Былина «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда.Технологическая карта урока
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Технологическая карта урока литературы в 7 классе

(учебно-методический комплект по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса)

 

Тема:  Былина «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели: формировать у учеников представление о художественных особенностях былины (особенности построения сюжета и обрисовка героев в былине), понятие об эпическом герое, прививать любовь к устному народному творчеству.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: знакомство с главными героями былины, совершенствование речи учащихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение.

Метапредметные:

· познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

· регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

· коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 7 классе

(учебно-методический комплект по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса)

Тема:  Былина «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели: формировать у учеников представление о художественных особенностях былины (особенности построения сюжета и обрисовка героев в былине), понятие об эпическом герое, прививать любовь к устному народному творчеству.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: знакомство с главными героями былины, совершенствование речи учащихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение.

Метапредметные:

 познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

 регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

 коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Обрудование: учебник для общеобразовательных организаций  1 часть, авт.В.Я Коровина, В.П. Журавлев. Москва. Просвещение, 2017 год; компьютер, проектор, презентация

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Мотивационный

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний

- Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое, побываем в Киевской Руси.

-Прочитайте эпиграф и определите, о чем мы сегодня будем говорить? Что такое былины?

– Назовите и охарактеризуйте два основных цикла былин. 

Ответы на осмысление эпиграфа.

-  Мы продолжим говорить сегодня о былинах. Определение слова «былина» (запись в тетради предыдущего урока)

Киевский и Новгородский циклы. Киевский цикл: действие в Киеве; принимает участие князь Владимир; основная тема – защита русской земли от кочевников; герои – три богатыря-воина; Вольга и Микула – герои социально-бытовых былин. Новгородский цикл: город вел торговлю; плавание в другие страны; затронуты социальные темы.

Познавательные УУД:

- выделять существенную информацию из текста;

- структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;

Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- организовать выполнение заданий учителя;

III.Создание проблемной ситуации,

целеполагание

- Сегодня мы познакомимся с былиной Киевского цикла.

- Обратите внимание на название былины. Что в нем необычно?

Постановка проблемного вопроса.

- Кого же можно назвать подлинным героем былины?

- Что нужно сделать, чтобы получить верный ответ?

Нам нужно прочитать некоторые фрагменты былины, посмотрим, как построен ее сюжет и композиция.

В названии имена двух героев.

Варианты ответов.

Постановка целей и задач.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- выдвигать гипотезы и обосновывать их;

- формулировать проблему;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность на уроке;

IV. Освоение нового материала

1) Слово учителя

До нас дошел героический эпос русского народа — сказания о древних героях, русских богатырях. Часто героический эпос наших предков также называют богатырским эпосом. Нам предстоит познакомиться с двумя героями.

Волх – это волхв, умеющий “вражбу чинить”, то есть ворожить, мудрый кудесник, волшебник, родившийся от змея (что по древним языческим представлениям являлось признаком мудрости). О его рождении и подвигах рассказывается в былине “Волх Всеславьевич”. Волх – оборотень, обладающий способностью обвёртываться в сокола, волка, тура, муравья. Такая способность была присуща языческому божеству охоты.

Позже имя Волх превратилось в имя Вольга.

Исследователи считают, что в былине о Вольге и Микуле воссозданы не просто образы князя и крестьянина, а двух языческих богов: бога охоты (Волх-Вольга) и бога земледелия (Микула). 

2) Физминутка. 

- Прежде чем приступим к анализу содержания былины, предлагаю сделать физминутку. 

Приступили мы к зарядке.

……… (Встают; руки на пояс)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот.

А потом наоборот.

……… (Повороты корпусом)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

……… (Приседания)

И в последний раз присели,

А теперь за парты сели.

Слушают.

Делают записи в тетрадях.

Выполняют движения

Познавательные УУД:

- извлекать необходимую информацию из текста;

Регулятивные УУД:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

-работать по плану;

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Анализ сюжета и композиции во время чтения

-Попробуем проследить, как выстраивается сопоставление Вольги и Микулы композиционно.

- С чего начинается былина?

- Что узнаем о Вольге в следующей строфе?

- Итак, в самом начале былины Вольга противопоставлен Микуле. Что служит завязкой действия?

- Каково развитие действия?

-Что поражает Вольгу в этом оратае?

-Рассмотрим, как создается образ богатыря Микулы. Прочитайте 6 строфу. Какие художественные средства используются?

- Чем необычно описание орудия труда?

 -Какой вывод можно сделать об образе Микулы?

- О характере героев многое можно сказать и из их диалога.

- Найдите в тексте фрагмент сопоставления коня Вольги и кобылы Микулы.

-Где действие достигает кульминации? 

- Обратите внимание на прием градации (=нарастания).

- Кто выходит победителем?

- Как Микула называет себя? Почему?

Лексическая работа:

Микула = Николай. Селянинович – от слова «селянин», т.е. живущий в селе.

- Как вы считаете, благодаря каким качествам Микула заслужил такую любовь народа?

Зачин: «Когда..солнце..тогда..Вольга»

Превращается в рыб, птиц, зверей – подчеркивается чудесное происхождение (от женщины и змея).

Собирает «дружинушку хоробрую», чтобы собрать дань с подаренных городов.

Встречает в поле оратая (пахаря)

Поражает сила крестьянина и могущество коня.

Гипербола (ехали 3 дня, услышав голос оратая), постоянные эпитеты, сравнения.

Описание кобылы землепашца.

Орудия труда наилучшего качества

Описание Микулы выделяет его как главного героя, именно на нем сосредоточено все внимание.

Чтение по ролям

Вывод: В своем рассказе Микула рассказывает о том, как расправился с «разбойничками».

Чтение фрагмента.

Вывод: Кобыла пахаря превосходит по силе коня Вольги.

Состязание в силе богатыря Микулы и «дружинушки хороброй», повторяется трижды.

Со ссылкой на «мужичков»-односельчан. В их глазах имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудеса богатырской силы, на благо людей.

  1. Уважение к тяжелому труду землепашца.
  2. Патриот, живет интересами своего народа.

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск информации в тексте;

- формировать умения смыслового чтения;

- выделять главную информацию в тексте;

- вести запись основных тезисов на основе текста;

- анализировать и синтезировать информацию.

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- осуществлять работу в паре.

Регулятивные УУД:

- организовать выполнение заданий учителя;

VI. Обобщение и систематизация знаний.

- Посмотрите на определение эпического героя. Докажите, что Микула – эпический герой.

C:\Users\Администратор\Desktop\img10.jpg

Работа в группах:

Составление итоговой характеристики

  1. группа - Микулы

2 группа - Вольги.

- В начале урока мы обозначили проблему: кто же подлинный герой былины? Дайте развернутый ответ.

- Подведем итог. Какую характеристику вы могли бы дать русскому богатырю?

- Вернемся к эпиграфу и сделаем вывод о значении былин.

Читают и записывают определение.

Варианты ответов.

Выступления представителей групп (в это время учащиеся заполняют таблицу)

Вольга

Микула Селянинович

Княжеский племянник, князь Владимир его «родной дядюшка», «крёстный батюшка».

Хочет овладеть всякой премудростью, узнать тайны неба, воды и земли.

Сила Вольги в его мудрости и знании.

Крестьянин, пахарь, на это указывает отчество. Труженик, без устали пашет землю. Труд – главная жизненная ценность Микулы

Сила Микулы в богатырской мощи.

Ответы ребят на проблемный вопрос.

  1. Человек недюжинной силы.
  2. Патриот.
  3. Идеал нравственности.

Вывод. Былины учат жить, трудиться, прославляют людей труда, воспитывают уважение к  крестьянскому труду.

Познавательные УУД:

- формировать навык поисковой деятельности;

- выделять главную информацию в тексте;

- заполнять таблицу  на основе текста;

- анализировать и синтезировать информацию.

Коммуникативные УУД:

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- осуществлять самоконтроль;

- осуществлять анализ учебного материала.

Личностные:

- развитие  чувства  сопричастности  и гордости  за свою Родину, народ и историю.

VII. Рефлексия

- Чтобы подвести итог урока, напишите синквейн по сегодняшней теме.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Что осталось непонятным, трудным в изученной теме?

Микула

Могучий, легендарный

Пашет, кормит, защищает

Жить-своей Родине служить

Богатырь

Оценка своей деятельности. Планирование путей преодоления неуспешности.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития.

VIII. Домашнее задание.

- Мы не можем оставить без внимания некоторые интересные моменты в изученной былине, поэтому предлагаю дома составить:

1 группа – словарик «Одежда оратая»

 2 группа- словарик «Элементы орудия труда»

Личностные:

 -положительное отношение к познавательной деятельности.

Регулятивные:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие былины. Былина Вольга и Микула Селянинович

Презентация предназначена для учащихся 7 класса. В презентации представлены композиционные ососбенности былин, основные циклы и работа по былине "Вольга и Микула Селянинович"....

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему "Былина "Вольга и Микула Селянинович"

Данный урок нацелен сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины, об эпическом герое, об основных свойствах его характера, об особенностях построения сюжета и обрисовки г...

Нравственные идеалы русского народа в былине «Вольга и Микула Селянинович»

Цели и задачи урока.        Формировать у учеников представления о былине как жанре русского фольклора; знакомство с былиной «Вольга и Микула Селянинович...