Из опыта подготовки к ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)
Из опыта подготовки к ГИА по русскому языку и литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОГЭ И ЕГЭ | 58 КБ |
Памятки сочинений по лит-ре ЕГЭ, ОГЭ | 70.5 КБ |
Цитатник произведений | 180 КБ |
К ЕГЭ по лит. | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Из опыта работы. Подготовка к ЕГЭ.
Слайд 2. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
- Обозначение орфограмм с 5-го класса по 11-ый, тщательная проверка каждой дом. работы;
- Обязательный анализ ошибок во всех контрольных и проверочных работах;
- Решаем вместе тесты ЕГЭ. Поясняем, повторяем материал в элективной тетради(10-11 кл.);
- Пишем сочинение по плану ЕГЭ,7 абзацев-обязательно;
5.Анализируем ошибки ЕГЭ- отчёт ФИПИ, сентябрь;
Слайд 3. 6.Выполняем недельные варианты ЕГЭ (1 раз в 2 недели)+ обязательный анализ ошибок. Ответы печатаем(заводим тетради для подготовки к ЕГЭ).
7.Работа с таблицами Р и Г с 5-го класса. Указываю НОМЕР ошибки !!! В работе над ними требую прописывать её название.
8.Работа с таблицей «Тропы и фигуры» с 5-го по 11 класс.
9.Работа с ОРФОЭПИЧЕСКИМ МИНИМУМОМ с 5-го по 11 класс.
10.Работа со словником паронимов.
Слайд 4.Орфограммы 5-го класса
Слайд 5.Орфограммы 6-го класса
Слайд 6. АНАЛИЗ ОШИБОК ЕГЭ-2022 .ФИПИ,сентябрь
Слайд 7.Методические рекомендации для учителей, анализ типичных ошибок 2022года
Слайд 8. Задания с наименьшими процентами выполнения (менее 60%):1,11,12.16, 20,21,23,25,27
Слайд 9. Задание 7 -словоформы разных частей речи: вишен, яблок, томатов, сапог, партизан, полотенец
Слайд 10. Проблемы в определении рода:повидло-ср., шампунь-м.р., аэрозоль-м.р., мозоль-ж.р. и др.);
Слайд 11.числительные в разных падежных формах (в ста шестидесяти метрах, с девяноста тетрадями, в полутора километрах);
Слайд 12. нельзя забывать о словах: затмевать, продлевать, застревать,два слова, не подчиняющихся общему правилу: милостивый и юродивый. морфемного состава слова. Например, обид-чив-ый – гуттаперч-ев-ый
Слайд 13. сосредоточить внимание на глаголах с приставкой ВЫ-, для определения спр. отбрось приставку: выгорит-горит-2 спр.;
Слайд 14. задание 21запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом. Зачеркни сразу ЛИШНИЕ-БЕЗ ЗАПЯТЫХ.
Слайд 15. Надо решать и СОКРАЩЁННО указывать вид предложения возле каждого.
Слайд 16. Задание 24,выпишите один фразеологизм- Слайд 17. между тем/ Божьей искрой-не всегда типичные фразеологизмы.
Слайд 18. Часто встречающиеся речевые ошибки: употребление слова в несвойственном ему значении( приведём в пример произведение Ф.М. Достоевского); употребление «разг.» слова( искусство – это такая вещь); несовместимые слова(проявлять помощь; осуществить суждение),лишние слова (оба примера взаимодополняют друг друга).
Слайд 19. неоправданное повторение слова или однокоренных (автор показывает, герой показывает, пример показывает),речевая недостаточность, приводящая к возникновению двусмысленности: проблема музыки, проблема любви, проблема войны.
Слайд 20 Решаем вместе тесты ЕГЭ, не жалея времени.
Слайд 21. Задание 8, Г-на доске ошибка, исправляем и обЪясняем
Слайд 22. Г8-суффиксы окончания причастий
Слайд 23.Г-ошибка при прич. обороте
Слайд 24.Г-связь подлежащего и сказуемого (море газ устремилИсь)
Слайд 25.Г- деепричастие будучи и оборот с ним- И.П. ТОГО. Кто производит действие
Слайд 26.Г-производные предлоги
Слайд 27.Задани14, орфография, не-частица или приставка?
Слайд 28.98 из 100- пАлисадник
Слайд 29.Список непроверяемых слов, ЕГЭ
Слайд 30. Следующий момент -анализ НАШИХ ошибок ЕГЭ. Мест.-предлоги-повторяем и разлчаем
Слайд 31.Орфоэпия. облегчИть-!!!
Слайд 32. Работа с паронимами(практичную пользу-практическую).
Слайд 33. Задание 6,лексическая ошибка-в преклонном саду
Слайд 34.—форма слова:кг-ов, граммов,джинсов, красивше других-красивее
Слайд 35- боятся многие. Задание 8.Г.
Слайд36- окончание причастия.
Слайд 37-однородные члены НЕ СТОЛЬКО-СКОЛЬКО
Слайд38. Приложение в И.П. при главном слове
Слайд 39.Связь подлежащего и сказумого(часть былА опубликована)
Слайд 40.Задание 9- чередующиеся гласные в корне, выскочить, блистательный-траудные для ребят
Слайд 41. Производные предлоги также
Слайд 42.Задание 11-эмалЕвый, обезлюдЕли.
Слайд 43.Спряжение глаголов (бреЕшься, неприемлЕмый-ИМЕТЬ)
Слайд 44. На ЕГЭ на –ить уже 4 глагола-искл.:+ЗИЖДИТЬСЯ И ЗЫБИТЬСЯ
Слайд 45. Интересно слово гуттаперч- Ев-ый.
Слайд 46. Значение- гибкий.
Слайд 47. Пунктуация, простое(не то/не то. Столько/сколько). сложное предложения
Слайд 48.Вводное слово
Слайд 49. Задание 27.Пишем сочинение по плану ЕГЭ,7 абзацев
Слайд 50. 1в. Начала :ФИО рассматривает проблему…-1 абзац
Слайд 51. 2 абзац= 1-ый пример из текста! Автор изображает…., описывает… Его волнует, что…Для этого он …ФИО использует…цитата и комментарий, микровывод
Слайд52. 3 абзац. 2-ый пример из текстаРазвивая тему, автор пишет…. Проводит героя …. (2-я цитата и её КОММЕНТАРИЙ). Микровывод/ 2б.
Слайд 53.4 абзац. Роль двух примеров в раскрытии проблемы
Слайд 54. + 4 абзац. Примеры из текста…..
Дополняют друг друга
Противопоставлены, автор использует антитезу
Поясняют друг друга
Сравнение
Слайд 55. Клише к 4 абзацу
Слайд 56. Смысловая связь
Слайд 57. 5 абзац. Позиция автора /1 балл
Слайд 58. 6 абзац. (ТВОЙ ТЕЗИС И ДОК-ВА: пример из литер. или из жизни ) - 1 балл
Слайд 59. Таким образом,…
Слайд 60. Всегда показываю образец, работа на высший балл Агаджаняна Айка, 2022 год. Приятно. Когда ученик пишет , что в этом в основном заслуга его учителя…
Слайд 61.Работа с таблицами Р и Г
Слайд 62.
7.Работа с таблицей «Тропы и фигуры» с 5-го по 11 класс. Задание 26.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд 60.Подготовка к ЕГЭ по лит-ре
- Еженедельные консультации(теория!!!+как писать сочинения, разбор выполненных работ).
2.Работа с таблицами:
1)«Тропы и фигуры»,
2)«Памятки к написанию сочинений»,
3) « Тематика стихов»,
4) цитатник произведений.
Слайд 61.3.Выполнение недельных заданий (хотя бы 1 раз в месяц!).
4.Проверка «пробников» и разбор ошибок (совместно с детьми) .
5. Работа с чатом «ЕГЭ по лит-ре» (размещение презентаций, материалов для подготовки).
Слайд 62-63.работа с чатом
Слайд 64-65. Примеры сочинений
Слайд 66. Цитатник произведений
Слайд 67. Анализ ошибок
Слайд 68. Пишут без черновика. Не успеть. ПЛАН РАЗВЁРНУТЫЙ
Слайд 69. Благодарность от 100-балльницы за проверку её вариантов, консультации по утрам и разбор ошибок…
Слайд 70-76-работа Саши. 100баллов
Предварительный просмотр:
16. В каких произведениях русских поэтов отображена тема поэта и назначения поэзии и в чем эти произведения созвучны произведению Г.Р.Державина «Памятник»?
(примерный вариант ответа)
В стихотворении Г.Р. Державина «Памятник» получает развитие тема поэта и назначения поэзии, ставшая впоследствии традиционной в русской литературе. О месте и роли поэта и поэзии размышляли все великие поэты. Вслед за Державиным А.С.Пушкин пишет свое стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный …», в котором так же, как Державин, подводит итог творчеству и обозначает свои литературные приоритеты:
Долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Многие поэты видели в литературе мощное средство пропаганды, воспитания гражданского сознания. Об этом очень убедительно пишет Н.А.Некрасов в стихотворениях «Элегия», «Поэт и гражданин», которые можно назвать поэтической декларацией поэта. Автор убежден, что тема народа, его страданий и бед актуальна во все времена, и именно этой теме он посвятил свое творчество: «Я лиру посвятил народу своему».
Державин, Пушкин, Некрасов – очень разные поэты, но они сошлись в том, что поэзия должна быть близкой народу, что ее долг - «истину царям с улыбкой говорить» и «чувства добрые» лирой пробуждать.
16. В каких произведениях русских поэтов отображена тема любви и в чем эти произведения созвучны произведению М.Ю. Лермонтова «Романс»? |
В русской поэзии много произведений о разлуке, любви, оставшейся в прошлом. Это и «Я встретил вас…» Ф.И. Тютчева, и «Я вас любил…» А.С.Пушкина. С произведением М.Ю.Лермонтова «Романс» их объединяют чувство грусти, глубокой нежности к возлюбленной, «гению чистой красоты».
Стихотворение Тютчева словно перекликается со строками Лермонтова, является своеобразным его продолжением, ведь при новой встрече всё бы «в ожившем сердце ожило». Пушкин с глубокой горестью говорит об искренности, чистоте «неугасающей» любви и желает « любимой быть другим».
Произведения объединены яркими образами романтических лирических героев, бережно хранящих в памяти «минуты прежних дней»…
16. Кто из русских поэтов, помимо А. А. Ахматовой, соотносит состояние мира природы и человеческой души и в чём эти произведения близки?
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» М. Ю. Лермонтов соотносит состояние мира природы с миром человеческой души и показывает несовпадение между ними. Если в мире природы царит покой и в нём ничто не одиноко («Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит»), то герою «больно» и «трудно», он чувствует глубокое неудовлетворение, ни прошлое, ни будущее не радуют его. Он стремится вырваться из мира одиночества. Так же, как и лирическая героиня Ахматовой, герой Лермонтова сознаёт гармонию в мире природы и мечтает приобщиться к нему.
В стихотворении Б. Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!..», как и в ахматовском произведении, показано внутреннее изменение героя, переживающего ощущение неумолимо приближающейся весны. Под воздействием обновляющегося, пробуждающегося к жизни мира лирический герой обретает способность «слагать стихи навзрыд».
Близость всех трёх стихотворений заключается в том, что герои этих произведений не только соотносят свой внутренний мир с миром природы, но и черпают в нём духовные силы.
15.Каким настроением проникнуто стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной»?
Стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной» проникнуто настроением радостного созерцания золотой осенней поры, когда «далеко ещё до первых зимних бурь».
В произведении преобладают светлые тона («хрустальный», «лучезарны», «чистая и тёплая лазурь»), эмоциональные эпитеты («дивная пора», «бодрый серп», «на праздной борозде»). Это позволяет поэту полно и точно передать свои ощущения. Здесь и красота природы, и величие человеческого труда, и покой «отдыхающего поля».
Радость, удивление, «тихое» счастье, ощущение русского необъятного простора – всё это волнует душу не только поэта, но и читателя.
15.Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной…»?
В стихотворении Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной» много эпитетов, которые позволяют автору передать свои эмоции, описать уникальность «бабьего лета».
Эмоциональный эпитет «дивная пора» помогает понять восхищение поэта последними летними днями в сентябре. Метафорический эпитет «бодрый серп» напоминает о сборе урожая, «горячей поре» для крестьян. «Тонкий волос» паутины, «отдыхающее поле» уточняют время года, и уже никто не сомневается, что это «бабье лето»!
Употребление в качестве однородных определений эпитетов во фразе «чистая и тёплая лазурь» словно подводит черту эмоционального восприятия поэтом описанного времени года, на душе тихая радость, умиротворение и покой обволакивают нас.
15. Почему ст. М.Ю.Лермонтова «Романс» можно отнести к романтизму?
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Романс» можно отнести к романтизму, так как в нём использованы необычные образы, представлен трагический поединок личности и судьбы. Это своеобразный крик души о разлуке, о любви, уходящей в прошлое, но сохранившей в памяти «союза прежние следы».
В первых шести строках явления природы сравниваются с живым миром человеческих чувств: «серая скала на берегу морском» разбита молнией, как и сердце лирического героя, расставшегося с любимой. Но в жизни ударом молнии, «небесным громом» стало «злословие людское». Об этом М.Ю. Лермонтов пишет в следующих восьми строках и умышленно использует инверсию, чтобы передать своё несогласие с судьбой. Очень грустно звучит метафора «вновь двум утёсам не сойтись»…
В произведении преобладает чувство грусти, хотя в конце и звучит уверенность в неповторимость уходящей любви, которую « не изгладить» из памяти. В конце стихотворения автор использует сочетание двух знаков - умолчание и восклицание, что типично для романтических произведений.
8.Какие черты характера Ивана Денисовича раскрываются в приведённом отрывке?
(1. ТЕЗИС.) Начните свою работу с прямого ответа на вопрос (тезиса).
В приведённом отрывке в Иване Шухове раскрываются уважительное отношение к «однобригаднику», терпеливость и чувство собственного достоинства.
(2.АРГУМЕНТ.) Аргументируйте свой ответ, основываясь на тексте отрывка, комментируя произведение, характеризуя позицию автора.
А.И. Солженицын противопоставляет Шухова Фетюкову, который готов унижаться ради «недокурка». Иван Денисович же не просто терпеливо ждёт, когда Цезарь ему предложит остаток сигареты, но проявляет такт и уважение к «однобригаднику», стараясь своим присутствием не прерывать его мысли. В отрывке в определённой степени показывается и проницательность Ивана Денисовича, который понимает, что Цезарь «курил, чтобы возбудить в себе сильную мысль и дать ей найти что-то». Кроме этого, в Шухове раскрывается и благодарность, которую ему удаётся выразить в движении руки («Шухов встрепенулся (он и ждал так, что Цезарь сам ему предложит), одной рукой поспешно благодарно брал недокурок…»).
(3. Вывод.) Таким образом, в приведенном отрывке в герое раскрываются черты, позволяющие ему выживать в тяжелых условиях лагерной жизни, не теряя человеческого достоинства.
17.1. Какие мотивы и образы встречаются в философской лирике М. Ю. Лермонтова?
Приступая к написанию сочинения, выберите для комментария не менее трёх произведений М. Ю. Лермонтова философской направленности.
Напишите вступление, дав прямой ответ на вопрос!!! (мотивы одиночества и смысла жизни, мотив любви и общения с Богом…)
( Далее последовательно охарактеризуйте каждое из стихотворений, делая акцент на ключевых понятиях «мотив» и «образ».)
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» развиваются мотивы одиночества и смысла жизни. В самом начале полноте и спокойствию природы противопоставлено чувство одиночества лирического героя. Ему «больно» и «трудно», он переживает глубокое неудовлетворение: ни прошлое, ни будущее не радуют его. Он стремится вырваться из мира одиночества и приобщиться к миру природы. В финале стихотворения поэт вводит символический образ тёмного дуба, который в сопряжении с мотивом любви («О любви мне сладкий голос пел…») воплощает мечту лирического героя о долгой, спокойной, полной гармонии жизни. ….
Философское преломление получает мотив любви в стихотворении «Нищий». В центре первых двух строф образ нищего, в руку которого, вместо хлеба, положили камень. Поэт проводит параллель между нищим и влюблённым, развивая философскую мысль о том, что обманутый в чувствах человек подобен обманутому нищему. ….
В стихотворении «Молитва» философски осмысляется один из самых сокровенных моментов человеческой жизни — общение с Богом. Поэт описывает преображающую силу молитвы. Эту мысль точно выражают эпитеты в словосочетаниях «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть». В третьей, финальной, строфе эта мысль утверждается. Именно молитва помогает лирическому герою «счастье постигнуть на земле» и «в небесах видеть Бога». ….
В выводе подчеркните, что мотивы и образы, встречающиеся в философской лирике М. Ю. Лермонтова, разнообразны.
17.2. Какова роль антитезы в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»? СОВЕТЫ!!!
Размышляя над вопросом, обратите внимание на то, что принцип антитезы прослеживается уже в заглавии романа. Противопоставление отражает философский смысл изображённого Толстым исторического процесса, у которого два состояния: либо война, либо мир. Эти два понятия чётко определены писателем. Война представлена им как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», а мир — как жизнь людей без войны под мирным небом и без пролития невинной крови.
В романе изображаются две войны. Покажите, что эти исторические события противопоставлены автором. Первая война, 1805–1807 гг., не имеет смысла для русского человека, в то время как война 1812 года воспринимается многими героями как личная трагедия. Далее подчеркните, что в обстоятельствах войны раскрываются герои, чувства и помыслы которых подчинены одному — победе над врагом. Так, например, купец Ферапонтов в эпизоде оставления Смоленска, и Наташа, выезжающая из Москвы, забывают о своих личных целях. Таким образом, Толстой показывает, что в ситуации войны люди сплачиваются и действуют сообща. Им Толстой противопоставляет героев, не способных осознать значимость ситуации. Одним из них является Берг, который даже в ситуации войны не оставляет своих корыстных целей (покупка «шифоньерочки»). Так, в романе реализуется основная идея Толстого — «мысль народная».
Необходимо прокомментировать противопоставление Наполеона и Кутузова. Кутузов воплощает идею единства русского мира, а Наполеон — эгоистический произвол. Они являются основными антиподами романа. Полководцы по-разному относятся к армии, к своим солдатам, а главное — славе. В отличие от Наполеона, Кутузов равнодушен к славе. Главное для него — победа русской армии и изгнание неприятеля с родной земли. Наполеон, напротив, мнит себя величайшим героем истории. В двух образах полководцев Толстой воплотил не только два разных принципа отношения к жизни. Автор отразил в них идею войны и мира. Поэтому героям, тяготеющим к полюсу Наполеона, свойствены эгоизм, лицемерие, расчётливость. Таковы Анна Павловна Шерер, Курагины и другие. Герои же, близкие Кутузову, воплощают идею любви и добра, а значит — мира. Это Наташа Ростова, Марья Болконская, некоторые военные — капитан Тушин, Денисов. Центральные же герои романа — Андрея Болконский и Пьер Безухов — проходят путь от наполеоновского восприятия мира к кутузовскому, тем самым отказываясь от ложных ценностей и приобретая истинные идеалы.
Вывод обязательно логически свяжите с формулировкой вопроса. Антитеза является главным композиционным принципом в романе «Война и мир». Противопоставление становится важным способом изображения характеров и средством создания исторического пространства. Именно этот принцип обеспечивает целостность произведения, несмотря на эпически масштабную картину миру, идейную насыщенность, широкие временные рамки и большое количество героев.
9 класс, но полезно знать!!! Чем различаются картины осенней природы в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и Н.А. Некрасова «Перед дождём»?
Картины осенней природы в стихотворениях Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной» и Н.А.Некрасова «Перед дождём» различаются описанием разных периодов осени, эмоциональным восприятием изображаемой поры.
Произведение Н.А. Некрасова рисует дни дождливой, холодной, поздней осени, поэтому автор использует отрицательно окрашенные эпитеты: «заунывный ветер», «ель надломленная», «струёй сухой и острой». Негативную экспрессию передают цвета и звуки («глухо шепчет тёмный лес»), аллитерация («на ручей, рябой и пёстрый», «за листком летит листок»). Да и заканчивается стихотворение изображением таратайки, в которой «спущен верх, перёд закрыт», ведь «дни поздней осени бранят обыкновенно».
В стихотворении же Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной» совсем другие звуки, цвета и настроения («дивная пора», «бодрый серп», «лучезарны»). Поэт передаёт незабываемую атмосферу «осени первоначальной», так любимого всеми нами «бабьего лета».
Оба поэта – истинные мастера слова, передавшие нам великолепие русской природы.
15.Как в ст. С.Есенина «Пороша» представлена «зимняя» тема?
«Зимняя» тема широко представлена в русской поэзии. Достаточно вспомнить стихотворения А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Б. Л. Пастернака.
Но только произведения С. А. Есенина дарят нам настоящую снежную сказку. Так, в стихотворении «Пороша» лес показан погруженным в морозный сон. Российские просторы, знаменитая тройка, бесконечная дорога, убегающая лентой вдаль – все это образы русской зимы. Картину дополняют звук колокольчика, стук дятла и карканье ворон. Природа одухотворена: например, сосна не только «повязалася» белою косынкой, но и принагнулась, как старушка, а снег «стелет шаль».
Простота и оригинальность эпитетов, сравнений, метафор помогают создать удивительный облик русской зимы.
Предварительный просмотр:
Цитатник некоторых произведений
«Слово о полку Игореве» Древнерусская лит., 12 век, междоусобицы , вражда русских князей. 1185 год –поход! | - Князь Игорь «отворил ворота»(половцы вновь пришли на Русь), «навёл полки свои храбрые на землю Половецкую за землю Русскую» «Из-за усобицы ведь настало насилие от земли Половецкой», «Рано начали вы Половецкую землю мечами кровавить, а себе славы искать…», «Вступите, князья, в золотое стремя –за землю Русскую»( «Золотое Слово» Святослава, обращено к князьям, чтобы они объединились и защитили Русь) Ритмизованная проза, напоминает ритм и мелодии русских былин. Автор-патриот, мог быть участником событий, историком, летописцем-писателем, тонкий психолог. 1 часть-поход и поражение, 2 часть –«Печаль Русской земли» и «Золотое Слово» Святослава, 3 часть –плач Ярославны(образ русской княжны, настоящей патриотки. Обращается к Днепру, ветру, к солнцу-силам природы с просьбой о помощи мужу и русским воинам) и возвращении Игоря. Сон Святослава(1-ый в русской лит., авторская находка! –«мутный»,покрыли его чёрным покрывалом=скорбь, «черпали синее вино, с ядом смешанное»=горе,на грудь сыпали крупный жемчуг=слёзы, «чёрные тучи»=половцы, «четыре солнца»=4 русских князя, название- новаторское, смелое,не столько о князе, сколько о ВОИНАХ, дружине = «русском золоте» | ||||||||||||
Д.И. Фонвизин , пьеса, комедия «Недоросль» 1-я русская социально-поэтическая комедия, 1782 год-1 постановка Госпожа Простакова, брат её Скотинин-жестокие крепостники, Митрофанушка=подобный матери-16лет, СОФЬЯ-образованная и скромная, Милон-офицер, патриот, любит Софью, Стародум-патриот,дядя Софьи, Правдин-честный чиновник, ревизор, забирает имение в опеку государством, Еремеевна-служит Простаковым более 40 лет, Тришка | «Не хочу учиться, хочу жениться» (Митрофан) «Вот злонравия достойные плоды!» (Стародум в конце) «Без наук люди живут и жили» (Простакова) « стара хрычовка!» (Митрофан няне Еремеевне) Стародум, дядя С.: «В большом свете водятся премелкие души»,«унижать рабством себе подобных беззаконно». Простаков:«Без вины виноват».Простакова-«Без наук люди живут и жили», «ученье-вздор», «главное - достаточек уметь нажить и сохранить» - философия невежеств. дворянства «Уж четыре года, как учится» – о Митрофанушке (бессмысленность его обучения) Простакова «Да разве дворянин не вправе поколотить слугу, когда захочет?» А. С. Пушкин: "«Недоросль»- единственный памятник народной сатиры», «народная поэзия». Учителя:матем.-Цыфиркин, р.яз.-Кутейкин, хитёр и жаден, истории –Вральман, бывший кучер,Простакова считает его лучшим уч. Приём «говорящих фамилий», положит. и отриц. герои, нарушено правило «трёх единств»- время, действие происходит утром на след. День. «Вот злонравия достойные плоды» | ||||||||||||
В.А. Жуковский, баллада «Светлана» , 1813 богата мистическими представлениями, фольклорными элементами – святочные гадания, сверхъестественные события, фрагменты обрядовых песен, молитв. Свою балладу автор посвятил племяннице, которая вот-вот должна была выйти замуж – А.Протасовой. Поэт красочно подчеркивает переживания главной героини, жених которой уехал в далекую страну и уже долгое время не дает о себе знать. Ей грустно смотреть на гадания подружек, которым неведомо чувство тоски и тревоги по любимому человеку. Изложение весьма мелодичное, свойственное балладе. Хорей придает особую лиричность и напевность | Начало баллады Раз в крещенский вечерок … Чу!.. в дали пустой гремит | ||||||||||||
Комедия «Горе от ума», А.С. Грибоедов 1824 год 1 название-«Горе уму» Павел Афанасьевич Фамусов – московский чиновник, состоятельный помещик, отец СофЬи, Чацкий АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ-20 лет, сирота, воспитывался в доме Фамусова, потом учился за границей, умён, остёр, красноречив. Фамусов:"...Ах! боже мой! он карбонари*!.." (революционер) , "...Опасный человек!.." "...Я думаю, он просто якобинец..." (вольнодумец) Алексей Степанович Молчалин-секретарь Фамусова. Полковник Скалозуб-самый желанный жених(по Фамусову) Загорецкий-его «везде ругают, а всюду принимают», «мошенник, плут» Лиза –служанка, крепостная, Репетилов – старый приятель Чацкого, дворянин, смешной, неловкий и неуклюжий человек. Он все время врет. «фамусовщина»-бездушное чиновничество, «молчалинство»- подхалимство, «скалозубовщина»- грубая и невежественная военщина, «репетиловщина»-мода пустословия | « «ведь нынче любят бессловесных» (Чацкий о Молчалине) «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (Чацкий Фамусову) «что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!» (конец) «Счастливые часов не наблюдают» (Софья) «Он не в своем уме»(Софья о Чацком) «Кто беден, тот тебе не пара» (Фамусов Софье) В мои года не должно сметь Свое суждение иметь ( подобострастие Молчалина) «угождать всем людям без изъятья» (Завет отца Молчалину) «Дома новы, но предрассудки стары» (Чацкий) «ученье — вот чума» (Фамусов) «разительная картина нравов» (Пушкин о комедии ) Софья «Счастливые часов не наблюдают» Фамусов «Обычай мой такой:/Подписано, так с плеч долой». Молчалин: «В мои года не должно сметь/Свое суждение иметь» (бесхребетность и подобострастие) Чацкий"(...Три года не писал двух слов! / И грянул вдруг как с облаков...") «Чины людьми даются, Монологи Чацкого АЛЕКСАНДРА АНДРЕЕВИЧА "А судьи кто?..","Не образумлюсь..." (последний монолог Чацкого) Да мочи нет: мильон терзаний Груди от дружеских тисков, Ногам от шарканья, ушам от восклицаний, А пуще голове от всяких пустяков. Душа здесь у меня каким-то горем сжата, И в многолюдстве я потерян, сам не свой. Нет! недоволен я Москвой. | ||||||||||||
Исторический роман «Капитанская дочка», А.С. Пушкин, 1836, о Крестьянской войне 18 века, Пугачёв | «миловать, так уж миловать» (Пугачёв) «Береги честь смолоду» ( эпиграф, завет отца Гриневу), дворяне-помещики, 300 душ, отец-офицер в отставке, своенравный и гордый, отправляет сына «послужить в армии, да потянуть лямку, да понюхать пороху»,мать любила сына, но не перечила мужу, Савельич -"...С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте..." "...Верный холоп ваш... «Полное имя Савельича - Архип Савельев. Савельич бросается в ноги Пугачеву. «Отец родной! – говорил бедный дядька. – Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали и оставили..." «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» (Пушкин) О Мироновых-«старинные люди», 40 лет служил Иван Кузьмич,отец, в офицеры произведён из солдат!!! уже 20 лет в Белогорской крепости,»самый честный и добрый», только «девка Палашка», Василиса Егоровна-мать,»управляла крепостию, как своим домком», Мария Ивановна –дочь,»круглолицая, румяная»,любит глубоко и бескорыстно, робкая и скромная, решительна и смела против Швабрина. Швабрин описывает Машу Гриневу «совершенною дурочкою» «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести» — Гринев Пугачеву. «такой невесте не надобно и приданое» | ||||||||||||
Роман в стихах «Евгений Онегин», А.С. Пушкин писал с 1823 по 1831 Критический реализм. Описывает в романе события 1819-1825 годов, 6 лет. 2 части: Татьяна пишет письмо и получает отповедь, Онегин пишет письмо и получает отповедь , между ними –дуэль с Ленским | «Дика, печальна, молчалива,/ Как лань лесная боязлива» -о Татьяне «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою! (автор) «Мне нравились его черты» (Пушкин об Онегине) «Свет решил, /Что он умен и очень мил» (об Онегине, светское общество узкое во взглядах, мелкое, низкое) «Уж не пародия ли он?» (Татьяна об Онегине) Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой. (Онегин и Ленский) «От делать нечего друзья» «Как я ошибся, как наказан!» (Онегин, его письмо) "Энциклопедия русской жизни"(Белинский о романе) Композиционная особенность романа - открытый финал, автор оставляет Онегина после объяснения с Татьяной: В. Г. Белинский: "в "Евгении Онегине" Пушкин исчерпал до дна современную русскую жизнь», «энциклопедия русской жизни» Различия между Онегиным и автором
| ||||||||||||
Роман «Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов, 1837-39 Первый русский реалистический ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ роман в прозе «история души человеческой», «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения» (Лерм.)
В роман входят 5 повестей, расположенных не в хронологическом порядке Григорий Александрович Печорин –яркий, незаурядный, нравится всем, автор тоже симпатизирует ему, хотя и подвергает строгому суду. «Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, – тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины..." Бэла-"...Печорин любовался хорошенькой княжной..." мирного князя-татарина, "...Дьявол, а не женщина! – отвечал он, – только я вам даю мое честное слово, что она будет моя». "...Месяца четыре все шло как нельзя лучше..." ,"...Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно..." Княжна Мери -Печорин решает "волочиться" за нею ради забавы: "...Завтра она захочет вознаградить меня. Я все это уж знаю наизусть – вот что скучно!.." Вера - "...Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться… и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!.." ,"...тебе очень весело меня мучить? Я бы тебя должна ненавидеть. С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий..." | Хронология глав: «Тамань», «Княжна В. Г. Белинский: "Вот книга, которой суждено Печорин- глаза его «не смеялись, когда он смеялся!»,«признак или злого нрава или постоянной грусти»,»славный был малый, …только немного странен»(М.М. о нём) «Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи».(М.Максимыч о Печорине) «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни» (Печорин о Бэле) «честные» контрабандисты «водяное» общество «скептик и материалист» (Вернер) «из двух друзей всегда один раб другого» (Печорин о дружбе) Грушницкий-пустота внутреннего мира, "...Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня..." (о Грушницком) ,"...Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год..." ,"...он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою..." Будучи юнкером, Грушницкий носит толстую солдатскую шинель, чтобы вызывать жалость у женщин и выглядеть настоящим героем:"...носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель...", "...не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку..." (Печорин о подлости Грушницкого во время дуэли). В конце концов Печорин убивает Грушницкого на дуэли:"...Я выстрелил…Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва..." Печорин-"...у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив» , «во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное» "...как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, – прости любовь!.." «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете» (П. о Вере) «никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном». (Вера о П.) «Я люблю сомневаться во всем» (П. глава «Фаталист») живет «из любопытства» (П) «нравственный калека» (П) В. Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени», «страдающий эгоист» Перед дуэлью с Грушницким Печорин размышляет: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» «Неужто, думал я, мое единственное назначение на земле - разрушать чужие надежды?» (Печорин) «Герой нашего времени - это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии» (Лермонтов) | ||||||||||||
Поэма «Мцыри», М.Ю. Лермонтов, 1840 В основе реальная история, гл.часть – исповедь Мцыри, 3 дня на вле, сбежал из монастыря, бой с барсом, победа, но ранен, приполз обратно к монастырю, где и умер | Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил... В.Г. Белинский. «Что за огненная душа, что за могучий дух» Идеальная среда для Мцыри та, «где люди вольны, как орлы» Я никому не мог сказать/Священных слов «отец» и «мать». | ||||||||||||
Лермонтов М.Ю., историческая поэма в народном стиле.
Времена Ивана Грозного | Кирибеевич – опричник, влюбился в Алёну Дмитриевну , жену купца.За честь Алёны Дмитриевны вступился её супруг, талантливый торговец, чудесный муж и отец, Степан Парамонович Калашников. В кулачных боях он вступает в схватку с опричником царя, побеждает его, опричник же погибает. Царь не может оставить такое происшествие без наказания, не узнав истинной причины, по которой молодой купец решился на отчаянный поступок, он отправляет его на казнь. | ||||||||||||
Комедия«Ревизор», Н.В. Гоголь, 1835 Хлестаков Иван Александрович, мелкий петербургский чиновник», враньём ввёл в заблуждение весь город N, Всех обобрал, вскружил голову дочери и жене городничего «ХЛЕСТАКОВЩИНА» | «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы «ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия» (позиция Ивана Хлестаков), «глаза быстрые, как ЗВЕРЬКИ», костюм – «точно муха с подрезанными крыльями» ,«елистратишка простой». Попечитель богоугодных заведений Земляника: «Человек простой: если умрет, то и так умрет, а если выздоровеет, то и так выздоровеет» «Единственным положительным героем моей комедии является смех», — признавался Гоголь «С Пушкиным на дружеской ноге». (врет Хлестаков) Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. (судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин) Доктор со зловещей фамилией Гибнер «по-русски Городничий «Чему смеетесь?Над собой смеетесь!» | ||||||||||||
Повесть «Шинель»,Н.В. Гоголь. 1841. Главной темой произведения является образ ‹‹маленького человека››, протестующего против общественных порядков, ограничивающих личность Акакий Акакиевич Башмачкин | «Чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным». Шинель выцвела, виднелись дыры. Она была грязной и неглаженой». «Работал Башмачкин титулярным советником. В его должностные обязанности входило переписывание бумажек. Почерк у него был красивый, ровный. Он никогда не прогуливал и хорошо выполнял обязанности. Работа доставляла ему истинное удовольствие. Он испытывал неимоверное наслаждение,вырисовывая закорючки». «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» «он служил ревностно, — нет, он служил с любовью». «Значительное лицо», до смерти испугавшее Вскоре в городе появился призрак, срывающий с прохожих шинели. Одной из жертв стало «значительное лицо», к которому Акакий приходил за помощью, сорвал с него шинель, отомстив за то унижение, что ему пришлось испытать на приеме. С тех пор привидение больше не появлялось. Маленький человек таким образом проучил зазнавшегося чинушу. | ||||||||||||
Поэма «Мёртвые души», Н.В. Гоголь, 1841 | Принцип изображения всех помещиков: Внешний вид усадьбы Состояние хозяйства, крестьянских изб Господского дома Внутреннего убранства Характеристика помещика Его взаимоотношения с Чичиковым Реакция на предложение о продаже –покупке мёртвых крестьян О Манилове: «глупо и без толку готовится на кухне», «пусто в кладовой», а между тем, воздвигнута «беседка с плоским зеленым куполом, деревянными колоннами и надписью Коробочка «крепколобая» и «дубинноголовая» «Ноздрев в тридцать пять лет был таков ж совершенно, как в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять» похож «на средней величины медведя» (Собакевич) каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» (интерьер Собакевича) дом выглядел «дряхлым инвалидом» (у Плюшкина) «прореха на человечестве» (Плюшкин) «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!» (размышления автора о Пл.) "Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?» (лир.отступ) Общие черты помещиков: бесчеловечность, «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой!»-говорил отец Чичикову (завет отца) Гоголь о Чичикове: «справедливее всего назвать его хозяин-приобретатель», «припряжём ПОДЛЕЦА» В.Г. Белинский: «"Мертвые души" стоят выше всего, | ||||||||||||
Роман «Отцы и дети». И.С. Тургенев, 1861 Евгений Васильевич Базаров, нигилист, медик Кирсановы Аркадий,Николай Петрович-отец, Павел Петрович-дядя-аристократ, Фенечка, Анна Сергеевна Одинцова-аристократка, её сестра Катя, родители Евгения- Василий Иванович и Арина Власьевна, Ситников и Кукшина-мнимые последователи Евгения | «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». «Эдакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр!» - Базаров об Одинцовой (цинизм) Перед дуэлью с Павлом Петровичем Базаров думает: «Нет, я еще долго на свете маячить буду». Базаров: «Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта», «Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои», «в теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем», «Рафаэль гроша медного не стоит». (Базаров) «Эдакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр!» - Базаров об Одинцовой (цинизм), « самоломанный», « сам себя не сломал, так и бабёнка меня не сломает». «Знайте же, что я люблю вас глупо, безумно…» (признание Базарова). Перемены в Евгении: «небывалая прежде тревога: легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте…», «как будто стыдился Аркадия», «…вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете: вот в чём ваше несчастье»(Евгений Одинцовой),Анна Сергеевна (в мыслях): «спокойствие лучше всего на свете», « я боюсь этого человека». Перед смертью Базаров Одинцовой: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет» Д. Писарев - «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать подвиг», «он хищный, а мы с вами ручные» (говорит Катя Аркадию о Базарове) Критик Д.Писарев: «Умереть так, как умер Базаров,всё равно, что сделать великий подвиг…» | ||||||||||||
Роман «Преступление и наказание» ,Ф.М. Достоевский, 1866 6 частей и эпилог | Родион Романович Раскольников: «он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен», «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу», «…Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону…» «…Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…» «Ты ведь была в моей конуре, видела… А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!» (Соне). «кровь по совести проливать можно» (позиция Раскол.), старуха-процентщица «Тварь дрожащая» – обыкновенные, «право имеющие» – необыкновенные люди. «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…» «Тварь я дрожащая или ПРАВО имею?» «Человеку все позволено» - Аркадий Свидригайлов. «одного поля ягоды» - Свидригайлов Раскольникову. «Это человек-то вошь!.. Убивать-то право имеете?»(Соня) «Я ведь не старушонку убил, я себя убил!» «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною…»(на каторге злится на себя и на Соню) Эпилог, Сибирь, река: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени… В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…» «убийца и блудница», «их воскресила любовь» | ||||||||||||
Драма «Гроза», А.Н. Островский,1859 Кабаниха Марфа Игнатьевна Дикой Савел Прокофьевич Тихон Катерина Варвара Борис Кулигин Кудряш | Катерина «Знаешь, мне иногда кажется, «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…» (Кулигин о Кабанихе) Добролюбов: «Катерина – луч света в тёмном «Отчего люди не летают так, как птицы?» (Катерина) «Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев». (К. о Т.) «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» (Катерина о любви к Борису) «Маменька, вы её погубили!» (Тихон после смерти К.) «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было» (Варвара Катерине) | ||||||||||||
Роман-эпопея «Война и мир» , Л.Н. Толстой, 1869 Семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких Война 1805-1807 годов в Австрии против Франции , Отечественная война 1812 | Графиня Ростова – «друг своих детей», граф - «человек, любящий и умеющий пожить», Наташа-«некрасивая, но живая», «порох», Ночь в Отрадном – «полетела бы», «…этакой прелестной ночи никога, никогда не бывало», Сцена охоты и отдыха у дядюшки - «это прелесть что такое»-об игре на балалайке и песнях кучера Митьки, «умела понять всё то, что было в Анисье,и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке». Князь Андрей Болконский(«Яиду потому, что эта жизнь,которую я веду здесь,эта жизнь-не по мне!»(почему идёт на войну) «подлая порода»-о Курагиных «...Отец, жена, сестра - самые дорогие мне люди... я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми»(А.Болконский) «Как тихо, спокойно и торжественно... все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба» (Аустерлицкое небо. А.Б.) Пьер Безухов: "...человек сотворен для счастья, что счастье Марья Болконская: "...человечество забыло законы своего Элен Курагина-« …необычайною, античною красотою тела...", "Очень хороша, – сказал князь Андрей...", ..Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела..." ,Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Ведь это не любовь...", « О, подлая, бессердечная порода! – проговорил он и вышел из комнаты...", .вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и все стало ясно!..", « Где вы – там разврат, зло, – сказал Пьер жене..." (Пьер) «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет... - Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: - а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!»(отец –А.Б.) «Нет, жизнь не кончена в 31 год» (Андрей Б.,эпизод с дубом), в его душе «путаница молодых мыслей и надежд». «Надо жить, надо любить, надо верить…» (Пьер) «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» (автор о войне) Про батарею Тушина было забыто... «Потеря Москвы не есть потеря России», -Кутузов "дубина народной войны"(Тихон Щербатый) «Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё…» "Помню, — поспешно отвечал князь Андрей, — я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу". "...Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка..." (Андрей Болконский) | ||||||||||||
Роман «Обломов» , И.А. Гончаров,1857 Время в романе-1819-1856, действие начинается 1 мая 1843, Обломов Илья Ильич (столбовой барин - потомственный дворянин), 300 крепостных герою 32-33 года Ольга Ильинская-20 лет, дворянка и помещица. Ей принадлежит небольшое имение в 300 верстах от усадьбы Обломова, родители умерли, живёт с тётушкой | "...среднего роста, приятной наружности, с темносерыми глазами..." "...ты выгнал труд из жизни: на что она похожа?..." (Штольц об Обломове) "... в перспективе было опять ежедневное хождение в должность. Обломов не вынес и подал в отставку. Так кончилась – и потом уже не возобновлялась – его государственная деятельность..." Обломов и Захар: «...Обломов мешал Захару жить тем, что требовал поминутно его услуг и присутствия около себя..." «он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое- то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее..." "...Ах вы, обломовцы! – упрекнул он. – Не знают, сколько у них денег в кармане!.." (Штольц) "...только изредка, по указанию Штольца, пожалуй, и прочитывал ту или другую книгу, но не вдруг, не торопясь, без жадности, а лениво пробегал глазами по строкам..." У него не было романов до встречи с Ольгой Ильинской: После разрыва с Ольгой Ильинской Обломов продолжает жить в доме Агафьи Пшеницыной. Хозяйственная Пшеницына достает из чулана старый халат Обломова, чтобы починить его:"...Еще я халат ваш достала из чулана, – продолжала она, – его можно починить и вымыть: материя такая славная! Он долго прослужит..." Уютный и удобный халат сопровождает Обломова долгие годы и становится печальным символом "обломовщины". Ольга похожа на ангела, по мнению Штольца и Обломова: "...Боже мой, что слышалось в этом пении! Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы, порывы счастия – все звучало, не в песне, а в ее голосе..." "...роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом и в нравственном отношении..." "...от него веяло какою то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые женщины..."(о Штольце), «..зоркого взгляда Штольца..." «Это… (Штольц задумался и искал, как назвать эту жизнь.) Какая-то… обломовщина, — сказал он наконец». «Так когда же жить? — с досадой на замечания Штольца возразил Обломов. — Для чего же мучиться весь век?» «Обломовщина!» «Одно слово, — думал Илья Ильич, — а какое… ядовитое!..» «…был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и — пропал!... Причина… какая причина! Обломовщина! — сказал Штольц».(Финал, Штольц литератору об Обломове) -Обломовщина! — с недоумением повторил литератор. — Что это такое? | ||||||||||||
Н.А.Некрасов, поэма | «Кому живется весело, вольготно на Руси?» Корчагина Матрена Тимофеевна «Не дело между Гриша Добросклонов: «В минуты унынья, о родина- С. А. Андреевский: «В состав «Кому …» введено
| ||||||||||||
М.Е.Салтыков-Щедрин, сатирическая сказка 1882г. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | «Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую Наказ отца: «…сынок, — говорил старый пискарь, умирая, — коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!" «Жил-дрожал, и умирал – дрожал». «Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?» «привиделся ему тут прежний соблазнительный сон. Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых поларшина и сам щук глотает». «…он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья». «Скорее всего — сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?» «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». « По щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове». «Как нет мужика – мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался», «Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет?» - генерал. «я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!» «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать». «А мужик все гребет да гребет да кормит генералов селедками». | ||||||||||||
Комедия «Вишневый сад», А.П. Чехов, 1903 Разорившаяся помещица Любовь Андреевна Раневская(Девичья фамилия Раневской - Гаева, как у ее брата) "...Аня, ее дочь, 17 лет. Варя, ее приемная дочь, 24 лет..." "...Фирс, лакей...", 87 лет, считает отмену крепостного права "несчастьем" Чехов неоднократно говорил, что центральный герой – Лопахин, автор настаивал, что это комедия. Автор старался показать нелепость многих человеческих действий. А «Вишневый сад» стал итоговым произведением всего его творчества. «все враздробь» И «недотёпы» | «...у нее ничего не осталось, ничего. У меня тоже не осталось ни копейки, едва доехали...»-Аня о матери."...Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая..."(Р.) "...Спасибо тебе, Фирс, спасибо, мой старичок. Я так рада, что ты еще жив..."(Р.) «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад». «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!..» «Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает». (Лопахин) «..Дачи и дачники – это так пошло, простите..."(Р.) Лопахин: «Приходите все посмотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как полетят на землю деревья!» "...этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами..."(Лопахин) "...А еще бы. Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего..."-Фирс "...Жизньто прошла, словно и не жил… (Ложится.) Я полежу… Силушкито у тебя нету, ничего не осталось, ничего… Эх ты… недотепа!.. (Лежит неподвижно.).."-Фирса закрыли и уехали… «...Варя (за дверью). Фирса отвезли в больницу? Смешное в пьесе: Епиходов настолько неуклюж, что получил прозвище «двадцать два несчастья». Слуги Яша и Дуняша – простые необразованные крестьяне, считающие себя чуть ли не ровней своим господам. Шарлотта Ивановна- гувернантка, да только воспитывать то ей и некого, ведь в пьесе нет ни одного ребенка. Да и чему может научить бывшая циркачка, развлекающая гостей в третьем действие разными фокусами…А «вечный студент» Петя Трофимов- пустослов, способный лишь красиво рассуждать о прекрасном будущем и том, как надо жить, и наивная Аня внимательно прислушивается к нему, становится его единомышленницей. Обращение Гаева к шкафу: «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания». Смех сквозь слёзы(я) |
Предварительный просмотр:
16. В каких произведениях русских поэтов отображена тема поэта и назначения поэзии и в чем эти произведения созвучны произведению Г.Р.Державина «Памятник»?
(примерный вариант ответа)
В стихотворении Г.Р. Державина «Памятник» получает развитие тема поэта и назначения поэзии, ставшая впоследствии традиционной в русской литературе. О месте и роли поэта и поэзии размышляли все великие поэты. Вслед за Державиным А.С.Пушкин пишет свое стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный …», в котором так же, как Державин, подводит итог творчеству и обозначает свои литературные приоритеты:
Долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Многие поэты видели в литературе мощное средство пропаганды, воспитания гражданского сознания. Об этом очень убедительно пишет Н.А.Некрасов в стихотворениях «Элегия», «Поэт и гражданин», которые можно назвать поэтической декларацией поэта. Автор убежден, что тема народа, его страданий и бед актуальна во все времена, и именно этой теме он посвятил свое творчество: «Я лиру посвятил народу своему».
Державин, Пушкин, Некрасов – очень разные поэты, но они сошлись в том, что поэзия должна быть близкой народу, что ее долг - «истину царям с улыбкой говорить» и «чувства добрые» лирой пробуждать.
16. В каких произведениях русских поэтов отображена тема любви и в чем эти произведения созвучны произведению М.Ю. Лермонтова «Романс»? |
В русской поэзии много произведений о разлуке, любви, оставшейся в прошлом. Это и «Я встретил вас…» Ф.И. Тютчева, и «Я вас любил…» А.С.Пушкина. С произведением М.Ю.Лермонтова «Романс» их объединяют чувство грусти, глубокой нежности к возлюбленной, «гению чистой красоты».
Стихотворение Тютчева словно перекликается со строками Лермонтова, является своеобразным его продолжением, ведь при новой встрече всё бы «в ожившем сердце ожило». Пушкин с глубокой горестью говорит об искренности, чистоте «неугасающей» любви и желает « любимой быть другим».
Произведения объединены яркими образами романтических лирических героев, бережно хранящих в памяти «минуты прежних дней»…
16. Кто из русских поэтов, помимо А. А. Ахматовой, соотносит состояние мира природы и человеческой души и в чём эти произведения близки?
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» М. Ю. Лермонтов соотносит состояние мира природы с миром человеческой души и показывает несовпадение между ними. Если в мире природы царит покой и в нём ничто не одиноко («Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит»), то герою «больно» и «трудно», он чувствует глубокое неудовлетворение, ни прошлое, ни будущее не радуют его. Он стремится вырваться из мира одиночества. Так же, как и лирическая героиня Ахматовой, герой Лермонтова сознаёт гармонию в мире природы и мечтает приобщиться к нему.
В стихотворении Б. Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!..», как и в ахматовском произведении, показано внутреннее изменение героя, переживающего ощущение неумолимо приближающейся весны. Под воздействием обновляющегося, пробуждающегося к жизни мира лирический герой обретает способность «слагать стихи навзрыд».
Близость всех трёх стихотворений заключается в том, что герои этих произведений не только соотносят свой внутренний мир с миром природы, но и черпают в нём духовные силы.
15.Каким настроением проникнуто стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной»?
Стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной» проникнуто настроением радостного созерцания золотой осенней поры, когда «далеко ещё до первых зимних бурь».
В произведении преобладают светлые тона («хрустальный», «лучезарны», «чистая и тёплая лазурь»), эмоциональные эпитеты («дивная пора», «бодрый серп», «на праздной борозде»). Это позволяет поэту полно и точно передать свои ощущения. Здесь и красота природы, и величие человеческого труда, и покой «отдыхающего поля».
Радость, удивление, «тихое» счастье, ощущение русского необъятного простора – всё это волнует душу не только поэта, но и читателя.
15.Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной…»?
В стихотворении Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной» много эпитетов, которые позволяют автору передать свои эмоции, описать уникальность «бабьего лета».
Эмоциональный эпитет «дивная пора» помогает понять восхищение поэта последними летними днями в сентябре. Метафорический эпитет «бодрый серп» напоминает о сборе урожая, «горячей поре» для крестьян. «Тонкий волос» паутины, «отдыхающее поле» уточняют время года, и уже никто не сомневается, что это «бабье лето»!
Употребление в качестве однородных определений эпитетов во фразе «чистая и тёплая лазурь» словно подводит черту эмоционального восприятия поэтом описанного времени года, на душе тихая радость, умиротворение и покой обволакивают нас.
15. Почему ст. М.Ю.Лермонтова «Романс» можно отнести к романтизму?
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Романс» можно отнести к романтизму, так как в нём использованы необычные образы, представлен трагический поединок личности и судьбы. Это своеобразный крик души о разлуке, о любви, уходящей в прошлое, но сохранившей в памяти «союза прежние следы».
В первых шести строках явления природы сравниваются с живым миром человеческих чувств: «серая скала на берегу морском» разбита молнией, как и сердце лирического героя, расставшегося с любимой. Но в жизни ударом молнии, «небесным громом» стало «злословие людское». Об этом М.Ю. Лермонтов пишет в следующих восьми строках и умышленно использует инверсию, чтобы передать своё несогласие с судьбой. Очень грустно звучит метафора «вновь двум утёсам не сойтись»…
В произведении преобладает чувство грусти, хотя в конце и звучит уверенность в неповторимость уходящей любви, которую « не изгладить» из памяти. В конце стихотворения автор использует сочетание двух знаков - умолчание и восклицание, что типично для романтических произведений.
8.Какие черты характера Ивана Денисовича раскрываются в приведённом отрывке?
(1. ТЕЗИС.) Начните свою работу с прямого ответа на вопрос (тезиса).
В приведённом отрывке в Иване Шухове раскрываются уважительное отношение к «однобригаднику», терпеливость и чувство собственного достоинства.
(2.АРГУМЕНТ.) Аргументируйте свой ответ, основываясь на тексте отрывка, комментируя произведение, характеризуя позицию автора.
А.И. Солженицын противопоставляет Шухова Фетюкову, который готов унижаться ради «недокурка». Иван Денисович же не просто терпеливо ждёт, когда Цезарь ему предложит остаток сигареты, но проявляет такт и уважение к «однобригаднику», стараясь своим присутствием не прерывать его мысли. В отрывке в определённой степени показывается и проницательность Ивана Денисовича, который понимает, что Цезарь «курил, чтобы возбудить в себе сильную мысль и дать ей найти что-то». Кроме этого, в Шухове раскрывается и благодарность, которую ему удаётся выразить в движении руки («Шухов встрепенулся (он и ждал так, что Цезарь сам ему предложит), одной рукой поспешно благодарно брал недокурок…»).
(3. Вывод.) Таким образом, в приведенном отрывке в герое раскрываются черты, позволяющие ему выживать в тяжелых условиях лагерной жизни, не теряя человеческого достоинства.
17.1. Какие мотивы и образы встречаются в философской лирике М. Ю. Лермонтова?
Приступая к написанию сочинения, выберите для комментария не менее трёх произведений М. Ю. Лермонтова философской направленности.
Напишите вступление, дав прямой ответ на вопрос!!! (мотивы одиночества и смысла жизни, мотив любви и общения с Богом…)
( Далее последовательно охарактеризуйте каждое из стихотворений, делая акцент на ключевых понятиях «мотив» и «образ».)
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» развиваются мотивы одиночества и смысла жизни. В самом начале полноте и спокойствию природы противопоставлено чувство одиночества лирического героя. Ему «больно» и «трудно», он переживает глубокое неудовлетворение: ни прошлое, ни будущее не радуют его. Он стремится вырваться из мира одиночества и приобщиться к миру природы. В финале стихотворения поэт вводит символический образ тёмного дуба, который в сопряжении с мотивом любви («О любви мне сладкий голос пел…») воплощает мечту лирического героя о долгой, спокойной, полной гармонии жизни. ….
Философское преломление получает мотив любви в стихотворении «Нищий». В центре первых двух строф образ нищего, в руку которого, вместо хлеба, положили камень. Поэт проводит параллель между нищим и влюблённым, развивая философскую мысль о том, что обманутый в чувствах человек подобен обманутому нищему. ….
В стихотворении «Молитва» философски осмысляется один из самых сокровенных моментов человеческой жизни — общение с Богом. Поэт описывает преображающую силу молитвы. Эту мысль точно выражают эпитеты в словосочетаниях «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть». В третьей, финальной, строфе эта мысль утверждается. Именно молитва помогает лирическому герою «счастье постигнуть на земле» и «в небесах видеть Бога». ….
В выводе подчеркните, что мотивы и образы, встречающиеся в философской лирике М. Ю. Лермонтова, разнообразны.
17.2. Какова роль антитезы в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»? СОВЕТЫ!!!
Размышляя над вопросом, обратите внимание на то, что принцип антитезы прослеживается уже в заглавии романа. Противопоставление отражает философский смысл изображённого Толстым исторического процесса, у которого два состояния: либо война, либо мир. Эти два понятия чётко определены писателем. Война представлена им как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», а мир — как жизнь людей без войны под мирным небом и без пролития невинной крови.
В романе изображаются две войны. Покажите, что эти исторические события противопоставлены автором. Первая война, 1805–1807 гг., не имеет смысла для русского человека, в то время как война 1812 года воспринимается многими героями как личная трагедия. Далее подчеркните, что в обстоятельствах войны раскрываются герои, чувства и помыслы которых подчинены одному — победе над врагом. Так, например, купец Ферапонтов в эпизоде оставления Смоленска, и Наташа, выезжающая из Москвы, забывают о своих личных целях. Таким образом, Толстой показывает, что в ситуации войны люди сплачиваются и действуют сообща. Им Толстой противопоставляет героев, не способных осознать значимость ситуации. Одним из них является Берг, который даже в ситуации войны не оставляет своих корыстных целей (покупка «шифоньерочки»). Так, в романе реализуется основная идея Толстого — «мысль народная».
Необходимо прокомментировать противопоставление Наполеона и Кутузова. Кутузов воплощает идею единства русского мира, а Наполеон — эгоистический произвол. Они являются основными антиподами романа. Полководцы по-разному относятся к армии, к своим солдатам, а главное — славе. В отличие от Наполеона, Кутузов равнодушен к славе. Главное для него — победа русской армии и изгнание неприятеля с родной земли. Наполеон, напротив, мнит себя величайшим героем истории. В двух образах полководцев Толстой воплотил не только два разных принципа отношения к жизни. Автор отразил в них идею войны и мира. Поэтому героям, тяготеющим к полюсу Наполеона, свойствены эгоизм, лицемерие, расчётливость. Таковы Анна Павловна Шерер, Курагины и другие. Герои же, близкие Кутузову, воплощают идею любви и добра, а значит — мира. Это Наташа Ростова, Марья Болконская, некоторые военные — капитан Тушин, Денисов. Центральные же герои романа — Андрея Болконский и Пьер Безухов — проходят путь от наполеоновского восприятия мира к кутузовскому, тем самым отказываясь от ложных ценностей и приобретая истинные идеалы.
Вывод обязательно логически свяжите с формулировкой вопроса. Антитеза является главным композиционным принципом в романе «Война и мир». Противопоставление становится важным способом изображения характеров и средством создания исторического пространства. Именно этот принцип обеспечивает целостность произведения, несмотря на эпически масштабную картину миру, идейную насыщенность, широкие временные рамки и большое количество героев.
9 класс, но полезно знать!!! Чем различаются картины осенней природы в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и Н.А. Некрасова «Перед дождём»?
Картины осенней природы в стихотворениях Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной» и Н.А.Некрасова «Перед дождём» различаются описанием разных периодов осени, эмоциональным восприятием изображаемой поры.
Произведение Н.А. Некрасова рисует дни дождливой, холодной, поздней осени, поэтому автор использует отрицательно окрашенные эпитеты: «заунывный ветер», «ель надломленная», «струёй сухой и острой». Негативную экспрессию передают цвета и звуки («глухо шепчет тёмный лес»), аллитерация («на ручей, рябой и пёстрый», «за листком летит листок»). Да и заканчивается стихотворение изображением таратайки, в которой «спущен верх, перёд закрыт», ведь «дни поздней осени бранят обыкновенно».
В стихотворении же Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной» совсем другие звуки, цвета и настроения («дивная пора», «бодрый серп», «лучезарны»). Поэт передаёт незабываемую атмосферу «осени первоначальной», так любимого всеми нами «бабьего лета».
Оба поэта – истинные мастера слова, передавшие нам великолепие русской природы.
15.Как в ст. С.Есенина «Пороша» представлена «зимняя» тема?
«Зимняя» тема широко представлена в русской поэзии. Достаточно вспомнить стихотворения А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Б. Л. Пастернака.
Но только произведения С. А. Есенина дарят нам настоящую снежную сказку. Так, в стихотворении «Пороша» лес показан погруженным в морозный сон. Российские просторы, знаменитая тройка, бесконечная дорога, убегающая лентой вдаль – все это образы русской зимы. Картину дополняют звук колокольчика, стук дятла и карканье ворон. Природа одухотворена: например, сосна не только «повязалася» белою косынкой, но и принагнулась, как старушка, а снег «стелет шаль».
Простота и оригинальность эпитетов, сравнений, метафор помогают создать удивительный облик русской зимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта подготовки к геометрической части ГИА по математике.
Материал содержит тематические подборки утверждений по материаалу геометрии 8 класса и краткое описание методики работы с ними. Предлагаемые упражнения должны способствовать более глубокому усвоению м...
Из опыта подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Материла представлен учителем истории и обществознания Открытой (сменной) школы Андреем Леонидовичем Ворониным.Содержит впечатления, рекомендации, советы коллегам из своего опыта подготовки к ЕГ...
Из опыта подготовки обучающихся к участию в предметных олимпиадах
В данной работе приведены задания (4 занятия), используемые в практике подготовки обучающихся средней и старшей школы для участия в предметных олимпиадах. Задания есть практическая часть системы...
из опыта подготовки учащихся к ГИА по математике
Статья посвящена опыту работы по подготовке учащихся к ГИА по математике. Уже с 7 класса при изучении различных тем прорешиваем аналогичные задания из ГИА. При работе не оставля...
Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по математике
В статье рассмотрена тематика и содержание разделов, изучаемых в старших классах общеобразовательной школы при подготовке к итоговой аттестации (ЕГЭ). Приведены инструменты для организации мониторинга...
Обобщение опыта "Подготовка к ЕГЭ, ГИА по русскому языку"
Выступление на педагогическом совете (доклад, презентация)...
Обобщение опыта "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Обобщение опыта "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"...