урок в 8 кл «Почему комедия «Ревизор» является бессмертным произведением?»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Тивунчик Валентина Генадьевна

Раскрыть жизненную основу комедии; раскрыть значение фамилий чиновников; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке; привлечь внимание к гоголевскому тексту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gogol.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ с. Грачев Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Урок с применением ИКТ в 8 классе

«Почему комедия «Ревизор»  является бессмертным произведением?»

Подготовила  

учитель русского языка и литературы

Тивунчик Валентина Генадьевна

с. Грачев Куст

Цели урока:

раскрыть жизненную основу комедии; раскрыть значение фамилий чиновников; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке; привлечь внимание к гоголевскому тексту; развивать навыки работы со словарем, работу в группе, уметь анализировать, находить общее и различие, воспитывать гордость за вклад писателя в мировую литературу.

Оборудование: словарь Ожегова (толкование слова «ревизор», «инкогнито»), лист А4 для 2-х групп и присутствующих (слова страх и смех), перо и чернильница, портрет Н.В. Гоголя, видеоролики.

(Учащиеся в начале урока разбиты на 2 группы:1группа - 19 век, 2 группа -21 век.)

Ход урока

  1. Орг. момент.

  1. Стадия вызова (учащиеся в роли Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина)

Гоголь: (сидит на стуле, что-то задумчиво пишет пером) Нет, не то, совсем не то.

Пушкин: (входит к Гоголю, подает ему руку) Здравствуй Николай Васильевич, ты, я вижу, делом занят? Сочиняешь?!

Гоголь (протягивая руку) Да какой там. Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но чисто русский анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится, то у меня пропадёт даром время, и я не знаю, что делать тогда… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из 5 актов, и, клянусь, будет смешнее чёрта…

Пушкин: Ну, в этом я тебе могу помочь, есть у меня один сюжетец. Помнишь, когда я ездил в Оренбург собирать материал по пугачевскому бунту. Так вот в городишке № поселился я в гостинице. Смешно вспоминать (усмехается), живу, никого не трогаю, тут является целая свита местных властителей, кланяются мне, чего-то заискивают, деньги предлагают. А я никак не пойму, чего они хотят. Потом только выяснилось, что они ждали какого-то важного чиновника, ну вот и приняли меня за него. Н-да, до чего может довести человеческая глупость. Вот она матушка- Россия какая! (разводит руками)Ну что ж мне пора, дела, брат, дела.

Гоголь: Всего хорошего. Спасибо за мысль.  Отлично! Точно! В комедии я соберу в одну кучу всё дурное в России, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеюсь над всем.

- Гоголь свое обещание сдержал, и на свет появилось его бессмертное произведение, какое? (комедия «Ревизор»)

3.Формулировка темы и целей урока.

-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока в виде вопроса.

Учащиеся: тема «Почему комедия «Ревизор» является бессмертным произведением?»

-Какие цели вы для себя поставите на сегодняшний урок? (познакомиться с комедией «Ревизор», познакомиться с действующими лицами комедии, обратить внимание на фамилии чиновников, выяснить, почему комедия бессмертна)

- Молодцы. А теперь перейдем к работе над комедией.

(Появляется афиша на доске)

19 апреля 1836 года в воскресенье

в Александрийском театре

первый раз оригинальная комедия

комедия в 5 действиях «Ревизор»,

сочинение Гоголя

-Перед вами афиша. Что вы знаете об этой постановке, как она прошла? (до 1-го акта все смеялись, а потом смех прекратился, и к концу комедии на лицах было недовольство).

-Почему такая реакций, ведь Гоголь сказал, что это комедия, значит надо смеяться на всем протяжении пьесы, а тут обратный эффект? (узнали себя в образах городских чиновников).

-Тогда давайте разберемся кто или что виноват в том, что чиновники этого города делают.

4. Проверка Д/З

-На дом вам было задание, узнать значение вашей фамилии и имени. Слушаем вас. (Каленюк - фамилия «Каленюк» образована от прозвища «Каленый» и относится распространенному украинско-белорусскому типу. Прозвище могло принадлежать кузнецу. В приволжских говорах «каляный» (т. е. Каленый) означает «упорный, упрямый»; Шалагина - фамилия Шалагин образована от прозвища Шалага. В некоторых говорах так называли человека простого, добродушного, доверчивого. В основе прозвища – нарицательное «шаль», от которого произошло современное слово «шалить»;  Казакова - фамилия Казаков не имеет отношения к казачеству, т.к. она часто встречается на Севере, где казаков не было. В основе фамилии лежит прозвище Казак. Обычно так называли наемного работника, батрака. В некоторых говорах прозвище Казак получал человек статный, рослый, удалой или бойкий. Иногда прозвище Казак давалось гонцу, рассыльному. Само же слово «казак» заимствовано из тюркских языков: kozak переводится как «скитаться, бродить», «смелый, проворный», «зверь, отлучившийся от стада», «неженатый, холостой». Все значения в смысловом отношении сходны между собой и имеют общую семантику —«независимый человек»; Мечетин - фамилия Мечетин формируется из мечети прозвища. По одной из версий, она берет свое начало в имя нарицательное "мечеть" - "молитвенный дом мусульман". Вероятно, прозвище отражает особое место жительства основателя имя (недалеко от мечети), или указывать на предка оккупации (строительство). Согласно другой гипотезе, прозвище происходит от Купола украинское слово "мечеть": как и в Черном рыбаков и призвал казаков печь для выпечки хлеба. В этом случае прозвище мечеть является одним из «профессиональных» имен вполне возможно, что так называемые печник, человек, выпекать и продавать хлеб - пекарь. Мечеть, в конце концов получил название Мечетин; Лощилова - Лощилов фамилия восходит к прозвищу Loschilo. Скорее, это происходит от глагола "польский", которая имеет значение "домен, суд zalaschivat для покрытия разрыва в конопатить трясет", "привязка, кусая орехи". Таким образом, прозвище может обратиться в так называемые «профессиональные» имена, указывая на вид человеческой деятельности. Таким образом, родоначальником семьи владельца Лощилов могут участвовать в строительстве и ремонте судов. По другой версии, по прозвищу Loschilo был любитель орехов. Loschilo легли в основу семьи Лощилов. Loschilo в конечном счете получил название Лощилов). 

-Влияют ли ваши имена и фамилии на ваш характер? (да/нет)

-Как вы думаете, может ли фамилия повлиять на характер, поступки человека, его действия? (в некоторых случаях может)

- Тогда посмотрим вместе с вами, как зовут героев Гоголя, какие фамилии они носят? (Сквозник-Дмухановский –городничий – как сквозняк везде проникает, как надоедливая муха будет липнуть; Ляпкин-Тяпкин-судья – выполняет свои дела плохо, тяп-ляп)

-Зачем Гоголь дает такие фамилии героям? (чтобы показать их сущность)

-Как называются такие фамилии в литературе? (говорящие)

        

5. Сравните два фрагмента. (видеоролик «Городничий сообщает о приезде ревизора», наше время – сообщение о приезде ревизора)

- Дайте определение, кто такой ревизор, кто это или что это? Почему только одно упоминание о нем наводит такую панику?

 (слабые работают со словарем Ожегова «Ревизор - должностное лицо, осуществляющее обследование и проверку (ревизию) деятельности какого-либо учреждения или должностного лица», сильные дают свое толкование). 

--Почему он идет инкогнито? Что означает слово «инкогнито»? (инкогнито - скрытно, тайно, не открывая своего имени.)

6. Работа в группах.

(Учащиеся в начале урока разбиты на 2 группы:1группа - 19 век, 2 группа -21 век.)

-Вы посмотрели два видеоролика.

1-группа – найдите отличие                                           2-группа найдите общее.

 -одежда(домашняя- костюм)                                    - сообщается о приезде ревизора

-реакция чиновников                                                   - едет инкогнито

- место сообщения (дом-кабинет)                              - надо объясняться с ревизором

           Ассоциативный ряд.

    Подберите к словам «СМЕХ» и  «СТРАХ»   ассоциативный ряд (на липких листочках, которые затем от каждой группы вывешиваются на доску поочерёдно).    (К этой работе подключаются гости,  присутствующие на уроке)

       После чего вывешивается словарная трактовка этих слов.         

- А чего боятся герои комедии? Над чем мы смеёмся? (назвать слова (понятия), которые вызывают у читателей(зрителей) смех (сплетни, взяточничество, самоуправство, подхалимство, безделье, легкомыслие, враньё, пустое кокетство и т.д.)

   

- Запишите все эти слова себе в тетрадь и подчеркните самое значимое. (Несколько учеников произносят вслух это слово, стараясь объяснить причину выбора.

       

- Давайте оценим эти понятия, основываясь на суть пьесы, подобрав прилагательные-эпитеты, существительные  (каждая группа придумывает по одному слову)

     1 группа                                                                         2 группа

       С -  самолюбие, своенравие                               С – самоуправство, своеволие

       М – мотовство, мошенничество                  Т – транжирство, тщеславие

       Е -  ехидство, единоличность                    Р –раболепство, равнодушие, расчетливость

       Х -  хамство, халатность                             А –авторитарность, алчность, аферист

                                                                                   Х –хитрость, ханжество

7. Итог

- Вернемся к теме нашего урока,  почему  же комедия «Ревизор» является бессмертным произведением? Ведь прошло более двухсот лет. (в наши дни ничего не изменилось, чиновники берут взятки и занимаются казнокрадством)

 

Рефлексия.

-Скажите, оправдались ли ваши ожидания от урока? Что вам больше понравилось?   Что не понравилось? Кто доволен собой? Кто не доволен?

                

Учитель.  Я хочу поблагодарить всех за сотворчество и содружество и пожелать вам, чтобы мысли ваши становились прекрасными цветами, чтобы вы учились понимать язык окружающего мира, умели быть счастливыми и дарили радость другим. Но это в будущем… А сегодня… Я попрошу вас обратиться друг к другу по имени и пожелать доброго и удачного дня, а затем подарить своё хорошее настроение тому, кого встретите за пределами этого кабинета. Спасибо за урок!

 

Д. з. прочитать 2 действие

2) С какого момента действие начинает развиваться быстрее?

3) стр. 344 (4, 5) слабым

4) сильным таблица(на доске)

Фамилия чиновника

Сфера деятельности

Отношение к делам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Почему я учу английский язык" 8 класс

Этот урок показывает применение компьютерных технологий, проектной методики и дифференцированного подхода....

Методическая разработка интегрированного урока (литература+английский) по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Вступление  ( слайд -  портрет А.С.Грибоедова, написанный И. Крамским)         Где он? Где друг? Кого спросить?...

Презентация к уроку литературы по изучению комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Презентация содержит фотографии, на которых запечатлены мизансцены из спектакля 1977 года по комедии "Горе от ума"...

Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь

Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь ...

Урок литературы по теме "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания". 8-й класс

Урок литературы по теме: "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания". 8-й класс...

Конспект урока литературы в 8 классе на тему « Бессмертная любовь» по произведению В. Шекспира «Ромео и Джульетта»

Цель урока - раскрыть глубину образов героев трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта», причины их гибели и бессмертия;  дать ответ на вопрос: «Что сделало имена Ромео и Джу...