Урок внеклассного чтения Л.Е. Улицкая "Капустное чудо"
материал по литературе (6 класс)
Урок внеклассного чтения рекомендуется проводить в 5-6 классах после завершения темы "Произведения о Великой Отечественной войне".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapustnoe_chudo.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы по рассказу Л.Е. Улицкой «Капустное чудо» (6 –7 класс)
Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №14»: Морозова Т.А.
Задачи:
образовательная –познакомить с рассказом «Капустное чудо», увидеть гуманизм повествования;
воспитательная - воспитание личности, умеющей строить свою собственную жизнь и жизнедеятельность своего сообщества на основе духовно- нравственных ценностей;
развивающая - развитие мышления: учить доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы.
Технология: мастерская ценностных ориентаций.
Режиссура урока:
Этапы урока | Содержание | Развитие компетентностей |
Шаг 1. Индуктор-1 | Слово учителя. Каждый из нас верит в чудо… Постройте ряд ассоциаций к слову ЧУДО. (Чудо- неожиданность, волшебство, радость…). Посмотрим определение этого слова в различных словарях, добавим слова к ассоциациям. Толковый словарь Ожегова: «Чудо - нечто поразительное, удивляющее своей необычностью; удивительно, поразительно хороший; необыкновенный, выдающийся». Школьный толковый словарь: «Чудо - нечто небывалое, то, что удивляет; нечто поразительное». Словарь синонимов З.Александровой: «Чудо-феномен, невидаль, диво, невидальщина» | Развитие ассоциативного мышления, формирование собственных представлений, чувств и мыслей. |
Шаг 2. Индуктор-2 | Учитель записывает на доске словосочетание КАПУСТНОЕ ЧУДО. Подберите ряд ассоциаций, которые возникают у вас при этом словосочетании. (-Может, это большая капуста… -Может, капуста особой формы, цвета… -Может быть, необычное блюдо из капусты…) Обобщите ваши знания о капусте. (Семейство крестоцветных, округлой формы, имеет большой запас воды - из ботаники. Богата витамином С, обладает заживляющими свойствами - из валеологии. Подвержена брожению, выделяет аскорбиновую кислоту- из химии. Сто одежек- все без застёжек. Капуста- на столе не пусто. Уродилась я на славу: голова бела, кудрява, кто любит щи- меня в них ищи.- из фольклора. | Развитие умения использовать знания из других областей. Развитие ассоциативного мышления, формирование собственных представлений, чувств и мыслей |
Шаг 3. «Разрыв» | Попробуйте связать словосочетание КАПУСТНОЕ ЧУДО и 1949 год. (- Возможно, был неурожай капусты…
О чем вам говорит 1949 год, вспомните историю. Обратитесь к справочным источникам (-Голодный послевоенный год.. -Высокий рост смертности и болезней). А сейчас поставим словосочетание КАПУСТНОЕ ЧУДО в кавычки. Что изменилось? Получилось название рассказа Л.Улицкой. Л.Е. Улицкая – современный автор, о котором говорят и спорят. Её сборник рассказов носит название «1949 год». Обратимся к её рассказу «Капустное чудо». | Развитие умения доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы. |
Шаг 4. «Социализация» | - Какое настроение возникает после чтения первой страницы рассказа? - Ваши версии, какое чудо может спасти девочек? - Какие качества отражены в произведении, выведены на первый план в то, военное время? (Любовь к ближнему, готовность принять на себя его бремя, милосердие, доброта…) Дочитываем текст до конца. -Какова авторская позиция? (Не может быть такого чуда, чтобы решились сразу все проблемы). -А что стало чудом для героинь рассказа? (Сброшенные кочаны капусты - для девочек, проявление доброты и заботы -для бабы Тани по отношению к девочкам, ответственность за их жизнь). | Формирование субъективного опыта, сопоставление его с опытом других |
Шаг 5. «Социокон-струкция» |
(Милосердие, доброта, отзывчивость, благородство души, сострадание, великодушие, сочувствие, гуманизм…) | Развитие умения видеть в произведении автора и авторское отношение к героям, событиям, читателю. Умение выразить свою позицию относительно авторской. |
Шаг 6. Домашнее задание. | Выберите 2-3 ценности, приведите примеры из своей жизни, подтверждающие необходимость этих ценностей в наше время. | Развитие собственного письма и речи. |
Шаг 7. Рефлексия. | Что вам понравилось на уроке? (-общаться; -высказывать свою точку зрения; -соотносить своё мнение с точкой зрения других; - видеть себя в ситуациях текста рассказа). | Развитие умения сопоставлять свои и чужие мысли, чувства, восприятия. Педагог указывает возможные направления развития ученика, стимулирует его желание самосовершенствоваться, приоткрывает дверь в эмоциональный, нравственный мир. |
Приложение.
Справочный материал к шагу 3.
Вторая половина 40-50-х гг. были трудным временем для абсолютного большинства людей. Материальные лишения военного времени воспринимались как необходимые и неизбежные. Естественным поэтому было пробуждение надежд на улучшение материального благосостояния после окончания войны.
В декабре 1947 года была отменена карточная система и проведена денежная реформа. Но одновременно с отменой карточек цены на продукты были повышены. Если учесть повышение цен, осуществленные в годы войны, то их общий уровень в 1948 г. оказался в три раза выше, чем в последнем предвоенном 1940 г.
Казалось, не только история, но и природа обрушилась на деревню в 1946 г. Страшная засуха поразила Украину, Молдавию, юг России. Гибли люди. Вот какое было письмо получено в ЦК ВКП (б) : «Изучение положения дел на местах показывает, что голод охватил все большее количество сельского населения. Необычайно высок рост смертности даже по сравнению с 1945 г., когда была эпидемия тифа. Основной причиной высокой смертности является дистрофия. Крестьяне большинства районов Молдавии употребляют в пищу различные суррогаты, а также трупы павших животных. За последнее время имеются случаи людоедства…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"
В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....
разработка урока внеклассного чтения по произведению Капустное чудо Людмилы Улицкой
Урок внеклассного чтения по творчеству Людмила Улицкая "Капустное чудо" 7 класс. Цели урока: - познакомить учащихся с именем современной писательницы Людмилы Улицкой:- путём анализа п...
Урок внеклассного чтения по произведениям Е. Мурашовой "Одно чудо на всю жизнь" и "Класс коррекции" для учащихся 8 класса.В произведениях
В произведениях Е. Мурашовой поднимаются важные социально-нравственные проблемы милосердия, толерантности, дружбы, взаимопонимания. Дети познакомятся с биографией писательницы, поразмышляют о современ...
Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)
Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...
Чудо поэтического слова. Урок внеклассного чтения.
Урок внеклассного чтения для учащихся 7 класса. Дан в рамках работы регионально-исследовательской площадки....
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".
quot;Чтение с остановками" способствует критическому мышлению, поиску здравого смысла. Школьники учатся рассуждать объективно и поступ...