КТП по литературе 7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс)
календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_7.docx | 55.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / Автор-составитель: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В. А. Чалмаев,- 6-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2020г. Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по литературе.
При составлении программы руководствовались:
1.Законом «Об образовании в Российской Федерации», п.2 ст. 28 №273-ФЗ от 29.12.12, Приказом Минобрнауки России от 30.08. 2013 №1015 «Об утверждении порядка деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования», Приказом Минобрнауки №1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 п.18.2.2.
2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, приказа Министерства образования и науки России от17.12.2010 №1897 (редакция от 31.12.2015) « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного образования»
3.Уставом МБОУ Щедровская ООШ и локальным актом МБОУ Щедровская ООШ «Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин, программ внеурочной деятельности» приказ №123 от 24.08.2018г.
Рабочая программа является гибкой по своей структуре.
В учебном плане МБОУ Щедровская ООШ на изучение учебного предмета литература в 7 классе отводится 2 часа в неделю- 70 часов в год. Согласно календарному учебному графику на 2021-2022 учебный год (приказ № 88 от 26.08.2021 и расписанию уроков 2021-2022 учебный год (приказ № 89 от 26.08.2021), рабочая программа по литературе в 7 классе рассчитанная на 70 часов будет выполнена и освоена за 70 часов в полном объеме.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
● формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
● обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
● развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Цели обучения:
● воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
● развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
● освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
● овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Для достижения поставленных целей используются личностно-ориентированный и деятельностный подходы.
Планируемые результаты
Ученик научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;
различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорное произведение и его интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях произведений русской литературы;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• выразительно читать;
• сопоставлять произведения смежных жанров (былина и предание, былина и миф, былина и волшебная сказка и т.п.);
характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).
Содержание учебного предмета
Введение
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.
Из устного народного творчества
Былины
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Русские народные песни
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Из древнерусской литературы
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.
Из русской литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Биография Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.
Д.И. ФОНВИЗИН
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Из русской литературы XIX века
А.С. ПУШКИН
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Дружба и тема долга. Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
Н.В. ГОГОЛЬ
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Н.А. НЕКРАСОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Н.С. ЛЕСКОВ
Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Философская лирика. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан». Темы человека и природы.
А.А. ФЕТ
Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…»,«Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Произведения русских поэтов XIX века о России
Н.М. Языков. «Песня».
И.С. Никитин. «Русь».
А.Н. Майков. «Нива».
А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»
Из русской литературы XX века
И.А. БУНИН
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
А.И. КУПРИН
Рассказы «Чудесный доктор». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.
М. ГОРЬКИЙ
Повесть «Детство» (главы по выбору), «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
С.А. ЕСЕНИН
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
И.С. ШМЕЛЕВ
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.
М.М. ПРИШВИН
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.
Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны
Н.П. Майоров. «Творчество»;
Б.А. Богатков. «Повестка»;
М. Джалиль. «Последняя песня»;
В.Н. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ
Рассказ «Экспонат №...», «Летят мои кони». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
В.М. ШУКШИН
Краткие сведения о писателе. Рассказы «Микроскоп», «Чудик» В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека.
Поэты XX века о России
Г. Тукай. «Родная деревня».
А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»
М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»
И. Северянин. «Запевка».
Н.М. Рубцов «В горнице».
Я.В. Смеляков. «История».
А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были».
А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»
К.Ш. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»
Р.Г. Гамзатов. «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан».
А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».
А.Д. Дементьев. «Волга».
Из зарубежной литературы
Р. БЁРНС
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Р.Л. СТИВЕНСОН
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.
МАЦУО БАСЁ
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении). Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Я. КУПАЛА
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок).
Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).
А.С. Пушкин. Одно — два стихотворения (по выбору).
М.Ю. Лермонтов. «Родина».
И.С. Тургенев. «Певцы» (фрагмент).
Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).
А.А. Фет. Стихотворение (по выбору).
Одно — два стихотворения о России поэтов XIX века (по выбору).
М. Горький. «Старуха Изергиль» (отрывок из «Легенды о Данко»).
С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).
Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»
А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»
У. Шекспир. Один сонет (по выбору).
М. Басё. Несколько стихотворений (по выбору).
Одно — два стихотворения о России поэтов XX века (по выбору
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | Характеристика основных видов деятельности ученика Учебные действия |
1 | Из устного народного творчества Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Русские народные песни | 3 | Восприятие художественного текста как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку.Создание рассказа по тезисному плану (устного и письменного) Выразительное чтение песен | |
2 | Из древнерусской литературы Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | 2 | Чтение «Повесть о Петре и Февронии Муромских», художественный пересказ фрагмента | |
3 | Из русской литературы XVIII века М.В. ЛОМОНОСОВ «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок) Г.Р. ДЕРЖАВИН Стихотворение «Властителям и судиям».. Д.И. ФОНВИЗИН Комедия «Недоросль» | 5 | Составление тезисного плана статьи учебника «Из русской литературы XVIII в.», пересказ статьи, сообщение о М.В. Ломоносове-учёном, используя материал учебника; анализ текста в жанре оды; выразительное чтение; чтение наизусть отрывка из оды,составление рассказа о героях по вариантам, написание сочинения на тему «Слава науке», заполнение таблицы | |
4 | Из русской литературы XIX века А.С. ПУШКИН Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...», «Туча» «Песнь о вещем Олеге М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...» Н.В. ГОГОЛЬ Повесть «Шинель» И.С. ТУРГЕНЕВ «Записки охотника» Рассказ «Хорь и Калиныч» Стихотворение в прозе «Нищий Н.А. НЕКРАСОВ Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» Л.Н. ТОЛСТОЙ Рассказ «Севастополь в декабре месяце» Н.С. ЛЕСКОВ Сказ «Левша». Ф.И. ТЮТЧЕВ Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан» А.А. ФЕТ «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер» А.П. ЧЕХОВ Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». | 26 | Составление рассказа о пребывании А.С. Пушкина в Петербурге, выразительное чтение стихотворения, заполнение таблицы, чтение наизусть, подборцитат к пунктам плана, написание сочинения «Петр I и Карл XII в поэме «Полтава»,составление рассказа о поэте по материалам статьи учебника и урока, выразительное чтение 2 и 3 глав «Песни…», письменный анализ эпизода «Песни…» по плану, подготовка письменных характеристик Хоря и Калиныча, составление цитатного плана статьи учебника, сочинение-миниатюру «Нужна ли сатира сегодня?», пересказ статьи учебника, составление рассказа очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта по плану | |
5 | Из русской литературы XX века И.А. БУНИН Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Рассказ «Кукушка» А.И. КУПРИН Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». М. ГОРЬКИЙ Повесть «Детство» (главы по выбору), «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). В.В. МАЯКОВСКИЙ Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» С.А. ЕСЕНИН Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...» И.С. ШМЕЛЕВ Рассказ «Русская песня». М.М. ПРИШВИН Рассказ «Москва-река». К.Г. ПАУСТОВСКИЙ Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору) Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..».. А.Т. ТВАРДОВСКИЙ Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин Б.Л. ВАСИЛЬЕВ Рассказ «Экспонат №...» В.М. ШУКШИН Рассказ «Микроскоп» | 26 | Подбор цитаты-названия для глав повести, подготовка рассказа о Хорошем Деле, Цыганке, Мастере Григории, художественный пересказ эпизода пожара, написание сочинение на одну из тем в учебнике, составление цитатного плана, чтение наизусть, составление плана рассказа о писателе, выразительное чтение, составление устных рассказов о людях, чья жизнь может быть примером стремления к самосовершенствованию, написание эссе «Труд души», цитатный план рассказа о судьбе Анны Федотовны, тезисный план статьи учебника «Талант, согретый любовью к людям», заполнение таблицы | |
6 | Из зарубежной литературы Р. БЁРНС Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» Р.Л. СТИВЕНСОН Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше») МАЦУО БАСЁ Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ Повесть «Планета людей» (в сокращении). Я. КУПАЛА Стихи «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся» | 8 | Составление плана статьи учебника о Р. Бёрнсе, выразительное чтение стихотворения, художественный пересказ глав романа «Остров сокровищ», ответы на вопросы 1-3 после статьи, задания рубрики учебника «Живое слово», заполнение сравнительно – сопоставительной таблицы |
Календарно – тематическое планирование по литературе в 7 классе | |||||||
№ п/п | Дата | Наименование раздела Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля | Корректировка | ||
план | факт | ||||||
1 | 1.09 | Знакомство со структурой и особенностями учебника. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Любите читать! | 1 | текущий | |||
Устное народное творчество | |||||||
2 | 3.09 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 1 | текущий | |||
3 | 8.09 | Русская народная песня | 1 | текущий | |||
Древнерусская литература | |||||||
4 | 10.09 | Из «Повести временных лет»: «…И вспомнил Олег коня своего» | 1 | текущий | |||
5 | 15.09 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | 1 | текущий | |||
Литература 18 века | |||||||
6 | 17.09 | М.В. Ломоносов Жизнь и судьба поэта, просветителя и учёного. Теория о трёх штилях. | 1 | текущий | |||
7 | 22.09 | Из оды «На день восшествия всероссийский Её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747» | 1 | текущий | |||
8 | 24.09 | Г.Р. Державин. Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин» «Властителям и судиям» | 1 | текущий | |||
9 | 29.09 | Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Своеобразие произведения | 1 | текущий | |||
10 | 1.10 | Основной конфликт комедии, проблематика, образы | 1 | текущий | |||
Литература 19 века | |||||||
11 | 6.10 | А.С. Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта | 1 | текущий | |||
12 | 8.10 | Человек и свобода в стихотворении поэта. «Во глубине сибирских руд…» | 1 | текущий | |||
13 | 13.10 | «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и балладе Пушкина | 1 | текущий | |||
14 | 15.10 | «Полтава»: образ Петра и тема России в поэме. Изображение «массы» и персоналий поэмы. | 1 | текущий | |||
15 | 20.10 | М.Ю. Лермонтов. Образ России в стихотворении «Родина» | 1 | текущий | |||
16 | 22.10 | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Основные мотивы «Песни…». | 1 | текущий | |||
17 | 27.10 | «Песня про купца Калашникова». Центральные персонажи повести и художественные приёмы их создания. | 1 | текущий | |||
18 | 29.10 | Н.В. Гоголь в Петербурге. Повесть «Шинель» | 1 | текущий | |||
19 | 10.11 | Основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича | 1 | текущий | |||
20 | 12.11 | И.С. Тургенев. Рассказ «Хорь и Калиныч»: природный ум, трудолюбие, смекалка, талант. | 1 | текущий | |||
21 | 17.11 | «Певцы»: основная тема рассказа, талант | 1 | текущий | |||
22 | 19.11 | Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стиха | 1 | текущий | |||
23 | 24.11 | Н.А. Некрасов. Доля народная – основная тема произведений поэта. «Вчерашний день в часу шестом…» | 1 | текущий | |||
24 | 26.11 | Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Доля народа | 1 | текущий | |||
25 | 1.12 | Н.А. Некрасов «Русские женщины». Судьба русской женщины | 1 | текущий | |||
26 | 3.12 | Н.А. Некрасов «Железная дорога». Доля народа | 1 | текущий | |||
27 | 8.12 | М.Е. Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Приемы создания образа помещика. | 1 | текущий | |||
28 | 10.12 | «Дикий помещик». Своеобразие сюжета, проблематика сказки | 1 | текущий | |||
29 | 15.12 | Л.Н. Толстой-участник обороны Севастополя. «Севастополь в декабре месяце». Творческая история, основные темы рассказа | 1 | текущий | |||
30 | 17.12 | Н.С. Лесков – писатель будущего. Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея сказа. Автор и рассказчик в сказе | 1 | текущий | |||
31 | 22.12 | Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России | 1 | текущий | |||
32 | 24.12 | Ф. И. Тютчев «С поляны коршун поднялся», «Фонтан» | 1 | текущий | |||
33 | 29.12 | А.А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом», «Вечер» | 1 | текущий | |||
34 | 12.01 | «О, русская земля…»: стихи о России поэтов XIX века | 1 | текущий | |||
35 | 14.01 | А. П. Чехов. «Хамелеон». Социальная и нравственная направленность рассказа | 1 | текущий | |||
36 | 19.01 | А. П. Чехов. «Смерть чиновника» | текущий | ||||
Литература 20 века | |||||||
37 | 21.01 | И.А. Бунин. «Догорел апрельский теплый вечер». Образ природы | 1 | текущий | |||
38 | 26.01 | «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение – основные проблемы рассказа. | 1 | текущий | |||
39 | 28.01 | Краткие сведения об А.И. Куприне. «Чудесный доктор» | 1 | текущий | |||
40 | 2.02 | «Каким бывает счастье?» по произведению А.И. Куприна «Чудесный доктор» | 1 | текущий | |||
41 | 4.02 | Народная Россия в изображении М. Горького. Гуманистическая направленность повести «Детство» | 1 | текущий | |||
42 | 9.02 | М. Горький. «Детство». «Свинцовые мерзости дикой жизни» | 1 | текущий | |||
43 | 11.02 | «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль»: контраст как основной приём раскрытия замысла. | 1 | текущий | |||
44 | 16.02 | Краткие сведения об А.С. Грине. Повесть «Алые паруса» (фрагменты) | 1 | текущий | |||
45 | 18.02 | В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. | 1 | текущий | |||
46 | 25.02 | С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая», «Я покинул родимый дом». Тематика лирических стихов; лирическое «я» и образ автора. | 1 | текущий | |||
47 | 2.03 | Вн.чт. Песни и романсы на стихи С.А. Есенина | 1 | текущий | |||
48 | 4.03 | И.С. Шмелёв «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. | 1 | текущий | |||
49 | 9.03 | М.М. Пришвин. «Москва-река». Тема и основная мысль рассказа. Родина, человек и природа. Образ рассказчика. | 1 | текущий | |||
50 | 11.03 | К.Г. Паустовский. Краткие сведения о писателе. «Мещерская сторона». Части повести: «Обыкновенная земля», и «Первое знакомство» | 1 | текущий | |||
51 | 16.03 | «Мещерская сторона». Части повести: «Леса», «Луга», «Бескорыстие» | 1 | текущий | |||
52 | 18.03 | Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться». Тема стихотворения и его художественная идея | 1 | текущий | |||
53 | 30.03 | А.Т. Твардовский. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни» | 1 | текущий | |||
54 | 1.04 | «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «Два солдата» | 1 | текущий | |||
55 | 6.04 | Вн.чт. Стихи и песни о войне поэтов XX века | 1 | текущий | |||
56 | 8.04 | Б.Л. Васильев «Летят мои кони» | 1 | текущий | |||
57 | 13.04 | Б.Л. Васильев «Экспонат №…».Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия | 1 | текущий | |||
58 | 15.04 | Б.Л. Васильев «Что значит помнить?» по рассказу «Экспонат №…» | 1 | текущий | |||
59 | 20.04 | В.М. Шукшин. Краткие сведения. «Слово о малой Родине». Рассказ «Чудик» | 1 | текущий | |||
60 | 22.04 | Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя | 1 | текущий | |||
61 | 27.04 | «Мне о России надо говорить…»: стихи о России поэтов ХХ века. | 1 | текущий | |||
62 | 29.04 | Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов ХХ века. | 1 | текущий | |||
Зарубежная литература | |||||||
63 | 4.05 | У. Шекспир. Темы и мотивы сонетов | 1 | текущий | |||
64 | 6.05 | М. Басё. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. Хокку как жанр | 1 | текущий | |||
65 | 11.05 | Р. Бёрнс. Краткие сведения. «Возвращение солдата». «Джон Ячменное зерно» | 1 | текущий | |||
66 | 13.05 | Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья «Мои приключения на суше») | 1 | текущий | |||
67 | 18.05 | Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ». Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя. | 1 | текущий | |||
68 | 20.05 | А. Сент-Экзюпери «Планета людей». Основные события и позиция автора. | 1 | текущий | |||
69 | 25.05 | Краткие сведения об Я. Купале. «Мужик», «Алеся», « А кто там?» | 1 | текущий | |||
70 | 27.05 | Подведение итогов года.Рекомендации для летнего чтения | 1 | текущий |
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX веков;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения
по истории и теории литературы( тематика, проблематика, нравственный пафос,
система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства
языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного
произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных
литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы
русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы.
- соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы,
находить сходные черты и национально-обусловленную художественную специфику
их воплощения;
- самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного
текста, используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;
- создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной
литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства
русского языка;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом
норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их
эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Задачник-практикум по литературе класс
Практические задания по литературе класс...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...