КТП по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс)
Календарно-тематическое планирование по литературе для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_lit-ra_8_klass.docx | 59.4 КБ |
Предварительный просмотр:
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Материально-техническое оснащение | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |||||||
План | Факт. | |||||||||||
1 | Введение Русская литература и история. | 1 | 01.09 | СД-проигрыватель Фонохрестоматия Мультимедиа проектор Устройство для воспроизведения звука (колонки) Портативный компьютер Экран Удлинитель с сетевым фильтром Компьютерная мышь Портреты писателей Магнитная доска | Осознанное чтение статьи учебника «Русская литература и история», эмоциональный отклик на прочитанное, выражение личного читательского отношения к прочитанному. Составление плана (тезисов) статьи учебника. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выполнение тестовых заданий. Практическая работа. Выявление связей литературных сюжетов и героев с историческим процессом (на основе ранее изученного). Самостоятельная работа. Подготовка пересказа вступительной статьи по опорным словам. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «историзм литературы». | |||||||
Устное народное творчество 2 часа | ||||||||||||
2 | В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). «В тёмном лесе», «Пугачев в темнице» и другие. Частушка как малый песенный жанр. | 1 | 05.09 | Сборники УНТ, толковые словари СД-проигрыватель Фонохрестоматия Мультимедиа проектор Устройство для воспроизведения звука (колонки) Портативный компьютер Экран Удлинитель с сетевым фильтром Компьютерная мышь Портреты писателей Магнитная доска | Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства – фольклорной и литературной. Выразительное чтение (исполнение) народных песен, частушек. Прослушивание инсценирование актёрского исполнения песен. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение иллюстраций учебника. Практическая работа. Составление таблицы «Виды русских народных песен». Самостоятельная работа. Составление толкового словарика историко-культурных реалий статьи учебника. Завершение работы над таблицей. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…» из разделов «Русские народные песни», «Частушки». Составление текста частушки на школьную тему | |||||||
3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком…» | 1 | 08.09 | Выразительное чтение и обсуждение преданий из учебника и практикума «Читаем, думаем, спорим…».Рецензирование актёрского исполнения преданий(см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение картины В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Практическая работа. Составление плана сообщения «Предания как исторический жанр русской народной прозы». Подбор примеров, иллюстрирующих понятие «предание». Самостоятельная работа. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…» из раздела «Предания». Составление таблицы «Сходство и различие преданий и народных сказок». Проект. Составление сценария конкурса «Русские народные песни и предания» (см. практикум «Читаем, думаем, | ||||||||
Из древнерусской литературы | 2 | Чтение статьи учебника «Из древнерусской литературы» и письменный ответ на вопрос «Что нового появилось в русской литературе XVII века?».. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Формулирование вопросов к тексту произведения. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «воинская повесть». Практическая работа. Составление плана характеристики князя Александра Невского.Самостоятельная работа. Подготовка пересказа на тему «Последний подвиг Александра Невского» с сохранением особенностей языка жития. | ||||||||||
4 | «Житие Александра Невского» (фрагменты). Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. | 1 | 12.09. | СД-проигрыватель Фонохрестоматия Мультимедиа проектор Устройство для воспроизведения звука (колонки) Портативный компьютер Экран Удлинитель с сетевым фильтром Компьютерная мышь Портреты писателей Магнитная доска | ||||||||
5 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. | 1 | 15.09 | Чтение и составление тезисов статьи «О „Повести о Шемякином суде“». Выразительное чтение фрагментов сатирической повести XVII века в современном переводе (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Характеристика героя сатирической повести. Выявление характерных для произведений литературы XVII века тем, образов и приёмов изображения человека. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Практическая работа. Составление таблицы «Приёмы сатирического изображения в повести „Шемякин суд“». Самостоятельная работа. Пересказ фрагмента повести по сюжету, изображённому на иллюстрации. Письменный ответ на вопрос «Как в русский язык пришла поговорка «шемякин суд»?». Подготовка устного рассказа о Д. И. Фонвизине на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение комедии «Недоросль» | ||||||||
Из литературы 18 века 3 часа | ||||||||||||
6 | Д. И. Фонвизин. «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии. | 1 | 19.09 | Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нём взаимопонимания | ||||||||
7 | «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. | 1 | 22.09 | СД-проигрыватель Фонохрестоматия Мультимедиа проектор Устройство для воспроизведения звука (колонки) Портативный компьютер Экран Удлинитель с сетевым фильтром Компьютерная мышь Портреты писателей Магнитная доска | Работа со словарём литературоведческих терминов. Выявление в комедии характерных для произведений русской литературы XVIII века тем, образов и приёмов изображения человека. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Практическая работа. Составление плана анализа эпизода комедии и устное сообщение по плану. Составление таблицы «Речь персонажей комедии как средство их характеристики». Самостоятельная работа. Письменный анализ эпизодов комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по группам). Проект. Постановка фрагментов комедии «Недоросль» | |||||||
8 | Р.Р.1 «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов
| 1 | 26.09 | Повторение основных литературоведческих понятий,связанных с анализом комедии классицизма. Участие в коллективном диалоге. Составление плана и письменный ответ на один из проблемных вопросов Самостоятельная работа. Подготовка устного рассказа об И. А. Крылове и истории создания басни «Обоз» на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета | ||||||||
Из литературы 19 века 36 часов | ||||||||||||
9 | И. А. Крылов. «Обоз» – басня о войне 1812 года. | 1 | 29.09 | СД-проигрыватель Фонохрестоматия Мультимедиа проектор Устройство для воспроизведения звука (колонки) Портативный компьютер Экран Удлинитель с сетевым фильтром Компьютерная мышь Портреты писателей Магнитная доска | Знание сведений о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); Понимание: Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Умение выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором. Составление вопросов к басням. | |||||||
К.Ф.Рылеев 1 час | ||||||||||||
10 | К. Ф. Рылеев. «Смерть Ермака» . Историческая тема думы. | 1 | 03.10 | Практическая работа. Соотнесение содержания думы с романтическими принципами изображения жизни и человека. Характеристика особенностей поэзии русского романтизма, присущих думе (на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя). Составление плана письменного ответа на вопрос. Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения фрагмента думы. Чтение думы «Иван Сусанин» и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Письменный ответ на вопрос «Какими способами поэт создаёт облик романтического героя в думе „Смерть Ермака“?». Составлениеотзыва на русскую песню, созданную на стихи думы. Подготовка устного рассказа об А. С. Пушкине-историке на основе самостоятельного поиска материалов о нём. | ||||||||
А.С.Пушкин 11 часов | ||||||||||||
11 | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Пётр Гринев – жизненный путь героя, формирование характера. | 1 | 6.10 | Практическая работа Устный рассказ об истории создания романа. Выразительное чтение Формулирование вопросов к тексту произведения. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Толкование эпиграфов к главам романа. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «историзм», «реализм», «роман». Практическая работа. Соотнесение содержания произведения с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Составление таблицы «Пётр Гринёв как реалистический герой». Самостоятельная работа. Чтение романа «Капитанская дочка». Выборочный пересказ эпизодов, связанных с историей Петра Гринёва. Письменный ответ на вопрос «Какую роль в композиции романа играют пушкинские эпиграфы?» | ||||||||
12 | «Капитанская дочка»: Маша Миронова – нравственная красота героини. | 1 | 10.10 | Различные виды пересказов. Формулирование вопросов по тексту произведения. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика Гринёва и средств создания его образа. Выявление в романе характерных для произведений русской литературы первойполовины XIX века тем, образов и приёмов изображения человека. Практическая работа. Анализ эпизода «Первая встреча Гринёва с Пугачёвым». Составление плана характеристики Гринёва. Самостоятельная работа. Выборочный пересказ эпизодов, связанных со Швабриным и Савельичем. Письменная характеристика Петра Гринёва как героя реалистического романа | ||||||||
13 | «Капитанская дочка»: Швабрин – антигерой | 1 | 13.10 | Формирование у учащихся исследовательской деятельности, Практическая работа. Составление цитатной таблицы «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина» и плана сравнительной характеристики героев. Устный рассказ о героях по плану. Самостоятельная работа. Письменная сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Выборочный пересказ эпизодов, связанных с образами Маши Мироновой и её родителей | ||||||||
14 | «Капитанская дочка»: значение образа Савельича в романе.. | 1 | 17.10 | Практическая работа. Анализ эпизодов «Гибель капитана Миронова», «В императорском саду»..Самостоятельная работа. Составление письменной сравнительной характеристики женских образов романа. Выборочный пересказ эпизодов, связанных с образом Пугачёва | ||||||||
15 | «Капитанская дочка»: особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел. | 1 | 20.10 | Формулирование вопросов по тексту произведения. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Объяснение жизненной основы и художественной условности, индивидуальной неповторимости и типической обобщённости художественного образа. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Практическая работа. Составление плана характеристики Пугачёва. Устная характеристика Пугачёва и средства создания его образа. | ||||||||
16 | Р.Р. 2 Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов | 1 | 24.10 | Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ. Контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов: Самостоятельная работа. Подготовка сообщений «Пушкин и лицеисты», «Пушкин и декабристы» на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Самостоятельная работа. Подготовка к контрольной работе | ||||||||
17 | Классное сочинение №1 по творчеству А.С. Пушкина | 1 | 27.10 | Умение давать сравнительную характеристику героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения. | ||||||||
18 | Вн. Чт. 1 А. С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки) | 1 | 31.11 | Умение давать оценку произведению, доказывать свою точку зрения письменно. | ||||||||
19 | С. Пушкин. «19 октября» Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранны | 1 | 10.11 | Выразительное чтение поэтического произведения. Рецензирование выразительного чтения одноклассников. Знание теоретико-литературных понятий Умение находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства, определять их роль. | ||||||||
20 | «Туча» Разноплановость содержания стихотворения. | 1 | 14.11 | Знание сведений о семье, детстве, учёбе в Лицее А.С. Пушкина; теоретико-литературные понятий сравнение, эпитет, метафора. Понимание нравственной проблематики стихотворения. Умение находить изобразительно-выразительные средства, определять их роль; прослеживать изменение настроения в стихотворении. | ||||||||
21. | Вн. Чт. 2 С. Пушкин. «К***» («Я помню чудное мгновенье…») и другие стихотворения, посвящённые темам любви и творчества | 1 | 17.11 | Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Пушкина. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Выявление характерных для стихотворений Пушкина тем, образов и приёмов изображения человека. Практическая работа. Составление плана и устный анализ одного из стихотворений. Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения стихотворений наизусть и письменный анализ одного из них | ||||||||
М.Ю.Лермонтов (4 часа) | ||||||||||||
22 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. | 1 | 21.11 | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | ||||||||
23 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя. | 1 | 24.11 | уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, понимать прочитанное | ||||||||
24 | «Мцыри»: особенности композиции поэмы. | 1 | 28.11 | Формирование у учащихся внутренней позиции на основе поступков положительного героя, формирование нравственно – этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | ||||||||
25 | Классное сочинение №2 по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | 1 | 01.12 | Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ. Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов Подготовка устного рассказа о Н. В. Гоголе и истории создания комедии «Ревизор» на основе самостоятельного поиска материалов с использованием сведений из раздела учебника «Литературные места России», справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение комедии «Ревизор». | ||||||||
Н.В.Гоголь (7 часов) | ||||||||||||
26 | Н. В. Гоголь. «Ревизор» Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. | 1 | 15.12 | Составление тезисов статей учебника «Николай Васильевич Гоголь» и «О замысле, написании и постановке „Ревизора“». Устный рассказ о писателе и истории создания комедии. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение фрагментов пьесы (по ролям). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие «комедия». Практическая работа. Выявление признаков драматического рода в комедии. Самостоятельная работа. Чтение комедии «Ревизор». Пересказ эпизодов, связанных с образами чиновников. Письменный ответ на вопрос «Какую общественную задачу ставил перед собой Гоголь в комедии „Ревизор“ | ||||||||
27 | «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию. | 1 | 19.12 | DVD Фонохрестоматия СД-проигрыватель Мультимедиа проектор Устройство для воспроизведения звука (колонки) Портативный компьютер Портрет поэта | Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. | |||||||
28 | Н. В. Гоголь. «Ревизор»: Хлестаков и «миражная интрига». | 1 | 22.12 | Характеристика сюжета пьесы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Соотнесение содержания пьесы с реалистическими принципами изображения жизни и человекаАнализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «сатира» и «юмор».Практическая работа. Составление плана характеристики чиновников города. Характеристика героев и средств создания их образов.Самостоятельная работа. Пересказ эпизодов, связанных с образом Хлестакова. Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. Каков образ провинциально-чиновничьего города в пьесе «Ревизор»? 2. Как влияет страх встречи с ревизором на каждого из чиновников города? | ||||||||
29. | Хлестаковщина как общественное явление | 1 | 26.12 | Устная характеристика Хлестакова и средств создания его образа.. Практическая работа. Анализ эпизодов «Первая встреча Хлестакова с городничим», «Сцена вранья», их роль в комедии. Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. В чём сущность хлестаковщины как общественного явления? 2. Почему Гоголь огорчался, когда зрителям на спектакле «Ревизор» было лишь смешно? 3. Почему критик Ю. Манн назвал интригу комедии «Ревизор» миражной? | ||||||||
30. |
Р.Р.3 Подготовка к сочинению по комедии «Ревизор»»: новизна финала, немой сцены. | 1 | 9.01 | . Объяснение жизненной основы и художественной условности, индивидуальной неповторимости и типической обобщённости художественного образа Хлестакова Самостоятельная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос: 1. В чём сущность хлестаковщины как общественного явления? | ||||||||
31 | Н. В. Гоголь. «Шинель»: Образ «маленького человека» в литературе. | 1 | 12.01 | DVD Фонохрестоматия СД-проигрыватель Мультимедиа проектор Устройство для воспроизведения звука (колонки) Портативный компьютер Портрет писателя | Устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление характерных для повести первой половины XIX века тем, образов и приёмов изображения человека. Устная характеристика героя и средств создания его образа. Практическая работа. Составление плана (в том числе цитатного) характеристики Башмачкина. Анализ эпизода «Башмачкин заказывает шинель». Самостоятельная работа. Письменная характеристика Башмачкина или письменный ответ на проблемный вопрос «Как в повести „Шинель“ продолжается тема „маленького человека“ в русской литературе?» | |||||||
32 | Классное сочинение №3 по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | 1 | 16.01 | Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ. | ||||||||
И.С. ТУРГЕНЕВ (1 час) | ||||||||||||
33 | И. С. Тургенев. «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. | 1 | 5.12 | Составление тезисов статьи учебника «Иван Сергеевич Тургенев». Устный рассказ о писателе и истории создания рассказа. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии И. С. Тургенева и его книге «Записки охотника». Выразительное чтение рассказа «Певцы». Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики цикла «Записки охотника». Определение художественной функции русской песни в композиции рассказа. Прослушивание русских песен, исполняемых в рассказе, и их обсуждение. Игровые виды деятельности: инсценирование фрагментов рассказов, литературная викторина (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»). Практическая работа. Составление плана сравнительной характеристики певцов. Подбор цитат на тему «Внешний облик и внутреннее состояние певцов во время исполнения песен». Устная характеристика образа повествователя и средств его создания. Самостоятельная работа. Письменная сравнительная характеристика певцов. Письменный ответ на вопрос «Какова роль образа повествователя (русской песни) в композиции рассказа „Певцы“?». | ||||||||
М.Е. Салтыков-Щедрин (2 часа) | ||||||||||||
34 | М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. | 1 | 8.12 | Составление тезисов статьи учебника «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин». Обсуждение статьи «Уроки Щедрина» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»). Сообщение о писателе. Выразительное чтение фрагмента романа. Устный или письменный ответ на вопрос(с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания фрагмента романа. Практическая работа. Устная характеристика глуповцев и правителей и средств создания их образов. Самостоятельная работа. Различные виды пересказов фрагмента романа. | ||||||||
35 | «История одного города» (отрывок): гротескные образы градоначальников. | 1 | 12.12 | Практическая работа. Составление плана сообщения о средствах создания комического в романе. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «ирония», «сатира», «гипербола», «гротеск», «эзопов язык», «пародия». Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Какими средствами автор создаёт в романе комический эффект?». Подготовка устного рассказа о Н. С. Лескове на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение рассказа «Старый гений» | ||||||||
Н.С.Лесков (1 час) | ||||||||||||
36 | Н. С. Лесков. «Старый гений»: Сатира на чиновничество. Нравственные проблемы в рассказе | 1 | 19.01 | Презентация, словарь литературоведческих терминов | Составление тезисов статьи учебника «Николай Семёнович Лесков». Устный рассказ о писателе Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Практическая работа. Устная характеристика героев и средств создания их образов. Составление цитатной таблицы «Две России в рассказе». Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из вопросов | |||||||
Презентация, компьютер, интерактивная доска | Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «художественная деталь», «рассказ». Обсуждение иллюстраций к рассказу. Практическая работа. Составление плана сообщения о нравственных проблемах рассказа. Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Какие нравственные проблемы поднимает Лесков в рассказе „Старый гений“?». | |||||||||||
Л.Н.Толстой (3 час) | ||||||||||||
37 | Л. Н. Толстой. «После бала»: идея разделённости двух Россий. | 1 | 23.01 | Иллюстрации учащихся, фонохрестоматия | Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Л. Н. Толстого. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания рассказа с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Практическая работа. Подбор цитат на тему «Две России в рассказе». Самостоятельная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос | |||||||
38 | Л. Н. Толстой. «После бала»: Контраст как средство раскрытия конфликта. | 1 | 26.01 | Презентация, компьютер, выставка книг писателя | Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «контраст», «антитеза», «композиция», «художественная деталь». Обсуждение иллюстраций к рассказу. Практическая работа. Составление цитатной таблицы «Контраст как основной композиционный приём в рассказе». Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Как контрастное построение рассказа помогает в понимании его идеи?». | |||||||
39 | Контрольная работа по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого | 1 | 30.01 | Фонохрестоматия, рисунки учащихся | Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть стихотворений на тему «Поэзия родной природы». Чтение стихов из раздела «Родная природа в произведениях русских поэтов» и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…» | |||||||
Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор). (2 часа) | ||||||||||||
40 | Р.Р. 4 Поэзия родной природы в русской литературе XIX века. Выразительное чтение стихотворений.
| 1 | 06.02 | DVD Фонохрестоматия СД-проигрыватель Мультимедиа проектор Устройство для воспроизведения звука (колонки) Портативный компьютер | Выразительное чтение стихотворений. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выявление общности в восприятии природы русскими поэтами. Практическая работа. Составление партитурной разметки текста стихотворения и выразительное чтение с соблюдением логических ударений, пауз, поэтических интонаций. | |||||||
41 | Р.Р.5 Обучение анализу стихотворения | 1 | 13.02 | Составление плана анализа стихотворения. Письменный анализ одного из стихотворений или сопоставительный анализ двух стихотворений. | ||||||||
А.П.Чехов (1 час) | ||||||||||||
42 | А. П. Чехов. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Вн. Чт. 3 А. П. Чехов. «Человек в футляре» | 1 | 20.02 | Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Практическая работа. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие «психологизм». Составление таблицы «Психологизм рассказа Чехова «О любви». Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Почему любовь не принесла Алёхину счастья?». Чтение рассказов «Человек в футляре» и «Тоска». Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…» | ||||||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (18 ЧАС) | ||||||||||||
И.А.Бунин ( 1 час) | ||||||||||||
43 | И. А. Бунин. «Кавказ»: Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. | 1 | 27.03 | Презентация, компьютер | Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Почему несчастливы в любви герои рассказа „Кавказ“?». Подготовка устного рассказа о военной биографии А. И. Проект. Составление маршрута электронной заочной экскурсии в музей И. А. Бунина в Орле с использованием статьи учебника из раздела «Литературные места России» и ресурсов Интернета | |||||||
А.И.Куприн (2 часа) | ||||||||||||
44 | А. И. Куприн. «Куст сирени»: утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. | 1 | 30.03 | Иллюстрации к рассказу, план сопоставительной характеристики героев | Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «сюжет» и «фабула». Практическая работа. Составление плана характеристики героя.. Самостоятельная работа. Подготовка к диспуту «Поговорим о превратностях любви». Проект. Подготовка электронной презентации «Лики любви в рассказах А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна» | |||||||
45 | Р.Р. 6 Урок-диспут «Поговорим о превратностях любви» Домашнее сочинение | 1 | 3.04 | Иллюстрации учащихся, словарь литературоведческих терминов | Участие в коллективном диалоге. Аргументирование своей позиции. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Практическая работа. Подготовка обвинительной и защитной речи в адрес героев рассказов о любви. Самостоятельная работа. Написание сочинения на тему «Нравственный смысл историй о любви в рассказах русских писателей». Подготовка к контрольной работе по творчеству русских писателей второй половины XIX – начала XX века. Индивидуальная работа по подготовке рефератов и докладов о русской литературе ХХ века. Чтение стихотворений и прослушивание песен на стихи из раздела «Песни о любви на стихи поэтов XX века» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…») | |||||||
А.А.Блок (1 час) | ||||||||||||
46 | А. А. Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл. | 1 | 27.02 | Презентация, компьютер, выставка книг автора | Практическая работа. Составление цитатной таблицы «Образ прошлой и настоящей России в стихотворении А. А. Блока „Россия“». Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения стихотворений наизусть. Письменный ответ на вопрос «В чём современное звучание стихов Блока об истории России?» Подготовка устного рас253 сказа об С. А. Есенине и об истории создания поэмы «Пугачёв» на основе самостоятельного поиска материалов с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», справочной литературы и ресурсов Интернета | |||||||
С.А.Есенин (1 час) | ||||||||||||
47 | С. А. Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему. Р.Р.7 Образ Емельяна Пугачёва в народных преданиях, произведениях Пушки- на и Есенина | 1 | 6.03 | Презентация, компьютер, выставка книг автора | Практическая работа. Составление таблицы «Художественные тропы в поэме „Пугачёв“». Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть фрагмента из поэмы. Письменный ответ на вопрос «Какова роль художественных тропов в поэме „Пугачёв“?» | |||||||
И.С.Шмелёв М.А.Осоргин (1 час) | ||||||||||||
48 | И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем»: рассказ о пути к творчеству. М. А. Осоргин. «Пенсне»: сочетание реальности и фантастики в рассказе. | 1 | 13.03 | План характеристики героя, рисунки учащихся, фонохрестоматия | Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Практическая работа. Составление плана отзыва на рассказ Шмелёва. Самостоятельная работа. Написание отзыва на рассказ Шмелёва или сочинения-эссе «Как я написал своё первое сочинение». | |||||||
Писатели улыбаются (2 часа) | ||||||||||||
49 | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“» (отрывки). Вн. Чт4 Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы | 1 | 6.04 | Формирование умения самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию уметь планировать алгоритм ответа уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев | ||||||||
50 | Вн. Чт.5 М. М. Зощенко. «История болезни» и другие рассказы
| 1 | 10.04 | Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания | ||||||||
А.Т.Твардовский (2 часа) | ||||||||||||
51 | А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Особенности композиции поэмы. | 1 | 13.04 | Знакомство с отдельными этапами биографии писателя | ||||||||
52 | А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: новаторский характер Василия Тёркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. | 1 | 17.04 | Формирование у учащихся мотивации к самосовершенствованию | ||||||||
Стихи и песни о Великой Отечественной войне (обзор). (1 час) | ||||||||||||
53 | Р.Р. 8 Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. | 1 | 20.04 | Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть), прослушивание и исполнение песен. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворений и песен. Практическая работа. Сопоставление разных редакций песни «Катюша» (на основе статьи учебника «Фронтовая судьба „Катюши“»). Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения стихотворений наизусть. Составление письменного отзыва о военной песне Проект. Составление электронной презентации или литературно-музыкальной композиции «Стихи и песни, приблизившие Победу» | ||||||||
В.П.Астафьев (3 часа) | ||||||||||||
54 | В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет» Автобиографический характер рассказа | 1 | 24.04 | Выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагмента. Умение давать устную сравнительную характеристику героев | ||||||||
55 | В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени. | 1 | 27.04 | Умение давать оценку произведению, доказывать свою точку зрения письменно уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста уметь анализировать текст уметь читать вслух и понимать прочитанное | ||||||||
56 | Контрольная работа 4 по произведениям о ВОВ. | 1.05 | Контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов Самостоя тельная работа. выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…» | |||||||||
Русские поэты о родине, родной природе (обзор) (2 часа) | ||||||||||||
57 | Русские поэты о родине, родной природе (обзор). | 1 | 4.05 | фонохрестоматия СД-проигрыватель | Знание основных сведений о жизни и творчестве поэта. Понимание значения искусства во время войны. Умение выразительно читать стихотворения; находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль, описывать произведения живописи. | |||||||
58
| Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине. | 1 | 08.05 | Знание основных сведений о жизни и творчестве поэта. Умение выразительно читать стихотворения; находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль, описывать произведения живописи. | ||||||||
Из зарубежной литературы (3ч). | ||||||||||||
59 | У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Сонеты «Её глаза на звезды не похожи..», «Увы, мой стих не блещет новизной..». Воспевание поэтом любви и дружбы. | 1 | 11.05 | Мультимедиа проектор Устройство для воспроизведения звука (колонки) Портативный компьютер Экран Удлинитель с сетевым фильтром Компьютерная мышь Портреты писателей | Знание основных тем творчества писателя, сюжета и содержания рассказа, понятия «автобиографическое произведение». Умение определять элементы композиции рассказа. | |||||||
60 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен) . Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | 1 | 15.05 | уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста уметь анализировать текст | ||||||||
61 | В. Скотт. «Айвенго» Средневековая Англия в романе. | 1 | 18.05 | Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев романа, его идейно-эмоционального содержания. | ||||||||
Итого 61 час, вн. чт. - 5, р.р. - 8, кл. соч. - 4, д.соч. - 1 |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________Конелец Н.И. « _31___» августа 2022 года |
Краснодарский край,
муниципальное образование Лабинский район,
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 имени участника
Великой Отечественной войны Вареласа Владимира Георгиевича города Лабинска Лабинского района
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе
Класс 8 «В»
Учитель Лукьяненко Н.Д.
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы учителей русского языка и литературы Корякиной И. А., ЛьвовойГ.В., утверждённой решением педсовета протокол №____ от «____» августа 2021 года
В соответствии с ФГОС ____ОО
Планирование составлено на основе примерной программы «Литература, 5 - 9 классы» под редакцией В.Я. Коровиной, М.: Просвещение, 2011 год., включённой в содержательный раздел примерной основной образовательной программы общего образования, внесённых в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля №1/15) в соответствии с ФГОС основного общего образования /
Учебник «Литература» 8 класс учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В двух частях, Часть 1, часть 2. Под редакцией В. Я. Коровиной. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации 6-е издание. Москва “Просвещение” 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Задачник-практикум по литературе класс
Практические задания по литературе класс...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...