Программа курса по реализации социально значимых проектов "Литературное краеведение"
рабочая программа по краеведению
Литературное краеведение как одна из форм работы по социализации обучающихся актуальна и современна в наши дни, так как предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеурочную социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально – педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_po_realizatsii_sotsialno_znachimyh_proektov_literaturnoe_kraevedenie.docx | 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Литературное краеведение» составлена на основании
- Федерального закона «Об образовании в РФ»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
- «Концепции духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина России»;
- Национальной образовательной стратегии-инициативы «Наша новая школа» (5.11.2008 г.);
- Основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) МБОУ «СОШ №6» г. Сафоново Смоленской области;
- Примерной программы для образовательных учреждений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины.- Смоленск. Траст-Имаком, 2016 г. Автор Г.С. Меркин «Литература Смоленщины».
Актуальность программы: литературное краеведение как одна из форм работы по социализации обучающихся актуальна и современна в наши дни, так как предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеурочную социально – значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально – педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа позволит обучающимся расширить кругозор, пробудить интерес к культуре и литературе родного края, приобщиться к славному прошлому нашей Родины, глубже осмыслить личность поэта, писателя и его творчество, лучше понять процесс развития всей русской литературы. Программа направлена на обеспечение их духовно – нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Цель программы: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России средствами литературного краеведения, формирование системы знаний о развитии литературного процесса на Смоленщине, установление логических связей с событиями в литературной жизни страны.
Задачи:
- способствовать социализации обучающихся с помощью коллективных видов литературно-краеведческой работы;
- воспитывать уважение к родному языку, бережное отношение к слову на основе практической деятельности;
- формировать систему знаний о развитии литературного процесса на Смоленщине; установление логических связей с событиями в литературной жизни страны; повышать мотивацию к познавательной деятельности;
- научить практическому применению знаний по русскому языку и литературе в рамках литературно–краеведческой деятельности;
- способствовать социализации обучающихся с помощью коллективных видов литературно-краеведческой работы;
- способствовать самоопределению обучающихся в русле традиций русской культуры;
- воспитать уважение к родному языку, бережное отношение к слову на основе практической деятельности;
- ознакомить с литературно – краеведческим потенциалом Смоленской области; способствовать личностному развитию обучающихся;
- способствовать формированию чувства ответственности за памятные места нашего Отечества, родного края (памятники, музеи, памятники природы и их охрана);
- выявление и поддержка развития творческих способностей детей на основе личностно– ориентированного подхода в организации образовательной деятельности.
Планируемые результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоя шее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
- Метапредметные результаты:
- в рамках предложенных условий и требований. корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
- смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
- Предметные результаты:
- в познавательной сфере: понимание ключевых проблем изученных произведений смоленских авторов; умение анализировать литературное умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- в эстетической сфере: понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
По окончании изучения курса «Литературное краеведение»:
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Иметь представление о культуре, истории, литературе Смоленщины. О месте литературы Смоленского края в общем литературном процессе страны и движении её во времени, о богатстве её содержания, форм, о её общественном значении. | Владеть различными видами устной и письменной речи |
Получит знания о стилистике стихотворной речи (Смоленская поэтическая школа). | систематизировать материалы на определённую тему и описать их. |
Обобщать наблюдения над соотношением жизненной правды и художественного вымысла, над способами выражения авторского сознания в произведении | собирать краеведческие (литературные) материалы |
Получит знания о лексике, отражающей внутренний мир человека, его чувства, переживания, интеллектуальные проявления. | оперировать приобретёнными знаниями по теории литературы |
Изучать биографические сведения о писателях, знать произведения, знать творческую историю произведений | Готовить и презентовать социально-значимые проекты на конкурсах разного уровня |
Обобщать первичные знания о стиле произведения (выразительно-изобразительные средства в их единстве) |
Ожидаемые результаты и способы проверки.
Должны знать: роль и значение литературного краеведения; литературные жанры, их особенности; художественное своеобразие писателей и поэтов Смоленщины; взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края; характерные особенности Смоленщины в разные годы, отражённые в изученных произведениях; жанровые особенности произведения.
Должны уметь: пользоваться текстовым материалом (читать текст, понимать его, доступно рассказывать); грамотно излагать свои мысли; определять тему и идею художественного произведения; работать с книгой и другими литературными источниками; презентовать исследовательские проекты на конкурсах разного уровня; анализировать и оценивать произведение как художественное целое; выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку; писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте; делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их; работать со справочной и критической литературой.
Итоговый контроль предполагает защиту творческих и исследовательских работ учащихся по изученному материалу.
Внешние результаты реализации программы:
- достижения учеников на районных, региональных, всероссийских и международных конкурсах и чтениях;
- устойчивый интерес к литературному краеведению;
- увеличение направленности и разнообразия проектов;
Внутренний результат: положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности.
Итоговый контроль предполагает защиту творческих и исследовательских работ учащихся по изученному материалу.
Используемые технологии:
- технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У. Х. Килпатрик, Коллингс и др.);
- технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и др.);
- технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов) поисковая деятельность.
Виды деятельности: приобретение опыта учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями; разработка и участие в социальных проектах, овладение навыками работы с информацией.
Формы деятельности: лекции, семинары, экскурсии, изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка докладов, исследовательских работ, дневники, презентации, сочинения по темам исследований; изготовление наглядных пособий по литературному краеведению, оформление выставки, создание литературной карты; проведение литературных тематических вечеров, викторин, игр в рамках литературно - краеведческих мероприятий.
Содержание курса
Курс начинается с общего знакомства со Смоленским краем, историей, культурой, литературой Смоленщины.
Введение.
Цель и задачи курса. История, культура, литература Смоленщины.
Литературная карта Смоленской области.
Литературное краеведение родного города.
Теория: понятие литературного краеведения.
История Смоленщины (общий обзор)
Памятные места Смоленского края.
Фольклор Смоленщины
Престольные праздники на Смоленщине. Изменение фольклора в современную эпоху.
Смоляне в древнерусской литературе
«Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть о Меркурии Смоленском», «Житие Авраамия Смоленского». Климент Смолятич. Лука Смолянин. История Смоленской одигитрии. Радзивиловская летопись.
Литературная Смоленщина (общий обзор).
Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие.
Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаковского.
А.Т.Твардовский и Смоленщина Тема «малой родины» в творчестве.
Н.И.Рыленков. История родного края в произведениях Рыленкова.
Современная поэзия Смоленского края. Традиции и новаторство.
Основные черты Смоленской поэтической школы.
«Ради жизни на земле».
Произведения о Великой Отечественной войне.
Писатели Смоленщины на войне.
Боль поколения
О.Ермаков "Афганские рассказы", "Знак зверя".
Знакомство с современными прозаиками Смоленщины. Художественные особенности.
Общая характеристика литературной жизни Смоленщины наших дней.
Тематическое планирование
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Цель и задачи курса. История, культура, литература Смоленщины | 1 | |
2 | . Литературная карта Смоленской области. | 1 | |
3 | Литературное краеведение родного города | 1 | |
4-5 | История Смоленщины (общий обзор). | 2 | |
6-7 | Памятные места Смоленского края. | 2 | |
8-9 | Фольклор Смоленщины Престольные праздники на Смоленщине. Изменение фольклора в современную эпоху | 2 | |
10-11 | Смоляне в древнерусской литературе «Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть о Меркурии Смоленском», "Житие Авраамия Смоленского". Климент Смолятич. Лука Смолянин.История Смоленской Одигитрии. Радзивиловская летопись | 2 | |
12-13 | Литературная Смоленщина (общий обзор). | 2 | |
14 | Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие. | 1 | |
15 | Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаковского. | 2 | |
16-17 | А.Т.Твардовский и Смоленщина. Тема «малой родины» в творчестве. | 2 | |
18 | Н.И.Рыленков. История родного края в произведениях Рыленкова. | 1 | |
19 | Современная поэзия Смоленского края. Традиции и новаторство. | 1 | |
20 | Основные черты Смоленской поэтической школы. | 1 | |
21-22 | «Ради жизни на земле». Произведения о Великой Отечественной войне. | 2 | |
23-24 | Писатели Смоленщины на войне. | 2 | |
25-26 | Боль поколения. О.Ермаков «Афганские рассказы», «Знак зверя» | 2 | |
27-28 | Знакомство с современными прозаиками Смоленщины. Художественные особенности. | 2 | |
29-30 | Общая характеристика литературной жизни Смоленщины наших дней. | 2 | |
31-34 | Подготовка и презентация социально- значимых проектов | 4 |
Литература:
- Учебник-хрестоматия по литературному краеведению для 9 класса «Литература Смоленщины» в 2-х частях / Авт.-сост. Г.С. Меркин – Смоленск: Универсум, 2016.
- Электронные учебные издания
- http://festival.1september.ru/
- http://www.litera.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов на уроках технологии и реализация социально значимых проектов учащихся
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Современные образовательные технологии в общеобразовательной школе на уроках обслуживающего труда"...
Реализации социально значимого проекта «Служба дворовых инструкторов. Здоровье – в каждый двор!» в сфере молодежной политики за счёт средств гранта Губернатора Алтайского края, в рамках программы «Молодёжь Алтая» на 2013-2014 годы.
С 15 июля по 1ноября учителя Шимолинской школы организовали работу по реализации социально значимого проекта «Служба дворовых инструкторов. Здоровье – в каждый д...
Реализации социально значимого проекта «Служба дворовых инструкторов. Здоровье – в каждый двор!» в сфере молодежной политики за счёт средств гранта Губернатора Алтайского края, в рамках программы «Молодёжь Алтая» на 2013-2014 годы.
В этом году на протяжении нескольких месяцев педагоги нашей школы работали над проектом «Служба дворовых инструкторов – здоровье в каждый двор». Проект реализовывался на средства, вы...
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социально значимое экологическое проектирование»
Актуальность курса. Использование интерактивных педагогических методик и технологий, ориентированных на запросы обучающихся и их родителей, является актуальным требованием при подготовке адаптивных, к...