Урок внеклассного чтения. «Держись, мой мальчик, на свете два раза не умирать…». Константин Симонов «Сын артиллериста»
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему
Познакомить учащихся с содержанием поэмы К.Симонова;
расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне;
обобщить и систематизировать характеристики главных героев поэмы;
раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова;
показать духовную красоту советских людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya._.docx | 402.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Бойчук Ирина Леонидовна-учитель русского языка и литературы
Место работы - МБОУ Калининская школа Первомайского района Республики Крым
Класс-7
Тема. Урок внеклассного чтения. «Держись, мой мальчик, на свете два раза не умирать…». Константин Симонов «Сын артиллериста»
Цели урока.
Образовательные:
-познакомить учащихся с содержанием поэмы К.Симонова;
- расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне;
- обобщить и систематизировать характеристики главных героев поэмы;
- раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова;
- показать духовную красоту советских людей;
Коррекционно-развивающие:
- коррекция и развитие связной устной речи через правильную формулировку ответов на вопросы, через умение давать характеристику герою произведения; коррекция и развитие личностных качеств учащихся через формирование умения выражать свои чувства по отношению к героям произведения.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность; умение работать в парах;
- помочь учащимся осознать, что события войны ради мирного будущего нельзя забывать;
- способствовать воспитанию у подростков чувства гражданственности и патриотизма.
Тип урока: урок памяти.
Оборудование: портрет писателя , компьютер, проектор, экран, иллюстрации к стихотворению, выставка книг К.М. Симонова, электронная презентация, аудиозапись, запись отрывка из стихотворения "Сын артиллериста" в исполнении К. Симонова.
Эпиграф
Что такое война? Это - мы, одинокие парни,
Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин.
Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий,
Оставаясь, как равный, со смертью один на один.
Юрий Севрук.
Ход урока
1.Организационный момент.
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю ,что не каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
2. Эмоциональный настрой. Звучит песня «Священная война». ВИДЕОРОЛИК.
3.Слово учителя.
- Нет равнодушных людей, когда слышат “главную песню Великой Отечественной войны”, написанную поэтом Василием Лебедевым - Кумачом и композитором Александром Александровым. Какие ассоциации возникают у вас , ребята , когда вы слышите слово « война»?
Составление ассоциограммы
Рассказ учащихся о близких, переживших ВОВ (дом. задание первой группы).
Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, так как в
дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма. Писатели и поэты тоже были на защите своего Отечества: военные корреспонденты, рядовые, офицеры. Не понаслышке они создавали свои произведения о войне. Художественное слово, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе!
4. Постановка цели.
- Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока? Какие основные задачи урока стоят перед нами?
5. Актуализация знаний.
- На войне были и взрослые, и дети, подростки . Сегодня мы познакомимся с произведением Константина Симонова «Сын артиллериста». Это стихотворение о мальчике, оказавшемся на фронте. Но вначале немного о самом авторе , у которого в судьбе “совпали — война, беда, мечта и юность”.
Выступление учащихся о жизни и творчестве писателя(2 группа)
6.Организация деятельности по восприятию стихотворения.
6.1 Чтение учителем стихотворения К. Симонова «Сын артиллериста».
6.2 Прослушивание записи отрывка из стихотворения "Сын артиллериста" в исполнении К. Симонова.
7. Фронтальная беседа с элементами анализа лирического произведения.
- Какова тема этого произведения?
- Какова идея?
- Какой момент можно считать кульминационным, самым напряженным?
- Какие детали, моменты произвели на вас неизгладимое впечатление?
(Учащиеся зачитывают эти моменты).
Динамическая пауза. Физминутка для глаз.
- Кто главный герой произведения «Сын артиллериста»?
- Выразительно прочитайте строки, рассказывающие о детстве Лёньки.
- Прочитайте поговорку майора Деева. Как звучит поговорка и с какой целью майор её произносит? (Поговорка звучит как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремится поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он хочет сказать, что всё начинается с малого, что на пути у Лёньки встретится ещё немало барьеров (препятствий) и нужно учиться их преодолевать.
- Дать характеристику Леньке – лейтенанту Петрову. Каким вы его узнали в первой части произведения? Внешность, возраст, характер. Как вы думаете, каким он будет солдатом?
Микрообобщение: в первой части поэмы мы узнали о детстве главного героя – Леньки, он был самым обыкновенным мальчишкой - сорванцом, узнали, что отец и его друг -майор Деев - воспитывали Леньку мужественно переносить трудности, быть смелым, не паниковать, всегда быть спокойным. Ленька вырос, возмужал, окончил школу и военное училище, и прибыл в полк, которым командовал майор Деев.
-В чем выразилось мужество и героизм лейтенанта Петрова?
- Почему майор не узнал вернувшегося Леньку?
-Как вы думаете, почему теперь у Леньки была такая же поговорка, как у майора Деева?
Микрообобщение. Ленька отлично выполнил порученное задание, он совершил подвиг, мужественно и ответственно выполнил приказ своего командира, хотя ему было очень трудно и даже страшно, он мог погибнуть. Ленька был настоящим патриотом, любящим свою Родину, и ради неё он готов был отдать свою жизнь. Майор Деев хорошо знал Леньку, знал, что на него можно положиться, и поэтому послал его на это очень трудное и очень ответственное задание.
8.Заполнение таблицы характеристик майора Деева и Леньки.(Задание выполняется на карточках; работа в паре)
Майор Деев | Характеристики для сравнения | Лёнька |
черты характера | ||
воинское звание | ||
привычки | ||
отношение к службе | ||
храбрые, героические поступки | ||
твое отношение к героям поэмы |
Проверка полученных результатов.
Микрообобщение. Безусловно, вы были правы, когда сказали, что Ленька теперь имел право на такую поговорку как у майора Деева. Он столько испытал в последнем бою, что стал настоящим мужчиной и мужественным солдатом, похожим на своего названного и настоящего отца. Это вы сейчас и доказали, заполняя таблицу.
Мы с вами ответили почти на все вопросы, поставленные как задачи в начале урока.
9.Комментирование и выставление оценок.
10.Домашнее задание (на выбор):
- Письмо-обращение к Леньке.
- Составление синквейна на тему «Война».
- Краткий пересказ по плану.
11. . Итоги урока. Рефлексия
«Букет настроения»
-Мне на уроке было неинтересно, я и так все знал.
-Я слушал внимательно учителя и товарищей, мне было интересно.
-Я много раз слышал о войне, но сегодня на уроке по-другому осознал это страшное событие.
Какие цветы преобладают в букете ? Какой можно сделать вывод?( Букеты с красным гвоздиками у всех нас вызывают ассоциацию с Днём Победы в ВОВ. Поэтому, в дни празднования Великой Победы в нашей стране, именно гвоздики и стали самыми популярными цветами.
Огромное значение имеет красный цвет гвоздик, который символизирует кровь, пролитую на полях жестоких сражений нашими дедами, отцами.)
Я прошу вас, ребята, и всех присутствующих почтить погибших минутой молчания.
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».
Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира...
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно прочитать текст, о...
урок внеклассного чтения в 5 классе по книге в. Крапивина "Мальчик со шпагой"
На На окраине Свердловска есть ничем не приметное здание, но оно хорошо известно всем юным свердловчанам. Каждый день здесь собираются начинающие моряки и фехтовальщики, журналисты и барабанщики....
Презентацию к уроку внеклассного чтения в 5-7 классах по фантастической повести Александра Житинского "Параллельный мальчик"
Презентация к уроку внеклассного чтения в 5-7 классах по фантастической повести Александра Житинского "Параллельный мальчик". Презентация выстроена так, что отражает ход урока и все его этапы....
Урок внеклассного чтения "На чем держится мир?" по повести В.Железникова "Чучело"
Урок доброты, достоинства и чести, проводится в форме диспута. Учащиеся заранее знакомятся с произведением В.Железникова «Чучело», а на самом уроке анализируют содержание повести, обращаясь...
Урок внеклассного чтения "Какой ты след оставишь?" (По сказке О.Уайльда "Мальчик-звезда")
Урок внеклссного чтения по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-звезда" нацелен на воспитание у учащихся чувства сострадания, милосердия. Построенный в форме игры-путешествия, он помогает ученикам понять, д...
Урок внеклассного чтения в 9 классе. Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич "Цинковые мальчики"
Урок внеклассног чтения по произведению С Алексиевич "Цинковые мальчики." В данной разработке помещен материал урока и презентация к уроку. Урок посвящен афганской войне....