Урок-размышление в 5 классе по Л. Воронковой "Дорогой подарок"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок чтения в 5 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_dorogoy_podarok.docx | 32.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА. Урок-размышление по Л.Воронковой «Дорогой подарок», 5 класс.
Цель: раскрытие темы и идейного содержания произведения
БУД:
Предметные:
- формирование осознанного чтения
- умение работать с произведением по плану
- умение работать с текстом
- формировать умение ориентироваться в тексте
Личностные:
- понимание ответственности за свои поступки
Коммуникативные:
- умение обращаться за помощью,
- умение слушать и выполнять задание
Коррекционно-развивающие:
- развитие и корригирование мыслительную деятельность, внимание, устной связной речи.
Воспитательные:
Воспитывать чувство внимательности и уважения к окружающим.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, экран, проектор, план, опорные слова, отрывок из текста, пословица.
Ход урока
- Организационный момент.
Отчёт дежурного.
-Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, урок-размышление. Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке!
- Какие правила будем соблюдать, работая на уроке?
На уроке будь …старательным, спокойным, внимательным…
Говори… четко, внятно, понятно, полным ответом…
Мы должны читать… правильно, осознанно, выразительно…
- Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться
Речевая разминка (Упражнение для развития выразительности, с интонацией радости).
1 слайд
- Прочитайте хором предложения с последовательной постановкой логического ударения.
Какой чудесный день!
Какой чудесный день!
Какой чудесный день!
2.Целеполагание: сообщение целей урока и результат.
Пословица: « Дорог не подарок, дорого внимание»- на доске
-Прочитать выразительно. Смысл этой пословицы подтвердим в конце урока.
- А дорогим подарочком для меня будет ваше активное участие на уроке . А для вас – ваши отметки.
- С каким произведением мы работали на прошлом уроке? (Рассказ «Дорогой подарок»)
- Кто автор этого рассказа? (Л. Воронкова)
2 слайд
- Что вы знаете об авторе?(Сообщение ученика)
Родилась Л.Воронкова в 1906 г в Москве. Позднее её семья переехала в небольшую деревушку. Мечтала стать художником. Ещё до войны она начала писать рассказы для детей, о природе, любви к земле и людям труда. Л.Ф.Воронкова пережила все ужасы войны, которые написала в своих рассказах.
- Сегодня у нас обобщающий урок по рассказу Л.Воронковой «Дорогой подарок» - запись в тетради.
3. Проверка домашнего задания.
- Какие новые слова встретились в рассказе? Значения новых слов выписать. (Примулы, юннаты, дюжина)
3 слайд
- ЫТАННЮ- Слово наоборот. Кого называют? Кто такие? (это участники детских кружков по природоведению)
- Ж и Д Юна - Чтение слова, написанного с использованием разных шрифтов ( 12 штук). Полдюжины-? Чего ? (платочков). В какой части встречаются эти слова? (2ч.) С чем связаны? (6 штук носовых платков у Сони Медведевой.)
- ..РИМ..ЛЫ Буквы потерялись. Что за слово? Кто принес букет из этих цветов? Кому? (Примулы принес Федя Елене Ивановне.)
4. Обобщение по рассказу.
- Сколько частей в этом рассказе? (3)
Расположите пункты плана в нужной последовательности.
ПЛАН.
- Красивая ваза.
- «Подарки» для тёти Нюры.
- Рисунок Серёжи.
- К какому событию ребята приготовили свои подарки? (на 8 марта)
- Какое настроение было у ребят? (радостное)
- Кто встретил ребят у раздевалки? (т. Нюра)
- Кто такая т. Нюра? (уборщица)
- О каком подарке говорится в 1 части? (о вазе)
- Кому был предназначен этот подарок? (Варваре Захаровне. Классному руководителю 7 класса)
- Я вижу, что вы хорошо ориентируетесь в нем. Поэтому я предлагаю вам поиграть в «Прятки».
4 слайд
Перед вами на экране предложение «Она вся так и сияла синим цветом…».
- Найдите и зачитайте абзац, в котором находится это предложение - стр.92. (Это была синяя ваза с золотыми цветочками, с золотым ободком. Она вся так и сияла синим цветом, и даже на обёртку ложилось синее от неё сияние).
Вывод: Так какая же была ваза?
Показ рисунка вазы.
- А какое чувство испытывала т.Нюра в этот момент? (грусть) Почему?
У доски ученик выбирает карточку с настроением грусти. Как озаглавили 2 часть? «Подарки» для тёти Нюры
- Кому были приготовлены подарки? (Елене Ивановне, Анне Сергеевне).
- В какой момент ребята почувствовали чувство вины перед т.Нюрой? (Цветы, которые принесли ребята учительнице, были похожи на цветочки в кофточке у т. Нюры).
- После каких слов ребята стали дарить тете Нюре подарки?, и она сказала, что 8 марта – это и её праздник)- Найдите в тексте и прочитайте. Выборочное чтение.
- Как ребята решили исправить ситуацию? – Чтение по ролям исключая слова автора (стр.93)
- Найдите в тексте слова, которые автор употребляет вместо слова «подарили». (отделил от букета несколько веточек, подала платочек, оставили цветы, дали рябую курочку, вытащили открытку, уделил из бумаги салфеточку)
- Какие подарки набрались за утро у тети Нюры ? (цветы, платочек, рябая курочка, открытка, салфеточка).
- С каким чувством т.Нюра приняла подарки? (безразличие)
- У доски ученик выбирает карточку с настроением безразличия.
- Почему слово «подарки» заключено в кавычки? (не от души подаренные, а как подачки).
5. Физминутка.
не говорим, а показываем.
Достаю мою расческу, береги свою - ….. прическу
Вот стрекочет стрекоза, закрывай скорей …. глаза
Дрессированный Барбос откусить мне хочет … нос
С дерева упали груши, ухвати себя за … уши
В зале зажигают свечи, расправляй дружочек … плечи
Если не подшиты брюки, ты поставь на пояс …. руки
Скачут по лесу олени, поднимай свои … колени
На штанах стоят заплатки, отрывай от пола …. пятки.
6. Закрепление.
- Определите главных героев в 3 части. (Серёжа Камышов и т. Нюра)
А сейчас я предлагаю вам еще раз проверить свою внимательность. Поиграем в игру «Обманка».
5 слайд
Игра «Обманка»
Я буду читать 2 абзац 3 части рассказа, но заменю некоторые слова текста. А задача – найти замену. Помечайте слова карандашом. Но главное условие игры: не выкрикивать, дослушайте отрывок до конца!
В эту предпоследнюю секунду (минуту) торопливо вощёл ученик 5 (2) класса Серёжа Камышов. Он тихо (поспешно) разделся, сбросил варежки (шапку) и тут же полез в чужую (свою) сумку. Даже кошку (вихры) погладить забыл.
- Найдите в тексте отрывок, как Серёжа Камышов дарил подарок т.Нюре, используя слова и выражения текста.
-Выразительно прочитать этот отрывок. (по эстафете по 1 предложению).
•А есть ли в нашей школе такая же героиня рассказа, как тетя Нюра?
•Всегда ли вы здороваетесь и говорите приятные добрые слова?
Работа по иллюстрации.
- Рассмотрите иллюстрацию на стр.95.
- Как вы думаете, что самое главное художник хотел показать?
- Обратите внимание на выражение лица т.Нюры. Какое оно? (удивленное, задумчивое, благодарное)
- Чему удивилась т.Нюра?
- найдите отрывок в тексте, который бы соответствовал иллюстрации (стр. 95 А т. Нюра разглядывала рисунок. Рисунок был очень красивый.)
- Какое же чувство она теперь испытывала? Почему? (удивление)
У доски ученик выбирает карточку с настроением удивления. Давайте поиграем.
6 слайд
«Сканирование»- передавать изображение довольно близко к тексту.
А сейчас я предлагаю вам просканировать описание рисунка Сережи. Другими словами, вы еще раз пробежите глазами этот отрывок, а затем опишите подарок Сережи близко к тексту, используя опорные слова, расположенные на доске
Дополни словосочетания: зеленые . . . , синие и красные … , желтое … ,
(зеленые березки, синие и красные цветы, желтое солнце) -Представили. Какой детали рисунка не хватает среди этих слов? (голубая речка)
- Опишите рисунок Сережи.
- Почему же т.Нюра назвала подарок Сережи дорогим подарочком? (заранее готовил ей от души этот рисунок)
- Как вы думаете, в каких словах т.Нюры заключена главная мысль рассказа? Прочитайте (стр.96)
- Чему же учит этот рассказ?
Возвращаемся к экрану настроения, посмотрим на душевное состояние т.Нюры.
Карточки - Грусть, безразличие, удивление, радость.
- Перед вами 2 шкатулки. В одной – разные предметы (цветы, подушка –игольница, салфетка, игрушка). Во второй – внимание, забота, уважение, благодарность.
- Что дороже? Почему?
- Кому предназначались данные предметы в рассказе «Дорогой подарок»? (т. Нюре)
7. Итог урока.
Вернемся к пословице.
Подходит она к нашему рассказу?
«Дорог не подарок, а дорого внимание».
- Объясните, почему?
- Так как же нужно относиться к людям, которые нас окружают?
(Надо быть внимательным, добрым, уважительным ко всем людям, которые нас окружают. Вы живете и в семьях, и в школе, вокруг вас много людей, не только родители, учителя , но и технический персонал, и повара. Вы должны уважать труд всех работников и не забывать никого).
Какое главное слово в названии рассказа? (Подарок)
- Назовите однокоренные слова к слову ПОДАРОК (дарить, подарок, подарочный, дар)
- Какой это рассказ познавательный, развлекательный или поучительный?
-Так что же поучительного для себя вы усвоили на уроке? Чему учит этот рассказ? (Пусть Сережа Камышов будет для вас примером!
-Были ли похожие ситуации у вас в жизни и как вы поступали?
- Понравился ли вам рассказ? Захотелось ли вам прочесть другие рассказы Л.Воронковой?
7 слайд
(Выставка книг Л. Воронковой)
8. Домашнее задание: выполнить тест.
9. Выставление оценок за урок- самооценка.
8 слайд
10. Рефлексия.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
На столе расположены рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Обучающимся нужно подойти и выбрать предмет и положить в общую корзинку – рефлексию.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем
Мясорубка – информацию (знания) переработаю
Корзина – всё выброшу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-размышление в 11А классе по повести В.Г.Распутина "Живи и помни" на тему "Война все спишет?.."
Урок посвящен 75-летию В. Г. Распутина. К конспекту прилагаются презентация к уроку и кадры из фильма "Живи и помни"...
Урок-размышление в 11 классе по поэме А.А.Ахматовой "Реквием"
Тема: Поэма А.А.Ахматовой «Реквием» в контексте творческого пути поэтессы.Цель: знакомство с поэмой А.А.Ахматовой «Реквием.Задачи: 1) продолжить обучение анализу жанрового своеобразия поэмы от общего ...
Урок - размышление в 10 классе по теме "Священство" и "царство"
урок посвящен церковному расколу 17 века...
Урок – размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение»
Учащиеся знакомятся с творчеством английского писателя О.Уайльдом, с особенностями смешного в рассказе, расширяют представление об иронии и пародии; рассматривают образы ...
Урок – размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение»
Урок – размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение»В разработке урока уделяется большое внимание особенностям смешного в рассказе, расширяе...
Урок-размышление в 6 классе "Один в поле не воин?"
Цели:Познакомить со стихотворением Н.Заболоцкого «Одинокий дуб» Познакомить с жизнью и деятельностью Ф.Конюхова, Д.С.Лихачёва, В. ДикуляРазвивать умения и навыки анализа художес...
«Чем жив человек?» (урок-размышление в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).
laquo;Чем жив человек?» (урок-размышление в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»). Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста....