Литература в таблицах и схемах
занимательные факты по литературе
Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. Относится к стихосложению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_v_tablitsakh_i_skhemakh.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Звукопись (стихосложение)
Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. Относится к стихосложению.
И шальной, шевелюру ероша,
В замешательстве смысл темня,
Ошарашит тебя нехорошей
Глупой сказкой своей про меня.
Б. Л. Пастернак.
Ассонанс — приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных).
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
М. Ю. Лермонтов
Звукопись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи, различных эмоций, дополнительных смыслов. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы:
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
К. Бальмонт
Роды литературы
Роды литературы — это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося («носителя речи») к художественному целому. Выделяются три рода:
- драма;
- лирика;
- эпос.
Драма - один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), принадлежащий одновременно к двум видам искусства: литературе и театру, предназначенный для игры на сцене. Сопровождается трагическими сценами. От эпоса и лирики драма формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления. К драме так или иначе относится любой литературный жанр, построенный в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма, фарс, водевиль и т. д.
С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов: независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки.
Лирика, лирическая поэзия — род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора.
«Лирическая манера повествования» предполагает такой тип построения художественного образа, который основан на эмоциональном переживании. Если в эпосе и драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, в сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе, лирический образ — это образ-переживание. Но переживание общественно-значимое, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей автобиографичности, получает обобщённое выражение, тем самым выходя за рамки его личности. Лирический образ — это эстетически значимое переживание, автобиографическое начало в нём присутствует как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт испытал данное переживание и что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Если нам известно, что лирическое переживание не автобиографично, оно всё равно сохраняет своё художественное значение, поскольку могло быть испытано. Существует традиция рассматривать лирику как сосредоточенность поэта на своей индивидуальной внутренней жизни. Таким образом, лирику трактуют как «исповедальное творчество», как «самовыражение» и «самораскрытие».
В отличие от эпоса и драмы, лирика не связана с сюжетностью, как конструктивным признаком, хотя и не исключает простейшей сюжетной организации. Если по поводу эпических и драматических произведений мы вправе спросить «чем оно кончилось» или сжато изложить его событийную основу, то в отношении лирических произведений этот вопрос лишён смысла.
Лирическое стихотворение в наиболее сосредоточенной его форме — это мгновение внутренней человеческой жизни. Мы оказываемся как бы в эпицентре переживания, которым охвачен поэт и которое целостно. В отличие от эпоса и драмы, лирика не обладает возможностями широкого описания явлений действительности, основным средством в лирическом произведении является слово, отвечающее своей организацией тому переживанию, которое находит в нём своё выражение. В лирическом произведении слово отличается своей уплотнённостью, значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического элемента, оттенком ударения, паузы. Заметен каждый элемент речи, каждый нюанс и оттенок.
Древнейшие дошедшие до нас произведения искусственной лирики — Псалмы царя Давида и Песнь Песней. Псалмы впоследствии легли в основу религиозной христианской лирики и были переведены на все европейские языки. Песнь Песней, приписываемую царю Соломону, можно назвать лирико-драматической поэмой; содержание её вызвало много разнообразных толкований.
Эпос — род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность). Согласно «Поэтике» Аристотеля, эпос, в отличие от лирики и драмы, беспристрастен и объективен в момент повествования. Характерные особенности эпоса: широта охвата действительности: изображение как частной жизни отдельных людей, так и явлений общественной жизни; раскрытие человеческих характеров в процессе действия сюжета; объективность повествования: отношение автора к героям и изображаемому миру производится через подбор художественных деталей.
Жанры литературы
Жанры литературы классифицируются с родами. Например:
Жанры эпоса:
- Крупные — эпопея, роман, эпическая поэма (поэма-эпопея);
- Средние — повесть
- Малые — рассказ, новелла, очерк.
Жанры лирики:
- Поэма;
- Эпиграмма;
- Послание;
- Ода;
- Элегия;
- Романс
Жанры драмы:
- Драма;
- Трагедия;
- Комедия.
Рифма
Рифма — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Наиболее употребительна в стихотворной речи и в некоторые эпохи в некоторых культурах выступает как её обязательное или почти обязательное свойство.
Присутствует во всех стихотворениях.
Типы рифм:
По месту ударения в рифмующихся словах
Мужская рифма, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть»:
Оборвана цепь жизни молодой,
Окончен путь, бил час, пора домой,
Пора туда, где будущего нет,
Ни прошлого, ни вечности, ни лет.
Женская рифма, где ударение падает на предпоследний слог. Например, именно такой тип используется в отрывке из поэмы А. С. Пушкина «Жених»:
Везде сребро да злато,
Всё светло и богато.
Дактилическая рифма, в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки. Так рифмуются 1-я и 3-я строки стихотворения С. А. Есенина «Русь», а 2-я и 4-я являются ещё одним примером мужской рифмовки:
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избёнки леса,
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
Гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, — используется значительно реже остальных. Примером может служить строка В. Я. Брюсова:
От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются…
По точности созвучий и способам их создания
Богатая рифма, в которой совпадает опорный согласный звук. Примером могут служить строки из стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
Бедная рифма, где частично совпадают заударные звуки и ударный гласный.
Ассонансная рифма, в которой совпадает гласный ударный звук, но не совпадают согласные;
Диссонансная, где, напротив, не совпадают ударные гласные:
Было
социализм —
восторженное слово!
С флагом,
с песней
становилась слева,
И сама
на головы
спускалась слава.
Усечённая рифма, в которой имеется лишний согласный звук в одном из рифмующихся слов.
Йотированная рифма, которая является одним из широко распространённых примеров усечённой рифмы; в ней, как видно из названия, дополнительным согласным звуком становится звук «й». Этот вид рифмы используется в следующем стихотворении А. С. Пушкина в 1-й и 3-й строках:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…
Составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из трёх и более слов, как во 2-й и 4-й строках Н. С. Гумилева:
Ты возьмёшь в объятья меня
И тебя, тебя обниму я,
Я люблю тебя, принц огня,
Я хочу и жду поцелуя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка
Мини-опыт, рассказывающий о применении алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка, способствующих формированию орфографических навыков письма. Ежегодно повышаются требования к уровню грамотнос...
Применение алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка (презентация)
Презентация к мини - опыту "ПРИМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМОВ, ТАБЛИЦ И СХЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"...
Подготовка по обществознанию (в таблицах и схемах) 9-11 кл.
Представлены варианты таблиц и схем, адекватные обязательному минимуму содержания обществоведческого образования средней школы. Материал пособия изложен в соответствии со структурой его основных компо...
Электрические и магнитные поля в таблицах и схемах.
Данная презентация помогает учащимся понять свойства полей, их различия и природу....
Таблицы и схемы по историт России "с древнейших времён до середины XX века"
Материал содержит подборку 140 таблиц и схем по истории России с " древнейших времён до середины 20 века". Материал может быть полезен учителям истории....
"Советы учащимся-пианистам для подготовки к техническому зачёту в таблицах и схемах"
Данный методический материал адресован учащимся младших и средних классов специального фортепиано ДМШ и ДШИ. Все правила и советы по подготовке к техническому зачёту изложены довольно наглядно в...
Литература на ладони (опорные схемы и таблицы)
в помощь учителям и ученикам...