. Роль учительницы Лидии Михайловны в судьбе мальчика в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы .
Тема урока. Роль учительницы Лидии Михайловны в судьбе мальчика в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».
Цели урока:
Образовательная : помочь увидеть чуткость и душевность учительницы; охарактеризовать ее образ, выяснить, какую роль она сыграла в жизни мальчика .
Развивающая: совершенствовать навыки учащихся по анализу произведения
Воспитательная: формировать у обучающихся уважительное отношение к учителям , воспитывать нравственные качества,
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Оборудование : текст произведения, тетрадь, ИКТ
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Научатся понимать, выразительно читать текст, анализировать эпизод, научатся составлять характеристику литературного героя . | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного. Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. | Формирование мотивации к самосовершенствованию |
Сценарий урока:
Этапы урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. | Формы организации учебной деятельности |
Организационный этап. Включение учащихся в деятельность | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Пожелание успеха.. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочих мест. | Фронтальная |
Проверка домашнего задания. | Ребята отвечают на вопрос ы учебника 4,5 стр.121 4) Почему герой рассказа стал играть в «чику»? Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик? 5)Прочитайте приведенные ниже пейзажные зарисовки: А) «Осень стояла теплая и сухая. Еще и в октябре пригревало так, что можно ходить в рубашке, дожди выпадали редко…» Б) «Минут пять я стоял и ,всхлипывая, смотрел на полянку, где снова началась игра, затем спустился по другой стороне холма к ложбинке, затянутой вокруг черной крапивой….» Вспомните , какие события в жизни героя произошли в это время. Чем отличаются картины природы друг от друга? Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика ? | Рассказчик пошел в школу в 5 класс в сорок восьмом году. В родной деревне была только начальная школа, поэтому , чтобы учиться дальше, уму пришлось уехать из дома за пятьдесят километров в райцентр. Ему было очень тяжело :одолевал голод, тосковал по родному дому, чувствовал себя одиноким. Поэтому он начинает играть на деньги в «чику», играл он честно ,и на выигранные деньги покупал молоко на рынке. Но властный Владик не простил ему постоянный выигрыш , и вместе с товарищами избил мальчика. 5)А)В первой картине мы видим ясную и сухую погоду, синее небо, приветливое солнце. В это время у рассказчика было радостное настроение , потому что на выигранные деньги мог покупать молоко. Б)Картина природы «минут пять я стоял и , всхлипывая ,смотрел на полянку…» помогает понять настроение рассказчика, он испытывал обиду , боль от несправедливости… | |
Мотивация к деятельности. Актуализации знаний. Целеполагание. Сосредоточение внимания, пробуждение интереса к теме урока. Осознание новой учебной задачи | Обращение к воспоминаниям автора: «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей ,…мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг-моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней , как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе…» Почему рассказ посвящен учителю? Почему помнит ее? Значит, важную роль сыграла в жизни мальчика. А какую? ТЕМА. Роль учительницы Лидии Михайловны в судьбе мальчика в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». ) |
Слушают учителя, воспринимают информацию. Отвечают на вопросы учителя.
Рассказ посвящен учителю французского, потому что рассказчик помнит ее доброту и заботу .
Формулируют цели урока ( проследить , какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика и т.д.) Записывают тему урока в тетрадь.
| Беседа. Применение знаний. |
Усвоение нового материала. Первичное восприятие и осмысление рассказа | Сбор материала для написания письма Лидии Михайловне. Находят в тексте описание портрета Лидии Михайловны , выразительно читают . Что означает портрет? Портрет – это описание внешнего облика персонажа.(одно из средств характеристики литературного героя). «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание… Глаза у неё косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят… (с.103) Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными глазами, тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы. Но при всём этом не было видно в её лице жестокости…, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорящее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?» (с. 108) | -Какой представилась Лидия Михайловна мальчику? -Какие ключевые слова использует автор для описания Лидии Михайловны?( «Аккуратная», «умная», «красивая», «живое лицо», «улыбка» , «косящие внимательно глаза») Какие черты характера вы увидели в образе Лидии Михайловны? В лице «не было ..жестокости», добрая , скромная ,человек с богатым духовным миром. | |
Работа над идейно-художественным содержанием рассказа | Какие поступки Лидии Михайловны свидетельствуют о том, что в ней присутствует добро? Нахождение в тексте доказательств. _ Как вы понимаете, что такое добро?
Рассказ «Уроки французского» иллюстрировали разные художники. Рассмотрите работы художника-иллюстратора В. Гальдяева.(слайд) Каким изображает художник рассказчика?
Помогают ли они нам понять, почему Лидия Михайловна решилась играть на деньги с учеником?
| Ребята находят ответы, на поставленный вопрос. 1)Лидия Михайловна не сообщила директору школы об ученике, который после школы играет на деньги . 2 Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность , связи с этим учительница предлагает ученику дополнительно заниматься уроками французского. 3)Приглашает его за стол ,пытаясь его накормить. 4)Присылает посылку с макаронами. 5)Лидия Михайловна понимала, что мальчик не примет от нее никакой помощи, она решила создать такую же ситуацию, когда Валя будет вынужден брать деньги как выигрыш.) --В. Гальдяев изображает героя рассказа худым, с острым подбородком, большими ушами и неровно отросшими волосами , на нем старая одежда . Лицо у него одинокого измученного человека. Помогают, Лидия Михайловна поддержала своего ученика в тот момент, когда казалось, что весь мир против него. Она помогает так, чтобы не задеть гордость и самолюбие мальчика. | |
Практическая работа. Устный анализ эпизода «Игра в замеряшки» со слов «Игра началась заново...» до слов «Знать бы нам, чем всё это кончится». Ребята выразительно читают эпизод. Отвечают на ряд вопросов. - Согласны ли вы , что Лидия Михайловна во время игры поддавалась? Докажите словами текста. -Почему так пристально следил за игрой рассказчик? -Когда герой понял истинный смысл игры, которую придумала учительница? | Анализируют , отвечают на вопросы. - Согласны ли вы , что Лидия Михайловна во время игры поддавалась ?Докажи словами текста (Не старалась выигрывать, при замерах ее пальцы горбились). -Почему так пристально следил за игрой рассказчик?(хотел честно выиграть) -Когда герой понял истинный смысл игры, которую придумала учительница?( Скорее всего, смысл этой игры он понял только повзрослев) | Работа в паре | |
Итоги урока | Обобщение. Какова роль Лидии Михайловны в судьбе рассказчика? Современен ли рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»?. | Высказывают мнение, включаются в обсуждение. Лидия Михайловна преподнесла урок человечности пятикласснику Вале из далекого сибирского городка. Она показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят : школьный учитель –учитель жизни.
Рассказ современен для всех и каждого. Мы вовремя должны сказать «спасибо» педагогу, учителю, наставнику. 2023 год Указом президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. | Беседа. |
Информация о домашнем задании | Написать письмо Лидии Михайловне . | Записывают домашнее задание | |
Рефлексия Осознание и воспроизведение в речи того, чему научился, что нового узнал | Ребята, вспомните, какие цели мы с вами ставили в начале урока? Достигли ли мы их? Думаю, что каждый из вас открыл что-то новое для себя | Осуществляют оценку урока и самооценку |
Литература.
Литература.6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2/под ред. В.Я. Коровиной. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Литература. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией В.Я. Коровиной/ авт.-сост. А.Н. Замышляева.- Волгоград: Учитель, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).
Урок литературы в 6 классеТема: «Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).Планируемые результаты: 1. Личностные: сформированность гуманистических ценностных...

Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа В.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика". 7 класс
Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа В.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика" 7 класс. Урок построен с учетом элементов р...

Конспект урока по литературе "Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика"
По произведению В.Распутина "Учитель французского"...

Презентация "Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика"
По произведению В.Распутина "Учитель французского"...

"Уроки французского " - уроки доброты. по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского"
Раскрыть нравственные законы, духовные ценности, по которым живут герои рассказа....

Конспект урока литературы в 6 "А" классе по теме "Душевная щедрость учительницы" (по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского)
Данный урок поможет раскрыть духовные ценности, коорые делают человека добрее и богаче....

Презентация "Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика"
Презентация "Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика" (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)...
- Мне нравится (1)