Урок по К. Симонову «Сын артиллериста». 7 класс, коррекционная школа
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Дорунова Светлана Васильевна

Задачи:

- раскрыть нравственные проблемы на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова

- показать духовную красоту героев, духовное родство отцов и детей

- продолжить знакомство с жизненной основой произведения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k._simonov.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Учитель русского языка Дорунова С. В.,

                                      высшая квалификационная категория

Урок  чтения в коррекционной школе VIII вида

Тема: К. Симонов «Сын артиллериста» - 2 час

Цель урока.

Образовательные задачи:

- раскрыть нравственные проблемы на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова

- показать духовную красоту героев, духовное родство отцов и детей

- продолжить знакомство с жизненной основой произведения

Коррекционно – развивающие задачи:

-  формирование умения самостоятельно разбираться в содержании прочитанного (установление причинно - следственных связей), овладение правильным, полным и последовательным пересказом, направленным на понимание содержания произведения, на обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, формирование познавательной деятельности уч-ся и коррекции недостатков их развития (работа с иллюстративным материалом)

Воспитательные задачи:

- прививать учащимся любовь к родной стране, воспитывать ответственность за ее судьбу.

Оборудование:

запись эпиграфа на доске: «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла»;

грамзапись (стихотворение в авторском исполнении);

иллюстрации к стихотворению;

репродукция картины И. В. Евстигнеева «Ночной бой»;

передвижная выставка  « Стихи  К. Симонова»

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветственное слово учителя, настрой на хорошее настроение

  1. Вступительное слово учителя

Познакомить учащихся с темой урока, целями урока.

На предыдущем уроке мы работали над чтением и разбором первых глав стихотворения. Сегодня мы продолжим работу по 4 и 5 главам.

Напомнить учащимся о том, что стихотворение написано на реальных событиях, посвящено военной теме (1941 год)

  1. Работа со стихотворным текстом.

Задание ученикам:

  •  Своими словами рассказать о дружбе майора  Петрова  и майора Деева, расскажите о детстве Леньки

- Как Деев называет Леньку?

Малец, удалец  (иллюстрация на доске)

- Что воспитывал Деев в Леньке с детства?

Мужественно переносить боль, не бояться опасности

- Поговорка «Ничто нас в жизни не сможет вышибить из седла» Как она звучит?

Добродушно, с улыбкой.

Вывод:  Во всем видна поддержка Деева, все начинается с малого. На пути будет ещё много трудностей и барьеров и надо умело их преодолевать.

  • Десять лет пролетело…

- При каких обстоятельствах происходит встреча майора Деева и Леньки?

Рассказ учеников

- Как автор описывает внешний вид Леньки

 На доске запись:

Высокий  военный, косая сажень в плечах  

словарная работа: косая сажень

(на доске иллюстрация)

Поговорка «Ничто нас в жизни не сможет вышибить из седла».  Как она звучит сейчас?

Призыв к мужеству; не поддаваться горю; быть верным традициям отца;  отомстить за него.

-  Почему лейтенант Петров должен был отправиться в тыл врага?

На том участке фронта сложилась трудная  обстановка

- Работа по репродукции картины И. Евстигнеева «Ночной бой»

Какие строчки  из стихотворения можно подобрать к этой  репродукции?

«Шел в скалах тяжелый бой..»

« Чтоб выручить всех, обязан кто – то рискнуть собой..»

- Почему майор Деев поручил опасное задание именно сыну?

Зачитать: «отцовский мой долг и право сыном своим рисковать»

На доске запись:

сын

(на доске иллюстрация)

Это было честнее, чем прятать Леньку под свое командирское плечо только потому, что он – близкий человек. К тому же, Леньку он знал, как самого себя

- А почему Деев так уверен в Леньке?

Да потому, что он сам воспитывал Леньку, воспитывал в нем мужество, смелость, отвагу, учил его не пасовать перед опасностями

Поговорка «Ничто нас в жизни не сможет вышибить из седла. Как она звучит сейчас?

Вселяет уверенность, что он выполнит задание, останется жив; смерть должна отступить

Физкультминутка

Релаксация,  упражнения для глаз

  1. Работа по главам 4, 5 .  Работа над правильным, выразительным, осознанным чтением.

Чтение учащихся

- Переживает ли Деев, отправив сына в тыл врага?

- Что помогает нам понять  его переживания

Ответы учеников по тексту, зачитать нужный отрывок

-  Поговорка «Ничто нас в жизни не сможет вышибить из седла» Как она звучит сейчас, чем наполнена?

Чувство гордости за сына, счастье отца, сумевшего так воспитать сына; верит, что такие люди, как Ленька, не могут погибнуть

- А страшно ли было Леньке в тылу врага?

Да, «летели земля и скалы, столбом поднимался дым»

На доске запись:

мальчишка

(на доске иллюстрация)

- Какие черты характера лейтенанта Петрова проявились в этом бою с фашистами?

- Почему Ленька, вернувшись с боевого задания, имеет право произнести слова: «Ничто нас в жизни не сможет вышибить из седла».

Ответы учащихся

Чтение поговорки, произнесенной Ленькой.

Вывод учащихся: Все  происшедшее настолько  потрясло Деева, что, отправляя сына в госпиталь, он как будто забывает свою поговорку, и Ленька имеет полное право произнести её. И теперь любимая поговорка отца становится любимой поговоркой сына

  1. Прослушивание грамзаписи

Чтение 4 и 5 глав в авторском исполнении.

  1. Итог урока: подвести учащихся к объяснению поговорки «Ничто нас в жизни не сможет вышибить из седла». Умение сделать вывод о мужественных людях в военные годы и в наше мирное время.
  2. Рекомендации по выбору стихов К. Симонова для самостоятельного чтения.

Ответы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.

В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....

презентация к уроку развития речи в 4-5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Яварь"

В данной презентации расказывается о январе.Объясняется название месяца,даются его древнерусские названия, включены приметы,пословицы и поговорки.Много красочных иллюстраций январской природы....

Конспект интегрированного урока чтения и ИЗО в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях VIII в...

Интегрированный урок биологии и географии в 6 классе коррекционной школы 8 вида.

Интегрированный урок биологии и географии в 6 классе коррекционной школы 8 вида.Тема урока: Полезные ископаемые. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых России.Цели коррекционно-образовательные:1...

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе коррекционной школы (4 класс массовой школы)

            Конспект урока по русскому языку в 6 классе коррекционной школы по учеьнику Т.Г. Рамзаевой  «Русский язык» для 4 кл. Тема урока: ...