Урок литературы в 9 классе "Татьяна Ларина - нравственный идеал А.С.Пушкина"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Бурак Ольга Владимировна, учитель русского языка и
литературы МБОУ «Бужаниновская средняя
общеобразовательная школа»
Название предмета: Литература
Класс: 9
УМК:Коровин В.Я., Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература 9 класс. Учеб. в 2ч. – М.: Просвещение, 2016.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: «Анализ 2, 3 главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Ольга и Татьяна. Татьяна – нравственный идеал Пушкина».
Общее количество часов, отведенное на изучение темы «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: 7 часов
Место урока в системе уроков по теме: 37 урок
Цель урока: развивать навыки сопоставительной характеристики; показать авторское отношение к героям.
Задачи урока:
- В ходе сравнительной характеристики Ольги и Татьяны показать духовное превосходство Татьяны, раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини; показать связь обоих образов с лирическим миром автора;
- Развивать навыки составления сравнительной характеристики; совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;
- Воспитывать чувство уважение к русской культуре. углубить понятия об истинной ценности дружбы и величии любви; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Планируемые результаты:
Личностные: – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
Регулятивные: – самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
Познавательные: – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– осуществлять анализ и синтез;
– строить рассуждения;
Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Техническое обеспечение урока: компьютер, презентация, тексты романа Пушкина «Евгений Онегин»
Тип урока - урок-практикум.
Ход урока
1.Оргмомент. Добрый день, дорогие ребята. На сегодняшнем уроке мы вновь обратимся к страницам гениального пушкинского творения – романа «Евгений Онегин».
2. Вступительное слово учителя. Я знаю, что вы уже познакомились с центральными действующими лицами романа, прочитав 1 и 2 главу произведения. Назовите их .(Ответы детей). Это и Евгений Онегин, праздно прожигающий время в городских развлечениях, и ставший его другом в деревне «от нечего делать» Ленский, и сестры Ларины: красавица Ольга и задумчивая Татьяна. Общее знакомство с героями произошло.
3. Определение темы и цели урока. Какое же место занимает третья глава романа? Она по праву считается самой романтичной и драматичной главой всего произведения. Как она связана со 2 главой? Обратимся к эпиграфу этой главы. «Elle etait, elle etait amoureuse». Malfirat. «Она была девушка, она была влюблена».Мальфилатр (франц.) Глядя на ключевые слова эпиграфа сформулируйте тему сегодняшнего урока.(Ответы детей) Значит речь сегодня пойдет о самом таинственном и загадочном чувстве любви молодой девушки, и мы заглянем в ее внутренний мир и попытаемся раскрыть тайны таинственной русской души.
4.Проверка домашнего задания. Характеристика Ольги и Татьяны.
О какой же девушке пойдет речь? Кому посвятит Пушкин свои самые одухотворенные строки? Ольге или Татьяне? К уроку вы подбирали цитаты к образу Татьяны и Ольги, готовили рассказ о детстве Татьяны, её увлечениях. Итак, сёстры Ларины. Рассмотрим образы Татьяны и Ольги.
Проблемный вопрос: «Что же ближе автору? Внешняя красота Ольги или внутренний духовный мир Татьяны?»
5.Работа по теме урока.
5.1 Словарная работа. Заглянем в словарь и определим понятия духовность и внутренний мир человека.
Духовность, -и, ж. Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными . (По словарю Ожегова)
Духовный мир человека - это его индивидуальная духовность, это внутренний мир человеческого «Я», совокупность идей и образов, ценностей и интересов. ( Из учебника по обществознанию)
5.2. Работа с текстом. Беседа по вопросам.
Обратимся к Ольге.
( 2 гл, 23строфа)
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила,
Глаза, как небо голубые,
Улыбка, локоны льняные
Движенье, голос, легкий стан,
Все в Ольге. но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно…
-На что делает акцент Пушкин? (Пушкин очень зримо рисует портрет Ольги: красоту ее глаз, волос…. Это внешняя красота, и на это автор делает акцент.) Разве можно пройти мимо такой красавицы? Это отличная приманка для молодых, неопытных мужчин, таких, как Ленский.
-Что главное в характере Ольги? Мы видим в Ольге красивую беспечную, беззаботную, легкомысленную девушку. Она красива, но обыкновенна, как другие уездные барышни,
-Какую автор дает ей оценку? Поэт пишет, что такой портрет «надоел ему безмерно. –
Богат ли внутренний мир Ольги?
-Для чего необходим в романе образ Ольги? Образ Ольги необходим в романе: с помощью антитезы Ольга- Татьяна мы лучше понимаем необычность Татьяны. Поэтому в образе Татьяны Пушкин будет делать акценты, показывая не внешнюю красоту, а внутреннюю.
Образ Татьяны Лариной. Каков ее внутренний мир?
Вспомним, как появляется в романе Татьяна, какой её видим мы.
(глава 2, строфа 24)
Ее сестра звалась Татьяна...
Впервые именем таким
Страницы нежного романа
Мы своевольно освятим.
«Все в имени твоем», - скажет Пушкин.
- Почему для своей любимой героини он выбирает имя, которым нарекали крестьянских девушек? Ольгами чаще называли дворянок. ( Чтобы показать ее близость к простому русскому народу, для которого душа стоит на первом месте)
(Гл.2, строфа 25)
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Если вспомнить биографию Пушкина, был ли он любимым ребенком в семье? Нет.
- С кем был близок? Мамушке не посвятил ни одной строчке, а вот няне – несколько стихотворений. И Татьяна близка со своей няней Филипьевной.
Значит прообразом Татьяны, кроме еще десятка женских образов, будет служить сам автор, который постарается нарисовать идеальный образ.
5.3. Работа в группах.
.А теперь мы разделимся на 2 группы и определим, что любила Татьяна, и что она не любила. Ответы 1 группы
1. Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
2. Играть и прыгать не хотела,
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
3. Ее изнеженные пальцы не знали игл;
склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
не оживляла полотна.
4. Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала
5. Про вести города, про моды
Беседы с ними не вела
6. И были детские проказы ей чужды
7. Она в горелки не играла,
Ей скучен был и звонкий смех
И шум их ветреных утех
-Какой можно из этого сделать вывод ? Она не похожа на своих сверстниц. На сестру, и это выделяет Татьяну из окружения.
-Что же любила Татьяна? Что сформировало ее внутренний мир? Послушаем вторую группу.
- И часто целый день одна сидела молча у окна.
- Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней ,
Теченье сельского досуга мечтами украшала ей.
- …страшные рассказы
Зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей,
4.Она любила на балконе предупреждать зари восход…( луна, звезды, восход солнца,)
5. Ей рано нравились романы,
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо
- Что же составляет внутренний мир Татьяны? Мир Татьяны – это Любовь к русской природе ЛЮБОВЬ к деревенской жизни, ЛЮБОВЬ к простым русским людям (к няне) к ее рассказам с её теплотой и сердечностью, и любовью. Это молчаливая грусть, тишина , мечтательность и ЛЮБОВЬ к книгам.
- На что же делает акцент автор, рисуя образ Татьяны? Он рисует портрет ее внутреннего мира. Рисуя образ Татьяны милой, автор делает акцент на ее внутреннем мире и показывает не внешнюю ее красоту, а внутреннюю, где ключевым словом является ЛЮБОВЬ.
5. 4 Анализ 3 главы. Беседа по вопросам. Углубление в образ Татьяны Лариной. «Татьяна, милая Татьяна!…»
Но человек взрослеет, и появляются другие объекты любви. И для Татьяны это будет Онегин. Познавший «науку страсти нежной», вовремя знакомства с семьей Лариных он сразу выделяет Татьяну, а не Ольгу.
(3 глава, строфа 5)
Скажи, которая Татьяна?
-Да та, которая грустна,
И молчалива, как Светлана,
Вошда и села у окна.
_Неужто ты влюблен в меньшую?
А что? Я выбрал бы другую,
Когда б я был , как ты, поэт
В чертах у Ольги жизни нет
-Какое впечатление произвела на Татьяну первая встреча с Онегиным? Встреча произвела очень сильное впечатление.
«Послушная велению чувства», Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда, угадав в нем родственную душу. Это как на благодатную почву упало семя любви .
.(3 гл.- 7,8)
Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнем оживлено…
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь,
Душа ждала …кого – нибудь..
-Почему любовь Татьяны к Онегину вспыхивает мгновенно? Татьяна читала французские романы, где герой-любовник был образцом совершенства, с чувствительной душой, с умом, привлекательным лицом, готовым жертвовать собой. Таким ей казался Онегин, и она влюбилась в него с первого взгляда. Она вообразила его героем своего романа, Онегин был не похож на тех людей, которые окружали Татьяну в деревне.
(гл.3, строфа 8)
И дождалась.. открылись очи;
Она сказала: «Это он!»
Увы! Теперь и дни и ночи,
И жаркий одинокий сон,
Все полно им.
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е. (3 гл. - 16)
Татьяна любит не шутя
И предается, безусловно,
Любви, как милое дитя. (3 гл. - 25)
Вывод: в лирических отступлениях А. С. Пушкина видно, что автор любит свою Татьяну и верит в ее любовь с первого взгляда. Татьяна Ларина обладает очень важным качеством-умением любить.
Любовь- это главное качество, которое входит в понятие «духовный мир» Татьяны Лариной.
Что значит любить?
Любить значит верить, доверять? ( Татьяна доверяет Онегину? Если бы не доверяла, то не писала бы.)
Любить значит надеяться. (На что надеется Татьяна? На то, что Онегин ее тоже любит, и настоящая любовь ведет к браку, к созданию семьи. На что надеется Татьяна? ( «Была бы верная супруга и добродетельная мать».)
Любить значит не замечать недостатков любимого человека, не верить слухам.
Но автор описывает Татьяну отнюдь не счастливой и жизнерадостной. Значит настоящая любовь не обходится без страдания!
Что же испытывает Татьяна? Как мы понимаем, что она полюбила и полюбила по – настоящему? Что значит любить по – настоящему? Любить значит страдать! Мучиться! Любовь без страдания не бывает, это как болезнь. Почему страдает человек? ( От долгой разлуки, от невозможности встреч.) Часто ли она видит Онегина? Основное желание влюбленных - встречаться с предметом любви.
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи. (3 гл. - 31)
Татьяна любит искренне и глубоко, желает видеть, слышать и думать о нем.
Любовь - это болезнь, и «больной» просит помощи у близких, у тех, кого любит! Он ищет лекарства!
Татьяна хочет разгадать тайну души Онегина. Влюбленная безмерно и страстно она хочет найти ответ на главный, мучающий ее вопрос: «Кто он? Ангел ли хранитель или коварный искуситель?»
- К кому она обратится за помощью? К матери? Нет! К сестре? Нет! Конечно же, к тем, кого она любит. К книгам,
(гл 3, стр.9)
Теперь с каким она вниманьем читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьет обольстительный обман.!
Татьяна в смятении свою неопытность в любви пытается возместить чтением любимых авторов: Руссо, Ричардсона, Гете. Но теперь романтические герои с их страданиями, счастливыми свиданиями – не воображение, не призрак, а идеал во плоти человеческой.
( гл 3, строфа 9)
Все для мечтательницы нежной
в единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.
В книгах она не находит ответа. Онегин становится для нее еще большей загадкой, потому что в нем сплелись все образы любимых героев.
-Поможет ли природа справиться с таким сильным чувством? (гл 3 стр.16)
Тоска любви Татьяну гонит,
И в сад идет она грустить.
Природа - молчалива подруга, она не дает ей ответа.
Чувство любви становится все сильней, оно мучает, не дает покоя. Татьяна страдает, не спит по ночам!
-Может, поможет ей ее чуткая няня?
-Что же рассказывает ей няня о своей жизни? ( гл. 3, стр. 18)
И полно, Таня! В эти лета
мы не слыхали про любовь
- Почему Татьяна уже не слушает ее? Потому что няня воспринимает ее душевную боль, как болезнь.
(гл. 3, стр. 20)
«Я влюблена», - шептала снова
Старушке с горечью она.
_ Сердечный друг, ты не здорова.-
«Оставь меня: я влюблена».
-Почему Татьяна решилась написать Онегину? Ни книги, ни природа, ни няня, ни родители - никто не могут помочь ей справиться с новым ,неизвестным для нее душевным состоянием.
Она остается наедине со своим чувством и сама попытается решить для себя жизненно важный вопрос Она очень сильно любит Онегина!
- Можно назвать это смелым поступком? Нарушая сложившуюся традицию, суть которой в том, что «детям прочили венцы друзья, соседи и отцы», она решается на смелый поступок. Преодолевая себя, мучительный страх перед своей совестью, девушка первая хочет сказать мужчине о своей любви, чем бросит вызов и традиции той, что выбор - право только мужское.
–Как называется самый напряженный момент, наивысшая точка, накал страстей? Это кульминация.
-Что же представляет собой письмо Татьяны? Это самый напряженный момент ее состояния души, души влюбленного человека, который ищет ответа на многие вопросы и будет вести внутренний монолог с собой.
Влюбленная первая идет на объяснение, не видя другого выхода излить душевную полноту чувств. Так в художественной ткани романа появляется жанр письма.
На этом давайте остановимся и сделаем выводы по сегодняшнему уроку.
. Рефлексия-оценка полезности полученных знаний. Какие новые знания вы получили сегодня на уроке?
Какой вывод для себя вы извлекли из сегодняшнего урока?
«Я задумалась о ценности любви, о жизни….»
«Я заглянула в свой собственный мир и поняла…»
- Почему Татьяна – нравственный идеал? Богатство духовного мира Татьяны Лариной определяют следующие нравственные понятия: любовь, доброта, искренность, взаимопонимание, уважение, доверие, вера, семья, дети.
Таким образом, духовность есть преобладание нравственных качеств, совершенствование человека.
Итоги урока
Исследуя духовный мир Татьяны Лариной, вы учились разным способам деятельности: анализу, общению, созданию творческого продукта. Работая с текстом, вы занимались исследовательской деятельностью, пришли к выводу, что духовность-это преобладание нравственных качеств, совершенствование себя. Главным качеством духовности является любовь. Все, чем вы будете заниматься в жизни, должны пропускать через любовь. Только тогда вы найдете собственную дорогу духовных ценностей.
9. Домашнее задание.
1.Прочитать IV главу.
2.Подготовить выразительное чтение письма Татьяны.
3.Составить кластер «Духовный мир современного юноши и современной девушки».
6. Выразительное чтение «Письма Татьяны» и его анализ.
7. Самостоятельная работа по составлению кластера. Когда будете слушать письмо, постарайтесь найти ответы на вопросы, которые мучали Татьяну? И отразить это в своих записях.
-Кто для нее Онегин? ( «Незримый ты мне был уж мил» - сотканный образ из книг, « Я тебя слыхала, Ты говорил со мной в тиши». – результат влияния природы, «Я знаю, ты мне послан Богом»- посланник Бога , «Но говорят : вы нелюдим»- родственная душа, «Твоей защиты умоляю» - защитник, «Слова надежды мне шепнул» - источник надежды )
- В чем заключается ее миссия? («Была бы верная супруга и добродетельная мать») Для нее священна и высока нравственная миссия устроительницы семьи, любящей и верной супруги и матери.
- Достаточно ли человеку любить одному? (Татьяна должна знать,: любит ли ее Онегин? Любовь должна быть взаимной. Поэтому она сомневается и ждет ответа на свое письмо.)
8. Подведение итогов.
- Что письмо Татьяны доказывает? Письмо Татьяны - голос любящей и искренней, чистой и девственной души. Письмо, «где сердце говорит». Письмо - показатель нравственную высоты ее души.
-Кто дает ему очень высокую оценку? Оно очень дорого автору и он дает ему свою высокую оценку.
Письмо Татьяны предо мною,
Его я свято берегу
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Татьяна Ларина - "милый идеал" А.С.Пушкина в романе "Евгений Онегин"
Методическая разработка по литературе для учащихся 9-х классов.Крупнейшие русские писатели в своих произведениях показали целый ряд замечательных образов русских женщин, раскрыли во всем богатстве их ...
"Татьяна Ларина нравственный идеал А.С.Пушкина.Татьяна и Ольга"
Презентация к уроку " Татьяна Ларина нравственный идеал А.С.Пушкина.Татьяна и Ольга." содержит мини тест по пройденному материалу, а также материал для анализа образов Татьяны и Ольги....
Урок литературы в 9 классе "Татьяна Ларина- нравственный идеал А.С.Пушкина"
Методическая разработка к уроку литературы в 9 классе. Предназначена для проведения урока в разделе" Творчество А.С.Пушкина. Роман "Евгений Онегин".В ходе урока использованысовременные образовательные...
конспект урока по литературе "Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна - нравственный идеал А.С. Пушкина"
Конспект по роману в стихах "Евгений Онегин" А.С. Пушкина...
Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»
Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Оль...
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга....
Технологическая карта урока с презентацией в 9 классе на тему "А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТАТЬЯНА ЛАРИНА — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. С. ПУШКИНА"
Подробный урок с презентацией в 9 классе на тему "А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТАТЬЯНА ЛАРИНА — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. С. ПУШКИНА."...