Конспект урока по теме "Чацкий и Молчалин "
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Бодагова Дарья Геннадьевна

Конспект урока по теме "Чацкий и Молчалин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_3_u.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературыв 9 классе(по УМК С. А. Зинина и др.)

Тема: Чацкий и Молчалин

Цель: создание условий  для  продолжения  работы по раскрытию идейного содержания комедии, показать сущность нравственного столкновения Чацкого с Молчалиным.

Задачи: 1) формирование навыков анализа драматического произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;

 2)развивать умение сопоставительного анализа, умение выделять главное, обобщать, делать  выводы, развивать речь учащихся;

3)воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).

Планируемые результаты в ходе урока:

Предметные:

Знание фактов биографии А. С. Пушкина и определение их соотношения с историей создания романа «Евгений Онегин».Знаниеистории создания романа в стихах «Евгений Онегин». Понимание связи романа  с эпохой его написания. Знание жанровых особенностей произведения. Знакомство с понятием «онегинская строфа».

Формирование навыка осмысленного чтения и адекватного восприятия. Владение литературоведческими терминами.  

Личностные: Формирование средствами урока нравственно – эстетических представления учащихся, адекватное  отношение к моральным ценностям. Личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Метапредметные:
 познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

регулятивные УУД:  целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Место урока в системе уроков данного раздела:1 урок по изучению романа «Евгений Онегин».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, учебник «Литература» (С. А. Зинин, В. И. Сахаров, В. А. Чалмаев), раздаточный материал.

Наглядно-демонстрационные материалы: презентация, видеоурок проекта «Инфоурок»,  аудиозапись.

Используемые технологии: технология коллективного способа обучения, ИКТ - технологии.

Формы работы:фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядно – иллюстративный, частично – поисковый.

п/п

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.

Организационный момент. Психологический настрой.

Приветствует учащихся.

Проверка готовности к уроку. Настраивает на урок.

(слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу успехов и продуктивной работы. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения на те или иные вещи.

Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку.

Настраиваются на урок.

2.

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний.

Нацеливает учащихся на  изучение литературного произведения.

Проблемный вопрос:

Молодые люди все очень разные. А какими хочет видеть их фамусовское общество?

А вы можете назвать произведение, в котором мы уже рассматривали этот вопрос?

Организует проверку домашнего задания

-Нужно было подготовить афоризмы комедии «Горе от ума»

  1. Чего не наблюдают счастливые?  (часов)
  2. Где хорошо нам? (где нас нет)
  3. Свежо преданье…  
  4. И дым отечества…  

Организует актуализацию опорных знаний   по произведению  (примерный ответ на слайде после ответа учащихся)

  1. К какому направлению принадлежит комедия? Почему? (Вспомните –3 единства, говорящие фамилии)
  2. В каком явлении и действии появляется Чацкий? Закономерно ли это?
  3. Почему в I действии так много места отводится описанию дома Фамусова?
  4. Кого бы вы отнесли к “веку нынешнему”, а кого к “веку минувшему”? Что для них является главным?
  5. Кому из героев вы симпатизируете? Какими нравственными качествами обладает этот персонаж?

Высказывают свое мнение

«Недоросль»

Отвечают

Примерные ответы учащихся  

1)Счастливые часов не наблюдают

2)Хорошо там, где нас нет

3) Свежо преданье, да верится с трудом

4) И дым Отечества нам сладок и приятен

Отвечают на вопросы

3.

Определение темы урока. Целеполагание.

Организовывает вывод темы  и целеполагание.

 Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек. У него есть все, чтобы стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один герой Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Кто из них нужнее обществу?

На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить  

Попробуйте сформулировать тему урока. Запишите (слайд 5).

Давайте сформулируем цель урока.

Записывают тему  в тетрадь.

Формулируют цель урока.

4.

«Открытие» нового знания.

Организовывает деятельность учащихся по изучению нового материала.

Беседа по содержанию

Вопросы:

-Давно ли знакомы Чацкий и Молчалин?

-При каких обстоятельствах они вновь встречаются?

-Что говорят герои друг другу при встрече?

-Дает ли Грибоедов характеристики героев? Если да, то, какие?

Практическая работа

Раздаются карточки с критическими высказываниями о Чацком. (приложение 1) Выслушиваются мнения учащихся. Общий вывод: восприятие образа Чацкого в литературе.

Беседа о Молчалине

Почему обморок Софьи, вызванный известием о падении с лошади Молчалина, не убедил Чацкого в том, что не он, а Молчалин - избранник её сердца?

Почему он так настойчиво ищет встречи с Софьей?

Какие черты Молчалина раскрываются в разговоре с Софьей?

И почему Чацкий делает вывод: «Шалит, она его не любит»?

По каким жизненным принципам живет Молчалин?

Какие свойства натуры этого персонажа позволяют причислить его к людям «века минувшего»?

Почему фамусовской Москве нужен Молчалин?

Вот как писал выдающийся русский писатель И. Гончаров о Молчалине:

«…Молчалин, хотя и бедный маленький чиновник, но он живет в лучшем обществе, принят в первых домах, играет с знатными старухами в карты, следовательно, не лишен в манере и тоне известных приличий. Он «вкрадчив, тих», говорится о нем в пьесе. Это домашний кот, мягкий, ласковый, который бродит везде по дому, и если блудит, то втихомолку и прилично!»

(Из статьи И. Гончарова «Мильон терзаний»)

- Обоснуйте эту оценку Молчалина. Могли бы вы добавить что-либо к характеристике, которую дает Гончаров?

- Чем особенно опасны «Молчалины»?

-Со всеми ли выводами Гончарова вы согласны?

Организует работу класса с таблицей « Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина» приложение 2

Отвечают на вопросы , с привлечением текста комедии

Работа в паре

Получают карточки с критическими высказываниями о Чацком. Высказывают свое мнение. Делают вывод

Отвечают на вопросы

Заполняют таблицу (работа в паре)

5

Подведение итогов.

 -Кого обычно уважают люди? К кому испытывают симпатию? К тому, кто трудится или к тому, кто живет за счет других?

А мы можем сказать, что нам симпатичен Молчалин? Почему?

Выводы. Жить так, как Молчалин, неприемлемо: (постоянно угождать всем, быть нечестным, постоянно обманывать, заискивать и т.п.). “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - такова позиция Чацкого. Естественно, мы видим различия между этими представителями молодого поколения. Человек сам выбирает тот путь, которому он будет следовать…

Высказывают своё мнение, доказывают.

6

Задавание домашнего задания

1)Анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно

2)Подготовить тест по пройденной теме

Записывают д. з.

7

Рефлексия

-Чем запомнился вам сегодняшний урок?

-О чем вы задумались, работая над анализом персонажей?

-Актуален ли этот вопрос (тема урока) для наших дней?

 -Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке в жизни?

Отвечают на вопросы

8

Подведение итогов

Подводит итог урока. Благодарит за урок. (Слайд 8)

Карточка № 1

Григорьев А. А.: “ Чацкий до сих пор единственное героическое лицо нашей литературы…честная и деятельная натура, притом еще натура борца…”

Карточка № 2

Достоевский Ф.М.: “ Чацкий – декабрист. Вся его идея в отрицании прежнего, недавнего, наивного поклонничества. Европы все нюхнули, и новые манеры понравились. Именно только манеры, потому что сущность поклонничества и раболепия в Европе та же”.

Карточка № 3

Грибоедов А. С.: “…и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих…”

Карточка № 4

Герцен А. И.: “…Это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть, по крайней мере, на горизонте обетованную землю… которой он не увидит”.

Карточка № 5

Белинский В. Г.: “…Это просто крикун, идеальный шут.  Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами, - значит быть глубоким человеком?.. Это … мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади…Глубоко оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, - только не от ума, а от умничанья…Мы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком идеал глубокого человека в противоречии с обществом, а вышло Бог знает что”.

Карточка № 6

Гончаров А. И.: “ Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чацкого на общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу

Приложение 2

Сопоставительные признаки

Чацкий

Молчалин

Происхождение

 Известная Москве дворянская семья

 Неизвестный бедный служащий

Поведение

Свободное, независимое

Прислуживает, угождает всем

Жизненные ценности

 Служить бы рад. Прислуживаться тошно!

“ И награжденья брать и весело пожить”

Отношение к Софье

 Любит и не скрывает своих чувств от Софьи и ее отца

“ И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека”

Отношение к фамусовскому обществу

Не приемлет мораль фамусовского общества

Очень дорожит тем, что попал в это общество и желает закрепиться в нем. Особенно в этом надеется на Фамусова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ 3 д; сцена "Чацкий и Молчалин" в комедии А.с. Грибоедова "Горе от ума"

Анализ 3 действия комедии  Грибоедова, сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина....

Конспектурока по теме: "Л.Н. Толстой-участник обороны Севастополя".

В данной работе учитель знакомит детей с биографией Л.Н. Толстого, как участнике обороны города-героя Севостополя. Тем самым, продолжая  воспитывать чувство патриотизма, нравственности у учащихся...

Конспектурока "По интересным местам Лондона"

Конспект урока для повторения материала. Конспект для 6 класса, занимающиеся по учебнику  Кауфман "Happy English.ru"...

"Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин как два типа молодого поколения в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Предлагается на примере героев взглянуть на молодое поколение того времени и сопоставить с современными молодыми людьми...

Конспектурока " Уравнения"

Конспект урока для 7 класса...

Урок литературы в 9 классе.Образ Молчалина в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Молчалин как неоднозначный персонаж комедии. . Различные взгляды на героя. Психологические аспекты образа. Сопоставление нравственных принципов героев Грибоедова и Пушкина....

Конспект урока по теме «Молчалины блаженствуют на свете!» (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Конспект урока по теме «Молчалины блаженствуют на свете!» представляет погружение учащихся в анализ комедии  А.С. Грибоедова "Горе от ума". Рассматривая образ Молчалина, уча...