Эпос народов мира. Былины. Вольга и Микула Селянинович
план-конспект урока по литературе (7 класс)
конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
epos_narodov_mira._byliny._volga_i_mikula_selyaninovich.docx | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 3. Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович»
Цель: Расширить представление об особенностях жанра былины; дать представление об отличии былины от сказки; показать соотношение реальности и вымысла былины.
Планируемые результаты: умение различать жанры фольклора; знание понятия былина, особенностей этого фольклорного жанра, содержания былины «Вольга и Микула Селянинович»; умения характеризовать героев, объяснять значение устаревших слов.
- Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
- Проверка домашнего задания.
- Пересказ статьи о преданиях.
- Пересказ одного из преданий.
- Выразительное чтение предания «Петр и плотник», устное рецензирование выступлений.
- Работа по теме урока.
- Слово учителя
. Три урока посвятим особенностям жанра устного народного творчества, с которым вы уже немного знакомы, – жанра былин. Былины, - как и предания один из древнейших типов фольклорных произведений. Они ведут свою историю примерно с XI века. Ученые установили, что создание былин закончилось в XVII веке, а активное их бытование. Постепенно угасая, продолжилось до середины прошлого, XX века.
Былины – это русский героический эпос. Величественные образы богатырей – защитников родной земли, поднимали дух воинов, поддерживали веру в силу, мужество и стойкость русского народа, служили примером, а иногда и укором. Вспомним лермонтовское: «Д, были люди в наше время,/ Не то, что нынешнее племя:/ Богатыри – не вы!» Богатыри олицетворяли важнейшие интересы, идеалы народа.
Само название говорит о том, что былины воспринимались народом как быль, как правдивое повествование о событиях, происходивших когда-то в старину.
- Актуализация знаний, беседа.
– Вспомните, какие особенности характерны для былин? (Примерный ответ. Герои-богатыри, особенности языка, традиционные фольклорные элементы: зачин, концовка, повторы, гиперболы, постоянные эпитеты).
- В чем отличие былины от сказа? (Примерный ответ. Сказка воспринимается и рассказчиком, и слушателями как чудесный вымысел, былина - как рассказ о действительных событиях).
- Каких богатырей вы помните? (Примерный ответ. Илья Муромец, Святогор-богатырь, Микула Селянинович и др.).
3. Чтение и обсуждение статьи ученого-фольклориста В.П. Аникина и статьи «О собирании, исполнении, значении былин» стр. 11-16.
В основе беседы вопросы 1-3 рубрики «В лаборатории народного творчества»
- Комментированное чтение и обсуждение былины «Вольга и Микула Селянинович»
Читает учитель.
- Кто герои былины?
- Кто такой Вольга Святославович? (Примерный ответ. Князь).
- Куда направляется Вольга? (Примерный ответ. Он едет в города, которые ему отдал во владение киевский князь).
Найти на карте Киевской Руси эти города.
- Какие качества проявляет Микула Селянинович, когда знакомится с князем? (Примерный ответ. Микула Селянинович превосходит по силе и мужеству всю княжескую дружину. Этот богатырь Микула является подлинным героем, которому отданы симпатии слушателей).
- Как изображен этот герой былины? (Примерный ответ. Микула одет не как крестьянин для работы, а как богатый и знатный боярин. В портрете Микулы иметно стремление украсить облик любимого героя).
Комментарии
«У оратая сапожки зелен сафьян» - это обувь очень богатых и знатных людей. Как и кафтан черного бархата.
«Вот шилом пяты, носы востры,/ Вот под пяту-пяту воробей пролетит, /Около носа хоть яйцо прокати» - высокий и тонкий каблук – как шило; острый, высоко загнутый носок.
Можно показать подобный фасон сапог у сказочного героя на иллюстрациям к сказкам В.М. Васнецова.
«А тут стали мужички с меня грошей просить» - в былине так называлась пошлина, которую взимают с путников горожане или – иронически – грабеж.
- Какое значение имеет такое описание? (Примерный ответ. Это описание дает представление не столько об облике героя, сколько об отношении к нему рассказчика былины, а также о стремлении поэтизировать труд).
- Работа с толковым словарем.
Работа в группах. Необходимо, чтобы перед глазами у обучающихся были, кроме текста. Иллюстрации к былине. Объяснение значения незнакомых слов (по толковому словарю С.И. Ожегова).
Гужики (гуж) – петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой.
Булатный – из булата- старинной, упругой, с уздечатой поверхностью стали.
Сафьян – тонкая мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет
Соловый - масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)
- Закрепление изученного материала.
Обсуждение вопросов и заданий рубрики «Размышляем о прочитанном» стр. 23.
- Какие черты в Микуле подчеркиваются? (Примерный ответ. Необыкновенная физическая сила, воинская доблесть. Микула отличается мудростью и добротой, ему передоверяют управление городами).
-В чем смысл диалога Вольги и Микулы Селяниновича?
- Подведение итогов урока.
- Почувствовали ли вы отношение народа к Микуле Селяниновичу? Каково это отношение? Обоснуйте свое мнение
- Домашнее задание
- Вопросы и задания рубрики «Проверь себя» стр. 15, 4 рубрики «В лаборатории народного творчества» стр. 17, рубрик «Проект» и «Совершенствуем свою речь».
- Подготовить выразительное чтение былины «Вольга и Микула Селянинович».
- Прочитать былины «Илья Муромец и Соловей -разбойник» и «Садко»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие былины. Былина Вольга и Микула Селянинович
Презентация предназначена для учащихся 7 класса. В презентации представлены композиционные ососбенности былин, основные циклы и работа по былине "Вольга и Микула Селянинович"....
Подготовка к написанию сочинения по былине "Вольга и Микула Селянинович" с использованием ИКТ
Опубликованный на странице портала учебный материал - это урок по подготовке к написанию сочинения по русской литературе в школе-интернате V вида для детей с ограниченными возможностями зд...
Конспект урока по литературе "Былина "Вольга и Микула Селянинович"
урок литературы в 7 классе...
Презентация по теме: "Понятие о былине. Собиратели былин. «Вольга и Микула Селянинович»
Презентация по литературе для обучающихся 7 классов....
Былина «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда.Технологическая карта урока
Технологическая карта урока литературы в 7 классе(учебно-методический комплект по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Тема: Былина «Вольга и Микула Селянинович»...
Нравственные идеалы русского народа в былине «Вольга и Микула Селянинович»
Цели и задачи урока. Формировать у учеников представления о былине как жанре русского фольклора; знакомство с былиной «Вольга и Микула Селянинович...
Эпос народов мира. Былины. Вольга и Микула Селянинович
презентация к уроку...