Путешествие в сказочный мир доброты и любви к людям
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
Учитель: Павлова И. А., учитель русского языка и литературы МБОУ ОШ с.Абабково
Предмет: литература
Класс: 6 класс
Учебник: «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.
Тема: Путешествие в сказочный мир доброты и любви к людям
Тип урока: нетрадиционный урок
Метод: проблемно-поисковый
Цели урока: акцентировать внимание на важных моментах рассказа, проанализировать их и сделать вывод о чудесной силе добра.
Планируемые результаты:
Предметные — осмысление философских и нравственных проблем произведения.
Познавательные УУД: осознанное построение высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные УУД: способность к самооценке своих действий, совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в группах, фронтальная работа.
Программно-дидактическое обеспечение: ПК учителя, раздаточный материал
Средства обучения:
- Вербальные средства (учебники)
- Технические средства обучения (ИКТ, отрывок из фильма «Пацаны»).
ХОД УРОКА
ЭТАПЫ УРОКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Орг. этап | Личностные: внимание, Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; Регулятивные: мобилизация сил и энергии, саморегуляция |
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор». Мы отправимся в путешествие в сказочный мир доброты и любви к людям, своими глазами увидим чудесные превращения Зла в Добро- такое бывает только в сказке? | Самоопределение, оценивание готовности к уроку. Оценочный лист (ОЛ) |
Этап повторения изученного (вспомним сюжет рассказа) Постановка проблемы | Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: уметь определять и формули-ровать цель на уроке с помощью учителя Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | - Итак, сказочный мир Добра распахивает нам свои двери в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» И время для нас с вами очень подходящее- Святки. Что такое святки? Когда они бывают?
Рассказ прочитан. Станция первая- первая встреча Мерцалова с чудесным доктором. Вопрос: Есть в тексте примеры проявления доброты? Давайте найдем эти эпизоды. Найдем эти моменты, зачитаем (диалог на стр. 11-12) Вопросы: Как бы отреагировал самый обычный человек на раздражение Мерцалова? А старик? Встреча вторая- Почему он так себя ведет?(эпизод посещения подвала) Ради чего он это сделал? Ради высокого гонорара? Славы? Честолюбия? Что он еще сделал? Почему доктор с таким равнодушием отнёсся к благодарности? | Святки – это время между Рождеством и Крещеньем, время, когда возможны всякие чудеса и волшебные превращения.Само рождество Христово- это великое чудо
Ответы на вопросы (Работа по тексту) Нет, он был добрым, отзывчивым человеком и хотел помочь людям Оставил под рецептом несколько крупных банкнот. Настоящее добро не нуждается в благодарности. |
Этап изучения новых знаний и способов деятельности. Поиск решения проблемы Этап контроля и самоеонтроля. | Познавательные: поиск и выделение необходи-мой информации, осоз-нанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информа-ции из текста, преобразо-вание текста с целью выявления общих зако-нов; анализ, умение доказывать; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учите-лем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, выполнять практическую работу в группе. Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы | Конец рассказа (С этих пор точно благодетельный ангел…) Ребята, не похоже ли это на сказку? Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? В чем тут проявляется чудо? Один добрый поступок порождает другой. Добро-добро-добро -Добро (добро увеличивается в пропорции) Итак, надо ли верить в чудо? запишите ответы на листочках. Делаем выводы о важности доброты и любви к людям, важности деятельного добра. Задания для итоговой рефлексии: (закончите предложения) 1)Этот рассказ научил меня… 2)Было трудно… 3)Я почувствовал, что… 4)Сегодня я узнал, что… 5)Было интересно… 6)У меня получилось… 7)Я попробую… 8)Меня удивило… 9)Мне захотелось… | КОНЕЧНО,ПОХОЖЕ,ВЕДЬ АНГЕЛ БЫВАЕТ ТОЛЬКО В СКАЗКЕ, К ТОМУ ЖЕ, ЭТО ДОБРО ПРЕОБРАЗУЕЩЕЕ, ОНО СОВЕРШАЕТ ЧУДО, В КОТОРОЕ ЛЮДИ НАЧИНАЮТ ВЕРИТЬ. Дети внимательно слушают, следят по тексту. Высказывают свое мнение. Ребята работают в парах и дают ответы на вопрос,что такое доброта, помогая ребятам из фильма «Пацаны»,затем зачитывают ответы. На заранее приготовленных бланках с вопросами итоговой рефлексии дети вписывают ответы. |
Этап коррекции знаний и способов действий | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные: уметь высказывать своё мнение Познавательные: уметь перерабатывать получен-ную информацию: нахо-дить ответы на вопросы, используя свой жизнен-ный опыт Личностные: уметь оценивать жизненные ситуации, поступки лю-дей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, особенно ценности добра и доброты. Личностные: умение правильно построить ответ на поставленный вопрос Регулятивные: умение анализировать и делать выводы. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | ИТАК, НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПОДОШЛО К КОНЦУ, ОН ЧУДЕСЕН- ВАШИ ОТВЕТЫ ТОЖЕ ЧУДЕСНЫ, ОНИ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ЧУДО А.И.КУПРИНА ДОСТИГЛО СВОЕЙ ЦЕЛИ И ПОРОДИЛО НОВОЕ ВОЛШЕБСТВО- СМЯГЧИЛО НАШИ СЕРДЦА,НАСТРОИЛО НА ДОБРО.В ЭТОМ И ЕСТЬ НАЗНАЧЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИЛИ, ГОВОРЯ СЛОВАМИ А.С.ПУШКИНА. «СКАЗКА- ЛОЖЬ,ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫЙ МОЛОДЦАМ УРОК» | Из ответов учеников:. Этот рассказ научил меня сочувствовать людям, помогать другим и жалеть их. Было трудно не сочувствовать этой семье. Я почувствовала, что меня охватила грусть от осознания того, что такое бывает в жизни. Сегодня я узнала, что люди даже не могут ответить, что такое добро. Было интересно слушать и читать этот рассказ. У меня получилось осознать, что такое добро. Я попробую быть такой же, как и доктор. Меня удивило, что есть такие добрые, отзывчивые люди, как доктор Пирогов. Мне захотелось делать так же, как этот доктор. Так же помогать другим. |
Этап информации о домашнем задании | Вспомнить о своем, пусть и небольшом, добром поступке и записать в тетради. | Записывают домашнее задание | |
Этап подведения итогов Этап рефлексии | Личностные: Самооценка на основе успешности Коммуникативные: умение выражать свои мысли Познавательные: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Ребята делятся своими впечатлениями об уроке, выражают эмоции. | Отвечают на вопросы, оценивая себя. Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над вопросами. Оценка учителя, выставление оценок за урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по сказочному лесу.
Урок русского языка в 5 классе....
Сценарий игры-путешествия "По сказочным тропинкам"
Данная игра-путешествие проводится с учащимися младших классов. Ребята посетят сказочные станции, где познакомятся со сказочными героями, которые подготовили для них всевозможные задания. Ве...
«Факел великой любви к людям»
Конспект-презентация урока...
Тема воспитательного мероприятия «О доброте, верности, любви ко всему живому» /беседа-размышление/ в 6 классе
Цель: Осмысление нравственных проблем, воспитание личности духовно – нравственной, умеющей сострадать, любить всё живое, умеющей отвечать за себя, своих близких....
«О доброте, верности, любви ко всему живому»
классный час...
«О доброте, верности, любви ко всему живому»
классный час в начальных классах...