Нравственные идеалы русского народа в былине «Вольга и Микула Селянинович»
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Цели и задачи урока.
- Формировать у учеников представления о былине как жанре русского фольклора; знакомство с былиной «Вольга и Микула Селянинович»;
- Рассмотреть особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине.
- Продолжать развитие навыка анализа текста художественного
произведения;
- Воспитать интерес к представлениям русских людей о подвиге, чести, долге, справедливости.
- совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, индивидуальные карточки, мини-тесты для контроля знаний по теме урока
Методические приемы: текст былины, мини-лекция, беседа, анализ текста художественного произведения, тестирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volga_i_mikula_selyaninovich.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Нравственные идеалы русского народа в былине «Вольга и Микула Селянинович»
Цели и задачи урока.
- Формировать у учеников представления о былине как жанре русского фольклора; знакомство с былиной «Вольга и Микула Селянинович»;
- Рассмотреть особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине.
- Продолжать развитие навыка анализа текста художественного
произведения;
- Воспитать интерес к представлениям русских людей о подвиге, чести, долге, справедливости.
- совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, индивидуальные карточки, мини-тесты для контроля знаний по теме урока
Методические приемы: текст былины, мини-лекция, беседа, анализ текста художественного произведения, тестирование.
Ход урока
I. Организационный момент. Просмотр фрагмента из фильма «Илья Муромец»;
Проблемный вопрос урока: Какой теме посвящена былина? Какие нравственные идеалы русского народа нашли отражение в этом произведении?
- Что такое былина? - Каковы основные признаки произведений этого фольклорного жанра?
- Какие темы поднимались в былинах? - Кто является героем былин? – Каких былинных
богатырей вы знаете? - За что прославлял их народ?
-Назовите героя и произведение, по которому снят фильм.
-Какие былинные герои вам известны? Какие былины вы читали?
А что же из себя представляет былина? На этот вопрос с вами ответим на уроке.
II. Определение темы урока;
постановка цели (обсуждение в группах, заполнение рабочей карты).
III. Изучение нового материала
1. Особенности былины как жанра русского фольклора, их тематика и проблематика
(лекция учителя с элементами беседы сопровождается слайд-презентацией)
2.Слово учителя.
Былины - это эпические песни о богатырях и других героях, выразившие представления народа о событиях, запечатлевшие жизнь древней Руси в её военных схватках с врагами, отразившие реальные общественные и семейно-бытовые отношения. Все художественные средства в былинах направлены на то, чтобы наиболее ярко запечатлеть персонажей, их действия, обстановку, выразить к ним отношение. Былины как и сказки являются важнейшими эпическими жанрами русского фольклора. Они отображают жизнь в значительных типических обобщениях, широко используя художественный вымысел, элементы фантастики. Как и во всех эпических жанрах искусства слова, те или иные события в сказках и былинах раскрываются прежде всего в образах, через показ их взаимоотношений и поступков. Важнейшую роль в былинах, как и в сказках, выполняет сюжет. В основе былин — важные, очень значительные, на взгляд сказителя, создателя былин и его слушателей, общественные явления, события, имеющие большое национально-историческое значение. Если герои сказок, как правило, совершенно обыкновенные люди, со всеми человеческими слабостями, то главные герои былин — богатыри, наделенные идеальными качествами человека (невероятная физическая сила, смелость, высокие нравственные качества и т. д.).
Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей.
В современном литературоведении не существует единого мнения насчет классификации былин. Традиционно все былины делят на две группы: новгородского и киевского цикла. События, которые описываются в былинах киевского цикла, повествуют о периоде правления князя Владимира.
Герои былин киевского цикла знакомые нам уже давно Илья Муромец, Михайло Потык, Добрыня Никитич, Чурило Пленкович, Алеша Попович. Все герои былин делятся на старших и младших богатырей. Старшие богатыри – Микула Селянинович, Вольга и Святогор – мудрые наставники молодых богатырей. Старшие богатыри олицетворяют собой дохристианские верования славянского народа в богов силы, мужества, отваги.
3. Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV-XV векам.
Обратим внимание на заглавие. Что необычно? (В заглавии имена двух героев.) Кто же из них истинный богатырь? Кого и за что прославит народ в этой былине?
4. Анализ сюжета и композиции былины. (Работа в парах, заполнение карточек)
- О чём рассказывает былина? Какова её тема?
(В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании.)
- Как разворачиваются события? (Как развивается сюжет?)
(Краткий сюжет: молодой Вольга Святославович отправляется со своей дружиной “за получкою” (за данью) в подаренные ему города. В поле он встречает могучего оратая (пахаря) и, узнав от него, что в тех городах “мужички да всё разбойнички”, зовёт богатыря с собой. Богатырь соглашается, но прежде просит убрать с борозды сошку – “бросить сошку за ракитов куст”. И оказывается, что это никому не под силу, кроме самого пахаря. Только после этого происходит настоящее знакомство Вольги с чудо-богатырём и определяется его имя: “Молодой Микула Селянинович”.)
Как видите, Вольга и Микула противопоставлены друг другу. Но по одному сюжету не определишь, в чём смысл этой былины,
5. Почему для изображения могучего богатыря Микулы Селяниновича понадобилось сопоставление его с Вольгой.
Попробуем проследить, как выстраивается сопоставление Вольги и Микулы композиционно (т. е. как располагаются части былины, как обрисованы образы героев).
-Каким видит князь Вольга оратая-богатыря? Найдите портрет Микулы Селяниновича (“кудри…что жемчуг”, “брови…чёрна соболя”, “глаза…ясна сокола”)
-Какое художественное средство использовано в портретном описании? (сравнение)
-Продолжим описание ( на Микуле «сапоги зелён сафьян», шапка пуховая, кафтан черного бархата).
А теперь посмотрим на изображение богатыря на многочисленных иллюстрациях к былине.
Соответствует ли нарисованный в былине портрет изображениям на иллюстрациях?
Почему не соответствует? (внешне картинно красив).
- Почему в былине пахарь одет не по-крестьянски, ведь крестьяне так не одевались, тем более на работу в поле? (очевидно, народ – создатель былины хотел подчеркнуть, что для Микулы работа в поле – настоящий праздник. Такое изображение богатыря в былине может говорить и об особом уважении народа к пахарю, труженику).
Обратите внимание на описание сохи (“гужики у неё да шелковые”, “присошечек…серебряный”, “а рогачик-то…красна золота”) Здесь использованы эпитеты.
-А как работает Микула? Легок шли труд пахаря? Почему он с ним легко справляется?
(у Микулы силища богатырская). Докажите текстом (один сошку из земли выдернул, которую тридцать дружинников Вольги сдвинуть с места не могли)
- Как называется этот прием? (гипербола – художественное преувеличение)
Есть ли еще примеры гиперболы в тексте? (три дня ехали Вольга с с дружинниками, услышав голос Микулы, описание кобылы Микулы тоже гиперболизировано, Микула рассказывает, как один тысячу мужичков положил)
6. Чтение по ролям отрывка.
-Почему Вольга зовет Микулу «в сотоварищи»?
(Микула Селянинович - сильный, честный, смелый человек, замечательный труженик. Это способен оценить и князь Вольга. Именно поэтому он предлагает Микуле сопровождать его.)
-А князя это как характеризует? (он ценит человека не по богатству, не по знатности рода, а по истинным его достоинствам)
- Где действие достигает кульминации?
(Непредвиденное состязание в силе богатыря Микулы и “дружинушки хороброй”: попытка “повывернуть” сошку Микулы из земли и “бросить сошку за ракитов куст” повторяется трижды.)
7.Индивидуальнаяя работа Выполнение мини-тестов
- Кто выходит победителем?
- Как мы убеждаемся в полной победе Микулы? (Вольга спрашивает его имя.)
- Как Микула называет себя? (Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей: “мужичков”.)
-Почему? Что значит это имя для “мужичков”? (В их глазах имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу, на благо людей.)
-Почему же народ сложил былину о простом пахаре, ведь он не совершает никаких подвигов?
-Как вы думаете, благодаря каким своим качествам Микула заслужил любовь народа?
-Зачем тогда введён образ Вольги? (Через сопоставление с ним показано превосходство Микулы.)
8. Итоги урока.
Какую характеристику вы могли бы дать русскому богатырю?
1) человек недюжинной силы
2) идеал нравственности
3) истинный патриот родины, живущий её интересами.
Домашнее задание: Прочитать былину “Садко” , ответить на вопросы по тексту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие былины. Былина Вольга и Микула Селянинович
Презентация предназначена для учащихся 7 класса. В презентации представлены композиционные ососбенности былин, основные циклы и работа по былине "Вольга и Микула Селянинович"....
Подготовка к написанию сочинения по былине "Вольга и Микула Селянинович" с использованием ИКТ
Опубликованный на странице портала учебный материал - это урок по подготовке к написанию сочинения по русской литературе в школе-интернате V вида для детей с ограниченными возможностями зд...
Конспект урока. Былина как жанр русского фольклора. «Вольга и Микула Селянинович» как отражение нравственных идеалов русского народа.
Былина – это песня о том, что было, что имело место в жизни. Былины – «старины», то есть песни о старине.Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патр...
Презентация по теме: "Понятие о былине. Собиратели былин. «Вольга и Микула Селянинович»
Презентация по литературе для обучающихся 7 классов....
Былина «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда.Технологическая карта урока
Технологическая карта урока литературы в 7 классе(учебно-методический комплект по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Тема: Былина «Вольга и Микула Селянинович»...
Эпос народов мира. Былины. Вольга и Микула Селянинович
конспект урока...
Эпос народов мира. Былины. Вольга и Микула Селянинович
презентация к уроку...