К.Симонов "Сын артиллериста"
учебно-методический материал по литературе (6 класс)
Рабочий урок литературы, включающий просмотр презентации, прослушивание произведения в исполнении автора, чтение и инсценировку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syn_artillerista.doc | 67.5 КБ |
syn_artiller.ppt | 538.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе «Война в стихотворении К. Симонова «Сын артиллериста»
Из опыта работы
учителя русского языка
и литературы
МКОУ Орешковская
основная
общеобразовательная
школа
Филипповой
Натальи Владимировны
Цели урока:
- Познакомиться со стихотворением К. Симонова «Сын артиллериста»
- Раскрыть нравственные проблемы произведения: на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту человека
- Помочь учащимся осознать, что война-это трагедия всего советского народа, которую нельзя забывать.
- Развивать навыки самостоятельного анализа произведения.
- Воспитывать чувство патриотизма у учащихся.
Технологии:
- Личностно-ориентированная.
- Информационно-коммуникационная
- Групповая (работа в парах)
- Здоровьесберегающая
Оборудование: мультимедийный проектор, записи песен «Священная война», «День победы», запись стихотворения К. Симонова «Сын артиллериста» в исполнении автора, презентация к уроку.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами начнем знакомство с поэзией о Великой Отечественной войне. Этой теме будет посвящено несколько уроков. На сегодняшнем уроке с вами будем слушать и обсуждать стихотворение Константина Симонова «Сын артиллериста». На следующем уроке будем говорить о песнях военных лет и их значении в жизни народа в годы Великой Отечественной войны. К третьему уроку вам нужно выучить наизусть стихотворение о Великой Отечественной войне, которое вы выберете сами. В библиотеке нашего класса представлены произведения о Великой Отечественной войне, они есть в нашей библиотеке, и вы можете ознакомиться и выбрать понравившееся. Я думаю, что сегодня на уроке наша работа будет плодотворной, интересной и у нас всё обязательно получится.
Эмоциональный настрой учащихся на восприятие темы.
Учитель: Вначале давайте мысленно перенесемся в те военные годы.
Звучит 1 куплет песни А. Александрова и Лебедева-Кумача «Священная война» (Слайд№1)
Беседа: Ребята, скажите, пожалуйста, какие мысли у вас рождает эта музыка, эти иллюстрации?
Возможные ответы учащихся: чувство тревоги за свою родину, чувство опасности. В этой песне звучит призыв «Вставай, страна огромная!». Этот призыв означает, что должен подняться весь народ, чтобы защитить свою родину.
Учитель: Наша страна приближается к великому празднику, вы знаете, что это за праздник?
Ученики: День Победы над фашистской Германией.
Учитель: А что вы знаете об этой войне?
Ученики: Это была самая кровопролитная война, самая долгая, люди хотели освободить свою страну от врага. Русский народ победил.
Учитель: А что несёт с собою война?
Ученики: Война – это ужасно, это гибель людей, дети без отцов и матерей, скорбь матерей и отцов по сыновьям и дочерям, которые не вернулись с войны. Война- это разрушенные дома, люди, оставшиеся без крышей над головой.
Учитель: А какие книги о Великой Отечественной войне вы читали?
Ученики: «От Москвы до Берлина», «Письма Победы».
Учитель: Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе. В дни войны, когда над всеми людьми нависла смертельная опасность, люди и в тылу и на фронте совершали геройские поступки.
Об одном из таких подвигов и рассказывает в своём стихотворении
К.М. Симонов. Но вначале немного о самом авторе.
Сообщение и небольшую презентацию об авторе приготовил Никита Алексеев. (Сообщение и презентация Никиты)
Учитель: Спасибо, Никита, ты молодец, приготовил очень интересное сообщение. В основу многих произведений, написанных К.М. Симоновым, легли действительные факты и события. Героями его произведений становились люди, которые воевали с ним рядом.
Ребята, как вы думаете, кто лучше всего мог бы прочитать это стихотворение? Конечно же, сам автор, его создатель. Давайте послушаем стихотворение «Сын артиллериста» в исполнении автора, К.М. Симонова.
Звучит запись стихотворения «Сын артиллериста.
Учитель: Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
Ученик: Мне оно очень понравилось, это стихотворение о том, как мальчишка, который воспитывался в казарме, жил рядом с военными людьми, всегда брал с них пример, совершает подвиг, зная, что иначе он поступить не может.
Учитель: А вы знаете, что Симонов всего лишь услышал эту историю, как сам он говорит в конце стихотворения, а через некоторое время после окончания войны познакомился и с героем своего стихотворения. Об этом нам подготовила сообщение Катя.
(Сообщение Кати:
Многие годы после войны школьники, главным образом мальчишки, обычно где-то в марте, в апреле, когда в их школьной программе доходила очередь до «Сына артиллериста», присылали Симонову по нескольку десятков, а то и больше писем с вопросом о дальнейшей судьбе «Леньки» — жив ли он? Приходилось отвечать, что он не знает, а самому автору казалось, что прототип Леньки навряд ли жив. Только в 1964 году Симонов неожиданно узнал от поэта Николая Букина, что «Ленька» жив и здоров, что зовут его Иван Алексеевич Лоскутов, что ныне он подполковник и служит по-прежнему в артиллерии, но уже не на Крайнем Севере, на полуострове Среднем, а на Дальнем Востоке. Константин Михайлович Симонов написал письмо Ивану Алексеевичу Лоскутову с просьбой – рассказать о себе. Лоскутов в ответном письме рассказал о себе и о подробностях той операции, которая легла в основу стихотворения Константина Михайлович Симонова. Позже, при встрече, Лоскутов рассказал Симонову, что тот в стихотворении допустил одну неточность: его отец не погиб в 1941 году, а был тяжело ранен, он кочевал из госпиталя в госпиталь, поэтому все и посчитали отца мёртвым. Отец Лоскутова умер своей смертью в 1965 году. В своём стихотворении Константин Симонов ничего исправлять не стал.)
Учитель: Спасибо, Катя, молодец, я думаю, что всем было интересно слушать твоё сообщение. Какой эпизод вам больше всего понравился, запомнился? Ответы учеников.
Учитель: Работа по группам. Открываем себе в помощь учебник литературы с текстом стихотворения, на странице 209, и каждая группа готовит своё задание:
1 группа: Подготовить рассказ о детстве Лёньки.
В первой части стихотворения мы узнали о детстве главного героя – Леньки, он был самым обыкновенным мальчишкой - сорванцом, Лёнькин отец и его друг - майор Деев - воспитывали мальчика мужественно переносить трудности, быть смелым, не паниковать, всегда быть спокойным. Когда отец Лёньки бывал в отъезде, Петров для него был словно второй отец.
2 группа: Готовит рассказ о том, каким Лёнька прибыл в полк, которым командовал майор Деев.
Прошло уже примерно 12-13 лет. Лёнька вырос, стал широкоплечим, возмужал. Говорит басом. На лице усы. Но остались черты прежнего Лёньки: детские губы и курносый нос.
3 группа: Творческое задание: создайте словесную картину встречи Лёньки и Деева. Где это могло происходить, как.
Низкая военная землянка. Сквозь щели деревянного потолка землянки сыплется песок от залпов орудий. Темно, на столе горит свеча, Деев склонился над столом, над картой, может быть, он разрабатывает военную операцию. Вошёл лейтенант, представился Дееву, он понимает, что это Лёнька, только не сразу, только детские губы и курносый нос напоминают майору мальчишку-сорванца. Деев удивлён, а Лёнька рад. Они друг друга обнимают.
Индивидуальное задание: Коля Грибакин и Коля Колобайцев выразительно читают диалог встречи Лёньки с майором.
Физкультминутка
Учитель: Во время войны встречаются люди, ближе друг друга у них никого нет. Почему же именно Лёньку майор посылает на задание?
Ученик: Потому что Деев уверен в Лёньке как в самом себе, он знает его с детства, знает, что Лёнька обязательно справится с заданием.
-Он сам воспитывал в Лёньке мужество, учил его не хныкать не сдаваться, когда трудно.
Учитель: Почему же Деев сам не идёт на выполнение задания?
Ученики: Он командир и не может оставить командный пункт. Его место там.
Учитель: Деев переживает? (Желательно подтвердить текстом)
Ученики: Конечно же, Деев переживает. Автор сравнивает его с маятником часов. В сто раз ему было б легче, если бы шёл он сам.
Учитель: Работа с текстом по группам.
1 группа: Рассказать, какое задание должен выполнить Лёнька
Лёнька должен ночью, по горам пробраться в немецкий тыл. Оттуда он должен по рации передавать данные, куда должны стрелять орудия, чтобы разгромить немецкие войска.
2 группа: Рассказать о действиях Лёньки при выполнении задания (Лёнька предельно собран, упорен, хочет выполнить задание, внимательно наблюдает за действиями врага, передаёт по радио чёткие и понятные команды).
3 группа: Рассказать, какие художественно-изобразительные средства использует автор, чтобы помочь читателю представить картину боя.
Для изображения картины боя автор использует
Метафору: Летели земля и скалы,
Столбом поднимался дым. (Стр.214)
Немцы бегут, нажмите,
Дайте море огня!
Сравнение при изображении Деева: Всю ночь, шагая как маятник, глаз майор не смыкал.
Учитель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Как вы думаете, самому Лёньке не было страшно?
Ученики: Лёньке было страшно, как и любому человеку. Об этом говорят его поседевшие волосы
Учитель: Что помогло Лёньке стать человеком, способным совершить подвиг?
Ученики: У Лёньки была хорошая школа жизни, перед ним были люди, с которых нужно брать пример: отец и майор Деев.
Учитель: Ребята, посмотрите на траурную ленточку, обратите внимание, какие цвета на ней преобладают и почему?
Ученики: Красный – цвет крови, которая была пролита людьми на войне, чёрный – цвет скорби, цвет траура по тем, кто не вернулся с войны.
Учитель: ( Звучит фонограмма «День Победы») Да, День Победы, действительно, праздник с сединою на висках. До победы пришлось идти очень трудным путём. Более 20 миллионов наших соотечественников пали на полях сражений или погибли в гитлеровских застенках. И эту дату, этот день мы должны помнить и чтить, независимо, сколько лет прошло окончания войны. Это забыть нельзя!
Учитель: На этом наш урок окончен, давайте подведём его итоги.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1941-1945 Героизм людей в годы Великой Отечественной войны
Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, лётчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран – в военных госпиталях. 417 из них не вернулись, многие погибли от ран после войны.
Константин Михайлович Симонов ( 1915 - 1979) Константин Симонов родился 15 (28) ноября 1915 в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать ещё два года после того, как поступил в Литературный институт им. А. М. Горького. С началом войны был призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 — звание подполковника, а после войны — полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин.
Стихотворение СынС Стихотворение «Сын артиллериста» в исполнении автора Константина Михайловича Симонова
Работа в группах: 1 группа: Рассказать о детстве Лёньки (стр.209-210) 2 группа: Рассказать о прибытии Лёньки в полк Деева (стр.211) 3 группа: Творческое задание: создать словесную картину встречи Лёньки и Деева. Где это могло происходить, как?
Физкульминутка Летит, летит по небу шар, По небу шар летит, Но знаем мы, что это шар Никак не долетит
Работа в группах: 1 группа: Рассказать о задании, которое должен выполнить Лёнька. 2 группа: Рассказать о действиях Лёньки при выполнении задания 3 группа: Рассказать, какие изобразительно-выразительные средства использует автор, чтобы показать читателю картину боя
Домашнее задание 1 группа – выучить наизусть первые 36 строчек стихотворения «Сын артиллериста» 2 группа – выучить наизусть первые 48 строчек стихотворения «Сын артиллериста» 3 группа – выучить наизусть первые 68 строчек стихотворения «Сын артиллериста» Желаю удачи!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения по теме: К. Симонов "Сын артиллериста"
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством К. Симонова. Учатся выразительно читать его произведения, работать с текстом....
Классный час (презентация) к "Дню артиллериста"
Классный час к "Дню артиллериста" выполнен в игровой форме, по аналогии популярной передачи "Своя игра"...
Урок по К. Симонову «Сын артиллериста». 7 класс, коррекционная школа
Задачи:- раскрыть нравственные проблемы на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова- показать духовную красоту героев, духовное родство отцов и детей- продолжить знаком...
Открытый урок чтения в 7 классе в СКОШ VIII вида на тему: "К.М. Симонов "Сын артиллериста"
Открытый урок чтения в 7 классе в СКОШ VIII вида на тему: "К.М. Симонов "Сын артиллериста"...
Презентация к уроку по произведению К.Симонова "Сын артиллериста"
Презентация к уроку по произведению К.Симонова "Сын артиллериста". Урок для учащихся с ОВЗ (7-8 классы)...
Урок внеклассного чтения. «Держись, мой мальчик, на свете два раза не умирать…». Константин Симонов «Сын артиллериста»
Познакомить учащихся с содержанием поэмы К.Симонова;расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне;обобщить и систематизировать характеристики главных героев поэмы;раскрыть нравс...
Открытый урок по чтению в 8 классе «К.М. Симонов «Сын артиллериста»
Тема: К.М. Симонов. «Сын артиллериста». Цель: познакомить учащихся со 2 частью стихотворения. Задачи:Образовательные: развитие выразительности чтения; раскрыть нра...