Роль эпиграфа в анализе повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка".
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Желялетдинова Нелли Иосифовна

Цель: -проследить, как связаны эпиграфы с текстом повести

           -какую роль они выполняют в тексте

          -уметь находить внутритекстовые структурные связи эпиграфа с содержанием главы

         - закрепить знание текста

         - воспитывать милосердие и умение оставаться человеком, в какие бы условия жизнь не поставила.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kapitanskaya_dochka.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Роль эпиграфа в анализе повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка".

Цель: -проследить, как связаны эпиграфы с текстом повести

           -какую роль они выполняют в тексте

          -уметь находить внутритекстовые структурные связи эпиграфа с содержанием главы

         - закрепить знание текста

         - воспитывать милосердие и умение оставаться человеком, в какие бы условия жизнь не поставила.

Ход урока.

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим с вами о значимости эпиграфов в произведении. Начнем с 1 главы. Я сознательно вернусь к пословице "Береги честь смолоду" в конце нашего урока.

С эпиграфами вы встречались много раз. Какую роль они играют?

Я процитирую слова писателя, литературоведа Виктора Борисовича Шкловского: "Эпиграфы - смысловой ключ произведения, дающий представления об авторском отношении к теме, которое он хочет передавать читателям."

- Сформулируйте, исходя из этого определения, цель нашего урока?

 И сегодня мы проследим, как связаны эпиграфы с самим текстом повести и какую роль они выполняют.

Читаем эпиграф к 1 главе.

Глава I СЕРЖАНТ ГВАРДИИ

Был бы гвардии он завтра ж капитан.

— Того не надобно: пусть в армии послужит.

Изрядно сказано! Пускай его потужит…

…………

Да кто его отец?

Княжнин

2. Исторический комментарий учителя.

Слово недоросль раньше имело другое значение, чем теперь. Так называли молодых дворян XYIII века, не достигших совершеннолетия и не поступивших ещё на государственную службу, но записанных в армию с рождеия. Пока недоросль достигал совершенолетия, он автоматически продвигался по службе и к 17 годам, не прилагая усилий, мог "дослужиться" до капитана. Источником  эпиграфа является диалог Верхолета и Честона - честь превыше всего, он продолжает традиции верного служения отечеству петровских вельмож. Верхолет  службе мечтает только о выгоде и карьере.

Я вам прочитаю продолжение диалога героев комедии "Хвастун" Я.Б. Княжнина. Честон обращается к своему сыну:

И счастья лёгкого я сыну не желаю,

Мне сносней, чтобы ты обижен в службе был,

Как отнял у друих, чего не заслужил.

Что помогает понять это продолжение?

(Мотивы поведения отца Петруши Гринёва).

Он ненавидит угодничество и карьеризм во время царствования Екатерины II.

О чём идёт речь в эпиграфе?

Как он связан с началом и концом главы?

Зачем нужна вторая часть эпиграфа?

(Она перекликается с началом   повести)

Просматривается ли отношение А.С.Пушкина к героям и событиям?

(ироническое отношение автора к розовым мечтаниям Петруши и положительное в стремлении Гринёва-старшего воспитать в сыне высокие нравственные качества.)

Эпиграф помогает нам понять моральный кодекс настоящего дворянства.

II глава. Эпиграф - цитата из старинной рекрутской песни.

Сторона незнакомая!

Что не сам ли я на тебя зашел,

Что не добрый ли да меня конь завез:

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, добрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.

Старинная песня

 Каким предстаёт Пугачёв?

Учитель:

Сначала эпиграфом к этой главе были взяты строки из элегии В.А.Жуковского "Желание": "Где ж вожатый? Едем!"

Почему Пушкин заменил эту цитату? (Она более тесно связана с названием главы и перекликается с разговором Петруши и вожатого)

Структурно эпиграф связан со словами Пугачёва "сторона мне знакомая..."и указывает, что и в уральских степях, и среди яицких казаков предводитель народного восстания - как рыба в воде.

III глава.

Мы в фортеции живем,

Хлеб едим и воду пьем;

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку.

Это солдатская песня, характеризующая установившийся в крепости уклад жизни.

Что она передаёт? (создаёт образы бравых солдат, они грозят врагам)

Здесь сталкиваются слова разных стилей("фортеция"- книжный и "зададим пирушку", "придут на пироги" - разговорный). Показать несоответствие ожиданий Петруши и жизни в крепости.

Найдём переклички эпиграфа и текста.

Самостоятельная работа учащихся.

Мы в фортеции живём.

Хлеб едим и воду пьём,

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку,

Зарядим картечью пушку.


Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видел, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. Мы сели обедать.

...насунутся, так я такую задам острастку, что лет на десять угомоню...

А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она (Маша), моя Голубушка чуть на тот свет не отправилась. С тех пор уж не палим из проклятой пушки

О чём свидетельствуют данные параллели?

(об авторском ироническом отношении к гарнизонной службе)

Полнее раскрыть образы "старинных людей" поможет второй эпиграф:

Старинные люди, мой батюшка.

            "Недоросль"- комедия Д.И. Фонвизина. С Простаковой Василису Егоровну роднит властность и бесцеремонность.

Какими положительными чертами наделяет её автор?

(сердечность, доброта, преданность, простота)

Учитель. И снова мы обращаемся к цитате из комедии Я.Б.Княжнина.

Глава IV ПОЕДИНОК

— Ин изволь и стань же в позитуру.

Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

Княжнин

Комедия "Чудаки" рассказывает о ссоре двух лакеев, которые устраивают дуэль. Пародийная сцена, так как один из дуэлянтов спрятал под одежду пачки бумаг. Но они боялись даже приблизиться друг к другу. Найдите синонимический повтор.

("Проколю фигуру" - "В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча...")

 Какую роль играет эпиграф в этой главе?

 (Прогнозирует предстоящие события, но и настраивает читателя на ироническое отношение к событиям. Автор с уважением относится к поступку Гринёва, но как-то комически изображает само средство борьбы.)

Учитель. С образом Маши Мироновой связаны эпиграфы V главы.

Глава V ЛЮБОВЬ

Ах ты, девка, девка красная!

Не ходи, девка, молода замуж;

Ты спроси, девка, отца, матери,

Отца, матери, роду-племени;

Накопи, девка, ума-разума,

Ума-разума, приданова.

Песня народная

Буде лучше меня найдешь, позабудешь,

Если хуже меня найдешь, воспомянешъ!

Какие черты характера подчёркивает эпиграф?

( красоту душевную, покорность, благородство, послушание)

Определите структурные связи эпиграфа и текста

Буде лучше меня найдешь, позабудешь,      

                                      « Будьте хоть вы счастливы…                                                  

Если хуже меня найдешь, воспомянешъ!        коли найдёшь себе суженую,

                                          Коли полюбишь другую                                      

                                       Бог с тобою…а я за вас обоих..»                                          Учитель. Второй эпиграф тоже указывает на законы, которые складывались веками.      

Отметим повторы

Не ходи, девка, молода замуж;               " Я не выйду за тебя без благословления                      

  Ты спроси, девка,                                                                       твоих родителей. Без             отца, матери                                                   их благословения

                                                                        не будет тебе счастья"

Глава VIII НЕЗВАНЫЙ ГОСТЬ

Незваный гость хуже татарина.

Пословица

Учитель. Первоначально был другой эпиграф:

" И пришли к нам злодеи в обедни - и у сборной избы выставили три бочки пива и пили - а нам ничего не дали.

Показания старосты Ивана Парамонова в марте 1774 года"

Почему автор отказался от этой цитаты?

(это частный случай , и здесь идёт обращение к документам. А Пушкин не хотел нарушать художественность повествования)

Определите соотношение эпиграфа и главы

(Противопоставляется эпиграф содержанию главы. Пугачёв способен на благородство и доброту к враждебному лагерю)

Учитель. IX-XII главы посвящены сложному отношению Петруши Гринёва к Пугачёву и восставшим.

Эпиграф X главы читаем:

Заняв луга и горы,

С вершины, как орел, бросал на град он взоры.

За станом повелел соорудить раскат,

И в нем перуны скрыв, в нощи привесть под град.

Херасков

В поэме эти строки относятся к Ивану Грозному, осаде им Казани и в контексте выглядят так:

Меж тем российский царь, заняв луга и горы,

С вершины, как орёл, бросал ко граду взоры;

За станом повелел соорудить раскат,

И в нём перуны скрыв, в нощи привезть под град.

Словарная работа:

Стан - лагерь, расположение воинских частей.

Раскат - плоская насыпь, деревянный помост у крепостной стены для установки пушек.

Перуны - орудия

Учитель. Поэма Хераскова посвящена успешному взятию Казани Иваном Грозным. Штурм Оренбурга оказался безрезультатным. Выходит, что эпиграф не совсем соответствует содержанию главы. А мы знаем, что он должен носить прогнозирующий характер. Зачем Пушкин вводит его в повесть?

(Автор хочет показать важность крестьянского восстания и поэтому сравнивает по значимости с Казанским походом.)

Учитель. Откроем XI главу и прочитаем эпиграф, который тоже посвящён Пугачёву

В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?»

Спросил он ласково.

А. Сумароков

Пугачёв сравнивается со львом. Но каков здесь лев?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, заглянем в словарь.

Вертеп - 1). Пещера, подземный ход. 2). Жилище людей сомнительного поведения, преступников.

В каком смысле, по-вашему мнению, употреблено это слово в цитате?

Какие черты характера Пугачёва подчёркивает автор эпиграфом - свирепость или ласку? (Пугачёв готов помочь Гринёву)

Вывод: в главах X -XI Пушкин хочет показать его как сильную личность, незаурядную. Этот человек способен возглавлять огромные массы людей.

Глава XIII предваряется эпиграфом:

Не гневайтесь, сударь: по долгу моему

Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.

— Извольте, я готов; но я в такой надежде,

Что дело объяснить дозволите мне прежде.

Княжнин

Это диалог двух людей, один из которых "по долгу своему" вынужден арестовать другого, приятеля и отправить его в тюрьму.

Свяжите эту цитату и текст главы.

По долгу моему

отправить в тюрьму

сей же час в надежде

дело объяснить


Приятель надеется объясниться. Долг мой арестовать, отправить под караулом в следственную комиссию немедленно. Надеюсь, оправдаешься

Учитель. Прогнозирует ли эпиграф события?

(Да. Зурин дружески относится к Гринёву и верит в его невиновность. Но он обязан выполнить приказ и арестовать его. Петруша не д конца осознаёт свою опасность.

Пушкин показывает, как над правосудием берут верх наветы Швабрина и невинный человек осуждён.)

XIV глава имеет короткий эпиграф: "Мирская молва - морская молва".

Что хотел показать автор?

(неправомерность судебного приговора)

С чьими словами связан эпиграф?

(со словами матери Петруши о "неверности молвы, о шаткости людского мнения")

Учитель. Почему восторжествовала справедливость?

                Какая бы участь ждала Петрушу, если бы не восторжествовала справедливость?

                Если бы Маша не просила за него императрицу?

               Какая разница между милостью Екатерины II и милостью Пугачёва?

Эпиграф IX главы проецируется на события.

Сладко было спознаваться

Мне, прекрасная, с тобой;

Грустно, грустно расставаться,

Грустно, будто бы с душой.

Херасков

Это разлука влюблённых после освобождения Маши из плена. Для Петруши расстаться с Машей - значит потерять душу.

Эпиграф к XII главе отражает трагедию Маши после потери родителей.

Как у нашей у яблони

Ни верхушки нет, ни отросточек:

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то ее некому,

Благословить-то ее некому.

Свадебная песня

Фольклорные эпиграфы отражают исторический, социальный, нравственный опыт народа, его быт, идеалы, высокие нравственные устои.

А теперь вернёмся к части пословицы в начале произведения "Береги честь смолоду"

Как вы понимаете её смысл?

(Это кредо А.С.Пушкина. Это абсолютный нравственный принцип жизни людей, который не зависит от сословной принадлежности. Всегда оставаться человеком)

Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация А.И.Куприн. Анализ повести "Гранатовый браслет"

Презентация  составлена по материалам повести "Гранатовый браслет", проанализирована система образов,включены  их ключевые выражения и слова, даны ответы на вопросы "Какой вид...

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Роль эпиграфа в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина"

В данном материале представлено исследование роли эпиграфа в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина". Статья может быть полезна при изучении романа в старших классах, а также при изучении роли эпиграфа в...

Тема урока: Роль эпиграфов в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цели урока: а) научить восьмиклассников видеть роль эпиграфов перед каждой главой повести;б) проследить, как эпиграфы помогают созданию сюжетного полотна повести;в) выработать у учащихся умение обобща...

Презентация к уроку: "Роль эпиграфов в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка".

Электронная версия урока"Роль эпиграфов в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"....

Урок по литературе 6 класс "Роль дуэли в сюжете повестей А.С. Пушкина. «Выстрел»"

Расширить представление о дуэли, обучение анализу художественного произведения...

Рекомендации к самостоятельному летнему чтению повести А.Пушкина Капитанская дочка

Подростку очень трудно самостоятельно разобраться в произведении литературы 19 века, так как ему далеки и непонятны язык, стильписателя, поведение и привычки героев, нравственные ориентиры людей далёк...