приобретается необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями.

Место и роль литературы в формировании ключевых компетенций уникальны, так как её предмет предоставляет возможность для развития многих универсальных умений и способов деятельности, заложенных в спецификации ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе, таких как:

  • умение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • умение обрабатывать информацию звучащего текста;
  • умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
  • умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
  • умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
  • умение различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
  • умение последовательно излагать собственные мысли;
  • умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
  • умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
  • умение проводить информационно-смысловой анализ текста.

Формирование умений, в свою очередь, создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях, а значит является основой для формирования ключевых компетенций, как наиболее общих (универсальных) культурно выработанных способов действий (способностей и умений), позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни.
На необходимость овладения выпускниками современной школы ключевыми компетенциями указывают и требования работодателей, к которым относятся: коммуникативность (отзывчивость в общении, структурированность речи, убедительность аргументации, обращение с возражениями и т. д.); способность работать в команде; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; готовность к нестандартным, креативным решениям.

Технологии и методики обучения:

  1. Проблемно-диалогическая технология
  2. Интерактивные технологии.
  3. Технология развития критического мышления.
  4. Технология дифференцированного обучения
  5. Информационные технологии.
  6. Метод проектов.
  7. Технология смыслового чтения.
  8. Технология продуктивного чтения.
  9. Здоровьесберегающие технологии.

Реализация Донского регионального компонента (ДРК) осуществляется в течение года (10-12%) в темах программы, которые по содержанию соотносятся с региональной тематикой.

В 7 «В» классе в рамках организации контроля за реализацией программы используются следующие виды письменных работ: контрольная работа (3), сочинение (6), проект (3).

В условиях временной реализации образовательных программ основного общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в режиме самоизоляции детей руководствоваться Положением об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В процессе осуществления реализации применяются следующие формы обучения:

  • непосредственное взаимодействие с обучающимися в режиме видеоконференции – смешанное обучение с использованием сервиса Google meet, с сохранением объема учебного материала, выносимого на текущий контроль (в том числе автоматизированный) и промежуточную аттестацию, а также сроков и формы текущего контроля, промежуточной аттестации.
  • опосредованное взаимодействие с обучающимися с использованием ЭО и ДОТ с сохранением объема заданий для самостоятельного изучения, сроки консультаций, объем учебного материала, выносимого на текущий контроль (в том числе автоматизированный) и промежуточную аттестацию, сроки и формы текущего контроля, промежуточной аттестации.

Учебная программа рассчитана на 70 часов (из расчёта 2 часа в неделю). 

Рабочая программа по курсу литературы в 7 «В»  классе составлена в соответствии с Учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий на 2022-2023 учебный год и реализуется за 69 часов.  

Сокращается 1 час за счёт тем итогового повторения.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные образовательные функции сформированные в результате освоения программы «Литература» выпускниками основной школы:

  • пробуждение высших запросов и стремлений личности на основании традиционных для российской культуры духовных ценностей, развитие душевно-эмоциональной сферы восприятия мира и человеческих отношений, формирование нравственных идеалов и ориентиров; воспитание любви к Отечеству, в первую очередь через любовь к русской литературе и культуре, уважения и понимания ценности других культур через изучения многонациональной литературы России и мировой литературы
  • активное использование различных качественных источников информации, любовь и интерес к чтению хорошей литературы, тяга к познанию истины.
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • •развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература»:

  • пробуждение образно-эмоционального (эстетического) восприятия действительности и произведений искусства;
  • умение ставить вопросы и выявлять проблемы, последовательно искать ответ, пользуясь обоснованной аргументацией, логично строить письменные и устные высказывания, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовать собственную деятельность и оценивать ее;
  • умение пользоваться различными источниками информации. в том числе библиотечными и интернет ресурсами, находить и отбирать информацию в соответствии с учебной или познавательной задачей, использовать информацию в собственной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по литературе:

  1. в познавательной сфере:
  • понимание идейного содержания и проблематики произведений русского фольклора и народного творчества других стран, русской и, частично, зарубежной художественной литературы с античности до современности;
  • понимание связи произведений с эпохой их создания, личностью автора, понимание их непреходящей художественной ценности;
  • умение вдумчиво читать и анализировать произведение под руководством учителя, самостоятельно ставить отдельные вопросы и выявлять аспекты анализа текста;
  • владение необходимой теоретической информацией, как той, что определена в Федеральном образовательном стандарте, так и дополнительной, умение применять знания при восприятии и анализе литературных произведений и творчества отдельных авторов;
  • владение литературоведческой терминологией, изучаемой на уроках и приведенной в учебных словариках литературоведческих терминов, при анализе произведений;
  • понимание дистанции между позицией (точкой зрения) автора и рассказчика, рассказчика – и героев.
  1. в сфере эстетического восприятия:
  • понимание и восприятие литературы как предмета эстетического цикла, специфики произведений искусства слова, их художественной целостности и совершенства;
  • вычитывание авторской позиции, умение вступить в «эстетический диалог» с авторами произведений; восприятие многообразия эстетических идеалов, непреходящей ценности шедевров русской и мировой литературы в их связи с мировой культурой;
  1. в коммуникативной сфере:
  • осмысленное самостоятельное чтение произведений художественной литературы и восприятие произведений на слух;
  • умение точно и развернуто отвечать на вопросы в устной и письменной форме;
  • умение находить в тексте ответы на вопросы и аргументы в защиту той или иной гипотезы, поиска и подтверждения авторской позиции;
  • умение вести диалог, аргументированно доказывать собственную позицию;
  • умение пересказать теоретико-литературный материал, статьи учебника;
  • написание литературно-художественных этюдов, сочинение произведений, соответствующих ряду фольклорных и литературных жанров, в том числе стихотворных;
  • написание сочинений в жанре несложных литературоведческих исследований, рецензий и эссе;
  • участие в исследовательской и проектной деятельности;
  • подготовка докладов, рефератов и презентаций по отдельным литературным темам и темам, предполагающим умение составить сложный план письменной литературоведческой работы

Фольклор.

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
  • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
  • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;
  • пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;
  • выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
  • видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
  • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
  • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми
  • установками;
  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
  • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.

Смысловое чтение

Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст «переводя» его в другую модальность,
  • интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  • Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
  • необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
  • вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Основные виды деятельности:

  • восприятие
  • истолкование
  • оценку литературных произведений
  • различные типы речевых высказываний (пересказы, ответы на вопросы, изложения, сочинения на литературную тему, отзывы и рецензии и др.)

           Все перечисленные виды деятельности учащихся связаны с чтением литературных произведений и обращены к их тексту, рассчитаны на выявление понимания идейного смысла и художественного своеобразия текста, предполагают свободное речевое высказывание школьников.

На уровне учебных умений:

  • уметь воспринимать художественное произведение с учётом специфики языка художественной литературы, истолковывать проблематику и систему образов, особенности композиции;
  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • знать биографию писателя, текст произведения, внимательно читать лирическое произведение, находить изобразительно-выразительные средства языка;
  • умение писать сочинение  на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Использовать изобразительно-выразительные средства;
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • находить и анализировать нужную информацию, использовать при самостоятельной работе ресурсы Интернета, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию соотв. аргументами, анализировать текст художественного произведения.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литература — единственный вид искусства, последовательно изучаемый в средней школе. Данная программа нацелена, в первую очередь, на воспитание у учащихся восприятия литературы как одного из искусств, как предмета эстетического цикла, что и отражено в названии курса. При этом «эстетическое» не противопоставлено «воспитательному» - формирование эстетических представлений напрямую связано с задачей выстраивания шкалы ценностных приоритетов. В названии программы акцентировано внимание на специфике литературы как искусства, и таким образом в нашей предлагаемой программе четко просматривается предметная связь с курсом «Искусство» и «Мировая художественная культура».

А поскольку главное отличие литературы от других искусств состоит в том, что ее материалом является слово, постольку в данной программе авторы уделяют особое внимание словарной работе, воспитанию внимания и любви к живому слову. Таким образом, учебный предмет литература тесно не менее тесно связан с предметом «Русский язык».

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателей.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы добра и зла, жестокости и милосердия, великодушия, роль и значение книги в жизни человека и т.д.

В построении программы составители отходят от строгого соблюдения историко-хронологического принципа, отдавая предпочтение принципам проблемно-тематическому и образно-ассоциативному. Программа каждого года выстраивается на основе объединяющей идеи года, порядок изучения произведений обусловливается последовательной  постановкой различных  учебно-методических задач.

7 класс

Пути - дороги, изображение жизненного пути человека в литературе

Тема путешествия в античной литературе

Гомер «Одиссея» (фрагменты).

О. Мандельштам. «Золотистого мёда струя… »

Тема странствия в древнерусской литературе

 «Житие и хождение Даниила, игумена земли Русской»

Ф. Тютчев. «Странник»

М. Лермонтов «Ветка Палестины». «Хождение за три моря Афанасия Никитина»

Изучаем теорию литературы. Особенности жанра древнерусских хождений.

Роман- путешествие

Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»

Изучаем теорию литературы. Жанр романа-путешествия

Путешествия необычайные и сверхъестественные.

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Ночь перед Рождеством»

Внеклассное чтение. С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Тема путешествий в европейской литературе нового времени

Д. Дефо «Робинзон Крузо» - весь роман.

Дж. Свифт-сатирик. «Путешествие Гулливера» - фрагменты

Изучаем теорию литературы. Понятие об аллегории.

Ж. Верн «Таинственный остров»

Изучаем теорию литературы. Научная фантастика.

Р. Брэдбери «Марсианские хроники»

Внеклассное чтение. Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

А.С. Грин «Алые паруса».

Изучаем теорию литературы. Повесть-феерия

Внеклассное чтение. Дж. Р. Р. Толкиен. Хоббит или Туда и обратно.

Тема возвращения на родину в произведениях русской литературы

Б.Л. Пастернак. «На ранних поездах»

А.С. Пушкин «Разлука»

Изучаем теорию литературы. Разностопные стихи.

«19 октября 1825 года» («Роняет лес багряный свой убор»), «И.И. Пущину» («Мой первый

друг...»),  «Деревня». «Вновь я посетил…», И.И. Пущин «Воспоминания» - фрагмент

М.Ю. Лермонтов. «Парус». «Утёс». «Листок». «Когда волнуется желтеющая нива…» «Родина». «Тучи». «Сон»

Изучаем теорию литературы. Образ лирического героя.

И.С. Тургенев. « Бежин луг» (Из «Записок охотника»)

Изучаем теорию литературы. Портрет и пейзаж в литературном произведении.

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

Изучаем теорию литературы.  Жанр стихотворений в прозе

А. Фет «Как беден наш язык!...», «Я пришел к тебе с приветом…», «На стоге сена ночью южной…», «Облаком волнистым…», «Чудная картина…»

С.А. Есенин. « Гой ты, Русь моя родная». «Я покинул родимый дом». «Я иду долиной, на затылке кепи…». «Каждый труд благослови, удача»

К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

Изучаем теорию литературы. Анафора и повторы.

М. Исаковский. «Летят перелетные птицы»

М.М. Пришвин. «Времена года». (фрагменты). «Глаза земли» (фрагменты). 2Голубая стрекоза»

Внеклассное чтение. «Кладовая солнца»

Изучаем теорию литературы. Рассказ, повесть, роман.

В.П. Астафьев. Конь с розовой гривой. (Из книги «Последний поклон»)

Н. Рубцов. Тихая моя родина

М.И. Цветаева «Тоска по Родине давно…»

Путь к другому человеку.

Тема милосердия и сострадания в литературе

Б. Л. Пастернак. Снег идёт. Рассвет. Рождественская звезда

Внеклассное чтение. И. С. Шмелёв «Рождество» (из книги «Лето Господне»)

О. Генри. Дары волхвов

Изучаем теорию литературы. Жанровые особенности произведения.

А. П. Чехов. «Ванька», «Тоска»

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Тема честной бедности в литературных произведениях.

Р. Бернс «Честная бедность»

Н.А. Некрасов. Вчерашний день, часу в шестом… Железная дорога. Плач детей. Влас. Несжатая полоса. В полном разгаре страда деревенская.

Н.А. Некрасов Поэма «Мороз - красный нос»

Внеклассное чтение. А.Н. Островский. Бедность не порок

Путь жизни, взросление человека в литературных произведениях

Ф. М. Достоевский. Мальчики. Главы из романа «Братья Карамазовы»

Изучаем теорию литературы. Правда и вымысел в автобиографических произведениях.

Максим Горький. Детство.

И.А. Бунин. Стихотворение: «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». Рассказ «Подснежник»

Николай Заболоцкий. Некрасивая девочка. Детство. О красоте человеческих лиц.

Изучаем теорию литературы. Эстетика – наука о прекрасном.

Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький Принц

Изучаем теорию литературы. Сказка-притча

О. Громова «Сахарный ребёнок».

Внеклассное чтение. Е. Мурашова. Класс коррекции.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Целевой приоритет на уровне ООО: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:

  1. к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
  2. к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
  3. к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
  4. к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
  5. к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживанию отношений с коллегами по работе в будущем и созданию благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
  6. к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
  7. к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
  8. к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
  9. к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
  10. к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Количество часов

Формируемые социально значимые, ценностные отношения (№)

Вечные странники: тема путешествия в античной литературе

3

3, 5, 6, 7, 9

Тема странствия в древнерусской литературе

6

2, 4, 6, 7

Путешествия необычайные и сверхъестественные.

5

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Тема путешествий в европейской литературе нового времени

11

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Тема возвращения на родину в произведениях русской литературы

20

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Путь к другому человеку. Тема милосердия и сострадания в литературе

7

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Тема честной бедности в литературных произведениях

5

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Путь жизни, взросление человека

12

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Всего

69


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Модуль (глава)

Разделы главы

Тема

Дата

Домашнее задание

1 четверть

Вечные странники: тема путешествия в античной литературе (3 ч.)

Тема путешествия в античной литературе. Гомер. «Одиссея»

05.09

стр. 7 – 25, ответить на вопросы

Художественные особенности античной поэмы.

06.09

стр. 25 – 38, ответить на вопросы

Диалоги времён. Мотивы «Одиссеи» Гомера в русской поэзии О. Мандельштам. «Золотистого мёда струя… ». Диагностическая работа

12.09

стр. 39 – 41, анализ стихотворения

Тема странствия в древнерусской литературе (6 ч.)

Житие как жанр древнерусской литературы. «Житие и хождение Даниила, игумена земли Русской»

13.09

стр. 52, ответить на вопросы.

Русские духовные стихи. «Проговорит Волотомор-царь…», «Как по Божией горе…»

19.09

стр. 55, ответить на вопросы.

Тема паломничества в русской поэзии XIX века.

Ф. Тютчев. «Странник». М. Лермонтов «Ветка Палестины»

20.09

стр. 58, письменный ответ на вопрос 5.

Особенности жанра древнерусских хожений. «Хождение за три моря Афанасия Никитина»

26.09

стр. 68 - 69, ответить на вопросы.

Жанр романа-путешествия. Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника».

27.09

Этюд «Мое путешествие»

Традиция древнерусских паломничеств в повести И.С. Шмелёва «Богомолье»

03.10

стр. 79, ответить на вопросы.

Путешествия необычайные и сверхъестественные. (5 ч)

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Ночь перед Рождеством»

04.10

стр. 122-123, ответить на вопросы.

Необычайное и сверхъестественное в произведении «Ночь перед Рождеством»

КР. Тест по содержанию произведения.

10.10

Написать творческий этюд

Проект. «Ночь перед Рождеством»

11.10

сравнительный анализ

Необычайные и сверхъестественные путешествия в

древнерусской литературе.

17.10

С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» География путешествия Нильса.

18.10

Самостоятельное чтение справочной статьи в учебнике.

Тема путешествий в европейской литературе нового времени (11 ч.)

Д. Дефо «Робинзон Крузо» - весь роман.

24.10

стр. 151, ответить на вопросы.

Что помогло Робинзону Крузо выжить на необитаемом острове.

25.10

стр. 151, рубрика «Исследование»

2 четверть

РР Сочинение «Как я провел лето на необитаемом острове».

07.11

Творческая истории

«Путешествия Гулливера».

Дж. Свифт-сатирик «Путешествие Гулливера»

08.11

стр. 155, ответить на вопросы

Ж. Верн «Таинственный остров». Тест на прочтение и понимание произведения.

14.11

подготовить сообщение.

Символический и пророческий смысл произведения.

15.11

стр. 159, вопрос 4

Жанр научной фантастики.

21.11

стр. 159, вопрос 5 - 9

Р. Брэдбери «Марсианские хроники» И по-прежнему лучами серебрит простор луна

22.11

стр. 188, вопрос 1 - 3

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

РР. Сочинение-размышление Может ли сбыться пророчество Брэдбери и наступить время, когда пожарники будут не тушить пожары, а устраивать их?

28.11

стр. 188, вопрос 4 - 6

Повесть-феерия А.С. Грин «Алые паруса».

29.11

стр. 191, ответить на вопросы

Романтические образы главных героев повести А.С. Грин «Алые паруса».

05.12.

стр. 191, ответить на вопросы

Тема возвращения на родину в произведениях русской литературы (20 ч)

Возвращение на Родину – статья в учебнике. Б.Л. Пастернак. «На ранних поездах»

06.12.

анализ стихотворения

А.С. Пушкин – о духовной родине поэта. Лицей, Москва. Статья в учебнике. А.С. Пушкин «Разлука»

12.12.

анализ стихотворения

«19 октября 1825 года» («Роняет лес багряный свой убор»).  «Деревня». «Вновь я посетил…»

13.12.

анализ стихотворения

«И.И. Пущину» («Мой первый друг...»). И.И. Пущин.

Проект. Живые свидетели. Записки о Пушкине.

19.12.

выучить стихотворение наизусть.

М.Ю. Лермонтов. Тема одиночества. «Парус». «Утёс», «Листок».

20.12.

анализ стихотворения

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…» «Родина». Тучи.

26.12.

анализ стихотворения

Сравнение событий, изображенных в стихотворении «Сон», с обстоятельствами жизни Лермонтова

27.12.

выучить стихотворение наизусть.

3 четверть

КР. Изобразительно-выразительные средства в стихотворениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

09.01.

стр. 248, ответить на вопрос

И.С. Тургенев «Бежин луг» (Из «Записок охотника»). Портрет и пейзаж в литературном произведении.

10.01.

письменный ответ на вопрос

И. С. Тургенев. «Бежин луг». Образы автора и рассказчика

16.01.

анализ стихотворения.

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

Жанр стихотворений в прозе

17.01.

анализ стихотворения.

С.А. Есенин. «Гой ты, Русь моя родная», «Я покинул родимый дом», «Я иду долиной, на затылке кепи…»,  «Каждый труд благослови, удача».

23.01.

выучить стихотворение наизусть

Лирические стихотворения о любви и

тоске по уходящей Руси. Эссе. Лирический герой поэзии Есенина.

24.01.

анализ стихотворения

К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

30.01.

выучить стихотворение наизусть

М. Исаковский «Летят перелетные птицы»

РР. Эссе по произведениям о Великой Отечественной войне на тему «Путь-дорожка фронтовая»

31.01.

В  стихотворениинайти анафоры и повторы.

М.М. Пришвин. Времена года. (фрагменты). Глаза земли (фрагменты). Голубая стрекоза. Внеклассное чтение «Кладовая солнца»

06.02.

Ответить на вопросы

Проект. Изучить и представить в виде презентации экологическую проблему, возникшую в результате осушения болот

07.02.

Прочитать прозведение В.П.Астафьева

В.П. Астафьев. Конь с розовой гривой. (Из книги «Последний поклон»)

13.02.

Комментированное чтение глав произведения.

РР Этюд. Отпуск в деревне.  Дом, куда я люблю возвращаться. -На родине моих прадедов

14.02.

Биография Н.Рубцова

Н. Рубцов «Тихая моя родина»

20.02.

Выучить стихотворение наизусть

Путь к другому человеку. Тема милосердия и сострадания в литературе (7 ч.)

Б. Л. Пастернак. «Снег идёт». «Рассвет».

21.02.

Подготовить проектное задание

Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда». Рождественские диалоги.

27.02.

Выучить стихотворение наизусть

И. С. Шмелёв «Рождество» (из книги «Лето Господне»)

28.02.

Стр. 17 – 23

О. Генри. Дары волхвов

Анализ особенностей сюжета и жанровых особенностей произведения.

06.03.

Стр.23, ответить на вопросы

А. П. Чехов. «Ванька». Жанр святочного рассказа.

07.03.

Ответить на вопрос.

А. П. Чехов «Тоска»

13.03.

Стр. 36 - 37

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Акцентный стих.

14.03.

Этюд. «Взаимопонимание».

Тема честной бедности в литературных произведениях (5 ч.)

Р. Бернс «Честная бедность»

20.03.

Ответить на вопросы

Н. Некрасов. Жизнь и творчество.

21.03.

Стр. 45 - 49

4 четверть

Тема родины и страданий народных в творчестве Н.Некрасова.

03.04.

Стр. 49 - 61

РР Эссе на тему: «Может ли поэзия Некрасова быть по-настоящему близка современному читателю?»

04.04.

Ответить на вопросы

Теория литературы. Юмор, сатира, ирония.

10.04.

Стр. 97 - 110

Путь жизни, взросление человека (12 ч)

Ф. М. Достоевский. Мальчики. Главы из романа «Братья Карамазовы»

11.04.

Стр. 110 -130

Сравнительный анализ произведений Достоевского и Диккенса.

17.04.

Стр. 130 - 157

РР Этюд-размышление на тему: «Чему радуются мальчики, слушая Алёшу Карамазова после похорон Илюши?»

18.04.

Биография Л.Н. Толстого

Л.Н. Толстой «Детство».

24.04.

Стр. 157 - 167

Герои повести Л. Толстого и их прототипы.

25.04.

Ответить на вопросы

М. Горький «Детство». Автор и рассказчик.

02.05.

Ответить на вопросы

Путь становления главного героя произведения М.Горького.

15.05.

Ответить на вопросы

И.А. Бунин. Стихотворение: «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». Рассказ: «Подснежник» Этюд: что такое красота?

16.05.

Стр. 175 - 188

Николай Заболоцкий. «Некрасивая девочка». «Детство». «О красоте человеческих лиц»

22.05.

Выучить наизусть стихотворение

КР. Итоговый тест.

23.05.

Этюд. Придумать свои маленькие планеты, на которых мог бы побывать Маленький принц

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький Принц»

Литературная сказка-притча

29.05.

Анализ текста

Е. Мурашова. Класс коррекции.

О. Громова «Сахарный ребёнок».

30.05.

Задание на лето

                    Всего: 69 часов        

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках литературы проверяются:

  • знание полученных сведений об истории и теории литературы, а также знание и понимание художественных произведениях;
  • аналитические навыки;
  • речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять знания в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

«5»

Ученик

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение литературоведческих понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет,

и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировках;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2»

Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировках, искажающие смысл высказывания, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

«1»

Ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).

Оценка сочинений

Сочинения – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

  • умение раскрывать тему;
  • умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
  • соблюдение языковых норм и правил правописания.

Сочинение оценивается одной или двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Одна оценка ставится, если работа проверяет знания только по литературе. В такой работе грамматические ошибки исправляются, но не учитываются, за исключением недопустимо безграмотной работы.

Контрольные работы в форме сочинений оцениваются двумя отметками. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе, а вторая выставляется как оценка за русский язык.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Грамотность (орфографические-пунктуационные-грамматические: 0-0-0)

 «5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием

используемых синтаксических конструкций,

точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается:

1 недочёт в содержании и— 1-2 речевых недочёта

Допускается:

1 – 0 – 0

или 0 – 1 – 0

или 0 – 0 – 1

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается:

2 недочета в содержании—3-4 речевых недочетов

Допускается:

2 – 2 – 0

или 1 – 3 – 0

или 0 – 4 – 2

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается:

4 недочета в содержании—5 речевых недочетов

Допускается:

4 – 4 – 0

или 3 – 5 – 0

или 0 – 7 – 4

в 6 классе: 5 – 4 – 4

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2.Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено:

6 недочетов в содержании до7 речевых недочетов

Допускаются:

7 – 7 – 0

или 6 – 8 – 0

или 5 – 9 – 0

или 8 – 6 – 0

а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено:

7 недочетов в содержании — 8 речевых недочетов

имеется более

7 – 7 – 7

Оценка тестовых работ.

Тест (или любая работа, в которой оценивают % выполнения):

85% от максимальной суммы баллов – «5»

70-85 % - «4»

50-70 % - «3»

0-49 % - «2»

Оценка проектной деятельности учащихся

Критерий 1

Продукт (материализованный результат ПДУ)

Баллы

Показатель

1.1

Новизна. Оригинальность. Уникальность

1-2

1.2

Оптимальность (наилучшее сочетание параметров продукта)

1

1.3

Эстетичность

1-2

Максимальное количество баллов

5

Критерий 2

Процесс (работа по выполнению проекта)

Показатель

2.1

Актуальность

1-2

2.2

Проблемность

1-2

2.3

Соответствие требованиям объема

1

2.4

Содержательность

1-3

2.5

Завершенность

1

2.6

Наличие творческого компонента в процессе проектирования

1-2

2.7

Коммуникативность (в групповом проекте)

1-2

2.8

Самостоятельность

1-3

Максимальное количество баллов

16

Критерий 3

Качество оформления материала

Показатель

3.2

Материал оформлен с грубыми нарушениями требований

0

3.3

Допущены незначительные нарушения требований

1-2

3.4

Материал оформлен в соответствии с требованиями

3-4

Максимальное количество баллов

4

Критерий 4

Защита проекта

Показатель

4.1

Качество доклада (системность, композиционная целостность,

полнота представления проблемы, краткость, четкость, ясность формулировок)

1-3

4.2

Ответы на вопросы

1-3

4.3

Личностные проявления докладчика

1-2

4.4

Культура речи докладчика

1-2

Максимальное количество баллов

10

Максимальное количество баллов по всем критериям

35

Перевод баллов в оценку

85% от максимальной суммы баллов, 35-30 баллов – «5»

70-85 %, 29-25 баллов – «4»

50-70 %, 23-17 баллов – «3»

0-49 % - «2»

Критерии и показатели оценивания исследовательской деятельности обучающегося

Критерий 1

Уровень актуальности темы исследования

Баллы

Показатель

1.1

Актуальность темы исследования не доказана

0

1.2

Приведены недостаточно убедительные доказательства актуальности темы исследования

1-2

1.3

Приведены достаточно убедительные доказательства актуальности темы исследования

3-4

Критерий 2

Качество содержания исследования

Показатель

2.1

Соответствие содержания исследования его теме

2.1.1

Содержание исследования не соответствует заявленной теме

0

2.1.2

Содержание исследования не в полной мере соответствует заявленной теме

1-2

2.1.3

Содержание исследования в полной мере соответствует заявленной теме

3-4

Показатель

2.2

Логичность изложения материала

2.2.1

Материал изложен не логично, не структурирован, хаотичен

0

2.2.2

Недостаточно соблюдается логичность изложения материала

1-2

2.2.3

Материал изложен в строгой логической последовательности

3-4

Показатель

2.3

Количество и разнообразие источников информации

2.3.1

Отсутствие списка источников информации

0

2.3.2

Использованы однотипные источники информации

1

2.3.3

Использовано незначительное количество источников информации

2

2.3.4

Использовано значительное количество разнообразных источников информации

3-4

Критерий 3

Качество оформления исследовательского материала

Показатель

3.1

Соответствие оформления принятым требованиям

3.1.1

Материал оформлен с грубыми нарушениями требований

0

3.1.2

Допущены незначительные нарушения требований

1-2

3.1.3

Материал оформлен точно в соответствии с требованиями

3-4

Максимальное количество баллов

20

Перевод баллов в оценку

85% от максимальной суммы баллов, 20-17 баллов – «5»

70-85 %, 16-14 баллов – «4»

50-70 %, 13-10 баллов – «3»

0-49 % - «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....