Проекты по литературе и литературное краеведение
статья по литературе

Дубовая Ирина Вячеславовна

Из опыта работы проектов  по литературе и литературному краеведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл xxiv_regionalnyy_nauchno_kraevedenie.docx19.74 КБ
Файл xxiv_regionalnyy_nauchno.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

XXIV Региональный научно-педагогический симпозиум «Проектирование: новая компетенция учителя и ученика»

Секция: «Проекты в гуманитарной области: литература»

Учитель: Дубовая Ирина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы,

 I квалификационная категория, МБОУ «СОШ №17»

Тема выступления: Проекты в литературном краеведение в урочной и внеклассной работе.

На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческая работа. Она способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связи с жизнью.

Поэтому литературное краеведение как часть учебно-воспитательного процесса может плодотворно развиваться в каждом крае.

          Занятия литературным краеведением позволяют учащимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучать его творческий метод.

Занятия краеведением являются важным источником патриотическою воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Это не только углубляет представления школьников об истоках литературы, но и расширяет их кругозор.

Литературно-краеведческая работа в школе развивается в двух тесно связанных между собою направлениях: на уроке и во внеурочное время.

Формирование установки положительного отношения к миру на уроках литературы и занятия литературным краеведением – одна из задач современного образования.

Позитивное отношение к миру поможет исследовательская и проектная  деятельность, которая проявляет себя через подход методов исследования.  Приёмы, которые помогают реализовать урочные формы: кластер, синквейн, толстые и тонкие вопросы, ассоциативный ряд.

Сопоставление произведения может идти по следующим линиям: автор и край, произведение и край. Очень удобно знакомиться с автором, произведением на урока «Писатели Восточной Сибири».

Формы внеклассной работы по литературному краеведению: литературная встреча, встреча с писателем, конкурс стихов, кружок литературных краеведов, экскурсии по историческим местам.

Все эти приёмы мы  применяем на практике. 

Продуктом  проектной исследовательской деятельности могут быть: газета, буклет, иллюстрация.

 «Любить чтение — это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы  большого наслаждения.» ―Шарль Луи Монтескье

Я тоже стараюсь, чтобы часы чтения моих учеников приносили им большое наследие.

На уроках литературы Восточной Сибири, при изучении творчества и литературного наследия Валентина Распутина, я вместе со своими учащимися провожу исследование: эмоциональной увлечённости жизни. Продуктом данного мини исследования являются иллюстрации.

При изучении творчества Марка Сергеева сказочной повести «Капелька по капельке». Исследуем путешествие. Итогом этой работы у сильных учеников является буклет, слабые выразили своё творчество в закладке к книге.

Особый интерес у моих шестиклассников вызвало произведение Геннадия Михасенко «Класс дурацких фамилий».  Данная тема их очень заинтересовала и привлекла.

Исследование: исследование истории своей фамилии, ее многозначное значение, изучить особенности класса дурацких фамилий.

Вот фрагменты из исследования:

1.Называют себя Кадэфовцы.

КДФ с вывихом!

2. Сравнив произведение со школьной жизнью, выяснили, что есть староста, ответственные, обязанности. И в произведении они тоже есть.

3. В ходе работы над фамильной историей ребята выяснили интересные необычные факты о своей фамилии.

Ученики пришли к выводу, что фамилии можно систематизировать по группам: по принадлежности к профессии, по характеристике, по иноязычному происхождению. Также сделали для себя открытия: Шишкин – называют горбину, выпуклость на ровном месте, так и молодые побеги на хвойном дереве.

Фамилия Руденко произошло от слова рудак то есть рыжий, а у нас два близнеца, но они не рыжие.

Исследовательский проект. «Человек большой души - Елена Анохина»

Результат проекта: презентация

Знакомство с Иркутской детской поэтессой.

Практически-ориентированный проект

Тема проекта «Жилища народов Сибири» Мы изучаем жилища народов Сибири и знакомимся с яранга, чум, деревянный дом, юрта, балаган и ураса.

Результат проекта: инструкция постройки чума

Литературно – творческий

«Усольские самородки» активно принимаем участие в данном мероприятии.

Дети разных возрастных групп, разных стран, разных социальных слоев, разного культурного развития, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе на писать какой-то рассказ, повесть, статью в газету, альманах, стихи.

При школе есть «Клуб краевед», который сплотил ребят в интересе изучения  истории родного края.

Задача современного образования – это формирование установки положительного отношения к миру. А литература, краеведение для этого самая благодатная почва.

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

XXIV Региональный научно-педагогический симпозиум «Проектирование: новая компетенция учителя и ученика»

Секция: «Проекты в гуманитарной области: литература»

Учителя: Бальчугова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы,

 I квалификационная категория, МБОУ «СОШ №17»;

Дубовая Ирина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы, I квалификационная категория, МБОУ «СОШ №17»

Тема выступления: Проектная деятельность на уроках литературы

Как же повысить мотивацию ученика к изучаемому предмету?

Продуктивный путь решения данной проблемы, это проектная деятельность. Метод можно использовать в любом классе.

Наиболее эффективной является, на мой взгляд,  технология развития критического мышления.

Одним из ведущих методов в технологии развития критического мышления является метод проектной деятельности школьников, который направлен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации.

Проектная деятельность – это совместная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.

Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.

Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому можно прибегнуть к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока.

Школьный проект – это один из способов обеспечения развития ученика. Данные работы обязательны для учащихся.  Школьники 9 классов сдают экзамены именно в проектной форме, что позволяет лучше оценить их знания и способность усваивать информацию.

Интересные темы для проектов – это возможность школьника развить свои способности, поверить в свои силы как ученика. Ведь нередко дети выбирают для себя такие темы для исследовательской работы, которые увлекают их. Таким образом, в процессе проектирования повышается самостоятельность школьника, у него формируется прочная мотивация для дальнейшего обучения. Также он учится правильно вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения. Работа над проектом позволяет школьнику объединить урочную и внеурочную деятельность.

В нашей педагогической «копилке» это разнообразные по форме организации уроки….

Проектная деятельность

  • Исследовательский проект
  • Творческий проект
  • Ролевой (игровой) проект
  • Информационный проект
  • Практически-ориентированный проект

Исследовательский проект по литературе - по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. Исследовательский проект по изучению творчества иркутского писателя «Человек большой души - Елена Анохина».

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Творческий проект «Литературная скамейка»

В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, ее изучения, анализ, выделение фактов, обобщения и представления для широкой аудитории. Использование метода информационного проекта позволяет учащимся приобретать умения и качества, необходимые человеку XXI века. «Что скрывает поступок?» (рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» в 6 классе). Результат проекта: буклет

Практико-ориентированный проект по литературе нацелен на социальные интересы самих участников проекта.

Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания учащихся в интересной для них форме. Это позволяет детям активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и  работы.

  • Тема проекта «Жилища народов Сибири»
  • Яранга, чум, деревянный дом, юрта, балаган и ураса
  • Результат проекта: инструкция постройки чума

Творческо-информационный проект по литературе "Моя планета детства" по мотивам сказки-притчи А. Экзюпери "Маленький принц" (6 класс). «Моя планета детства». Результат проекта: Презентация иллюстраций по произведению А. Экзюпери «Маленький принц».

Новый предмет «Русский родной язык».  Сохранение русского и языков всех народов РФ и их популяризация были объявлены задачей национальной безопасности страны. Ставит перед собой  воспитательные и культурологические цели.

Темы проектных работ «Изготовление куклы в русском народном костюме», «Русая коса – девичья краса», История одежды, история предметов быта, «Что в имени тебе моём», «О чём могут рассказать названия городов», «Литературная сказка». Первый –блок лингвокультурология. Это попытка соотнести язык и культуру - погрузиться в забытые слова. Данный модуль позволит пробудить мысли, эмоции ребенка по поводу того, каким богатством он владеет - русским языком.

Краеведение. Изучение родного края актуально в современное время. Воспитать настоящих граждан - патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время повышается интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. Изучение родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской, проектной  деятельности.

Проект «Экскурсии по историческим объектам, историко  - краеведческим мемориалам и местам значимых событий Иркутской области», Проект на тему «Моя гордость – Иркутская область»; «Моя малая Родина».

  1.  объявлен Годом Байкала. Предметная неделя: литература, география, экология.

Предметная неделя способствуют повышению творческой активности учащихся, развитию чувства коллективизма, помогает учащимся раскрыться: показать свои организаторские, интеллектуальные, а иногда и актерские способности. Цель:

развитие познавательного интереса к литературе, географии и экологии через внеурочные формы работы.

Конкурс чтецов «Тебе, Байкал», Мы живём на Иркутской земле, квест-игра «Путешествие по Байкалу», Рисуем акриловыми красками Байкал, Кукольный театр своими руками, Гарри Поттер на Байкале.

Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

Таким образом, при использовании на уроках литературы метода проектной деятельности школьников, создается определенная система, которая эффективно помогает учащимся работать с информационным потоком, задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезы, делать выводы, решать проблемы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проекта «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения». Презентация "Усадьба Дорожаево"

Материал  «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения»  представляет собой презентацию "Усадьба Дорожаево" , созданную учащимися 8 класса в ходе работы над пр...

Реализация проекта «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения». Научно-исследовательская работа «Дворянское воспитание в XIX веке» (по материалам архива помещиков Ковровского уезда Владимирской губернии Чихачевых)

Научно-исследовательская работа  учащейся 8 класса  «Дворянское воспитание в XIX веке» (по материалам архива помещиков  Ковровского уезда Владимирской губернии Чихачевых), написанная в ...

Проект по литературе "Литературное краеведение"

Проект по литературе "Литературное краеведение"...

Педагогический проект "Литературное краеведение на уроках литературы".

Проект содержит разработанный собственный опыт включения материалов краеведения в уроки литературы....

Программа курса по реализации социально значимых проектов "Литературное краеведение"

Литературное краеведение как одна из форм работы по социализации обучающихся актуальна и современна в наши дни, так как предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающег...

Литературное краеведение в школе: от замысла к проекту

Литературное краеведение в школе: от замысла к проекту...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Возможности литературного краеведения в формировании читательской грамотности обучающихся основной школы»

Чтение и работа с информацией – основное метапредметное универсальное учебное действие, которое в ситуациях деятельности и общения на протяжении всей жизни человека будет совершенствоваться. Лит...