Конспект открытого урока по литературе в 10 классе по теме "А,Фет - мастер и волшебник"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Larisa Kolomiec

Конспект открытого урока по литературе в 10 классе по теме "Афанасий Фет - мастер и волшебни" . В разработке дается обзор жизни и творчества поэта и анализ поэзии .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока 27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 10 классе

подготовила учитель литературы ГОУ ЛНР «Мусиевский УВК»

Коломиец Л.И.

Тема: А.А.Фет -  мастер и волшебник .

Цели.

1.Познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета.

2.Раскрыть основные темы и мотивы лирики Фета, и их отображением в его поэтических произведениях.

3.Совершенствовать умения отыскивать характерные темы, образы, художественные приёмы в стихотворениях А.Фета.

4.Формировать у учащихся умения слушать и анализировать романс, написанный композитором к данному стихотворению.

5.Воспитывать через поэзию А.Фета нравственные качества учащихся.

Задачи:

приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений;

овладение способами выразительного чтения вслух художественных текстов, в том числе и чтения наизусть;

овладение навыками свободного владения монологической и диалогической речью;

формирование умений развернутого ответа на вопрос;

Формирование УУД:

Личностных УУД: познавательного интереса, способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивных УУД: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативных УУД: слушать и понимать речь других; развивать устную и письменную речь, оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательных УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные:

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

владение умением анализировать поэтический текст;

формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

 способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных высказываниях;

владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

Метапредметные :

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской  деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,

владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

 владение навыками познавательной рефлексии.

Личностные:

 формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами; готовности и способности к самостоятельной, творческой деятельности;

 формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной деятельности;

формирование эстетического отношения к миру.

 Оборудование урока:

портрет А.А.Фета; компьютерная презентация; видеоролик с записью стихотворения А.Фета «Ещё майская ночь…»;

картины импрессионистов (Мане, Дега, Ренуара, Писсарро);

карточки для индивидуальной работы «Черты импрессионизма»;

таблица «Особенности лирики А.А.Фета»;

романс А.Е.Варламова на слова Фета «На заре ты её не буди» (видеоролик);

учебник «Литература.

Метод. Рассказ учителя,  сообщения учащихся с чтением стихов поэта.

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец…

А.А.Фет

Только песне нужна красота,

 Красоте же и песен не надо 

А.А. Фет

Ход урока


І.Оргмомент урока

  1. приветствие обучающихся, мониторинг настроения обучающихся.

ІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. ИНСЦЕНИРОВКА

РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА «СОВРЕМЕННИК» 1863г.

Добролюбов Н.А.

Писарев Д.И.

Зайцев Б.К.

Чернышевский Н.Г.

Салтыков-Щедрин М.Е.

(ученики стоят за столом, ведут беседу:)

С-Щедрин: - Господа, слышали о вышедшем недавно из печати собрании сочинений господина Фета? Каково ваше мнение о его поэзии?

Добролюбов: - Ну что ж, господин Фет очень верно выражает неопределенные впечатления природы, и однако ж отсюда вовсе не следует, чтобы его стихи имели большое значение в русской литературе.

Писарев: - Да его стихи вообще ни на что не годны, кроме как оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, сыра и рыбы”, только тогда они будут приносить долго пользы.

Зайцев: - Он в стихах придерживается “гусиного миросозерцания”; такое занятие, как выдумывать такие стихи, ничем не отличается от перебирания пальцами, которому с наслаждением предаются многие купчихи.

Чернышевский: - Есть у него пьесы очень миленькие, но все они такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если б выучилась писать стихи.

Добролюбов: - Когда-то его хвалили. Правда, это было давно. Теперь, пожалуй, только любители помнят десяток его стихов.

С-Щедрин: - А я думаю, что в семье второстепенных русских поэтов господину Фету, бесспорно, принадлежит одно из первых мест.

ІІІ. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.

-         Подобные высказывания можно было встретить до недавнего времени и в учебниках литературы для школ, до 1994 г. творчество Фета, Тютчева не изучалось в школе или о них упоминали как о второстепенных поэтах.

-

 С чем же было связано такое отношение к поэзии А.А.Фета? Давайте попробуем разобраться.

-?Вспомните, в чем видели назначение поэзии А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов

(«Глаголом жги сердца людей…», «Звучал как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных…», «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…»)

- А Фет? Каковы были его взгляды на искусство?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

        - Фет в поэзии никогда открыто не заявлял о своей гражданской позиции, не написал ни одного стихотворения на злободневную тему. Он был приверженцем теории «чистого искусства», т.е. искусства ради искусства, а такие взгляды подвергались острым нападкам во времена обострения социальных противоречий.

IV. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

1. ОБРАЩЕНИЕ К ЭПИГРАФУ:

- Какова же была цель Фета как поэта? (Обращение к эпиграфу)

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец…

А.А.Фет

- Запрятанная в кладовой души мысль Фета, может быть, и состояла в том, чтобы повести человека в царство истины и красоты.

        А. Фет постоянно повторял в своем творчестве, что

Целый мир от красоты,
От велика и до мала.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА:

- Какова же цель нашего урока? Что же мы должны понять? На какие вопросы должны найти ответы?

-         Восстановить справедливость, показать, что Фет – поэт далеко не второстепенный, а один из самых красивых русских поэтов, что это не просто большой поэт, а поэт великий, поэт гениальный.

        Сегодня мы постараемся понять, что особенного есть в поэзии Фета, в чем заключается своеобразие неповторимого стиля поэта.

2. ЗАПИСЬ ТЕМЫ И ЭПИГРАФА В ТЕТРАДЬ.

V. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБНОСТЕЙ.

РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИРИКИ

  1. Прослушивание романса П.И. Чайковского на слова А. Фета “ На заре ты ее не буди”

        – Вы знакомы с творчеством многих  поэтов и знаете, что полнее всего личность поэта, писателя проявляет себя в его творениях.  Какой предстает личность Афанасия Фета в его стихах? Черты характера? Круг интересов?

Вы прослушали романс на стихи А. Фета. Что можно сказать о поэте?

(учащиеся предполагают, что поэт, написавший такие стихи, скорее всего человек мечтательный, романтичный, поэтичный, влюбленный, наивный, далекий от реальной жизни, видит жизнь в розовом свете, счастливый, хорошо понимает природу и любит её, неравнодушен к красоте.)

2. Слово учителя.  Посмотрим  на  портрет!)

        С портрета на вас смотрит суровый бородатый человек. Взгляд его строг, может показаться, даже самоуверен. Кто он? Незнающий ответил бы, судья, профессор-медик, а, может, просто управляющий имением. Видно, что это прижимистый, хозяйственный, серьезный человек.

        Невозможно себе представить, что за этой непроницаемой внешней оболочкой скрывалось легко ранимое сердце одного из нежных русских лириков, сердце восторженного и доверчивого поэта.

        И личность, и судьба, и творческая биография А.Фета необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы.

        Чистая поэзия, далёкая от реальной жизни, тонкий лиризм, жизнь поэта – всё это переплетается в одном человеке, вызывая к нему неоднозначное отношение.

        Нельзя говорить о своеобразии творчества А.Фета, не сказав о его жизни.

         

        А сейчас посмотрим видеоматериал.

3.Ваша задача: составить вопросы викторины по жизни и творчеству поэта

    4.  ВИДЕО о жизни А.Фета.

5. – Итог просмотра. Что заинтересовало вас в жизни поэта? Прочитайте свои вопросы.

Чтение учениками вопросов викторины.

Спасибо за вопросы.

        Популярность Фета и сейчас велика. Современный читатель, несомненно, испытывает интерес к его стихам. Это трудно соотнести с непринятием поэзии Фета демократическим читателем в 60-е годы XIX века.

        А может быть, не давать однозначный ответ, а просто вчитываясь в музыкальные строки и размышляя над фактами жизни, любви и смерти, каждому постараться найти ответы в стихах поэта на многие волнующие вопросы бытия.

        6. Наша задача - выявить это своеобразие фетовских стихов.

Что в ней является отличительным признаком, что дает возможность не перепутать его стихи со стихами других поэтов?

По ходу нашей работы будем записывать в тетради выводы

«Своеобразие стихов А.Фета «

- музыкальность

        7. Творчество А. Фета относится к тому направлению, которое мы называем «чистое искусство» или «искусство для искусства», «искусство ради искусства». Это значит, что в своём творчестве Фет уходил от злобы дня, от острых социальных проблем, которые особенно в то время волновали Россию.
        «Чистое искусство» — (иначе — «искусство для искусства») — эстетическая теория, которая утверждает, что искусство и литература не должны выполнять социальных задач, не обязаны приносить «пользу», а должны служить лишь для наслаждения прекрасным..  слайд


8. Особенности поэзии «чистого искусства»  слайд

• Поэзия намёков, догадок, умолчаний.
• Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.
• Искусство не должно быть связано с жизнью.

• Поэт не должен вмешиваться в дела бренного мира.
• Это поэзия для избранных.

Основные темы поэзии «чистого искусства»  слайд

Основные темы поэзии «чистого искусства»

Любовь

Природа

Искусство

        По мнению Фета, миссия поэта — всколыхнуть чувства посредством слова, «усилить бой бестрепетных сердец». 

        

        8. Тема природы — одна из любимых у поэта, ведь пейзаж — это источник радости, вдохновения, оптимизма и неожиданных открытий.

        Сообщение ученика

1 Ученик: Основными темами творчества Фета являются природа и любовь. Именно в них сосредоточена вся красота и очарование бытия. Причем, эти темы как бы проникнуты одна в другую. Картины природы, созданные Фетом, удивительны и вдохновенны. Природа для поэта, как и любовь, – источник радости, вдохновения, философского оптимизма и неожиданных открытий.

Сборник «Вечерние огни» – необычайный творческий взлет А. А. Фета.

Цикл стихотворений о природе: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Море»..

Природа  у Фета живет своей собственной жизнью, глубокой и таинственной. Поэзию Фета называют «безглагольной» Его стихи не излагают мысли, не изображают картину, а передают настроение, выражают состояние, впечатление.

Об этом  стихотворение «Еще майская ночь»

Чтение стихотворения «Еще майская ночь»

Об этом стихотворение «Ещё майская ночь». (чтение стих-я)

Какая ночь! На всём какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звёзды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд её убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней

Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной – и последней, может быть

        9. Анализ стихотворения

КАКАЯ Тема произведения.: Красота майской ночи, пробуждающая в человеческом сердце возвышенные чувства  

        Лирический герой восхищается темным временем суток и благодарит родной край за такую благодать. Он считает, что свежесть и чистота мая дарованы «"царством льдов"».  (ночь, звезды, песня соловья, березки)

        Ночное небо безоблачное, поэтому герой может наслаждаться звездами. Небесные светила смотрят в его душу и от этого воздух наполняется тревогой и любовью. Упоминает поэт и о символе любви – соловьиной песне

Вывод: Человек и природа – едины 

        Фету удаётся тонко передать все оттенки состояния души, раскрыть великолепие мира чувств.

        Стихи Фета воздушны: они — «божественный вздор», «бред неясный» и пишутся «наперекор уму».

10. Чтение         Стихотворение «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…»

11. Анализ стих-я

Что необычного в стихотворении? 

Мы можем нарисовать цельную картину? Или Только детали?

(В стихотворении нет цельного образа. Какие-то смутные очертания да неясные звуки…

Каждый предмет вызывает определённые ассоциации. Получается, что основной смысл стихотворения  скрыт за словами

 (Вначале - вечер, встреча влюбленных.  ночь, поцелуи.  утро, слезы счастья и расставанья.)

Поэт передает неповторимость происходящего.

Все стихотворение – одно большое сложное предложение, состоящее из назывных.

Стихотворение, в котором нет ни одного глагола!

По словам великого Л. Толстого, «каждое выражение – картина».)

 

Какова же тема стихотворения? (Любовь…)

        А о любви не сказано ни слова! Чувство тончайшее, а потому словами не выразимое. Так о любви до Фета ещё никто не писал.

        Неточные слова, неряшливые, "растрепанные" выражения в стихах Фета создают неожиданные, яркие, волнующие образы. Создается впечатление, что поэт не задумывался над словами, они сами к нему пришли

        Фет не пытается нарисовать чёткую картину словами, он лишь фиксирует отдельными штрихами мгновения, подмечает детали. Поэтому его стиль считается поэтическим  импрессионизмом.

        Сообщение ученика

2 ученик: Импрессионизм (от франц.  впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Импрессионисты стремились передать непосредственное впечатление, мельчайшие оттенки личных переживаний, ощущений, настроений. Его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке,.

Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне.

Французы – импрессионисты:

Клод Моне, Эдгар Дега, Поль Сезан, Огюст  Ренуар и др.

 В России –  Грабарь, Левитан)  (слайд)

- Запишем определение в тетрадях

Импрессионизм как художественное направление возник и сформировался изначально в живописи.

13. (Просмотр слайдов с репродукциями картин художников-импрессионистов)

        Ребята, я хочу вам показать репродукции картин Клода Моне. Клод Моне - французский живописец, который является основателем импрессионизма. Посмотрите на репродукции, на этих трех картинах можно проследить технику письма импрессионистов («Кувшинки», «Улица, украшенная флагами», «Поле маков»). Если вы подойдете к картине слишком близко, то вам будет сложно различить, что на ней нарисовано. Техника такого письма основана на штрихах, отдельных мазках, точках, пятнах. Поэтому вам будет казаться, что это какие-то мазки и пятна, не складывающиеся в целостную картину, но если вы немного отстранитесь, то увидите, что эти мазки и точки создают монолитное полотно, на котором четко выделяются предметы, детали и т. д.

         

        Давайте посмотрим на репродукции картин этих художников, попробуем проникнуться настроением. Посмотрим, как через изображение природы  можно выразить чувства человека.

- Как вы думаете, что объединяет эти картины, такие разные по манере письма, по изображению времени года?

(Художник передает свои чувства, своё отношение к миру)

- Можно ли сказать, что каждая картина, несущая какой – то зрительный образ в какой – то степени музыкальна?

- Попробуйте оживить эти картины.  Какие звуковые образы, наряду со зрительными,  у вас возникают? С чем ассоциируются картины?

Высказываются учащиеся

         Мы пытались описать то, что видим, - прозой, но мы же знаем, что поэтическая речь для передачи чувств  иногда подходит больше. Она оказывается более емкой, несет в себе откровение и загадку. Знаем, что каждый поэт делает это по- своему.

На этом же приеме основана техника импрессионистского письма в поэзии.

Вывод: (Можно ли считать стих-е «Шепот…» импрессионистическим

        

14 .Общие черты поэзии А. А. Фета и импрессионизма

• Преклонение перед чистой красотой;
• нарочитая красивость;
• стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение, штрихах;
• поэта интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведённое предметом.

Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину.

Давайте запишем небольшой вывод.

Запись. Импрессионизм в поэзии – это…

Но Фет не просто поэт, а поэт-музыкант, поэт-художник. Удивительно редкий сплав дарований. Вся его поэзия есть отражение удивительнейшего слияния звука - слова - красок.

        «Фет лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область…,- заметил Чайковский,- это не просто поэт, а скорее, поэт – музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые поддаются выражению словом».

        На что Фет ответил: «Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую уходил, насколько хватало сил моих».

-

        15.  Стихи А.Фета с легкостью ложатся на музыку, становясь песнями, романсами. Написанное в 1842 году стихотворение «На заре ты ее не буди…»  стало первым стихотворением А.Фета, положенным на музыку. Сделал это композитор Александр Егорович Варламов. Романс получил широчайшую известность, его распевали по всей России..

( романс «На заре ты ее не буди…»),  прозвучал в начале урока

- 16. Послушаем романс «Сияла ночь. Луной был полон сад…»)

Стихи посвящены Татьяне Бернс (Кузминской) , сестре Софьи Андреевны Толстой

«Только песне нужна красота, красоте же и песен не надо» — таким было творческое кредо Фета. (второй эпиграф)

-        Радость, счастье, любовь – это то, о чем пришел рассказать А.Фет в русской поэзии. Поэзия Фета в целом очень жизнерадостная, оптимистичная (не зря Фет своим учителем считал Пушкина). И чем суровее была к нему жизнь, тем ярче, теплее и радостнее становились его стихи

 «Радуга фетовской поэзии победила мрак его жизни»

-

        17. И одно из самых оптимистичных стихотворений поэта, своего рода поэтическая декларация его творчества это стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» Стихотворение необычное, очень близкое каждому из нас.

(Чтение наизусть стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…»)

18. .Анализ стихотворения.

 

Какова тема стихотворения "Я пришел к тебе с приветом..."? (любовь)

         

        Согласитесь, тема сама по себе стара, неоригинальна. Тогда в чем же новизна?

         

Пересказать стихотворение прозой нельзя, но мы можем найти опорные слова, передающие настроение.

-Какие слова в стихотворении вы можете выделить? (привет, солнце, свет, трепет

листьев)

-Какое настроение они передают? (радость, счастье, любовь)

         Поэт видит в природе то, что не замечали другие: он благоговеет перед печальной березой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину

Скажите, как в стихотворении соотносятся мир чувств лирического героя и мир природы? (они едины)

         Это еще одна особенность всей фетовской поэзии: человек, природа, красота - нераздельны.

- Прочитайте последние строки из стихотворения. В чем любовь и радость лирического героя находят свое воплощение? (в песне)

…не знаю сам, что буду

петь, но только песня зреет

-

Вывод Таким образом, песня – высшая точка радости. Это открывает нам, пожалуй, самую яркую особенность лирики А.Фета – музыкальность. Поэт считал, что лирика и музыка не просто родственны, а не раздельны.

V. Итоги урока.  

 А. Фет - поэт "чистого искусства". Цель поэзии для него - сама поэзия.

Сделаем выводы. Характерные особенности лирики А.Фета.

 Проверка записей в тетрадях: Своеобразие лирики АФета

  • человек и природа - едины
  • любовь к жизни
  • использование приёмов импрессионизма
  • ассоциативность
  • музыкальность, мелодичность

        Таким интересным был этот поэт, разделивший свою жизнь на две половины. Фет – автор прекрасных стихов, поклонник красоты во всех её проявлениях и Шеншин – служака, расчётливый помещик, ненавидящий прогресс, всю свою жизнь добивавшийся титула дворянина и отцовской фамилии. Титул дворянина Фету всё-таки пожаловали уже на закате его жизни.

VІ. Рефлексия.

Задание:  Чтобы вы ответили критикам на те слова, прозвучавшие в начале урока, о стихах Фета.

Правы ли они в своих суждениях?

 Нужна нам поэзия А Фета?

П. И. Чайковский:  "Фет есть явление совершенно исключительное; нет никакой возможности сравнивать его с другими первоклассными или иностранными поэтами. Скорее можно считать, что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаги в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена..."

Какое место в литературе занимает творчество А. А. Фета, как оценить огранку его таланта?
Такую оценку каждый читатель должен дать сам, но мозаика русской культуры без имени Фета была бы неполной.

VІІ. Домашнее задание.

1. Выучить понравившееся стихотворение  А. А. Фета наизусть.

2. Прочитать статью в учебнике  «Основные мотивы лирики А. Фета»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературе - 7 класс

18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект  урока....

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе

Методичкская разработка урока по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина. Изучение сказа Н.С. Лескова "Левша" вызывает интерес у детей, но им трудно "разобраться" с лексикой произведения. В да...

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Конспект открытого урока по литературе на тему : "Нравственно–философские проблемы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (в режиме «метода проекта»,  два часа) Технологии:  проектной деятельности, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ (презентация),...

Конспект открытого урока по литературе 5 класс.

Конспект урока по литературе по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образ...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Мир древнерусской литературы"

Урок, посвященный новому празднику - Дню православной книги. Учащиеся знакомятся с историей праздника, с деятельностью первопечатника Ивана Федорова, а также повторяют и обобщают знания о возникновени...