Конспект урока по теме " Природа в лирике А. С. Пушкина"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературыв 9 классе(по УМК С. А. Зинина и др.)
Тема:Тема природы в лирике А. С. Пушкина
Цель: создание условий для рассмотрения особенностей пейзажной лирики А.С.Пушкина.
Задачи:1. Знакомство с пейзажной лирикой А. С. Пушкина, раскрытие особенности изображения природы в лирике поэта.
2. Развитие способностей учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе решения образовательных задач, совершенствовать навыки работы с текстом.
3. Способствовать развитию эстетических и патриотических чувств
4. Формировать УУД.
Планируемые результаты в ходе урока:
Предметные:Знание фактов биографии А. С. Пушкина и определение их соотношения с созданием стихотворений разных периодов. Владение навыком анализа стихотворения.Формирование навыка осмысленного чтения и адекватного восприятия. Владение литературоведческими терминами.
Личностные: Формирование средствами урока нравственно – эстетических представления учащихся, адекватное отношение к моральным ценностям.
Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Метапредметные:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, учебник «Литература» (С. А. Зинин, В. И. Сахаров, В. А. Чалмаев), раздаточный материал.
Наглядно-демонстрационные материалы: презентация
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент. Психологический настрой. | Приветствует учащихся. Проверка готовности к уроку. Настраивает на урок. -Посмотрите внимательно в окно. Какие строчки из стихотворений приходят на память, когда вы смотрите на этот пейзаж? - Кому из поэтов принадлежат эти строки? | Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку. Настраиваются на урок. |
2. | Мотивация к учебной деятельности. Актуализация опорных знаний. | Нацеливает учащихся на изучение темы урока Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта, художника или композитора, душа которого не отозвалась бы на её красоту. « В ней есть душа, в ней есть свобода», - это сказано о природе. В ней неиссякаемый источник для поэтов, художников, композиторов и, быть может, для нас с вами. Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире А.С.Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл его прелести читателям. Я с Пушкиным не разлучаюсь, Жить без него я не могу. Его читаю – наслаждаюсь, Смакую каждую строку. И мне становится милее Родной любимый уголок, Душе становится теплее От пушкинских волшебных строк. Эти строчки принадлежат поэту А.Грицунову. И пусть вам тоже станет теплее от удивительных стихов А.С.Пушкина. Проверка домашнего задания | Слушают учителя Ответ 2-3 учащихся по теме домашнего задания |
3. | Определение темы урока. Целеполагание. | Организовывает вывод темы и целеполагание. -Вспомните, в начале урока о чем вас спросила? -Что описывали? -Что такое пейзаж? Пейзаж - это один из содержательных и композиционных элементов литературного произведения. Он может создавать эмоциональный фон произведения или выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека. Пейзаж подчеркивает душевное состояние героя, оттеняет ту или иную особенность его характера с помощью гармоничных или контрастных картин природы. В некоторых лирических произведениях пейзаж составляет их основное содержание, но все-таки главным в поэтическом тексте будут чувства и мысли автора. - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Попробуйте сформулировать тему урока и цель . Запишите
| Высказывают свои предположения. Записывают тему в тетрадь. Формулируют цель урока. |
4. | «Открытие» нового знания. | Организовывает деятельность учащихся по изучению нового материала. Принципы изображения природы в лирике Пушкина постоянно меняются в зависимости от эволюции художественного метода. Это значит, что для каждого периода творчества поэта характерны свои особенности восприятия и приёмы воплощения пейзажа в лирических стихотворениях. Организует работу по изучению материала «Первый период творчества 1817 – 1820 г.» В ранней лирике Пушкина пейзаж – средство создания фона, на котором изображены чувства лирического героя. Стихотворение «Деревня» написано в 1818 году. В нём отражены конкретные впечатления от поездки Пушкина в село Михайловское. Пейзаж точно воспроизводит окрестности села. - Какой видит поэт деревню? - Какие испытывает чувства? - Что противопоставляет Пушкин описанию прекрасной сельской природы? «Деревня» как художественное произведение вобрало в себя традиции русской литературы и современные идеи декабризма. Это рассказ о реальной деревне, о подлинных страданиях крестьян, которым поэт выражает сочувствие. «2 период творчества 1820 – 1824. Южная ссылка» Южная ссылка поэта обернулась новыми яркими впечатлениями. Кавказ поразил своим величием, первозданной красотой. К романтическим стихам Пушкина, содержащим картины природы, относятся «Редеет облаков летучая гряда»…, «погасло дневное светило» (написано ночью на палубе военного брига «Мингрелия»), «К морю». Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда» привлекло внимание композитора Римского – Корсакова. Так родился прекрасный романс. Композитор создаёт великолепный образ моря. Не менее прекрасен образ моря и в стихотворении «К морю» (1824) - Каковы мотивы этого стихотворения? - Какие средства поэтической выразительности использует поэт в стихотворении?
- Посмотрите на иллюстрацию картины художника Репина и Айвазовского «Прощай, свободная стихия» . - Какие строки Пушкина очень точно передают настроение художника? Пушкин словами, а художник красками сумели передать порыв души мятежной, свободолюбивой. «3 период 1824 – 1831. Ссылка в Михайловское, годы скитаний, Болдинская осень») В июле 1824 года Пушкин приехал в Михайловское «в далёкий северный уезд». Поэт не сразу осознал, чем станет для него Михайловское, - мучился, вспоминал Одессу. Но именно здесь, в деревне, в уединении, Пушкин осознал себя профессиональным писателем, для которого литература – самое серьёзное дело жизни. В стихотворениях этого времени важнейшее место занимает пейзаж средней полосы России, реалистический пейзаж сознательно противопоставленный романтическому. Часто появляется зимний пейзаж. Стихотворение «Зимний вечер» (1825) – это разговор Пушкина с няней. - С чем сравнивает поэт бурю? - Какое настроение у лирического героя? В стихотворении «Зимняя дорога» (1826) звучит тихая грусть, одиночество путника, затерявшегося в снежных пространствах. Это состояние лирического героя подчёркнуто описанием окружающего пейзажа. Основные темы этого периода – общность с природой, 4 период 1832 – 1836. Философская лирика и лирика природы» В 1833 году в Болдино поэт написал стихотворение «Осень». Ни одно время года не вызывало в поэте такого очарования, как осень. Само увядание природы Пушкин изобразил как могучее проявление жизни. - Что ценит поэт в осени? - С каким чувством Пушкин описывает осень? - Приведите примеры цитат из стихотворения «Осень», подтверждающие любовь поэта к этому времени года. _ За что поэт так любит осень? Именно осенью он создал свой золотой поэтический фонд. Только за 3 месяца знаменитой Болдинской осени (1830) Пушкин написал около 30 стихотворений, «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», 10 главу «Евгения Онегина». Поистине сказались чудодейственное влияние природы и тишина уединения.
Тихо – тихо сядем рядом – Входит музыка в наш дом В удивительном наряде, Разноцветном, расписном. И раздвинутся вдруг стены – Вся земля видна вокруг: Плещут волны речки пенной, Чутко дремлют лес и луг. Вдаль бегут степные тропки, Тают в дымке голубой. Это – музыка торопит И ведёт нас за собой. (Звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь» ) - Какие картины вы представили, когда звучала музыка? - Какие строчки из стихотворения Пушкина созвучны этой музыке? -Какое настроение навевает музыка? Да. Ребята, эта музыка не только об осени, о расставании с летом, но это и задумчивое, печальное настроение у человека. В мелодии преобладают грустные интонации. В ней пейзаж и настроение человека соединились воедино. П.И.Чайковский - певец красоты. Он умеет увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаемся равнодушны. Его творения помогают нам лучше понять родную природу, увидеть прелесть осени. Композитор писал: «Каждый день отправляюсь на далёкую прогулку, отыскиваю где – нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта» Обобщение рассмотренного материала | Работают над изучением материала. Записывают периоды творчества в тетрадь (таблица)
Выразительное чтение 1 части стихотворения Здесь всё радует взор: сад и луг, холмы и нивы. Деревня становится приютом «спокойствия, трудов и вдохновенья». В душе пробуждается размышление, зреют «творческие думы» картины позорного рабства. Чтение 2 части стих 2 ) 2 период 1820-1824 Южная Ссылка (Слушают романс) (Мотив прощания: автор прощается с романтизмом, морем, югом Находят средства выразительности в тексте, объясняя их роль Отвечают на вопросы «3 период 1824 – 1831. Ссылка в Михайловское, годы скитаний, Болдинская осень») (то со зверем, то с плачем ребёнка) (оно созвучно настроению природы: состояние обеспокоенности) 4 период 1832 – 1836. Философская лирика и лирика природы» чтение стихотворения ( её прощальную красу) (поэту легко отдыхается в это время года, легко пишется, легко рифмуется) Слушают музыку Анализируют свое состояние
|
5 | Подведение итогов. | Когда – то Ф.М.Достоевский сказал: «Красота спасёт мир». Стихи, музыка и живопись помогают нам открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщая её к прекрасному мигу осознания себя частицей всей Вселенной. Вспомните, какую цель урока мы с вами поставили. Удалось ли нам достичь её? Докажите. | Обращение к записям, сделанным в течение урока. Описание лирического героя в различные периоды творчества писателя Высказывают своё мнение, доказывают. |
6 | Задавание домашнего задания |
| Определяют вариант выполнения домашнего задания |
7 | Рефлексия | Составление кластера Тема: природа А. С. Пушкина | Составление кластера. Выступление 2-3 учащихся |
8 | Подведение итогов | Подводит итог урока. Благодарит за урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 9 классе по теме "Природа в лирике А.С.Пушкина"
На данном уроке учащиеся совершают заочную экскурсию по заповедным Пушкинским местам, знакомятся с красотой пейзажей этих мест, которые оказали огромное влияние на поэта. Красоту русской природы ...
План-конспект урока на тему:" Природа Африки" для 7 класса
Урок на тему:"Природа Африки" провожу как урок-практикум.Здесь размещено много полезного учебного материала в помощь учителю при подготовке к изучению темы "Африка"...
Презентация урока по теме "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"
В этой презентации вы увидите портреты самых главных адресатов любовной лирики великого поэта и стихотворения, порсвященные им...
Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии
Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии для 5 класса по учебнику Вигасина А.А. и др....
методическая разработка "Тема природы в лирике А.С.Пушкина"
Особенности лирики Пушкина, его стихи о природе в разные периоды жизни...
Конспект урока по теме " Природа"
Конспект урока по теме "Природа" к УМК для 3 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий и колледжей. Авторы – Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. (Москва, «Просвещение»,...
Конспект урока литературы «Лицейская дружба в лирике А.С. Пушкина. Стихотворения «19 октября» (1825 г.) и «19 октября» (1827 г.).
Цели урока: познакомить учащихся со стихами поэта, посвящёнными лицейской дружбе; обогатить учащихся знаниями о жизни и творчестве Пушкина и его друзей – лицеистов; обучать...