Конспект урока по теме «Молчалины блаженствуют на свете!» (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Конспект урока по теме «Молчалины блаженствуют на свете!» представляет погружение учащихся в анализ комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Рассматривая образ Молчалина, учащиеся учатся рассуждать, раскрывать авторский замысел при создании образа, работать в команде, вести дискуссию. Также на данном уроке расширяется лексикон каждого ученика.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме
«Молчалины блаженствуют на свете!»
(По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
I. На прошлых уроках мы обсуждали, почему литература 19 века называется классической, и пришли к выводу, что она таковая, потому что в ней рассматриваются вопросы, которые во все времена волнуют человечество.
Всегда были гении и злодеи, бездарные и талантливые люди, влюблённые в жизнь и проклинающие её. Всегда были люди, которые искали и ищут своё место в жизни, и те, которые спешат занять своё место под солнцем.
На последнем уроке мы обсуждали, почему «нет пророка в своём Отечестве», почему Чацкий бежит вон из Москвы.
- А кто в ней остаётся? (Молчалин)
II. Именно о нём Чацкий восклицает: «Молчалины блаженствуют на свете!»
Литературовед М.П. Ерёмин о нём же говорит так: «Молчалин действительно глуп, если искать в нем признаков высокого, просвещенного, гуманного ума. Но ведь есть еще и другой «ум» - «ум»дельца и карьериста (закрыть эту часть цитаты). Таким «умом» Молчалин умен чрезвычайно. Это-то и страшно (закрыть последнее предложение)».
- Чтобы понять, в чём особенность «другого ума», проанализируем, как сявзаны жизненные цели Молчалина с его убеждениями и поступками. Для решения этой задачи необходимо вспомнить, каков первый этап работы над любым проблемным вопросом. (Определить ключевое слово или словосочетание.)
- Определите ключевое слово или словосочетание в цитате Ерёмина. (Другой «ум».)
- Где найти информацию, чтобы раскрыть значение этого словосочетания? (Можно в Словаре – Приложение 1.)
- «Другой ум» проявляется в мировоззрении, убеждениях человека. Можно ли раскрыть их, воспользовавшись сопоставительной таблицей, над которой вы работали дома? (Да.)
- Обратимся к ней и к тексту комедии. Проследите по тексту, какие поступки совершает Молчалин? Составьте свой ответ.
Далее работаем в группах.
1 группа раскрывает значение слова «другой» (не такой, иной).
2 группа раскрывает мировоззрение и убеждения Молчалина (притворяется, разыгрывает спектакль в отношениях с Софьей, флиртует с Лизой, всем угождает, поучает Чацкого, как надо жить. А сам живёт скрытно, осторожно. Он приспосабливается, зщависит от других: «Не смею моего сужденья произнесть»).
- Как сформировался человек с такой жизненной философией? (Причина – в воспитании. Ещё отец завещал ему: (ученик читает наизусть завещание отца Молчалина сыну).
- -Удивительно, но именно эти «способности»в обществе Фамусова считаются качествами делового человека! «умом» делового человека! А ведь это «ум» прогматика. Дайте по словарю толкование этого слова.
- -Каким видит Молчалина Чацкий? (Дельцом.)
- Как словарь раскрывает значение этого слова (Приложение)
- Почему Чацкий считает, что Молчалин – делец?
- Есть ли разница между определением «деловой человек» и «человек-делец»? (рассуждение над вопросом)
- Мы подошли к тому же, о чём говорит М.П. Ерёмин. (Открыть цитату.)
- Почему «ум» дельца страшен? (Отсутствует система нравственных ценностей. Ценности он подменяет ценой.)
- Обратитесь к словарю. В чём разница между ценностью и ценой?
- Деловые люди могут оценивать профессиональные качества, но не личностные. У дельца нет понятий «душа», «любовь». Способен ли такой человек любить? (Нет.)
- Как же Молчалин строит отношения с Софьей? (как спектакль.)
- По какому сценарию? (Подобно французским романам.)
- Но с Лизой он другой. Какой? (Настоящий.)
- Почему? (Нельзя извлечь выгоды, поэтому можно показать своё истинное лицо.)
- В этом-то и проявляется цинизм. Дайте толкование словам «цинизм», «циничный» (Приложение)
- Общество видит, что Молчалин циничный человек? (Нет.)
- Почему? (Он «свой среди чужих». В каждом из них есть его черты.)
- Об этом свидетельствует и сам Фамусов. Послушайте его монолог об обществе, частью которого сам и является, и выпишите те черты, котрые считаются достойными у московских дворян. (Отрывок из спектакля «Горе от ума» – монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера...» Источник: пьеса «Горе от ума», Действие 2, явление 5.)
- Что вы выписали? (Ответы учащихся.)
- А в чём обвиняет их Чацкий? (В раболепстве.)
- Каково значение слова «раболепство»? (Приложение.)
- И все эти качества есть в Молчалине. Он страшнее, чем всё фамусовское общество, потому что эти качества он превратил в оружие: умеет выждать нужный момент, умеет выстроить стратегию поведения и умеет манипулировать людьми. А это философия дельца, и Чацкий видит понимает истинные намерения Молчалина. Поэтому и восклицает с горечью: «Молчалины блаженствуют на свете!»
- Вы согласны с ним? (Ответы учеников.)
III. – Молчалин не одинок. Это вечный тип, который актуален и сегодня. Вот почему пьеса Грибоедова не сходит с театральных подмостков, и спектакли неизменно проходят с аншлагом! Зрители хотят видеть Чацких, но таких людей единицы, а Молчалиных много!
- А при каких условиях Молчалины не будут «блаженствовать на свете»? (Ответы учащихся.)
- Хочется верить, что для деловых людей всего мира будут приняты как руководство к действию слова Генри Форда:»Прибыль превыше всего, но превыше прибыли честь».
- Всё, о чём мы сегодня говорили, что обсуждали в поисках ответов на проблемные вопросы позволит вам решить серьёзную задачу дома в письменном рассуждении на одну из тем:
- Д.з. 1. «Молчалины блаженствуют на свете»!
2. «Молчалины блаженствуют на свете»?
3. «Молчалины блаженствуют на свете»...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи "Сочинение в жанре рекламы по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (9 класс).
Данный урок проводится в 9-ом классе после изучения комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".Цели: 1. Обучение написанию сочинения в жанре рекламы....
Раздаточный материал к уроку литературы "Развитие социального и любовного конфликта в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
Раздаточный материал представляет собой план-опрос по тексту комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума". Предложенные вопросы помогут учащимся проанализировать основные моменты комедии, сделать итоговые в...
Конспект урока "Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия."
Урок литературы в 9Б классе. 14 октября 2014 года.Рекомендуется как вводный урок по комедии....
Конспект урока литературы ««Прежняя Москва» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»» (Урок - творческая мастерская с элементами с элементами синквейна в 9 классе)
Цели:1. Образовательные: раскрыть понятия «типические образы», «говорящие фамилии», «внесценические персонажи»; определить особенности нравственного облика фамусовского общества; выявить специфику кон...
Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...
Урок литературы в 9 классе.Образ Молчалина в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
Молчалин как неоднозначный персонаж комедии. . Различные взгляды на героя. Психологические аспекты образа. Сопоставление нравственных принципов героев Грибоедова и Пушкина....