КТП по литературе 8 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс)
календарго-тематическое планирование 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_8_klass.docx | 58.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / Автор-составитель: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В. А. Чалмаев,- 6-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2020г. Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по литературе.
При составлении программы руководствовались:
1.Законом «Об образовании в Российской Федерации», п.2 ст. 28 №273-ФЗ от 29.12.12, Приказом Минобрнауки России от 30.08. 2013 №1015 «Об утверждении порядка деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования», Приказом Минобрнауки №1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 п.18.2.2.
2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, приказа Министерства образования и науки России от17.12.2010 №1897 (редакция от 31.12.2015) « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного образования»
3.Уставом МБОУ Щедровская ООШ и локальным актом МБОУ Щедровская ООШ «Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин, программ внеурочной деятельности» приказ №123 от 24.08.2018г.
Рабочая программа является гибкой по своей структуре.
В учебном плане МБОУ Щедровская ООШ на изучение учебного предмета литература в 7 классе отводится 2 часа в неделю- 70 часов в год. Так как, согласно календарному учебному графику на 2021-2022 учебный год (приказ № 88 от 26.08.2021 и расписанию уроков 2021-2022 учебный год (приказ № 89 от 26.08.2021), час программы выпадает на 23 февраля 2022 года, который является нерабочим днем, то рабочая программа по литературе в 8 классе рассчитанная на 70 часа будет выполнена и освоена за 69 часов в полном объеме за счет уплотнения учебных тем* (см раздел «Примечание»)
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
● формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
● обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
● развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Цели обучения:
● воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
● развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
● освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
● овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Для достижения поставленных целей используются личностно-ориентированный и деятельностный подходы.
Планируемые результаты
Ученик научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;
различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорное произведение и его интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях произведений русской литературы;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• выразительно читать;
• сопоставлять произведения смежных жанров (былина и предание, былина и миф, былина и волшебная сказка и т.п.);
характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).
Содержание учебного предмета
Введение (1ч)
Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество (2ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы (2ч)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальны, представления).
Из литературы XVIII века (6ч)
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Из литературы XIX века (30ч)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к шорчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему 00 ществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтичсски-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальныепредстаиления), романтическая поэма (начальные представлсния).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия (начальны!! представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Из русской литературы XX века (20ч)
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженноси. и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание). Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина —- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы (6ч)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Кол –во часов | Кол-во контрольных работ | Планируемые предметные результаты |
1 | Введение (1 час) Своеобразие курса литературы в 8 классе. | 1ч | Ученик научится: — характеризовать структуру учебника и его содержание; — высказывать личные соображения относительно включения в учебник отдельных произведений, самостоятельно прочитанных учащимися; — определять сущность понятий творчество, творческий процесс; — давать письменный ответ на вопрос. | |
2 | Из устного народного творчества Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). | 3ч | Ученик научится: — интонировать и правильно произносить текст исторической песни; — выявлять основные мотивы песни; — отличать историческую песню от других жанров фольклорной песни; — характеризовать песенный сюжет; — правильно записывать фольклорные произведения от их носителей и исполнителей; — самостоятельно в различных источниках (в том числе в Интернете) находить фольклорные тексты своего региона, классифицировать и характеризовать их. | |
3 | Из древнерусской литературы «Житие Сергия Радонежского» «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского» | 3ч | Ученик научится: — характеризовать особенности житийного жанра; — определять тематику житийных произведений; — выявлять и формулировать идейное содержание житийных произведений; — характеризовать образы Бориса, Глеба, Сергия Радонежского в древнерусской литературе и изобразительном искусстве. | |
4 | Из русской литературы XVIII века Г.Р. ДЕРЖАВИН Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» | 5ч 2ч | Ученик научится: — определять значение непонятных слов по контексту или с помощью словаря; — интонировать и выразительно читать оду; — определять мотивы стихотворения и его художественную идею; — сопоставлять портреты Г.Р. Державина различных художников и формулировать микровыводы; — готовить сообщение «Памятники Г.Р. Державину» | |
Н.М. КАРАМЗИН Повесть «Бедная Лиза» | 3ч | Ученик научится: — характеризовать образ Н.М. Карамзина на основе материалов статьи учебника и портретов писателя, созданных русскими художниками; — характеризовать сюжетную линию повести; — осуществлять художественный пересказ текста; — выразительно читать монологи героев; — составлять план характеристики образов (Эраст, Лиза); — определять отличие сентиментализма от классицизма; — писать сочинение по личным впечатлениям. | ||
5 | Из русской литературы XIX века В.А. Жуковский «Лесной царь», «Море», «Невыразимое» К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин», «Смерть Ермака» | 33ч 3ч | Ученик научится: — выразительно читать стихотворения, относящиеся к романтизму; — определять жанр баллады, элегии, идиллии; — находить в тексте балладные элементы; — анализировать текст баллады; — анализировать текст идиллии; — сопоставлять балладу В.А. Жуковского «Лесной царь» с балладой К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» и формулировать микровыводы; — отбирать материал и составлять сценарий литературно-музыкального вечера. | |
А.С. ПУШКИН Стихотворения: «И.И. Пущину», «Бесы». «Маленькие трагедии», повесть «Пиковая дама» (обзор). Роман «Капитанская дочка» | 8ч | Ученик научится: — определять жанры лирики А.С. Пушкина; — проводить исследовательскую работу с поэтическим текстом и фрагментом прозы; — выразительно читать лирику А.С. Пушкина (вариативная интерпретация в чтении); — готовить сообщение (история создания «Капитанской — составлять цитатный план; — готовить ответ по плану; — определять темы и мотивы романа; — определять своеобразие романа «Капитанская дочка» как художественно-исторического произведения; — формулировать художественную идею романа; — характеризовать систему образов романа; — писать сочинение в форме эссе; — отбирать материал и готовить в микроколлективе сценарий КТД. | ||
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Поэма «Мцыри» | 3ч | Ученик научится: — комментировать портреты М.Ю. Лермонтова, созданные различными художниками; — правильно интонировать и выразительно читать фрагменты поэмы; — готовить сообщение о творческой истории «Мцыри»; — характеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников; — сопоставлять образ Кавказа в картинах М.Ю. Лермонтова с его изображением в поэме; — выражать личное отношение к поэме; — определять художественную идею поэмы; — представлять устное сочинение; — участвовать в создании слайдовой презентации и в подготовке КТД. | ||
Н.В. ГОГОЛЬ Комедия «Ревизор» | 6ч | Ученик научится: — характеризовать своеобразие личности Н.В. Гоголя, нашедшей отражение в его портретах; — выразительно читать фрагменты комедии по ролям; — участвовать в инсценировании фрагментов комедии; — характеризовать композицию и фабулу пьесы; — отмечать своеобразие гоголевской комедии в сопоставлении с комедией Д.И. Фонвизина «Недоросль»; — характеризовать психологические портреты персонажей комедии; — определять конфликт в комедии; — выявлять и формулировать проблематику и художественную идею комедии; — выявлять социальную сущность чиновничества в пьесе; — готовить сообщение о сценической истории «Ревизора», об экранизациях пьесы; — участвовать в подготовке и проведении КТД. | ||
И.С. ТУРГЕНЕВ Повесть «Ася». | 3ч | Ученик научится: — сопоставлять портреты И.С. Тургенева, созданные разными художниками; — выявлять сюжет и фабулу повести; — выразительно читать лирическую прозу; — сопоставлять образы главных героев повести и формулировать микровыводы; — определять художественную идею произведения; — принимать участие в дискуссии; — давать развернутый письменный ответ на вопрос. | ||
Н.А. НЕКРАСОВ Стихотворения «Внимая ужасам войны...», «Зеленый Шум». | 2ч | Ученик научится: — составлять тезисный план для ответа по биографии Н.А. Некрасова; — выявлять общность мотивов и различные способы их раскрытия в рассказе Л.Н. Толстого и стихотворении Н.А. Некрасова; — выразительно читать стихотворения Н.А. Некрасова; — создавать устно иллюстрацию к стихотворению («Если бы художником был я…»); — анализировать одно из произведений поэта (комплексный анализ поэтического произведения). | ||
А.А. ФЕТ Стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты...», «Учись у них: у дуба, у березы...» | 2ч | Ученик научится: — готовить сообщение о жизни А.А. Фета; — выразительно читать стихотворения о природе; — составлять цитатный план к сочинению; — составлять тезисы к сочинению; — выявлять художественную идею стихотворений А.А. Фета; — подбирать материал и участвовать в проведении КТД. | ||
А.Н. ОСТРОВСКИЙ Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент) | 3ч | Ученик научится: — самостоятельно читать сцены из пьесы; — выразительно читать по ролям; — готовить сообщение «Снегурочка в устном народном творчестве»; — записывать основные положения рассказа учителя; — устанавливать связи между литературными и музыкальными произведениями («“Снегурочка” в искусстве»). | ||
Л.Н. ТОЛСТОЙ Главы из повести «Отрочество» Рассказ «После бала». | 3ч | Ученик научится: — выразительно читать, в том числе и по ролям; — выявлять темы и мотивы автобиографической повести; — определять личное отношение к изображаемым событиям; — участвовать в дискуссии; — видеть второй план в рассказе «После бала»; — выявлять художественную идею рассказа; — характеризовать образы Ивана Васильевича, Вареньки, роль рассказчика в произведении; — готовить материал для сочинения-рассуждения; — участвовать в создании рисунков к «Отрочеству» и рассказу «После бала». | ||
Из русской литературы XX века М. ГОРЬКИЙ Рассказы «Макар Чудра», «Мой спутник» (обзор). | 19ч 3ч | Ученик научится: — выразительно читать фрагменты рассказа; — выявлять конфликт в произведении; — характеризовать образ героя и рассказчика; — определять художественную идею произведения; — высказывать личное отношение к событиям и поведению героя; — составлять цитатный план для сочинения-рассуждения; — составлять сопоставительную таблицу и формулировать микровывод; — участвовать в КТД. | ||
В.В. МАЯКОВСКИЙ Стих В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». | 2ч | Ученик научится: — готовить сообщение о Маяковском и его работе в «Окнах РОСТа»; — самостоятельно выявлять основной конфликт лирического стихотворения Маяковского; — формулировать микровыводы; — правильно интонировать и выразительно читать стихотворение; — характеризовать образно-выразительный строй стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»; — определять художественную идею стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»; — высказывать и аргументировать личное отношение к стихотворению; — готовить вопросы к литературной викторине. | ||
О серьезном — с улыбкой (сатира начала ХХ века) Н.А. Тэффи «Свои и чужие». М.М. Зощенко «Обезьяний язык». | 2ч | Ученик научится: — самостоятельно готовить материал для сообщения; — составлять словарь речи персонажа (по одному из предложенных рассказов); — записывать основные положения лекции учителя; — формулировать микровыводы; — устанавливать связи между сатирическими рассказами Н.А. Тэффи, М.М. Зощенко и произведениями Н.В. Гоголя, А.П. Чехова; — формулировать идею сатирических произведений Н.А. Тэффи и М.М. Зощенко. | ||
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ Стихотворения: «Я не ищу гармо- нии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» | 2ч | Ученик научится: — выразительно читать стихотворения Н. Заболоцкого; — определять темы и мотивы лирических произведений поэта; — формулировать микровыводы и выводы; — записывать основные тезисы по материалам урока; — самостоятельно готовить материал и писать сочинение-рассуждение «Что есть красота?..» — участвовать в подготовке и проведении КТД.2 | ||
М.В. ИСАКОВСКИЙ Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы». | 2ч | Ученик научится: — устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи при работе с текстами М.В. Исаковского; — выявлять темы и мотивы лирики поэта; — определять художественную идею произведений; — выявлять фольклорные традиции в лирике при исследовательской работе с текстом; — готовить материал и участвовать в КТД. | ||
В.П. АСТАФЬЕВ Рассказ «Фотография, на которой меня нет». | 3ч | Ученик научится: — соотносить жизнь страны и судьбу членов семьи; — выразительно читать фрагмент рассказа; — проводить исследовательскую работу с текстом; — определять значение названия рассказа в его образно-художественной системе; — формулировать художественную идею рассказа; — готовить материал и участвовать в КТД. | ||
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ Главы из поэмы «За далью — даль» | 2ч | Ученик научится: — определять жанр поэмы «За далью — даль»; — выявлять темы и мотивы в сюжете поэмы; — самостоятельно анализировать одну из глав; — комментировать иллюстрации к поэме; — выразительно читать фрагмент поэмы; — характеризовать образ автора-рассказчика; — принимать участие в подготовке и проведении КТД. | ||
В.Г. РАСПУТИН Повесть «Уроки французского» | 3ч | Ученик научится: — характеризовать сюжет рассказа; — характеризовать образы центральных и второстепенных персонажей; — сопоставлять образы рассказа с иллюстрациями; — характеризовать образ рассказчика; — составлять цитатный план; — определять фабулу рассказа; — формулировать художественную идею рассказа; — готовить устное сочинение «Уроки на всю жизнь». — готовить сообщение об экранизации повести. | ||
Из зарубежной литературы У. ШЕКСПИР Трагедия «Ромео и Джульет- та» (фрагменты). | 6ч 3ч | Ученик научится: — составлять тезисы, — записывать выводы, — выступать с сообщением; — формулировать художественную идею трагедии; — устанавливать связи между литературным источником и произведениями других видов искусства. | ||
М. СЕРВАНТЕС Роман «Дон Кихот» | 3ч | Ученик научится: — участвовать в беседе и дискуссии о соотношении мечты и действительности; — устанавливать связи между литературным героем и его отражением в разных видах искусства; — сопоставлять героев-антагонистов (Дон Кихот и СанчоПанса); — раскрывать смысл понятия «вечный образ». |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Дата | Наименование раздела Тема урока | Кол-во часов | Вид и формы контроля | Примечание | ||
по плану | фактическая | ||||||
1 | 1.09 | Художественная литература и история | 1 | текущий | |||
Устное народное творчество | |||||||
2 | 2.09 | Исторические песни. Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне». | 1 | текущий | |||
3 | 8.09 | Исторические песни XVII века. «Плач Ксении». «Возвращение Филарета». | 1 | текущий | |||
4 | 9.09 | Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII- начало XVIII века. Солдатские песни XVIII -XIX века | 1 | текущий | |||
Из древнерусской литературы
| |||||||
5 | 15.09 | «Житие Сергия Радонежского | 1 | текущий | |||
6 | 16.09 | «Слово о Русской земли...» | 1 | текущий | |||
7 | 22.09 | «Житие Александра Невского» | 1 | текущий | |||
8 | 23.09 | Конкурс рефератов | 1 | текущий | |||
Из литературы 18 века | |||||||
9 | 29.09 | Г. Р. Державин - поэт и государственный чиновник. Стихотворение «Вельможа» (самостоятельная работа) | 1 | текущий | |||
10 | 30.09 | Р. Г. Державин «Памятник» | 1 | текущий | |||
11 | 6.10 | Краткие сведения о Н.М. Карамзине. Карамзин и Пушкин | 1 | текущий | |||
12 | 7.10 | Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. | 1 | текущий | |||
13 | 13.10 | Повесть «Бедная Лиза». Образ Эраста. | 1 | текущий | |||
14 | 14.10 | Основная проблематика и тематика повести «Бедная Лиза». | 1 | текущий | |||
15 | 20.10 | Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Романтизм | 1 | текущий | |||
Из литературы 19 века | |||||||
16 | 21.10 | В.А. Жуковский. Анализ баллады «Лесной царь». | 1 | текущий | |||
17 | 27.10 | В.А. Жуковский. Анализ стихотворений «Невыразимое», «Море». | 1 | текущий | |||
18 | 28.10 | К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин», «Смерть Ермака» (самостоятельная работа) | 1 | текущий | |||
19 | 10.11 | Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «19 октября» (1825) | 1 | текущий | |||
20 | 11.11 | «Песни о Стеньке Разине» (самостоятельная работа) | 1 | текущий | |||
21 | 17.11 | «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история произведения. Тема семейной чести в романе (анализ 1 —2 глав) | 1 | текущий | |||
22 | 18.11 | Порядки в Белогорской крепости. Петр Гринев в испытаниях любовью и «дружбой» (анализ 3—5 глав) | 1 | текущий | |||
23 | 24.11 | Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе (анализ 6—14 глав) | 1 | текущий | |||
24 | 25.11 | Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе (анализ глав) | 1 | текущий | |||
25 | 1.12 | Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Смысл эпиграфа к поэме | 1 | текущий | |||
26 | 2.12 | Художественная идея поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | 1 | текущий | |||
27 | 8.12 | Краткие сведения о Н.В. Гоголе. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. Знакомство с афишей комедии | 1 | текущий | |||
28 | 9.12 | «Сборный город всей Темной стороны». Анализ первого действия | 1 | текущий | |||
29 | 15.12 | Хлестаков и городничий. Анализ второго действия | 1 | текущий | |||
30 | 16.12 | Хлестаков - «вельможа» и «значительное лицо». Анализ третьего действия | 1 | текущий | |||
31 | 22.12 | Хлестаков — ревизор. Анализ четвертого действия. Художественная идея комедии. Анализ пятого действия | 1 | текущий | |||
32 | 23.12 | Речь как средство создания образов героев комедии. Новаторство Н.В. Гоголя. Подготовка к сочинению «Характеристика речи героев комедии» | 1 | текущий | |||
33 | 12.01 | Краткие сведения об И. С. Тургеневе | 1 | текущий | Уплотнение тем | ||
Рассказ «Ася». Господин Н. Н. и Гагин. Русские и немецкие литературные традиции в повести | |||||||
34 | 13.01 | Композиция повести. Образ Аси | 1 | текущий | |||
35 | 19.01 | Образ природы. Тема рока в повести. Подготовка к сочинению | 1 | текущий | |||
36 | 20.01 | Краткие сведения о Н.А. Некрасове. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...» | 1 | текущий | |||
37 | 26.01 | Н.А. Некрасов «Зеленый Шум». Подготовка к сочинению картине А.А. Рылова «Зеленый шум» | 1 | текущий | |||
38 | 27.01 | Краткие сведения об А.А. Фете. «Целый мир от красоты...» | 1 | текущий | |||
39 | 2.02 | «Учись у них — у дуба, у березы...» | |||||
40 | 3.02 | Краткие сведения об А.Н. Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными традициями. Элементы фольклора в сказке | 1 | текущий | |||
41 | 9.02 | Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе А.Н. Островского | 1 | текущий | |||
42 | 10.02 | Защита рефератов | 1 | текущий | |||
43 | 16.02 | Краткие сведения о Л.Н. Толстом. «Отрочество» | 1 | текущий | |||
44 | 17.02 | Л.Н. Толстой «После бала». История создания. Анализ первой части рассказа | 1 | текущий | |||
45 | 24.02 | «После бала». Анализ второй части рассказа | 1 | текущий | |||
Из литературы 20 века | |||||||
46 | 2.03 | М. Горький «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности. Специфика романтического рассказа. Своеобразие ранней прозы М. Горького | 1 | текущий | |||
47 | 3.03 | М. Горький «Мой спутник». Образ Шакро и рассказчика. Проблема слияния «разумного» и «стихийного» начал. | 1 | текущий | |||
48 | 9.03 | Краткие сведения о В.В. МаяковскомПоэт и толпа в стихах В. Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям» | 1 | текущий | |||
49 | 10.03 | Краткие сведения о Н.А. Тэффи. Темы творчества | 1 | текущий | |||
50 | 16.03 | Н.А. Тэффи «Свои и чужие» | 1 | текущий | |||
51 | 17.03 | М.М. Зощенко. Большие проблемы«маленьких людей». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказов | 1 | текущий | |||
52 | 30.03 | М.М. Зощенко «Обезьяний язык» | 1 | текущий | |||
53 | 31.03 | Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. Темы лирики 1940-1950-х годов | 1 | текущий | |||
54 | 6.04 | Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе...» | 1 | текущий | |||
55 | 7.04 | Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Старая актриса» | 1 | текущий | |||
56 | 13.04 | М.В. Исаковский «Катюша» | 1 | текущий | |||
57 | 14.04 | М.В. Исаковский «Враги сожгли родную хату...». М.В. Исаковский «Три ровесницы» (самостоятельная работа) | 1 | текущий | |||
58 | 20.04 | Краткие сведения об А.Т. Твардовском. «За далью— даль». История создания поэмы. Анализ первой главы | 1 | текущий | |||
59 | 21.04 | А.Т. Твардовский «За далью— даль». Анализ главы «Огни Сибири» | 1 | текущий | |||
60 | 27.04 | Краткие сведения о В.П. Астафьеве. «Последний поклон». Тема человека и истории в произведении | 1 | текущий | |||
61 | 28.04 | Проблема нравственной памяти в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Образ рассказчика | 1 | текущий | |||
62 | 4.05 | Краткие сведения о В.Г. Распутине. XX век на страницах прозы В.Г. Распутина | 1 | текущий | |||
63 | 5.05 | Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского | 1 | текущий | |||
64 | 11.05 | Центральный конфликт повести | 1 | текущий | |||
Из зарубежной литературы | |||||||
65 | 12.05 | Эпоха Возрождения. Краткие сведения об У. Шекспире. История сюжета и прототипы героев трагедии «Ромео и Джульетта» | 1 | текущий | |||
66 | 18.05 | Идеалы Возрождения в трагедии «Ромео и Джульетта». Проблематика трагедии | 1 | текущий | |||
67 | 19.05 | Краткие сведения о М. Сервантесе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея. | 1 | текущий | |||
68 | 25.05 | Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство | 1 | текущий | |||
69 | 26.05 | Я расскажу о…… | 1 | текущий | уплотнение тем | ||
Читаем летом |
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX веков;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения
по истории и теории литературы( тематика, проблематика, нравственный пафос,
система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства
языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного
произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных
литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы
русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы.
- соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы,
находить сходные черты и национально-обусловленную художественную специфику
их воплощения;
- самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного
текста, используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;
- создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной
литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства
русского языка;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом
норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их
эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Задачник-практикум по литературе класс
Практические задания по литературе класс...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...