Конспект урока по литературе "Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
По произведению В.Распутина "Учитель французского"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_garifullinoy_rozalii_ildarovny.docx | 117.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика
в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».
Класс: 6 Б
Предмет: литература
Учитель: Гарифуллина Розалия Илдаровна
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель: помочь увидеть чуткость и душевность учительницы; охарактеризовать ее образ, выяснить, какую роль она сыграла в жизни мальчика; развивать навыки анализа произведения, пополнять словарный запас; воспитывать нравственные качества, художественное восприятие мира, любовь и уважение к учителям.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем.
Регулятивные УУД: учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей.
Личностные УУД: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобрести новые знания, умения; осознают свои трудности к их преодолению, осуществляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Коммуникативные УУД: развивают умение участвовать в дискуссии: ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты.
Методические приемы: технология проблемного диалога, частично-поисковый метод (нахождение эпизодов в тексте), выразительное чтение, просмотр видеофрагмента.
Оборудование: учебник литературы, тетрадь, презентация, дидактический материал.
Ход урока
I. Оргмомент.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята, садитесь!
-Ребята, скажите, без кого не может существовать школа?
- Действительно, школа не может существовать без учителей и учеников. Они необходимы друг другу. Вот и для проведения сегодняшнего урока мне необходима ваша помощь, а вам, возможно, понадобится моя. Давайте договоримся помогать друг другу и поддерживать.
II. Актуализация знаний.
- С каким произведением вы познакомились на предыдущих уроках? Кто является его автором?
(Сегодня мы вновь обратимся к самому лучшему рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).
Рассказ впервые был опубликован в 1973 году в иркутской комсомольской газете „Советская молодежь".
-Ребята, кому посвящен этот рассказ?
- Учащийся: Этот рассказ посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой– матери товарища-земляка Распутина, замечательного драматурга А. Вампилова, которая всю жизнь проработала в сельской школе учителем математики.
-С каким героем мы знакомимся в самом начале произведения?
(С деревенским мальчиком из бедной семьи, оказавшимся один в райцентре, так как учился в школе).
-Какого он возраста?
(Пятиклассник).
-Упоминается ли имя мальчика в рассказе?
(Нет, повествование ведется от его лица, читаем начало рассказа.)
– Почему он учился не в своей деревенской школе?
(В деревне, где жила его семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр).
–Почему герою пришлось сразу повзрослеть?
(Тяжело было переносить голод. Страшной оказалась тоска по дому).
- Кто был классным руководителем мальчика?
(Лидия Михайловна – учительница французского языка).
III. Этап целеполагания и планирования.
- А сейчас обратите внимание на слайд. Что мы видим с вами на экране?
(Памятник, установленный учителю. Он находится в Иркутске, в родных краях Валентина Григорьевича Распутина).
- В чем смысл данного памятника?
(Памятник означает доброту, мудрость и любовь к детям).
-Куда устремлен взгляд детей? Какие у них лица?
(У них одухотворенные лица, они получились красивыми и любознательными, с восхищением смотрят на учительницу).
- Какая связь между памятником и нашим рассказом «Уроки французского»?
(Учитель играет значительную роль в жизни детей, дает не только знания по определенному предмету, а учит дружить, видеть добро, помогать другим. И эта роль бесценна!!!)
- Значит, о ком мы будем говорить на уроке? Давайте сформулируем тему урока.
(Будем говорить об учителе, о его роли в жизни детей).
-Таким образом, что необходимо нам выполнить на уроке, чтобы раскрыть тему? (Охарактеризовать образ учительницы. Выяснить, какую роль она сыграла в жизни мальчика).
ТЕМА. Роль учительницы Лидии Михайловны в судьбе мальчика в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». (запись в тетради темы урока)
IV. Открытие новых знаний.
- Ребята, мы выяснили, что этот рассказ посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой – матери товарища-земляка Распутина, а кто же стал прототипом учительницы французского языка?
- Что означает слово прототип?
(Прототип – это реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании героя произведения).
Учащиеся. Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова. В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Молокова Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку. Она названа в произведении своим именем. Когда в 1973 году рассказ вышел в свет, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича и несколько раз встречалась с ним. Таким образом, «Уроки французского» – произведение автобиографическое.
- Одним из художественных средств характеристики литературного героя является портрет.
Что означает портрет?
Портрет – это описание внешнего облика персонажа.
Работа с раздаточным материалом.
Перед вами отрывок из рассказа «Уроки французского». Зачитаем описание Лидии Михайловны и назовем ключевые слова.
«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая в одежде, и в своей женской молодой поре… Глаза у неё косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят… (с.103) |
– Какие черты характера учительницы вы увидели?
(Доброта, внешняя скромность, неприметность, аккуратность, красота и обаяние).
За внешней скромностью очень легко разглядеть человека с богатым духовным миром, благодаря поступкам.
Беседа с учащимися.
— Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это?
-Почему Лидия Михайловна стала помогать своему ученику?
(Время было тяжелое, мальчик голодал; чтобы бороться с малокровием, ему нужно было хорошо питаться, пить каждый день молоко. У матери не было возможности передавать продукты вдоволь).
-Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?
(Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность. В связи с этим учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить).
-Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась?
(Она хотела помочь ему, но наполнила посылку «городскими» продуктами и выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок).
-Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости?
(Она предложила играть на деньги в «пристенок»).
Пристенок – это игра на монетки, популярная в советское время, игра на деньги и игра весьма азартная. Второе название игры – «замеряшки».
Физкультминутка. Математическая задачка.
Сколько времени проводит ученик с учителем в школе в неделю, если у него в день по 6 уроков и 2 урока внеурочных занятий?
5. Закрепление усвоенного материала.
-Почему главный герой считал крайне неприличным и безнравственным принимать деньги от Лидии Михайловны в виде «подачки», но спокойно относился
к игре в «замеряшки» с ней?
(Главный герой считал выигранные деньги честно заработанными, а деньги, доставшиеся без каких-либо усилий с его стороны, ранили самолюбие. Лидия Михайловна без труда раскрыла причину отказа от подарка. И выбрала иной способ помощи).
- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Понимала ли она, чем чревата для нее эта игра на деньги с учеником?
- (Поняв, что мальчик не примет от нее никакой помощи, Лидия Михайловна решила создать такую же ситуацию, когда Валя будет вынужден брать деньги как выигрыш.)
6.Посмотрим эпизод «Игра в пристенок» из фильма Е.Ташкова «Уроки французского», снятого в 1978 году.
- Что сделал директор, когда обнаружил Лидию Михайловну на месте «преступления»? Захотел ли он разобраться в ситуации?
- (Директор проявил строгость и решительность. Его не интересовала причина, толкнувшая Лидию Михайловну на этот поступок.)
- Какими словами директор школы Василий Андреевич характеризует поступок Лидии Михайловны? («преступление»)
Слайд с толкованием лексического значения слов «преступление».
Преступление – 1. Самовольно нарушить, отступить от чего-нибудь. 2. Общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.
- Действительно ли на ваш взгляд поступок учительницы «преступление»? (нет)
- Почему Лидия Михайловна не стала объяснять директору свой поступок?
В самом факте игры учительницы на деньги со своим учеником он увидел грубейшее нарушение внутришкольного устава. С его точки зрения, поведение учительницы было аморальным. И он принял все меры, чтобы выгнать ее из школы.
• Как ведет себя Лидия Михайловна в этой сцене?
(На возмущение директора она отвечает спокойно, не выкручивается и не оправдывается. Она ничего не стала объяснять директору, потому что он ничего бы и не понял — не тот человек.)
- Каким вы себе представляете директора школы?
(Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался»)
(Директор отчитывает Лидию Михайловну за игру на деньги с учеником и увольняет. Это принципиальный человек, проступок Лидии Михайловны в его глазах – это педагогическое преступление).
Директор должен был знать, как живут его ученики. Он в ответе за всех.
7. Зачитаем концовку рассказа: с.120
«И больше я её никогда не видел.
Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я её открыл, достав опять топор из-под лестницы, – аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обёртке я нашёл три красных яблока.
Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
- Ребята, почему именно яблоки отправила Лидия Михайловна герою рассказа «Уроки французского»?
- О каких душевных качествах говорит данный поступок?
(О душевной чуткости, внимательности учительницы).
– Как вы думаете, символом чего являются яблоки?
Яблоки являются символом знания жизни и людей!!!
Как вы понимаете это предложение?
- Какую роль играет послесловие?
(Кратко рассказав о последующих событиях, автор завершает свое повествование сообщением о полученной им посылке с Кубани. В ней были макароны и три красных яблока. Память об этих яблоках Валя сохранил на всю жизнь.)
Вывод: Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.
8. Рефлексия.
- Какую же роль сыграла учительница в жизни мальчика.?
Лидия Михайловна повела себя мужественно и благородно, взяв всю вину на себя и дав мальчику возможность учиться дальше. Учительница уехала к себе на родину на Кубань. Я считаю такой поступок учительницы очень благородным и добрым.
Рефлексия с яблоками.
- Каким же должен быть настоящий учитель?(Ученик может любить, не боятся и доверять ему, настоящим будет тот учитель, которого не забудут никогда.)
Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. Посмотрим на предисловие к рассказу. В нем выражены мысли взрослого человека, его духовная память. Он назвал «Уроки французского» «уроками доброты». В.Г. Распутин говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Я надеюсь, что доброта и сострадание играют большую роль в вашей жизни и вы будете всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту.
9. Выставление оценок. Домашнее задание.
Написать небольшое сочинение на тему «Мой любимый учитель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)
Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...
Конспект урока на тему: « Свет и тени духовной жизни. Культура и быт в СССР в конце 50х – начале60-х гг.»
Данный урок по истории России XX века может быть использован как в 9 так и в 11 классе. На уроке освещаются проблемы духовной жизни советского общества в 60-егг. XX века....
Конспект урока по теме «Один день в нашей жизни. Какой он?» (6-й класс)
Этот урок по программе И. Бим «Deutsch.Klasse 6» находится в теме «„Ein Tag unseres Lebens. Wie ist er?“» и является уроком комплексного применения знаний по подтеме «Мой рабоч...
Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа В.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика". 7 класс
Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа В.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика" 7 класс. Урок построен с учетом элементов р...
Конспект урока на тему "Воспитание в казачьей семье.Воспитание мальчика – казака".
Конспект урока на тему "Воспитание в казачьей семье.Воспитание мальчика – казака"....
Презентация "Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика"
По произведению В.Распутина "Учитель французского"...
Презентация "Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика"
Презентация "Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика" (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)...