Урок внеклассного чтения Л.Е. Улицкая "Капустное чудо"
материал по литературе (6 класс)

Урок внеклассного чтения рекомендуется проводить в 5-6 классах после завершения темы "Произведения о Великой Отечественной войне".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kapustnoe_chudo.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы по рассказу Л.Е. Улицкой «Капустное чудо» (6 –7 класс)

Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №14»: Морозова Т.А.

Задачи:

образовательная –познакомить с рассказом  «Капустное чудо», увидеть гуманизм повествования;

воспитательная - воспитание личности, умеющей строить свою собственную жизнь и жизнедеятельность своего сообщества на основе духовно- нравственных ценностей;

развивающая - развитие мышления: учить доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы.

Технология: мастерская ценностных ориентаций.

Режиссура урока:

Этапы урока

Содержание

Развитие компетентностей

Шаг 1. Индуктор-1

Слово учителя. Каждый из нас верит в чудо… Постройте ряд ассоциаций к слову ЧУДО. (Чудо- неожиданность, волшебство, радость…). Посмотрим определение этого слова в различных словарях, добавим слова к ассоциациям.

Толковый словарь Ожегова: «Чудо - нечто поразительное, удивляющее своей необычностью; удивительно, поразительно хороший; необыкновенный, выдающийся».

Школьный толковый словарь: «Чудо - нечто небывалое, то, что удивляет; нечто поразительное». 

Словарь синонимов З.Александровой: «Чудо-феномен, невидаль, диво, невидальщина»

Развитие ассоциативного мышления, формирование собственных представлений, чувств и мыслей.

Шаг 2. Индуктор-2

Учитель записывает на доске словосочетание КАПУСТНОЕ ЧУДО. Подберите ряд ассоциаций, которые возникают у вас при этом словосочетании.

 (-Может, это большая капуста…

-Может, капуста особой формы, цвета…

-Может быть, необычное блюдо из капусты…)

Обобщите ваши знания о капусте.

(Семейство крестоцветных, округлой формы, имеет большой запас воды - из ботаники.

Богата витамином С, обладает заживляющими свойствами - из валеологии.

Подвержена брожению, выделяет аскорбиновую кислоту- из химии.

Сто одежек- все без застёжек.

Капуста- на столе не пусто.

Уродилась я на славу: голова бела, кудрява, кто любит щи- меня  в них ищи.- из фольклора.

Развитие умения использовать знания из других областей.

Развитие ассоциативного мышления, формирование собственных представлений, чувств и мыслей

Шаг 3. «Разрыв»

Попробуйте связать словосочетание КАПУСТНОЕ ЧУДО и 1949 год.

(-   Возможно, был неурожай капусты…

  • Может быть, большой урожай…
  • Возможно, вырос необычный овощ…)

О чем вам говорит 1949 год, вспомните историю. Обратитесь к  справочным источникам

(-Голодный послевоенный год..

-Высокий рост смертности и болезней).

А сейчас поставим словосочетание КАПУСТНОЕ ЧУДО в кавычки. Что изменилось?

Получилось название рассказа Л.Улицкой.

Л.Е. Улицкая – современный автор, о котором говорят и спорят. Её сборник рассказов носит название «1949 год». Обратимся к её рассказу «Капустное чудо».

Развитие умения доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы.

Шаг 4. «Социализация»

- Какое настроение возникает после чтения первой страницы рассказа?

- Ваши версии, какое чудо может спасти девочек?

- Какие качества отражены в произведении, выведены на первый план в то, военное время? (Любовь к ближнему, готовность принять на себя его бремя, милосердие, доброта…)

Дочитываем текст до конца.

-Какова авторская позиция? (Не может быть такого чуда, чтобы решились сразу все проблемы).

-А что стало чудом для героинь рассказа?

(Сброшенные кочаны капусты -  для девочек, проявление доброты и заботы -для бабы Тани по отношению к девочкам, ответственность за их жизнь).

Формирование субъективного опыта, сопоставление его с опытом других

Шаг 5. «Социокон-струкция»

  • Какие же ценности являются, на ваш взгляд, непреходящими? В чём они проявляются?

(Милосердие, доброта, отзывчивость, благородство души, сострадание, великодушие, сочувствие, гуманизм…)

Развитие умения видеть в произведении автора и авторское отношение к героям, событиям, читателю.

Умение выразить свою позицию относительно авторской.

Шаг 6. Домашнее задание.

Выберите 2-3 ценности, приведите примеры из своей жизни, подтверждающие необходимость этих ценностей в наше время.

Развитие собственного письма и речи.

Шаг 7. Рефлексия.

Что вам понравилось на уроке?

(-общаться;

-высказывать свою точку зрения;

-соотносить своё мнение с точкой зрения других;

- видеть себя в ситуациях текста рассказа).

Развитие умения сопоставлять свои и чужие мысли, чувства, восприятия. Педагог указывает возможные направления развития ученика, стимулирует его желание самосовершенствоваться, приоткрывает дверь в эмоциональный, нравственный мир.

Приложение.

Справочный материал к шагу 3.

Вторая половина 40-50-х гг. были трудным временем для абсолютного большинства людей. Материальные лишения военного времени воспринимались как необходимые и неизбежные. Естественным поэтому было пробуждение надежд на улучшение материального благосостояния после окончания войны.

В декабре 1947 года была отменена карточная система и проведена денежная реформа. Но одновременно с отменой карточек цены на продукты были повышены. Если учесть повышение цен, осуществленные в годы войны, то их общий уровень в 1948 г. оказался в три раза выше, чем в последнем предвоенном 1940 г.

 Казалось, не только история, но и природа обрушилась на деревню в 1946 г. Страшная засуха поразила Украину, Молдавию, юг России. Гибли люди. Вот какое было письмо получено  в ЦК ВКП (б) : «Изучение положения дел на местах показывает, что голод охватил все большее количество сельского населения. Необычайно высок рост смертности даже по сравнению с 1945 г., когда была эпидемия тифа. Основной причиной высокой смертности является дистрофия. Крестьяне большинства районов Молдавии употребляют в пищу различные суррогаты, а также трупы павших животных. За последнее время имеются случаи людоедства…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

разработка урока внеклассного чтения по произведению Капустное чудо Людмилы Улицкой

Урок внеклассного чтения  по творчеству  Людмила Улицкая "Капустное чудо" 7 класс. Цели урока: - познакомить учащихся с именем современной писательницы Людмилы Улицкой:- путём анализа п...

Урок внеклассного чтения по произведениям Е. Мурашовой "Одно чудо на всю жизнь" и "Класс коррекции" для учащихся 8 класса.В произведениях

В произведениях Е. Мурашовой поднимаются важные социально-нравственные проблемы милосердия, толерантности, дружбы, взаимопонимания. Дети познакомятся с биографией писательницы, поразмышляют о современ...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Чудо поэтического слова. Урок внеклассного чтения.

Урок внеклассного чтения для учащихся 7 класса. Дан в рамках работы регионально-исследовательской площадки....

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...