. Роль учительницы Лидии Михайловны в судьбе мальчика в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Урок литературы в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок литературы29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы .

Тема урока. Роль учительницы Лидии Михайловны в судьбе мальчика в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».

Цели урока:

Образовательная : помочь увидеть чуткость и душевность учительницы; охарактеризовать ее образ, выяснить, какую роль она сыграла в жизни мальчика .

Развивающая: совершенствовать навыки учащихся по анализу произведения

Воспитательная: формировать у обучающихся уважительное отношение к учителям , воспитывать нравственные качества,

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Оборудование : текст произведения, тетрадь, ИКТ

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся понимать, выразительно читать текст, анализировать эпизод, научатся составлять характеристику литературного героя .

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного.

Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Формирование мотивации к самосовершенствованию

Сценарий урока:

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Формы организации учебной деятельности

Организационный этап.

Включение учащихся в деятельность

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Пожелание успеха..

Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочих мест.

Фронтальная

Проверка домашнего задания.

Ребята отвечают на вопрос ы учебника 4,5 стр.121

4) Почему герой рассказа стал играть в «чику»? Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?

5)Прочитайте приведенные ниже пейзажные зарисовки:

А) «Осень стояла теплая и сухая. Еще и в октябре пригревало так, что можно ходить в рубашке, дожди выпадали редко…»

Б) «Минут пять я стоял и ,всхлипывая, смотрел на полянку, где снова началась игра, затем спустился по другой стороне холма к ложбинке, затянутой вокруг черной крапивой….» Вспомните , какие события в жизни героя произошли в это время. Чем отличаются картины природы друг от друга? Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика ?

Рассказчик пошел в школу в 5 класс в сорок восьмом году. В родной деревне была только начальная школа, поэтому , чтобы учиться дальше, уму пришлось уехать из дома за пятьдесят километров в райцентр. Ему было очень тяжело :одолевал голод, тосковал по родному дому, чувствовал себя одиноким. Поэтому он начинает играть на деньги в «чику», играл он честно ,и на выигранные деньги покупал молоко на рынке. Но властный Владик не простил ему постоянный выигрыш , и вместе с товарищами избил мальчика.

5)А)В первой картине мы видим ясную и сухую погоду, синее небо, приветливое солнце. В это время у рассказчика было радостное настроение , потому что на выигранные деньги мог покупать молоко.

Б)Картина природы «минут пять я стоял и , всхлипывая ,смотрел на полянку…» помогает понять настроение рассказчика, он испытывал обиду , боль от несправедливости…

Мотивация к деятельности.

Актуализации знаний.

Целеполагание.

Сосредоточение внимания, пробуждение интереса к теме урока.

Осознание новой учебной задачи

Обращение к воспоминаниям автора:

«Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей ,…мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг-моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней , как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе…»

Почему рассказ посвящен учителю? Почему помнит ее? Значит, важную роль сыграла в жизни мальчика. А какую?

ТЕМА. Роль учительницы Лидии Михайловны в судьбе мальчика в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». )

Слушают учителя, воспринимают информацию.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказ посвящен учителю французского, потому что рассказчик помнит ее доброту и заботу .

Формулируют цели урока ( проследить , какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика и т.д.)

Записывают тему урока в тетрадь.

Беседа. Применение знаний.

Усвоение нового материала.

Первичное восприятие и осмысление рассказа

Сбор материала для написания письма Лидии Михайловне.

Находят в тексте описание портрета Лидии Михайловны , выразительно читают .

Что означает портрет?

Портрет – это описание внешнего облика персонажа.(одно из средств характеристики литературного героя).

«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание… Глаза у неё косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят… (с.103)

Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными глазами, тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы. Но при всём этом не было видно в её лице жестокости…, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорящее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?» (с. 108)

-Какой представилась Лидия Михайловна мальчику?

-Какие ключевые слова использует автор для описания Лидии Михайловны?( «Аккуратная», «умная», «красивая», «живое лицо», «улыбка» , «косящие внимательно глаза»)

Какие черты характера вы увидели в образе Лидии Михайловны?

В лице «не было ..жестокости», добрая , скромная ,человек с богатым духовным миром.

Работа над идейно-художественным содержанием рассказа

Какие поступки Лидии Михайловны свидетельствуют о том, что в ней присутствует добро?

Нахождение в тексте доказательств.

_

Как вы понимаете, что такое добро?

Рассказ «Уроки французского» иллюстрировали разные художники. Рассмотрите работы художника-иллюстратора В. Гальдяева.(слайд)

Каким изображает художник рассказчика?

Помогают ли они нам понять, почему Лидия Михайловна решилась играть на деньги с учеником?

Ребята находят ответы, на поставленный вопрос.

1)Лидия Михайловна не сообщила директору школы об ученике, который после школы играет на деньги .

2 Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность , связи с этим учительница предлагает ученику дополнительно заниматься уроками французского.

3)Приглашает его за стол ,пытаясь его накормить.

4)Присылает посылку с макаронами.

5)Лидия Михайловна понимала, что мальчик не примет от нее никакой помощи, она решила создать такую же ситуацию, когда Валя будет вынужден брать деньги как выигрыш.)

--В. Гальдяев изображает героя рассказа худым, с острым подбородком, большими ушами и неровно отросшими волосами , на нем старая одежда . Лицо у него одинокого измученного человека.

Помогают, Лидия Михайловна поддержала своего ученика в тот момент, когда казалось, что весь мир против него. Она помогает так, чтобы не задеть гордость и самолюбие мальчика.

Практическая работа.

Устный анализ эпизода «Игра в замеряшки» со слов «Игра началась заново...» до слов «Знать бы нам, чем всё это кончится».

Ребята выразительно читают эпизод. Отвечают на ряд вопросов.

- Согласны ли вы , что Лидия Михайловна во время игры поддавалась? Докажите словами текста.

-Почему так пристально следил за игрой рассказчик?

-Когда герой понял истинный смысл игры, которую придумала учительница?

Анализируют , отвечают на вопросы.

- Согласны ли вы , что Лидия Михайловна во время игры поддавалась ?Докажи словами текста (Не старалась выигрывать, при замерах ее пальцы горбились).

-Почему так пристально следил за игрой рассказчик?(хотел честно выиграть)

-Когда герой понял истинный смысл игры, которую придумала учительница?( Скорее всего, смысл этой игры он понял только повзрослев)

Работа в паре

Итоги урока

Обобщение.

Какова роль Лидии Михайловны в судьбе рассказчика?

Современен ли рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»?.

Высказывают мнение, включаются в обсуждение.

Лидия Михайловна преподнесла урок человечности пятикласснику Вале из далекого сибирского городка. Она показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят : школьный учитель –учитель жизни.

Рассказ современен для всех и каждого. Мы вовремя должны сказать «спасибо» педагогу, учителю, наставнику. 2023 год Указом президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника.

Беседа.

Информация о домашнем задании

Написать письмо Лидии Михайловне .

Записывают домашнее задание

Рефлексия

Осознание и воспроизведение в речи того, чему научился, что нового узнал

Ребята, вспомните, какие цели мы с вами ставили в начале урока?

Достигли ли мы их?

Думаю, что каждый из вас открыл что-то новое для себя

Осуществляют оценку урока и самооценку

Литература.

Литература.6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2/под ред. В.Я. Коровиной. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

Литература. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией В.Я. Коровиной/ авт.-сост. А.Н. Замышляева.- Волгоград: Учитель, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).

Урок литературы в 6 классеТема: «Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).Планируемые результаты: 1. Личностные: сформированность гуманистических ценностных...

Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа В.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика". 7 класс

Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа В.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика" 7 класс.  Урок построен с учетом элементов р...

Презентация "Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика"

По произведению В.Распутина "Учитель французского"...

"Уроки французского " - уроки доброты. по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского"

Раскрыть нравственные законы, духовные ценности, по которым живут герои рассказа....

Конспект урока литературы в 6 "А" классе по теме "Душевная щедрость учительницы" (по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского)

Данный урок поможет раскрыть духовные ценности, коорые делают человека добрее и богаче....

Презентация "Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика"

Презентация "Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика"  (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)...