Урок литературы в 9 классе "Татьяна Ларина - нравственный идеал А.С.Пушкина"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Бурак Ольга Владимировна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tatyana_microsoft_word.docx41.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Бурак Ольга Владимировна, учитель русского языка и            

                                                                  литературы МБОУ «Бужаниновская средняя

                                                                  общеобразовательная школа»

Название предмета:  Литература

Класс: 9

УМК:Коровин В.Я., Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература 9 класс. Учеб. в 2ч. – М.: Просвещение, 2016.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: «Анализ 2, 3 главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Ольга и Татьяна. Татьяна – нравственный  идеал Пушкина».

Общее количество часов, отведенное на изучение темы «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: 7 часов

Место урока в системе уроков по теме: 37 урок

Цель урока: развивать навыки сопоставительной характеристики; показать авторское отношение к героям.

Задачи урока:

  • В ходе сравнительной характеристики Ольги  и Татьяны показать духовное превосходство Татьяны, раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини; показать связь обоих образов с лирическим миром автора;
  •  Развивать навыки составления сравнительной характеристики; совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;
  • Воспитывать чувство  уважение к русской культуре. углубить понятия об истинной ценности дружбы и величии любви; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Планируемые результаты:

Личностные: – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Регулятивные: – самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Познавательные: – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– осуществлять анализ и синтез;

– строить рассуждения;

Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Техническое обеспечение урока: компьютер, презентация, тексты романа Пушкина «Евгений Онегин»

Тип урока - урок-практикум.

Ход урока

1.Оргмомент. Добрый день, дорогие ребята. На сегодняшнем уроке мы вновь обратимся к страницам гениального пушкинского творения – романа «Евгений Онегин».

2. Вступительное слово учителя. Я знаю, что вы уже познакомились с центральными действующими лицами романа, прочитав 1 и 2 главу произведения.  Назовите их .(Ответы детей). Это и Евгений Онегин, праздно прожигающий время в городских развлечениях, и ставший его другом в деревне  «от нечего делать» Ленский, и сестры Ларины: красавица Ольга и задумчивая Татьяна. Общее знакомство с героями произошло.

3. Определение темы и цели урока.  Какое же место занимает третья глава  романа? Она по праву считается самой романтичной и драматичной главой всего произведения. Как она связана со 2 главой? Обратимся к эпиграфу этой главы. «Elle etait, elle etait amoureuse». Malfirat. «Она была девушка, она была влюблена».Мальфилатр (франц.)  Глядя на ключевые слова эпиграфа сформулируйте тему сегодняшнего урока.(Ответы детей) Значит речь сегодня пойдет о самом таинственном и загадочном чувстве любви молодой девушки, и мы заглянем в ее внутренний мир и попытаемся раскрыть тайны таинственной русской души.

4.Проверка домашнего задания. Характеристика Ольги и Татьяны.

О какой же девушке пойдет речь? Кому посвятит Пушкин свои самые одухотворенные строки? Ольге или Татьяне? К уроку вы подбирали цитаты к образу Татьяны и Ольги, готовили рассказ о детстве Татьяны, её увлечениях. Итак, сёстры Ларины. Рассмотрим образы Татьяны и Ольги.

Проблемный вопрос: «Что же ближе автору? Внешняя красота Ольги или внутренний духовный мир Татьяны?»

5.Работа по теме урока.

5.1 Словарная работа. Заглянем в словарь и определим понятия духовность и внутренний мир человека.

Духовность, -и, ж. Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными . (По словарю Ожегова)

Духовный мир человека - это его индивидуальная духовность, это внутренний мир человеческого «Я», совокупность идей и образов, ценностей и интересов. ( Из учебника по обществознанию)

5.2. Работа с текстом. Беседа по вопросам.

Обратимся к Ольге.

 ( 2 гл, 23строфа)

 Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила,

Глаза, как небо голубые,

Улыбка, локоны льняные

Движенье, голос, легкий стан,

Все в Ольге. но любой роман

Возьмите и найдете верно

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

 Но надоел он мне безмерно…

-На что делает акцент Пушкин? (Пушкин очень зримо рисует портрет Ольги: красоту ее глаз, волос…. Это внешняя красота, и на это автор делает акцент.) Разве можно пройти мимо такой красавицы? Это отличная приманка для молодых, неопытных  мужчин, таких, как Ленский.

 -Что главное в характере Ольги? Мы видим в Ольге красивую беспечную, беззаботную, легкомысленную девушку. Она красива, но обыкновенна, как другие уездные барышни,

-Какую автор дает ей оценку? Поэт пишет, что такой портрет «надоел ему безмерно.  –

Богат ли внутренний мир Ольги?

-Для чего необходим в романе образ Ольги? Образ Ольги необходим в романе: с помощью антитезы Ольга- Татьяна мы лучше понимаем необычность Татьяны. Поэтому в образе Татьяны Пушкин будет делать акценты, показывая не внешнюю красоту, а внутреннюю.

 Образ Татьяны Лариной. Каков ее внутренний мир?

 Вспомним, как появляется в романе Татьяна, какой её видим мы.

 (глава 2, строфа 24)

Ее сестра звалась Татьяна...

Впервые именем таким

Страницы нежного романа

Мы своевольно освятим.

«Все в имени твоем», - скажет Пушкин.

- Почему для своей любимой героини он выбирает имя, которым нарекали крестьянских девушек? Ольгами чаще называли дворянок. ( Чтобы показать ее близость к простому русскому народу, для которого душа стоит на первом месте)

(Гл.2, строфа 25)

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Если вспомнить биографию Пушкина, был ли он любимым ребенком в семье? Нет.

- С кем был близок? Мамушке не посвятил ни одной строчке, а вот няне – несколько  стихотворений. И Татьяна близка со своей няней Филипьевной.

 Значит прообразом Татьяны, кроме еще десятка женских образов, будет служить сам автор, который постарается нарисовать идеальный образ.

5.3. Работа в группах.

.А теперь мы разделимся на 2 группы и определим, что любила Татьяна, и что она не любила. Ответы 1 группы

 1. Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
2.
Играть и прыгать не хотела,
И часто целый день одна
Сидела молча у окна. 

3. Ее изнеженные пальцы не знали игл;

склонясь на пяльцы,

Узором шелковым она

не оживляла полотна.

4. Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала

5. Про вести города, про моды

Беседы с ними не вела

6. И были детские проказы ей чужды

7. Она в горелки не играла,

Ей скучен был и звонкий смех

И шум их ветреных утех

-Какой можно из этого сделать вывод ? Она не похожа на своих сверстниц. На сестру, и это выделяет Татьяну из окружения.

-Что же любила Татьяна? Что сформировало ее внутренний мир? Послушаем вторую группу.

  1. И часто целый день одна сидела молча у окна.
  2. Задумчивость, ее подруга

От самых колыбельных дней ,

Теченье сельского досуга мечтами украшала ей.

  1. страшные рассказы

 Зимою в темноте ночей  пленяли больше сердце ей,

                 4.Она любила на балконе предупреждать зари восход…( луна, звезды, восход                                                 солнца,)

5. Ей рано нравились романы,

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо

- Что же составляет внутренний мир Татьяны?  Мир Татьяны – это  Любовь к русской  природе ЛЮБОВЬ к деревенской  жизни, ЛЮБОВЬ к простым русским людям (к няне) к ее рассказам с её теплотой и сердечностью, и любовью. Это молчаливая грусть, тишина , мечтательность  и ЛЮБОВЬ к книгам. 

- На что же делает акцент автор, рисуя образ Татьяны?   Он рисует портрет ее внутреннего мира. Рисуя образ Татьяны милой, автор делает акцент на ее  внутреннем мире и показывает не внешнюю ее красоту, а внутреннюю, где ключевым словом является ЛЮБОВЬ.

5. 4 Анализ 3 главы.  Беседа по вопросам. Углубление в образ Татьяны Лариной. «Татьяна,  милая Татьяна!…»

 Но человек взрослеет,  и появляются другие  объекты любви. И для Татьяны это будет Онегин. Познавший «науку страсти нежной», вовремя знакомства с семьей Лариных  он сразу выделяет Татьяну, а не Ольгу.

 (3 глава, строфа 5)

Скажи, которая Татьяна?

-Да та, которая грустна,

И молчалива, как Светлана,

Вошда и села у окна.

_Неужто ты влюблен в меньшую?

А что? Я выбрал бы другую,

Когда б я был , как ты, поэт

 В чертах у Ольги жизни нет

-Какое впечатление произвела на Татьяну первая встреча с Онегиным? Встреча произвела очень сильное впечатление.

 «Послушная велению чувства», Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда, угадав в нем родственную душу. Это как на благодатную почву  упало  семя любви .  

 .(3 гл.- 7,8)

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнем оживлено…

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь,

Душа ждала …кого – нибудь..

-Почему любовь Татьяны к Онегину вспыхивает мгновенно? Татьяна читала французские романы, где герой-любовник был образцом совершенства,      с чувствительной душой, с умом, привлекательным лицом, готовым жертвовать собой. Таким ей казался Онегин, и она влюбилась в него с первого взгляда. Она вообразила его героем своего романа, Онегин был не похож на тех людей, которые окружали Татьяну в деревне.

(гл.3, строфа 8)

И дождалась.. открылись очи;

Она сказала: «Это он!»

Увы! Теперь и дни и ночи,

И жаркий одинокий сон,

Все полно им.

На стекла хладные дыша,

Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е. (3 гл. - 16)

Татьяна любит не шутя
И предается, безусловно,
Любви, как милое дитя. (3 гл. - 25)

Вывод: в лирических отступлениях А. С. Пушкина  видно, что автор любит свою Татьяну и верит  в ее любовь с первого взгляда. Татьяна Ларина обладает очень важным качеством-умением любить. 

Любовь- это главное качество, которое входит в понятие «духовный мир» Татьяны Лариной.

Что значит любить?

Любить значит верить, доверять? ( Татьяна доверяет Онегину? Если бы не доверяла, то не писала бы.)

Любить значит надеяться. (На что надеется Татьяна? На  то, что Онегин ее тоже любит, и настоящая любовь ведет к браку, к созданию семьи. На что надеется Татьяна? (  «Была бы верная супруга и добродетельная мать».)

Любить значит не замечать недостатков любимого человека, не верить слухам.

Но автор описывает Татьяну отнюдь не счастливой и жизнерадостной. Значит  настоящая любовь не обходится без страдания!

 Что же испытывает Татьяна? Как мы понимаем, что она полюбила и полюбила по – настоящему?  Что значит любить по – настоящему? Любить значит страдать! Мучиться! Любовь без страдания не бывает, это как болезнь. Почему  страдает человек? (  От долгой разлуки, от невозможности встреч.) Часто ли она видит Онегина? Основное желание влюбленных - встречаться с предметом любви.
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи. (3 гл. - 31)

Татьяна любит искренне и глубоко, желает видеть, слышать и думать о нем.

Любовь - это болезнь, и «больной» просит помощи у близких, у тех, кого любит! Он ищет лекарства!

Татьяна хочет разгадать тайну души Онегина. Влюбленная безмерно и страстно она хочет найти ответ на главный, мучающий ее вопрос: «Кто он? Ангел ли хранитель или коварный искуситель?»

- К кому она обратится за помощью? К матери? Нет! К сестре? Нет! Конечно же,  к тем, кого она любит. К книгам,

(гл 3, стр.9)

Теперь с каким она вниманьем читает сладостный роман,

С каким живым очарованьем

Пьет обольстительный обман.!

Татьяна в смятении свою неопытность в любви пытается возместить чтением любимых авторов: Руссо, Ричардсона, Гете. Но теперь романтические герои с их страданиями, счастливыми свиданиями – не воображение, не призрак, а идеал во плоти человеческой.

( гл 3, строфа 9)

Все для мечтательницы нежной

в единый образ облеклись,

В одном Онегине слились.

В книгах она не находит ответа. Онегин становится для нее еще большей загадкой, потому что в нем сплелись все образы любимых героев.

-Поможет ли природа справиться с таким сильным чувством? (гл 3 стр.16)

 Тоска любви Татьяну гонит,

И в сад идет она грустить.

Природа - молчалива подруга, она не дает ей ответа. 

Чувство любви становится все сильней, оно мучает, не дает покоя. Татьяна страдает, не спит по ночам!

-Может,  поможет ей ее чуткая няня?  

-Что же рассказывает ей няня о своей жизни? ( гл. 3, стр. 18)

И полно, Таня! В эти лета

мы не слыхали про любовь  

- Почему  Татьяна уже не слушает ее? Потому что няня воспринимает ее душевную боль, как болезнь.

(гл. 3, стр. 20)

«Я влюблена», - шептала снова

Старушке с горечью она.

_ Сердечный друг, ты не здорова.-

«Оставь меня: я влюблена».

-Почему Татьяна решилась написать Онегину?  Ни книги, ни природа, ни няня, ни родители - никто не могут помочь ей справиться с новым ,неизвестным для нее душевным состоянием. 

Она остается наедине со своим чувством и сама попытается решить для себя жизненно важный вопрос  Она очень сильно любит Онегина! 

- Можно назвать это смелым поступком? Нарушая  сложившуюся традицию, суть которой в том, что «детям прочили венцы друзья, соседи и отцы», она решается на  смелый поступок. Преодолевая себя, мучительный страх перед своей совестью, девушка первая хочет сказать мужчине о своей любви, чем бросит вызов  и традиции той, что выбор - право только мужское. 

–Как называется самый напряженный момент, наивысшая точка, накал страстей?  Это кульминация.

-Что же представляет собой письмо Татьяны?  Это самый напряженный момент ее состояния души, души влюбленного человека, который ищет ответа на многие вопросы и будет вести внутренний монолог с собой.

Влюбленная первая идет на объяснение, не видя другого выхода излить душевную полноту чувств. Так в художественной ткани романа появляется жанр письма.

На этом давайте остановимся и сделаем выводы  по сегодняшнему уроку.  

. Рефлексия-оценка полезности полученных знаний. Какие новые знания  вы получили сегодня на уроке?
Какой вывод для себя вы извлекли из сегодняшнего урока?

 «Я задумалась о ценности любви, о жизни….»
«Я заглянула в свой собственный мир и поняла…»
- Почему Татьяна – нравственный идеал?  Богатство духовного мира Татьяны Лариной определяют следующие нравственные понятия:  любовь, доброта, искренность, взаимопонимание, уважение, доверие, вера, семья, дети.

Таким образом, духовность есть преобладание нравственных качеств, совершенствование человека.
Итоги урока
Исследуя духовный мир Татьяны Лариной, вы учились разным  способам деятельности: анализу, общению, созданию творческого продукта. Работая с текстом, вы занимались исследовательской деятельностью, пришли  к выводу, что духовность-это преобладание нравственных качеств, совершенствование себя. Главным качеством духовности  является любовь. Все, чем вы будете заниматься в жизни, должны пропускать через любовь. Только тогда вы найдете собственную дорогу духовных ценностей.

9. Домашнее задание.

1.Прочитать IV главу.

2.Подготовить выразительное чтение письма Татьяны.

3.Составить  кластер «Духовный мир современного юноши и современной девушки».

6. Выразительное чтение  «Письма Татьяны» и его анализ.

7. Самостоятельная работа по составлению кластера. Когда будете слушать письмо, постарайтесь найти ответы на вопросы, которые мучали Татьяну? И отразить это в своих записях.

-Кто для нее Онегин?  ( «Незримый ты мне был уж мил» - сотканный образ из книг,  « Я тебя слыхала, Ты говорил со мной в тиши». – результат влияния природы, «Я знаю, ты мне послан Богом»-  посланник Бога , «Но говорят : вы нелюдим»-  родственная душа,  «Твоей защиты умоляю» - защитник,  «Слова надежды мне шепнул» - источник надежды )

- В чем заключается ее миссия? («Была бы верная супруга и добродетельная мать») Для нее священна и высока нравственная миссия устроительницы семьи, любящей и верной супруги и матери.

 - Достаточно ли человеку любить одному? (Татьяна должна знать,: любит ли ее Онегин? Любовь должна быть взаимной. Поэтому она  сомневается  и ждет ответа на свое письмо.)

8. Подведение итогов. 

- Что письмо Татьяны доказывает? Письмо Татьяны - голос любящей и искренней, чистой и девственной души. Письмо, «где сердце говорит». Письмо -  показатель нравственную высоты ее души.

-Кто дает ему очень высокую оценку? Оно очень дорого автору и он дает ему свою высокую оценку.

Письмо Татьяны предо мною,

Его я свято берегу

Читаю с тайною тоскою

И начитаться не могу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Татьяна Ларина - "милый идеал" А.С.Пушкина в романе "Евгений Онегин"

Методическая разработка по литературе для учащихся 9-х классов.Крупнейшие русские писатели в своих произведениях показали целый ряд замечательных образов русских женщин, раскрыли во всем богатстве их ...

"Татьяна Ларина нравственный идеал А.С.Пушкина.Татьяна и Ольга"

Презентация к уроку " Татьяна Ларина нравственный идеал А.С.Пушкина.Татьяна и Ольга." содержит мини тест по пройденному материалу, а также материал для анализа образов Татьяны и Ольги....

Урок литературы в 9 классе "Татьяна Ларина- нравственный идеал А.С.Пушкина"

Методическая разработка к уроку литературы в 9 классе. Предназначена для проведения урока в разделе" Творчество А.С.Пушкина. Роман "Евгений Онегин".В ходе урока использованысовременные образовательные...

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Оль...

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга....

Технологическая карта урока с презентацией в 9 классе на тему "А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТАТЬЯНА ЛАРИНА — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. С. ПУШКИНА"

Подробный урок с презентацией в 9 классе на тему "А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТАТЬЯНА ЛАРИНА — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. С. ПУШКИНА."...