«Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ»
презентация к уроку по литературе (6 класс)
«Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogdanova._vystuplenie.pptx | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Константин Дмитриевич Ушинский
Главная ценность человечества - память. Память — один из самых удивительных и загадочных психических процессов. Именно память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков . Как отмечает В.Г. Петрова (1959) слабость памяти умственно отсталых проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом.
Одним из эффективных приёмов в процессе развития памяти детей с ОВЗ является использование мнемотехники. Мнемотехника абсолютно безвредна для психического здоровья человека; более того она может быть превосходным средством профилактики и коррекции различных нарушений в развитии и протекании психических процессов.
Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: - Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами ; - Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями ; - Глухов В.П. – блоками-квадратами ; - Большева Т.В. – коллажем ; - Ефименкова Л.Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации . МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному в игровой форме.
1 .Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
2 . Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения. Мнемодорожка несет в себе обучающую информацию, но в небольшом количестве .
3 . Мнемотаблица – это рисуночное письмо, пиктограмма, схема, в которую заложена определенная информация.
Где же можно использовать мнемотаблицы : - для обогащения словарного запаса, - при обучении составлению описательных рассказов, - при обучении пересказу, - при отгадывании и загадывании загадок, - при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок .
Этапы мнемоническго запоминания 1. Кодирование в образы 2 . Запоминание (соединение двух образов) 3 . Запоминание последовательности 4 . Закрепление в памяти
Этапы работы по запоминанию стихотворений ( скороговорок, чистоговорок ) 1. Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом) или сначала можно рассмотреть мнемотаблицу стихотворения и предположить о его содержании. 2. Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу . 3. Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста) или самостоятельно составить план стихотворения. 4.Разобрать непонятные слова и определения. 5. Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу . Можно побуждать детей договаривать фразы (похоже на рассказ стихов маленькими детьми) если читает родитель или педагог. 6. Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу . 7. Рассказать стихотворение.
Алгоритм работы с текстом 1. Чтение взрослым текста. 2. Рассматривание мнемотаблицы . 3. Ответы на вопросы по содержанию. 4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ; 5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице .
Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц , когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет. Очень важно, чтобы этот значок (рисунок) придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Так как ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст.
Учитывая особенности обучающихся с ОВЗ, необходимо: -предлагать небольшое количество материала; -неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом; -заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок быстро истощается, не может долго работать.
Благодаря использованию мнемотехники, у детей: - расширяется круг знаний об окружающем мире; - появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; - появляется интерес к заучиванию стихов и потешек , скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; - дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы педагога приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи, дети получают навыки коммуникации и общения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка для развития орфографической зоркости у обучающихся».
Изучение русского языка, как и полтора века назад, не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая доля речеупотреблений, которые не по...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Описание приемов работы с мнемотаблицами на занятиях по развитию связной речи с целью совершенствования монологической речи у дошкольников. Раскрываются основные понятия мнемотехники....
Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Презентация "Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста", представленная на конкурс "Педагог года 2015"...
Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ
Данная работа поможет Вам научить ребенка "искусству запоминания"....
Презентация урока "Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе по развитию связной речи у обучающихся с ОВЗ ".
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного ра...
"Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР"
Методическая разработка из опыта работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (онр).Может быть интересна воспитателям как логопедических групп, так и восп...
«Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ»
laquo;Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ»...