Открытый урок по чтению в 8 классе «К.М. Симонов «Сын артиллериста»
методическая разработка (8 класс) на тему
Тема: К.М. Симонов. «Сын артиллериста».
Цель: познакомить учащихся со 2 частью стихотворения.
Задачи:
Образовательные: развитие выразительности чтения; раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении; на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту русских людей; помочь учащимся осознать, что война – это ужасная трагедия, которую нельзя забывать; расширение словарного запаса.
Коррекционно-развивающие:
- развитие мыслительных и творческих способностей учащихся;
- развитие связной устной речи учащихся;
- развитие чувства уверенности в себе;
- развитие мышления и воображения;
- развитие устной речи учащихся посредством полных ответов на вопросы;
- развитие гибкости мыслительных процессов путем использования различных заданий;
- развитие зрительного и слухового восприятия.
Воспитательные:
- воспитывать и развивать интерес к чтению;
- воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважения к защитникам Отечества.
Оздоровительные.
Оборудование: учебники, портрет К.М. Симонова, цветные иллюстрации о войне, запись песен «Священная война», «День победы», запись чтения стихотворения «Сын полка» автором, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по чтению в 8 классе «К.М. Симонов «Сын артиллериста» | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области «Школа-интернат № 115 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара».
Открытый урок по чтению
в 8 классе
«К.М. Симонов «Сын артиллериста»
Подготовила:
учитель русского языка
Сизова Наталья Александровна
г. Самара
14 марта 2017 г.
Тема: К.М. Симонов. «Сын артиллериста».
Цель: познакомить учащихся со 2 частью стихотворения.
Задачи:
Образовательные: развитие выразительности чтения; раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении; на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту русских людей; помочь учащимся осознать, что война – это ужасная трагедия, которую нельзя забывать; расширение словарного запаса.
Коррекционно-развивающие:
- развитие мыслительных и творческих способностей учащихся;
- развитие связной устной речи учащихся;
- развитие чувства уверенности в себе;
- развитие мышления и воображения;
- развитие устной речи учащихся посредством полных ответов на вопросы;
- развитие гибкости мыслительных процессов путем использования различных заданий;
- развитие зрительного и слухового восприятия.
Воспитательные:
- воспитывать и развивать интерес к чтению;
- воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважения к защитникам Отечества.
Оздоровительные.
Оборудование: учебники, портрет К.М. Симонова, цветные иллюстрации о войне, запись песен «Священная война», «День победы», запись чтения стихотворения «Сын полка» автором, презентация.
Ход урока
Эпиграф:
Что такое война? Это – мы, одинокие парни,
Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин,
Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий,
Оставаясь, как равный, со смертью один на один.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!
I. Орг. Момент.
- Звучит песня А. Александрова на слова Лебедева-Кумача «Священная война».
- Ребята, какое чувство и какие мысли рождает у вас эта музыка? (тревоги, грусти, тожественности; призыв к защите Родины и т.д.).
- Наша страна приближается к знаменательной дате. К какой? (70-летию Победы в ВОВ над фашистской Германией).
- Что вы знаете об этой войне?
- Кто с кем воевал?
- Какая эта была война для нашего народа? (освободительная)
- Кто победил в этой войне?
- Что несет с собою война? (война – это кровь, это чудовищно, это противоестественное состояние, сироты, вдовы, бесконечная скорбь матерей, потерявших своих сыновей и т.д.).
II. Коммуникативный этап.
Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, и в живописи, т.к. в дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма.
«Из благодарной памяти человечества никогда не изгладится великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломавших хребет фашизму и принесших свободу».
О войне писал свои стихи и К.М. Симонов.
Послушайте его стихи в исполнении учащихся:
Суринов Саша: «Жди меня и я вернусь».
Суринов Костя: «ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».
И сегодня мы продолжим читать стихотворение К.М.Симонова «Сын артиллериста», его 2 часть.
Запишите число и тему урока.
III. Повторение.
- Ребята, вспомните биографию К.М. Симонова. (Ученик кратко рассказывает биографию К.М. Симонова).
- Главной темой творчества К.М. Симонова была война. И это не случайно. Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты, ушел на фронт. За 4 года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Как военный корреспондент он побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.
В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения «Сын артиллериста».
Это случилось недалеко от Мурманска. Там шли тяжелые бои. Лейтенант Лоскутов с радиопередатчиком проник в тыл врага и оттуда трое суток направлял огонь своих батарей. Нередко лейтенанту приходилось указывать место обстрела недалеко от укрытия, где он находился, а иногда наводить огонь прямо на себя.
Подвиг лейтенанта Лоскутова и многих других, выполнявших такое же задание, прославил К.М. Симонов в стихотворении «Сын артиллериста».
- Послушайте стихотворение «Сын артиллериста» в исполнении автора.
- Какое настроение создало стихотворение?
- Какое впечатление оно произвело на вас?
- Какова тема этого стихотворения?
- Кто главный герой стихотворения?
- Прочитайте строки, рассказывающие о детстве Леньки (с. 215).
Был Ленька, любимый сын,
Без матери, при казарме,
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
- Выразительно прочитайте поговорку майора (с. 216).
- С какой целью майор ее произносит?
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла! –
Такая уж поговорка
У майора была.
- Объясните поговорку.
- Как звучит эта поговорка?
(Как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремиться поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он хочет сказать, что все начинается с малого, что на пути у Леньки встретится еще немало барьеров (препятствий) и что нужно учиться их преодолевать).
- На сколько лет жизнь разлучила Леньку с Деевым? (на 10 лет)
- Что обусловило их встречу? (война)
- Как произошла эта встреча? (с. 216)
- Зачитайте.
Деев сидел над картой
При двух чадящих свечах…
- Какова реакция Леньки на слова майора:
«Жаль до такого счастья
Отцу не пришлось дожить»
- Прочитайте поговорку майора (с. 217).
- Как она звучит в этой ситуации? (Поговорка звучит как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным воинским традициям отца. Она звучит как призыв отомстить врагам).
IV. Основная часть.
- Сегодня мы познакомимся со 2 частью поэмы К.М. Симонова «Сын артиллериста».
- Словарная работа.
- Чтение 2 главы учителем.
Физминутка
V. Закрепление.
- Чтение стихотворения «по цепочке».
- Почему лейтенант Петров должен был отправиться в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка).
«Шел в скалах тяжелый бой».
- Почему майор Деев поручил опасное задание именно приемному сыну? (Майор знал Леньку как самого себя, и поэтому уж, если он сам не мог пойти, то пойдет Ленька – самый близкий и дорогой ему человек).
«Отцовский мой долг и право
Сыном своим рисковать;
Раньше других я должен
Сына вперед послать» (с. 219).
- А почему Деев не мог пойти сам? (Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Ленька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен был послать именно его).
- Как вы считаете, майор Деев понимал, что Ленька может погибнуть? (Да)
И все-таки посылает его.
- Как это характеризует Деева?
- О чем говорит такой поступок?
(По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть – сыном. Посылая Леньку на такое ответственное и опасное задание, Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить).
- Прочитайте поговорку (с. 219).
Что переживал Деев, посылая сына в тыл врага?
«Всю ночь, шагая, как маятник,
Глаз майор не смыкал,
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (с. 219)
- А почему майор Деев так уверен в Леньке? (Деев сам воспитывал в Леньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно).
- Скажите, страшно было Леньке? (Да)
- Какой же подвиг совершил Ленька Петров? (Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов).
- Какими качествами должен обладать такой человек? (Мужеством, силой воли и твердостью духа).
- Почему Ленька, вернувшись с боевого задания, имел право повторить пословицу майора Деева? (Он совершил подвиг).
- Что помогло Леньке стать человеком, способным совершить подвиг? (Леньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же, Леньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев – люди мужественные. Они сделали все, чтобы Ленька вырос отважным воином).
- Сотни тысяч советских людей также смело боролись с ненавистным врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг.
- Ребята, прочитайте пословицы.
1. Друг за друга стой и выиграешь бой.
2. За родной край и жизнь отдай.
3. Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.
- О чем эти пословицы? (О Родине, о героизме, о патриотизме).
- Какие еще пословицы на эти темы вы знаете?
- Подходят эти пословицы к стихотворению «Сын артиллериста»?
- Запишите одну из пословиц себе в тетрадь.
VI. Домашнее задание. Стр. 218-222.
VII. Итог урока.
- Как называется стихотворение, которое изучали сегодня на уроке?
- Кто автор этого стихотворения?
- Какова главная мысль этого произведения? (Героизм народа во время ВОВ)
- Как вы думаете, в наше время есть место подвигу?
- Стихотворение читает учитель:
Победой кончилась война,
Те годы позади.
Горят медали, ордена
У многих на груди.
Кто носит орден боевой
За подвиги в бою, а кто за подвиг трудовой
В своем родном краю.
- Почтим память героев, не вернувшихся с войны, минутой молчания.
- Звучит песня «День победы».
- Награждение участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида
Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...
Открытый урок внеклассного чтения "Лицо войны" (по стихотворению В.Шефнера "Зеркало") 7 класс.
Тема урока: "Лицо войны". Технология: элементы творческой мастерской....
Конспект открытого урока по чтению и развитию речи на тему: Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» с детьми с ОВЗ.
Урок проводится о втором классе по разделу "Народные сказки". Большое внимание уделяется работе над текстом , формированию навыков выразительнлгл чтения. Урок имеет большое воспитательное значение....
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Открытый урок. Чтение, 7 класс «К.М. Симонов «Сын артиллериста».
Конспект урока по чтению в 7 классе...
Открытый урок. Чтение, 7 класс «К.М. Симонов «Сын артиллериста».
Презентация к уроку...
Открытый урок по чтению 9А класс Ю.Коваль "Приключения Васи Куролесова"
Открытый урок по чтению в 9А классе, проведен 5.04.2024...