КТП по литературе 9 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс)

Елена Владимировна Скрыльникова

календарно-тематическое планирование 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_9_klass.docx58.44 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / Автор-составитель: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В. А. Чалмаев,- 6-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2020г. Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по литературе.

При составлении программы руководствовались:

1.Законом «Об образовании в Российской Федерации», п.2 ст. 28 №273-ФЗ от 29.12.12, Приказом Минобрнауки России от 30.08. 2013 №1015 «Об утверждении порядка деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования», Приказом Минобрнауки №1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 п.18.2.2.

2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, приказа Министерства   образования и науки России  от17.12.2010 №1897 (редакция от 31.12.2015) « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного образования»

 3.Уставом МБОУ Щедровская ООШ и локальным актом МБОУ Щедровская ООШ       «Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин, программ         внеурочной деятельности» приказ №123 от 24.08.2018г.

Рабочая программа является гибкой по своей структуре.

В учебном плане МБОУ Щедровская ООШ на изучение учебного предмета литература в 7 классе отводится 3 часа в неделю- 102 часа в год. Так как, согласно календарному учебному графику  на 2021-2022 учебный год (приказ № 88 от 26.08.2021 и расписанию уроков 2021-2022 учебный год (приказ № 89 от 26.08.2021), час программы выпадает на 23 февраля 2022 года, который  является  нерабочим днем, то рабочая программа по литературе в 9 классе рассчитанная на 102 часа будет выполнена и освоена за 101 часов в полном объеме  за  счет уплотнения учебных тем* (см раздел «Примечание»)

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

● формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

● обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

● развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Цели обучения:

 ● воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

● развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

● освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

● овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Для достижения поставленных целей используются личностно-ориентированный и деятельностный подходы.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы на ступени обучения среднего (полного) общего образования

Государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

-личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

-метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

-предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные :

Ученик научится:

  • осознавать эстетическую ценность русской литературы.
  • оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

Ученик получит возможность научиться:

  • определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;
  • определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;
  • осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к ленам своей семьи;
  • развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира через творческую деятельность эстетического характера.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

- Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.

- Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

- Адекватной оценке трудностей.

- Адекватной оценке своих возможностей.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

- Работать в группе.

- Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.

Ученик получит возможность научиться:

- Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности.

- Осуществлять коммуникативную рефлексию.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,

- устанавливать аналогии.

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями

учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Предметные результаты изучения литературы в 9 классе как учебного предмета

Выпускник научится:

(Древнерусская литература.Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России)

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
  • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
  • интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
  • выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат)

Содержание учебного предмета

Введение

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.

Из  древнерусской литературы

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Из литературы XVIII века

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.

Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.

Литература первой половины XIX века

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

А.С. ГРИБОЕДОВ

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

А.С. ПУШКИН

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.

Н.В. ГОГОЛЬ

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Литература второй половины XIX века - XX века

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.

А.Н. Островский пьеса «Бедность не порок»

Ф.М. Достоевский повесть «Бедные люди»

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века

 М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека»

А.И. Солженицын «Матренин двор»

Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина,  поэзия Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов.  Одно из стихотворений (по выбору).

Г.Р. Державин.  Одно из стихотворений (по выбору).

К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору).

В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору).

А.С. Грибоедов.   «Горе от ума » (отрывок по выбору).

А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору).

М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

кол-во часов

кол-во контрольных

работ

Характеристика основных видов деятельности ученика

Учебные действия

1

Введение. Цели и задачи изучения историко-литературного курса.Историко-литературный процесс, литературное направление, сквозные темы и мотивы

Поэма «Слова о полку Игореве»

Восприятие текста литературного произведения; умение давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя.

Восприятие древнерусского текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале; выразительное чтение фрагментов произведений древнерусской литературы; характеристика  героя древнерусской литературы; выявление характерных для древнерусской литературы тем, образов, приемов изображения человека.

2

Из русской литературы 18 векаОсновные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Выразительное чтение фрагментов произведений русской литературы 18 века

Характеризовать героя литературы 18 века.

Давать устный или письменный овеет на вопрос по тексту произведения.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателей 18 века

3

Литература первой половины XIX века

А.С. Грибоедова «Горе от ума»

А.С. Пушкин роман «Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь поэма «Мертвые души

»

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения

Писать аннотацию, отзыв и рецензию на литературное произведение или на его театральные или кинематографические версии.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ

Характеризовать героя литературы  первой половины 19 века.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Конспектировать литературно-критическую статью

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

Писать сочинение на литературном материале и с использованием жизненного и читательского опыта

Соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни

Литература второй половины XIX века - XX века

Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь»

Творчество А.А. Фета «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!..»

А.Н. Островский пьеса «Бедность не порок»

Ф.М. Достоевский повесть «Бедные люди»

А. Блок «В поэтической мастерской поэта»

С. Есенин. Тема Родины в лирике поэта

В.В. Маяковский  Новаторство поэта

А. Ахматова. Жизнь и творчество

М.И. Цветаева. Судьба и творчество

М.А. Шолохов «Судьба человека»

А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни.

Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей и поэтов первой половины 19 века

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века.

Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей второй половины 19 века

Календарно – тематическое планирование по литературе  9 класс

№ п/п

Дата

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во

часов

Виды и формы контроля

Примечание

По пла-ну

Фактичес-кая

1

1.09

Введение. Немеркнущее Слово: вехи истории отечественной литературы.

1

текущий

Из древнерусской литературы 6ч

2

3.09

Литература Древней Руси, её культурное и нравственно-воспитательное значение.

1

текущий

3

6.09

«Слово о полку Игореве» -  уникальный памятник древнерусской литературы

1

текущий

4

8.09

«По былинам сего времени». (Историческая основа сюжета и проблематика «Слова»)

1

текущий

5

10.09

«Раны Игоревы» (идейно-образный строй поэмы)

1

текущий

6

13.09

Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…»

1

текущий

 7

15.09

Р.р. Обучение сочинению стр. 27

1

текущий

Из русской литературы XVIII века 12 ч

8

17.09

Основные тенденции развития русской литературы в ХVIII столетии

1

текущий

9

20.09

Формирование «новой» русской литературы. Творчество А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского

1

текущий

10

22.09

Значение творчества М.В. Ломоносова.  Понятие оды. Тема Родины и молодого поколения в «Оде на день восшествия императрицы…»

1

текущий

11

 24.09

Г.Р. Державин. Сатирическая направленность стихотворения «Властителям и судиям»

1

текущий

12

27.09

Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин)

1

текущий

13

29.09

Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни.

1

текущий

14

1.10

Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия…»

1

текущий

15

4.10

Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

1

16

6.10

Д.И. Фонвизин. «Придворная грамматика». Комедия «Недоросль».  Тема воспитания и образования  в комедии

1

текущий

17

8.10

Тема взаимоотношений поколений, вопросы социальные и политические в комедии «Недоросль»

1

текущий

19

11.10

Черты классицизма и предромантизма в произведениях. Роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.

1

текущий

20

13.10

Р.р. Подготовка к сочинению  по творчеству одного из писателей стр. 83

1

текущий

Уплотнение тем

Р.р. Сочинение  по творчеству одного из писателей XVIII века

Литература русского романтизма первой четверти  XIX  века 8ч

21

15.10

Становление и развитие романтизма в первой четверти XIX  века

1

текущий

22

18.10

Особенности формирования русской романтической литературы

1

текущий

23

20.10

К.Н. Батюшков – основатель «школы гармонической точности»

1

текущий

24

22.10

Поэзия К.Н. Батюшкова

1

текущий

25

25.10

«Литературный Колумб России». Очерк жизни и творчества В.А. Жуковского

1

текущий

26

27.10

Вн. чт. Стихи поэтов - романтиков

1

текущий

27

29.10

Р.р Обучение анализу лирического текста. Практикум

1

текущий

28

8.11

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. «Думы», «К временщику».

1

текущий

Литература первой половины XIX  века 51ч

29

10.11

Жизненный и творческий путь А.С. Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума»

1

текущий

30

12.11

Сюжет и композиция комедии «Горе от ума», система образов. Анализ 1-го действия

1

текущий

31

15.11

«Век нынешний и век минувший». Обучение анализу монолога. 2-е действие комедии

1

текущий

32

17.11

Комедия или драма? Особенности конфликта в «Горе от ума»

1

текущий

33

19.11

«Страдательная» роль: образ Чацкого и проблема ума в грибоедовской комедии.

1

текущий

34

22.11

Фамусовское общество. Анализ сцены бала

1

текущий

35

24.11

Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет.

1

текущий

36

26.11

«На всех московских есть особый отпечаток»

1

текущий

37

29.11

Нравственные уроки грибоедовской комедии

1

текущий

38

1.12

И.А. Гончаров «Мильон терзаний»

1

текущий

39

3.12

Р.р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1

текущий

40

6.12

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина.

1

текущий

41

8.12

Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики.

1

текущий

42

10.12

Дружба и друзья в лирике поэта

1

текущий

43

13.12

Свободолюбивая лирика Пушкина

1

текущий

44

15.12

Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты лирики

1

текущий

45

17.12

Тема назначения поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина

1

текущий

46

20.12

Р/р Обучение анализу лирического текста. Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка

1

текущий

47

22.12

Вн.чт. А.С. Пушкин «Повести Белкина»

1

текущий

48

24.12

«Евгений Онегин»: специфика жанра, сюжет, композиция, творческая история.

1

текущий

49

27.12

Сюжетная линия Онегин-Ленский

1

текущий

50

10.01

Онегин: типаж или индивидуальность?

1

текущий

51

12.01

Образ Татьяны в произведении. Татьяна и Ольга.

1

текущий

52

14.01

Сюжетная линия Татьяна-Онегин.

1

текущий

53

17.01

Образ автора в произведении

1

текущий

54

19.01

Картины жизни русского дворянства в романе.

1

текущий

55

21.01

Контрольное тестирование по роману А.С. Пушкина

1

текущий

56

24.01

Р.р Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

1

текущий

57

26.01

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова

1

текущий

58

28.01

«Неведомый избранник». Ранняя лирика Лермонтова

1

текущий

59

31.01

«Железный стих». Поэт и толпа в лирике Лермонтова.

1

текущий

60

2.02

Адресаты любовной лирики Лермонтова.

1

текущий

61

4.02

Тема России. Характер лирического героя его поэзии.

1

текущий

62

7.02

Письменная работа по лирике М.Ю. Лермонтова (анализ одного стихотворения)

1

текущий

63

9.02

«Герой нашего времени». История создания, композиция романа.

1

текущий

64

11.02

«Странный человек». Сюжет и проблематика главы «Бэла»

1

текущий

65

14.02

Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки.Печорин как «портрет поколения»

1

текущий

66

16.02

 «Да и какое мне дело до радостей и бедствий людских!» Глава «Тамань»

1

текущий

67

18.02

«Онегин нашего времени». Глава «Княжна Мери»

1

текущий

68

21.02

Глава «Фаталист» как эпилог «истории души человеческой»

1

текущий

69

25.02

Р.р. Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

1

текущий

70

28.02

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. По страницам изученных произведений

1

текущий

71

2.03

Мертвые души» - вершинное произведение Гоголя (замысел, творческая история, жанровое, сюжетное и композиционное своеобразие произведения).

1

текущий

72

4.03

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

1

текущий

73

5.03

Души живые и мертвые: образы помещиков и чиновников в произведении. «Рыцарь пустоты» Манилов

1

текущий

74

9.03

«Дубинноголовая помещица». Коробочка.

1

текущий

75

11.03

«Невинный враль или опасный  скандалист?» Ноздрев

1

текущий

76

14.03

Чем опасен Собакевич?

1

текущий

77

16.03

«Паук, запутавшийся в своей паутине» Плюшкин

1

текущий

78

18.03

Кто опаснее: «разорители» или «накопители»? Тайна Чичикова

1

текущий

79

28.03

Народная тема в поэме. «Повесть о капитане Копейкине» Р.р Обзор тем домашнего сочинение по поэме.

1

текущий

Из литературы второй половины XIX века 12 ч

80

30.03

Развитие традиций отечественного реализма в литературе 1840-90-х годов Лирическая Ситуация 50-80-х гг. ХIХ в.

1

текущий

81

1.04

Жизнь и творчество Н.А. Некрасова (стихотворение «Памяти Добролюбова»)

1

текущий

82

4.04

Философское понимание мира в поэзии Ф.И. Тютчева («С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь»)

1

текущий

83

6.04

Творчество А.А. Фета («Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!..»)

1

текущий

84

8.04

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра

1

текущий

85

11.04

«Бедность не порок»: жанровые особенности, проблематика.

1

текущий

86

13.04

Любовь в патриархальном мире и её влияние на судьбы героев пьесы «Бедность не порок»

1

текущий

87

15.04

Ф.М. Достоевский. Основные вехи биографии

Жизнь и творчество. Повесть «Бедные люди», её место в творчестве писателя

1

текущий

88

18.04

А.П. Чехов в жизни и творчестве.  А.П. Чехов – мастер  короткого рассказа («Душечка», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника»)

1

текущий

89

20.04

Вн. Чт.  По рассказам Чехова

1

текущий

90

22.04

М. Горький.Основные вехи биографии. Анализ «Песни о буревестнике»

1

текущий

Серебряный век русской поэзии 11ч

91

25.04

А. Блок «В поэтической мастерской поэта»

1

текущий

92

27.04

С. Есенин. Слово о писателе. Тема Родины в лирике поэта

1

текущий

93

29.04

В.В. Маяковский  Новаторство поэта

1

текущий

94

4.05

Р.р. Чтение наизусть и анализ поэтических текстов Серебряного века

1

текущий

95

6.05

А. Ахматова. Жизнь и творчество.

1

текущий

96

11.05

М.И. Цветаева. Судьба и творчество

1

текущий

97

13.05

М. Шолохов. Тема судьбы человека, искалеченного войной (по рассказу «Судьба человека»)

1

текущий

98

16.05

Проблема человека на войне

1

текущий

работа в парах

99

18.05

А.И. Солженицын. Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор»

1

текущий

100

20.05

Своеобразие русской литературы: обобщение

1

текущий

101

23.05

Вн.чт. Моё любимое произведение литературы ХХ века.

1

текущий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Задачник-практикум по литературе класс

Практические задания по литературе  класс...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...