Чудо поэтического слова. Урок внеклассного чтения.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок внеклассного чтения для учащихся 7 класса. Дан в рамках работы регионально-исследовательской площадки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo_poeticheskogo_slova.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ В 7 КЛАССЕ Б
Учитель – Чуманова Светлана Григорьевна
Тема: «Чудо поэтического слова»
Цель: Выявить красоту поэтического слова в художественном контексте на материале стихов русских поэтов Х1Х и ХХ вв.
Задачи:
- Обучение средствам художественной выразительности в стихотворной речи.
- Развитие понятия о метафоре, многозначительности, ассоциативности, условности и символичности словесных образов. Развитие творческих способностей учащихся.
- Воспитание эмоциональной и чувственной сферы учащихся, умения эстетически сопереживать, любви и вкуса к высокой поэзии.
Формирование личностной позиции учащихся на основе нравственных
ориентиров и общечеловеческих ценностей.
Оформление:
1. Запись на доске:
- Буриме стихотворения А.К. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает».
- Определение метафоры по словарю Ожегова.
2. Видеофрагмент из философского спектакля «Грядущего плещущий зов» (2014 г.)
3. Плакат: « Свое пережитое ты должен отшлифовать так,
как шлифуют алмаз – в его собственной пыли.
Ты сам шлифовальщик драгоценных камней
И золотых дел мастер своего кольца жизни!»
1. Слово учителя.
1) Сегодня мы с вами в очередной раз прикоснемся к удивительному, неповторимому таинству, название которому – поэзия.
Вопрос: Что является главным в восприятии поэзии?
- Чувство.
Настроим наши органы чувств: зрение, обоняние, осязание, вкус, слух.
2) Этого достаточно? Что является главным?
- Душа.
3) Оценивание работы на уроке.
9 баллов – хорошо, мило
10 баллов – замечательно, прекрасно
11 баллов – чудесно, великолепно
12 баллов – изумительно, восхитительно
П. Чтение и разбор нескольких стихотворений, сочиненных учащимися на заданную рифму.
Чтение стихотворения А.К. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает».
Вопросы:
- Какое из стихотворений производит большее впечатление? Почему?
- Каким настроением проникнуто стихотворение Толстого?
- Какие же образы наиболее эмоциональны и вызывают особенное чувство?
Слово учителя.
Великое чудо поэзии открывает для нас красоту, богатство, многообразие мира! Но чтобы сотворить чудо, нужна волшебная палочка. Такой волшебной палочкой в руках поэта является слово – яркое, эмоциональное, необычное. И чтобы понять стихотворение, нужно научиться не просто слышать слово, но вдумываться в слово, фантазировать с ним.
Ш. Пение учащимися (под аккомпанемент учителя) романса на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая».
Вопросы:
- Что скажет человек, который не привык размышлять, прочитав первую строку?
(Разве может роща говорить?)
- А какие слова и обороты могут вызвать такое же недоумение?
- Ну, а как вы понимаете эти строчки?
- Какой же художественный прием использует поэт? (Метафору)
- Дайте определение метафоры.
(Словарь Ожегова) Метафора (с греч.) – Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.
1У. Слово учителя.
Давайте же подумаем, как рождается метафора.
Чтение учителем стихотворения А. Вознесенского «Торгуют арбузами» без последней строфы.
Вопросы:
- Какую картину вы представляете?
- С каким настроением звучит стихотворение и в каких словесных образах это настроение передано особенно ярко?
- Вообразим арбуз в сетке… С чем его можно сравнить?
Слово учителя. А теперь послушайте, что увидел поэт А. Вознесенский.
Чтение заключительной строфы.
Представьте себе глобус, и смысл метафоры будет вам более понятен. Получается, что у поэта особенное зрение: он видит зорче, ярче, глубже других. Он замечает неожиданное сходство предметов и явлений и создает метафоры, которые помогают увидеть мир неожиданно и свежо. Землю с арбузом сравнивает не только Андрей Вознесенский. Аналогичную метафору использует дагестанский поэт Расул Гамзатов в стихотворении «Шар земной», чтение которого нам подготовила Эльвира Хузина.
Прокомментируйте встретившиеся метафоры. Мы видим, что каждый предмет можно сравнить с массой других.. Потому поэт так напряженно, кропотливо ищет то единственное слово, которое встав в строку, заставит его звучать. Владимир Маяковский писал об этом так:
Поэзия –
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Но как
испепеляюще
слов этих жжение
рядом
с тлением
слова-сырца
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.
Ему вторит другой поэт Владимир Солоухин в стихотворении «Слово о словах».
Чтение стихотворения ученицей.
У. Мы не раз убеждались, что в стихотворении далеко не все можно объяснить словами. Чтобы правильно понять стихотворение, нужно суметь увидеть самые яркие строчки-образы, ощутить их выразительность. Попробуем понять метафорические образы в стихотворении М. Волошина «Потомкам» (1922 г.)
Просмотр видеофрагмента.
Вопросы:
- Как вы поняли это стихотворение?
- Какие метафоры помогают сделать образы более емкими, всеобъемлющими и выразительными?
У1. Слушая стихотворение «Потомкам» мы вместе переживали волнение, тревогу, испытывали предельный накал эмоциональности, силу чувств. Все это в стихотворениях разных поэтов выражается неодинаково.
Обратимся к стихотворению современника В.Маяковского – Н.Заболоцкому. Оно называется «Некрасивая девочка».
Чтение стихотворения ученицей.
Вопросы:
- С одинаковым настроением звучит стихотворение?
- Когда настроение меняется и появляется новое чувство?
- Как вы понимаете метафоры: «младенческая грация души…» ( и дальше по тексту)
(Душевная красота оказывается сильнее внешней непривлекательности)
- Какое изобразительное средство помогает автору изменить угол зрения? Поэтический ракурс? (Метафоры)
Задумаемся: почему поэт заканчивает стихотворение вопросом, а не утверждением?
Ответ на этот вопрос, наверно, должен дать для себя каждый, как и ответить на вопросы о смысле жизни, счастье, любви.
Прислушаемся к совету мудреца:
Чтение плаката на доске.
УП. Чтение и комментарий стихотворений, подготовленных учащимися.
УШ. Оценка.
Торгуют арбузами
Москва завалена арбузами.
Пахнуло волей без границ.
И веет силой необузданной
От возбужденных продавщиц.
Палатки. Гвалт. Платки девчат.
Хохочут. Сдачею стучат. Ножи и вырезок тузы.
"Держи, хозяин, не тужи!" Кому кавун? Сейчас расколется
И так же сочны и вкусны Милиционерские околыши
И мотороллер у стены.
И так же весело и свойски, как те арбузы у ворот
- земля мотается в авоське
меридианов и широт!
Андрей Вознесенский. Не отрекусь.
Избранная лирика.
Минск, "БелАДИ", 1996.
Шар земной! Для одних ты — арбуз. На куски
Разрезают тебя и кромсают зубами.
Для других ты — лишь мяч, и, толпясь, игроки
То хватают тебя, то пинают, пинают ногами
Шар земной для меня - не арбуз и не мяч.
Шар земной! Для меня ты — лицо дорогое,
Я слезинки твои утираю — не плачь!
Кровь смываю твою и пою над тобою.
© Расул Гамзатов
П Р И Л О Ж Е Н И Е
к уроку внеклассного чтения «Чудо поэтического слова»
Стихотворения, написанные учащимися 7 класса «А» на заданную рифму из стихотворения А.К.Толстого «Вот уж снег последний в поле тает».
Белая снежинка тает,
Отражая верх земли,
И подснежник расцветает,
Прилетают журавли.
Лес, еще снежком одетый,
Весны, весны прекрасной ждет.
Вокруг все солнышком согрето
И весело скворец поет.
Граханцева Арина
Весна пришла, и снег уж тает
У берегов родной земли.
Подснежник тихо расцветает,
Прекрасный, словно журавли.
Пусть лес, еще в снега одетый,
Но все ж сердечко тихо ждет
Те времена, когда все солнышком согрето,
Когда любое сердце радостно поет.
Гадиева Аделя
Снежок на солнце тает,
Чернеет ком земли,
Подснежник расцветает,
Летят по небу журавли.
А лес весенний, не одетый,
Листвы рожденье молча ждет
И все вокруг теплом согрето.
Душа ликует и поет.
Рустамханова Эльвина
Последний снег сегодня тает,
Уже открылся край земли.
Подснежник робко расцветает
И прилетают журавли.
Зеленой дымкой лес одетый
Скорей прихода лета ждет.
Все солнцем и теплом согрето,
И расцветает, и поет.
Комлева Елизавета
Последний лед на речке тает,
Ручьи струятся по земле,
Подснежник нежный расцветает,
Летят по небу клином журавли.
Прозрачной дымкой лес одетый
Наряд зеленый с нетерпеньем ждет.
Лучами солнца все согрето,
И жаворонок весело поет.
Пчеляков Роман
Снег весенний тает,
Дымка от земли.
Луг уж расцветает,
В небе – журавли…
В черноту одетый
Лес расцвета ждет.
Солнышком согрето
Все вокруг поет.
Кривоспицкая Дарьяна
Пушистый снег сегодня тает,
Весною пахнет от земли,
Подснежник белый расцветает,
Рассвет поют нам журавли.
Ручей, ледовым кружевом одетый,
Весну и солнце долго ждет.
«Когда же будет все согрето?» -
наш ручеек весне поет.
Бормов Алексей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слово о матери (урок внеклассного чтения 8 класс)
Знакомство с произведениями писательницы Владимирского края - С. Барановой: "Ожидание" и "Сердце матери"...
разработка урока внеклассного чтения по произведению Капустное чудо Людмилы Улицкой
Урок внеклассного чтения по творчеству Людмила Улицкая "Капустное чудо" 7 класс. Цели урока: - познакомить учащихся с именем современной писательницы Людмилы Улицкой:- путём анализа п...
Урок внеклассного чтения по произведению В.Осеевой "Волшебное слово"
Урок учите детей на основе рассказа "Волшебное слово" быть вежливыми, добрыми по отношению друг к другу....
Урок внеклассного чтения по произведениям Е. Мурашовой "Одно чудо на всю жизнь" и "Класс коррекции" для учащихся 8 класса.В произведениях
В произведениях Е. Мурашовой поднимаются важные социально-нравственные проблемы милосердия, толерантности, дружбы, взаимопонимания. Дети познакомятся с биографией писательницы, поразмышляют о современ...
Урок внеклассного чтения "Поэтическое сердце России" + презентация к уроку (можно изменять размер картинок)
Цель. Познакомить учащихся с творчеством русского поэта С.А. Есенина.Задачи. Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихи о природе....
Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".
quot;Чтение с остановками" способствует критическому мышлению, поиску здравого смысла. Школьники учатся рассуждать объективно и поступ...
Урок внеклассного чтения Л.Е. Улицкая "Капустное чудо"
Урок внеклассного чтения рекомендуется проводить в 5-6 классах после завершения темы "Произведения о Великой Отечественной войне"....