Путешествие в сказочный мир доброты и любви к людям
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Урок литературы в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_6_kl_1_2.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Учитель: Павлова И. А., учитель русского языка и литературы МБОУ ОШ с.Абабково

Предмет: литература

Класс: 6 класс

Учебник: «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.

Тема: Путешествие в сказочный мир доброты и любви к людям

Тип урока: нетрадиционный урок

Метод: проблемно-поисковый

Цели урока: акцентировать внимание на важных моментах  рассказа, проанализировать их и сделать вывод о чудесной силе добра.

Планируемые результаты:

Предметные — осмысление философских и нравственных  проблем произведения.

Познавательные УУД: осознанное  построение   высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Личностные УУД:  способность к самооценке своих действий, совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в группах, фронтальная работа.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК учителя, раздаточный материал

Средства обучения:

  1. Вербальные средства (учебники)
  2. Технические средства обучения (ИКТ, отрывок из фильма «Пацаны»).

     

ХОД УРОКА

ЭТАПЫ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Орг. этап

Личностные: внимание,

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: мобилизация сил и энергии, саморегуляция

 

 - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим  урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор». Мы отправимся в путешествие в сказочный мир доброты и любви к людям, своими глазами увидим чудесные превращения Зла в Добро- такое бывает только в сказке?

Самоопределение, оценивание готовности к уроку.

Оценочный лист (ОЛ)

Этап повторения изученного (вспомним сюжет рассказа)

 Постановка проблемы

Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: уметь определять и формули-ровать цель на уроке с помощью учителя

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

  - Итак, сказочный мир Добра распахивает нам свои двери в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» И время для нас с вами очень подходящее- Святки.

Что такое святки? Когда они бывают?

   

Рассказ прочитан. Станция первая- первая встреча Мерцалова с чудесным доктором.

Вопрос: Есть в тексте примеры проявления доброты?

Давайте найдем эти эпизоды.

Найдем эти моменты, зачитаем (диалог на стр. 11-12)

Вопросы: Как бы отреагировал самый обычный человек на раздражение Мерцалова?

А старик?

Встреча вторая- Почему он так себя ведет?(эпизод посещения подвала)

Ради чего он это сделал? Ради высокого гонорара? Славы? Честолюбия?

Что он еще сделал?

Почему доктор с таким равнодушием отнёсся  к благодарности?

Святки – это время между Рождеством и Крещеньем, время, когда возможны всякие чудеса и волшебные превращения.Само рождество Христово- это великое чудо

 

   

 

Ответы на вопросы

(Работа по тексту)

Нет, он был добрым, отзывчивым человеком и хотел помочь людям

Оставил под рецептом несколько крупных банкнот.

Настоящее добро не нуждается в благодарности.

Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Поиск решения проблемы

Этап контроля и самоеонтроля.

Познавательные: поиск и выделение необходи-мой информации, осоз-нанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информа-ции из текста, преобразо-вание текста с целью выявления общих зако-нов; анализ, умение доказывать;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учите-лем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, выполнять практическую работу в группе.

Регулятивные:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Конец рассказа (С этих пор точно благодетельный ангел…) Ребята, не похоже ли это на сказку?

Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? В чем тут проявляется чудо? Один добрый поступок порождает другой.

Добро-добро-добро

-Добро (добро увеличивается в пропорции)

Итак,  надо ли верить в чудо?

запишите ответы на листочках.

Делаем выводы о важности доброты и любви к людям, важности деятельного добра.

Задания для итоговой рефлексии:

(закончите предложения)

1)Этот рассказ научил меня…

2)Было трудно…

3)Я почувствовал, что…

4)Сегодня я узнал, что…

5)Было интересно…

6)У меня получилось…

7)Я попробую…

8)Меня удивило…

9)Мне захотелось…

КОНЕЧНО,ПОХОЖЕ,ВЕДЬ АНГЕЛ БЫВАЕТ ТОЛЬКО В СКАЗКЕ, К ТОМУ ЖЕ, ЭТО ДОБРО ПРЕОБРАЗУЕЩЕЕ, ОНО СОВЕРШАЕТ ЧУДО, В КОТОРОЕ ЛЮДИ НАЧИНАЮТ ВЕРИТЬ.

Дети внимательно слушают, следят по тексту.

Высказывают свое мнение.

Ребята работают в парах и дают ответы на вопрос,что такое доброта, помогая ребятам из фильма «Пацаны»,затем зачитывают ответы.

На заранее приготовленных бланках с вопросами итоговой рефлексии дети вписывают ответы.

Этап коррекции знаний и способов действий

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные: уметь высказывать своё мнение

Познавательные: уметь перерабатывать получен-ную информацию: нахо-дить ответы на вопросы, используя свой жизнен-ный опыт

Личностные: уметь оценивать жизненные ситуации, поступки лю-дей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, особенно ценности добра и доброты.

Личностные: умение правильно построить ответ на поставленный вопрос

Регулятивные:

умение анализировать и делать выводы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

ИТАК, НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПОДОШЛО К КОНЦУ, ОН ЧУДЕСЕН- ВАШИ ОТВЕТЫ ТОЖЕ ЧУДЕСНЫ, ОНИ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ЧУДО А.И.КУПРИНА ДОСТИГЛО СВОЕЙ ЦЕЛИ И ПОРОДИЛО НОВОЕ ВОЛШЕБСТВО- СМЯГЧИЛО НАШИ СЕРДЦА,НАСТРОИЛО НА ДОБРО.В ЭТОМ И ЕСТЬ НАЗНАЧЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИЛИ, ГОВОРЯ СЛОВАМИ А.С.ПУШКИНА. «СКАЗКА- ЛОЖЬ,ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫЙ МОЛОДЦАМ УРОК»

Из ответов учеников:.

Этот рассказ научил меня сочувствовать людям, помогать другим и жалеть их.

Было трудно не сочувствовать этой семье.

Я почувствовала, что меня охватила грусть от осознания того, что такое бывает в жизни.

Сегодня я узнала, что люди даже не могут ответить, что такое добро.

Было интересно слушать и читать этот рассказ.

У меня получилось осознать, что такое добро.

Я попробую быть такой же, как и доктор.

Меня удивило, что есть такие добрые, отзывчивые люди, как доктор Пирогов.

Мне захотелось делать так же, как этот доктор. Так же помогать другим.

Этап информации о домашнем задании

Вспомнить о своем, пусть и небольшом, добром поступке и записать в тетради.

Записывают домашнее задание

Этап подведения итогов

Этап рефлексии

Личностные:

Самооценка на основе успешности

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Познавательные: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Ребята делятся своими впечатлениями об уроке, выражают эмоции.

Отвечают на вопросы, оценивая себя.

Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над вопросами.

Оценка учителя, выставление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по сказочному лесу.

Урок русского языка в 5 классе....

Сценарий игры-путешествия "По сказочным тропинкам"

Данная игра-путешествие проводится с учащимися младших классов. Ребята посетят сказочные станции, где познакомятся со сказочными героями, которые подготовили для них всевозможные задания. Ве...

«Факел великой любви к людям»

Конспект-презентация урока...

Тема воспитательного мероприятия «О доброте, верности, любви ко всему живому» /беседа-размышление/ в 6 классе

Цель: Осмысление нравственных проблем, воспитание личности духовно – нравственной, умеющей сострадать, любить всё живое, умеющей отвечать за себя, своих близких....

«О доброте, верности, любви ко всему живому»

классный час в начальных классах...