Урок-размышление в 5 классе по Л. Воронковой "Дорогой подарок"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Лариса Витальевна Шабдарова

Урок чтения в 5 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_dorogoy_podarok.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА. Урок-размышление по Л.Воронковой «Дорогой подарок»,  5 класс.

Цель: раскрытие темы и идейного содержания произведения

БУД:

Предметные:

- формирование осознанного чтения

- умение работать с произведением по плану

- умение работать с текстом

- формировать умение ориентироваться в тексте

Личностные:

- понимание ответственности за свои поступки

Коммуникативные:

 - умение обращаться за помощью,

- умение слушать и выполнять задание

Коррекционно-развивающие:

- развитие  и корригирование мыслительную деятельность, внимание, устной связной речи.

Воспитательные:

Воспитывать чувство внимательности и уважения к окружающим.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, экран, проектор, план, опорные слова, отрывок из текста, пословица.

Ход урока

  1. Организационный момент.    

Отчёт дежурного.

-Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, урок-размышление. Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке!

Какие правила будем соблюдать, работая на уроке?

На уроке будь …старательным, спокойным, внимательным…

Говори… четко, внятно, понятно, полным ответом…

Мы должны читать… правильно, осознанно, выразительно…

   -  Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться            

  Речевая разминка (Упражнение для развития выразительности, с интонацией радости).

1 слайд

- Прочитайте хором предложения с последовательной постановкой логического ударения.

Какой чудесный день!                                                                            

Какой чудесный день!

Какой чудесный день!

2.Целеполагание: сообщение целей урока и результат.

     Пословица: « Дорог не подарок, дорого внимание»- на доске   

  -Прочитать выразительно. Смысл этой пословицы подтвердим в конце урока.

- А дорогим подарочком для меня будет ваше активное участие на уроке . А для вас – ваши отметки.

- С каким произведением мы работали на прошлом уроке? (Рассказ «Дорогой подарок»)

- Кто автор этого рассказа? (Л. Воронкова)

2 слайд

- Что вы знаете об авторе?(Сообщение ученика)

Родилась  Л.Воронкова  в 1906 г в  Москве. Позднее  её   семья переехала  в   небольшую деревушку. Мечтала стать художником. Ещё до войны она начала писать рассказы для детей, о природе, любви  к земле и людям труда. Л.Ф.Воронкова  пережила  все ужасы войны, которые написала в своих рассказах.

- Сегодня у нас обобщающий урок по рассказу Л.Воронковой «Дорогой подарок» - запись в тетради.

3. Проверка домашнего задания.

- Какие новые слова встретились в рассказе? Значения новых слов выписать. (Примулы, юннаты, дюжина)

3 слайд

- ЫТАННЮ-    Слово наоборот. Кого называют?   Кто такие? (это участники детских кружков по природоведению)

- Ж и Д Юна - Чтение слова, написанного с использованием разных шрифтов ( 12 штук).       Полдюжины-?      Чего ? (платочков). В какой части встречаются эти слова? (2ч.)  С чем связаны? (6 штук носовых платков у Сони Медведевой.)

-   ..РИМ..ЛЫ Буквы потерялись.     Что за слово?    Кто принес букет из этих цветов? Кому? (Примулы принес Федя Елене Ивановне.)

4. Обобщение по рассказу.

- Сколько частей в этом рассказе? (3)

Расположите пункты плана в нужной последовательности.

ПЛАН.

  1. Красивая ваза.
  2. «Подарки» для тёти Нюры.
  3. Рисунок Серёжи.

 - К какому событию ребята приготовили свои подарки? (на 8 марта)

- Какое настроение было у ребят? (радостное)

-  Кто встретил ребят у раздевалки? (т. Нюра)

- Кто такая т. Нюра? (уборщица)

- О каком подарке говорится в 1 части? (о вазе)

- Кому был предназначен этот подарок? (Варваре Захаровне. Классному руководителю 7 класса)

- Я вижу, что вы хорошо ориентируетесь в нем. Поэтому я предлагаю вам поиграть в «Прятки».

4 слайд

Перед вами на экране предложение «Она вся так и сияла синим цветом…».

- Найдите и зачитайте абзац, в котором находится это предложение - стр.92. (Это была синяя ваза с золотыми цветочками, с золотым ободком. Она вся так и сияла синим цветом, и даже на обёртку ложилось синее от неё сияние). 

Вывод:   Так какая же была ваза?

Показ рисунка вазы.

 - А какое чувство испытывала т.Нюра в этот момент? (грусть) Почему?

У доски ученик выбирает карточку с настроением грусти.                                 Как озаглавили 2 часть?   «Подарки» для тёти Нюры

- Кому были приготовлены подарки? (Елене Ивановне, Анне Сергеевне).

- В какой момент ребята почувствовали чувство вины перед т.Нюрой? (Цветы, которые принесли ребята учительнице,  были похожи на цветочки в кофточке у т. Нюры).

- После каких слов ребята стали дарить тете Нюре подарки?, и она сказала, что 8 марта – это и её праздник)-  Найдите в тексте и прочитайте. Выборочное чтение.

- Как ребята решили исправить ситуацию? – Чтение по ролям исключая слова автора (стр.93)

- Найдите в тексте слова, которые автор употребляет вместо слова «подарили». (отделил от букета несколько веточек, подала платочек, оставили цветы, дали рябую курочку, вытащили открытку, уделил из бумаги салфеточку)

- Какие подарки набрались за утро у тети Нюры  ? (цветы, платочек, рябая курочка, открытка, салфеточка).

- С каким чувством т.Нюра приняла подарки? (безразличие)

- У доски ученик выбирает карточку с настроением безразличия.

- Почему слово «подарки» заключено в кавычки? (не от души подаренные, а как подачки).

5. Физминутка.

не говорим, а показываем.

Достаю мою расческу, береги свою - ….. прическу

Вот стрекочет стрекоза, закрывай скорей …. глаза

Дрессированный Барбос откусить мне хочет … нос

С дерева упали груши, ухвати себя за … уши

В зале зажигают свечи, расправляй дружочек … плечи

Если не подшиты брюки, ты поставь на пояс …. руки

Скачут по лесу олени, поднимай свои … колени

На штанах стоят заплатки, отрывай от пола …. пятки.

6. Закрепление.

- Определите главных героев в 3 части. (Серёжа Камышов и т. Нюра)

А сейчас я предлагаю вам еще раз проверить свою внимательность. Поиграем в игру «Обманка».

5 слайд

Игра «Обманка»

Я буду читать 2 абзац 3 части  рассказа, но заменю некоторые слова текста. А задача  – найти замену. Помечайте слова карандашом. Но главное условие игры: не выкрикивать, дослушайте отрывок до конца!

    В эту предпоследнюю секунду  (минуту) торопливо вощёл ученик 5 (2) класса Серёжа Камышов. Он тихо (поспешно) разделся, сбросил варежки (шапку) и тут же полез в чужую (свою) сумку. Даже кошку (вихры) погладить забыл.

- Найдите в тексте отрывок, как Серёжа Камышов дарил подарок т.Нюре, используя слова и выражения текста.

-Выразительно прочитать этот отрывок.  (по эстафете по 1 предложению).

•А есть ли в нашей школе   такая же героиня рассказа, как тетя Нюра?

•Всегда ли вы здороваетесь   и говорите приятные добрые слова?

Работа по иллюстрации.

- Рассмотрите иллюстрацию на стр.95.

- Как вы думаете, что самое главное художник хотел показать?

- Обратите внимание на выражение лица т.Нюры. Какое оно? (удивленное, задумчивое, благодарное)

- Чему удивилась т.Нюра?

- найдите отрывок в тексте, который бы соответствовал иллюстрации (стр. 95  А т. Нюра разглядывала рисунок. Рисунок был очень красивый.)

- Какое же чувство она теперь испытывала? Почему? (удивление)

У доски ученик выбирает карточку с настроением удивления.                        Давайте поиграем.

6 слайд

 «Сканирование»-  передавать изображение довольно близко к тексту. 

А сейчас я предлагаю вам просканировать описание рисунка Сережи. Другими словами, вы еще раз пробежите глазами этот отрывок, а затем опишите подарок Сережи близко к тексту, используя опорные слова, расположенные на доске

     Дополни словосочетания: зеленые . . .  ,  синие и красные … ,  желтое … ,                            

 (зеленые березки, синие и красные цветы, желтое солнце)            -Представили. Какой детали рисунка не хватает среди этих слов? (голубая речка)                                     

- Опишите рисунок Сережи.

Почему же т.Нюра назвала подарок Сережи дорогим подарочком? (заранее готовил ей от души этот рисунок)

- Как вы думаете, в каких словах т.Нюры заключена главная мысль рассказа? Прочитайте (стр.96)

- Чему же учит этот рассказ?

Возвращаемся к экрану настроения, посмотрим на душевное состояние т.Нюры.

Карточки -  Грусть,  безразличие,  удивление,   радость.

- Перед вами 2 шкатулки. В одной – разные предметы (цветы, подушка –игольница, салфетка, игрушка). Во второй – внимание, забота, уважение, благодарность.

- Что дороже? Почему?

- Кому предназначались данные предметы в рассказе «Дорогой подарок»? (т. Нюре)

7. Итог урока.

Вернемся к пословице.

Подходит она к нашему рассказу?

«Дорог не подарок, а дорого внимание».                                            

-  Объясните, почему?                                                  

- Так как же нужно относиться к людям, которые нас окружают?

 (Надо быть внимательным, добрым, уважительным ко всем людям, которые нас окружают. Вы живете и в семьях, и в школе, вокруг вас много людей, не только родители, учителя , но и технический персонал, и повара. Вы должны уважать труд всех работников и не забывать никого).        

Какое главное слово в названии рассказа? (Подарок)

- Назовите однокоренные слова к слову ПОДАРОК (дарить, подарок, подарочный, дар)       

- Какой  это рассказ познавательный, развлекательный или поучительный?

-Так что же поучительного для себя вы усвоили на уроке?  Чему учит этот рассказ? (Пусть Сережа Камышов будет для вас примером!

-Были ли похожие ситуации у вас в жизни и как вы поступали?

- Понравился ли вам  рассказ?  Захотелось ли вам прочесть другие рассказы Л.Воронковой?

7 слайд

(Выставка книг Л. Воронковой)

8. Домашнее задание: выполнить тест.

9. Выставление оценок за урок- самооценка.

8 слайд

10.  Рефлексия.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

На столе расположены рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Обучающимся нужно подойти и выбрать предмет и положить в общую корзинку – рефлексию.

hello_html_31df7f8.png Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем

hello_html_m2a699da4.jpg Мясорубка – информацию (знания) переработаю

hello_html_m3f5eb3bb.png Корзина – всё выброшу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление в 11А классе по повести В.Г.Распутина "Живи и помни" на тему "Война все спишет?.."

Урок посвящен 75-летию В. Г. Распутина.  К конспекту прилагаются презентация к уроку и кадры из фильма "Живи и помни"...

Урок-размышление в 11 классе по поэме А.А.Ахматовой "Реквием"

Тема: Поэма А.А.Ахматовой «Реквием» в контексте творческого пути поэтессы.Цель: знакомство с поэмой А.А.Ахматовой «Реквием.Задачи: 1) продолжить обучение анализу жанрового своеобразия поэмы от общего ...

Урок - размышление в 10 классе по теме "Священство" и "царство"

урок посвящен церковному расколу 17 века...

Урок – размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение»

  Учащиеся знакомятся  с творчеством английского писателя О.Уайльдом, с особенностями смешного в рассказе, расширяют представление об иронии и пародии; рассматривают образы ...

Урок – размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение»

Урок –  размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение»В разработке урока уделяется большое внимание особенностям смешного в рассказе, расширяе...

Урок-размышление в 6 классе "Один в поле не воин?"

Цели:Познакомить со стихотворением Н.Заболоцкого «Одинокий дуб» Познакомить с жизнью и деятельностью Ф.Конюхова, Д.С.Лихачёва,  В. ДикуляРазвивать умения и навыки анализа художес...

«Чем жив человек?» (урок-размышление в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).

laquo;Чем жив человек?» (урок-размышление  в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»). Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста....