Трагическое и гуманистическое в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Конспект урока литературы в 7 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе
Тема урока: Трагическое и гуманистическое в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Тип урока – урок-исследование
Цель урока: исследовать проблему: кто виноват в том, что отношения отца и дочери сложились трагически?
Задачи:
- Образовательные: научить глубокому осмыслению повести, сформировать навыки работы над художественной деталью; почувствовать трагизм положения в обществе «маленького человека»;
- Развивающие: анализ поведенческих ситуаций героев повести, развитие навыков критического мышления;
- Воспитательные: воспитание нравственных понятий, поднятие проблемы отцов и детей; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Планируемые результаты:
Предметные:
- выявление в художественном произведении вневременных духовно-нравственных ценностей и их современное звучание;
определение в произведении изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
- умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев;
- понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.
Метапредметные:
- умение понимать проблему и конфликт внутри её;
- -умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;
- умение выделять причинно - следственные связи в определении выводов и заключений.
Оборудование: репродукция картины И. С. Глазунова «Возвращение блудного сына», рабочие тетради, тексты произведения, экран, компьютер, презентация.
Подготовительный этап к уроку
Оглашение опережающих заданий по теме урока: прочитать повесть, выписать цитаты к образам Дуни, Минского, Самсона Вырина.
В течение урока учащиеся проходят трехфазовую модель технологии критического мышления:
Стадия вызова:
а) подготовка материала (актуализация имеющихся знаний, определение цели, направления работы);
б) активизация учащихся на уроке (использование приемов, которые заставляют ученика работать на уроке).
Стадия осмысления:
получение новой информации и ее обработка (работа с текстом, постановка вопросов).
Стадия рефлексии:
глубокий анализ.
Ход урока
Эмоциональный настрой
-Здравствуйте, мои дорогие читатели! К счастью, у нас вновь есть повод для встречи. Сегодня мы отправимся вслед за А.С. Пушкиным в «***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному», в село Н. и навестим героев повести «Станционный смотритель».
Стадия вызова.
Мозговой штурм
- Готовясь к уроку, вы прочитали это произведение. Какая художественная деталь в интерьере почтового домика привлекла ваше внимание? Прочитайте этот эпизод.
Выразительное чтение фрагмента текста.
«…я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости».
- Какова роль этой художественной детали? Как она помогает понять сюжет?
(Картинки эти изображают библейскую притчу о блудном сыне. Как и блудный сын, Дуня уезжает из родного дома с проезжим гусаром. Спустя несколько лет, став знатной дамой, героиня вновь приезжает к отцу, но не застает его в живых. Он умирает от горя).
Определение темы произведения:
Таким образом, картинки поясняют действие, содержат дополнительную информацию, помогают читателю не только предугадать ход событий-сюжет, но и определить ее тему).
- Какова, на ваш взгляд, тема повести? (Тема отцовской любви и предательства дочери).
- Реализуется ли в повести полностью мотив притчи? (В определенный момент пушкинский сюжет начинает противостоять притче).
Целеполагание
- С какой целью Пушкин делает это? (Автор этим словно говорит читателям: «Такова она, настоящая жизнь…». А почему она такая?
Почему рвутся связи между людьми? На эти вопросы ответить должны ответить мы, читатели).
Стадия осмысления.
- Анализ сюжета с точки зрения христианского мировоззрения.
Эпиграф: «Есть Книга, в которой каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из которой нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы наизусть, которое не было бы уже пословицей народов. Книга сия называется Евангелием — и такова её вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удручённые унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному влечению».
Александр Пушкин
- Подсказывает ли читателю цитата направление изучения повести? (Рассмотреть повесть с учетом христианских ценностей). Последуем его совету и вновь обратимся к притче.
- Почему писатель вводит в повесть произведение именно такого жанра? (Притча - это небольшая иносказательная, поучительная история)
- Что вам известно о притчах? (Ученики и слушатели Иисуса Христа в основном были простыми, неучёными людьми. Чтобы им легче было понять Его учение, Спаситель часто объяснял его притчами. Жанр притчи возник в древности на Востоке, где любили говорить загадками, иносказаниями. Иносказание - это когда за ясным и понятным всем словом (образом) скрывается иной, тайный смысл. Так и получалось, что за простыми, на первый взгляд историями, взятыми из обычной жизни, которые рассказывал Иисус Христос, скрывался другой, тайный смысл - духовный закон для человека, раскрывающий, как должны строиться отношения между близкими людьми).
Анализ эпизода
- Следует ли этим законам герой притчи о блудном сыне? Рассмотрим картинки в обители Самсона Вырина и составим художественный календарь изображенных событий. Какие качества характера проявляет младший сын на каждом этапе своего пути в «страну далече»?
1.В первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. Непослушание, непочтение к старшим, сребролюбие, гордыня, своеволие.
2.В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Расточительность, прелюбодеяние
3.Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Угрызения совести, раскаяние.
4.Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца. Надежда, вера, смирение.
- Какую мысль на все времена Иисус Христос хотел внушить людям? (Если человек осознал свою вину, его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться).
Микровывод: Покаяние - необходимое условие быть прощеным.
- Характеристика поступков героев
Эпиграф: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе».
- Вы читатели со стажем и умеете читать между строк, вдумываться в слово, чувствовать сердцем. (Библейская притча о блудном сыне иллюстрирует одну из заповедей Божьих. Какую? Она духовный закон для человека, раскрывающий, как должны строиться отношения между родителями и детьми. Писатель стремится показать, что может случиться, если эта заповедь будет нарушена). Обратимся к тексту, чтобы убедиться в этом.
- С какой целью висели картинки в доме Самсона Вырина? (Для украшения.)
- Обращают ли внимание на них отец и дочь?
- Извлекла ли из них уроки Дуня?
- Можно ли считать ее виноватой в смерти отца?
- Проведем исследование. Для этого разобьемся на группы.
Работа в группах
Социологи:
- Какую роль Дуня играла в жизни Вырина? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.
- Как вы думаете, что ожидало её, дочь чиновника 14-го класса, на станции?
- Можем ли мы упрекать героиню за ее поступок (бегство с Минским)? Было бы лучше, если бы она навсегда осталась в маленьком домике смотрителя, вышла замуж за какого-нибудь писаря и продолжала жить тихой, размеренной жизнью? (Безусловно, именно об этом мечтал Самсон Вырин, это его представление о жизни, его идеал).
- Какой мы видим дочь станционного смотрителя в столице?
- Почему даже спустя время она не навестила одинокого отца?
- Изменилась ли её жизнь? Свой ответ подтвердить цитатами из текста.
Психологи:
- В жизни девушки случайно появляется ротмистр Минский. Случайно Вырин отпускает дочь прокатиться с гусаром до церкви. Случайно Дуня садится в кибитку и … навсегда покидает отца. Случайность, приведшая к трагедии. А может быть, трагедия уже назревала? Что подсказывало рассказчику, что не удержится долго Дуня на станции?
- Как вы понимаете значение слова «кокетка»? (Обращение к Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой.)
- Счастлива ли Дуня с Минским?
- Почему даже спустя время она не навестила одинокого отца?
- Какие отрицательные качества Дуни можно отметить? (Бесхарактерна, безвольна, что она не имеет ясных представлений о добре, человечности; бросила отца; не зная человека, она убежала с ним; знала о притворстве Минина, но не обратила внимания на это; легкомысленна).
Экологи нравственности:
- Почему Дуня не сошла у церкви, а поехала дальше?
- Понимала ли она, что разобьёт сердце своего отца? Подтвердите цитатой из текста. (Дуня понимает, что смотритель будет против такого решения, но, в погоне за счастьем, за сверкающими огнями большого города девушка даже не пытается сопротивляться поступку Минского, и безропотно следует за ним. В погоне за своим призрачным счастьем, Дуня на первое место ставит свои личные интересы, забывает о родном отце).
- Как вы понимаете слово «блудный» (обращение к толковому словарю обязательно)?
- В прямом или в переносном смысле оно употреблено в повести? (В слове «блудный» соединилось прямое значение и переносное. Блудный сын – это молодой человек, блуждающий в нравственных потёмках).
- Почему даже спустя время она не навестила одинокого отца?
- Почему она упала в обморок при виде отца?
- Где мы встречаемся с Дуней в последний раз?
- Какой она стала? Сбылись ли её мечты?
- Раскаялась ли героиня в содеянном?
- Какие заповеди нарушила Дуня?
Составление таблицы.
-Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни?
Притча | История Дуни |
1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца. | 1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца. |
2. Никто не ищет его. | 2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации |
3. Ведет разгульный образ жизни. | 3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью… |
4. Радостная встреча сына с отцом. | 4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу. |
5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном. | 5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо. |
6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына. | 6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца. |
Если спроецировать жизнь Выриных на евангельский сюжет, то произойдет зеркальное, перевернутое изображение. Зачем Пушкину понадобился такой художественный прием?
- В чем грех Дуни? (Предала отца ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца, тем самым оставила своих детей без прошлого, настоящего и будущего)
Микровывод: Взаимоотношения родителей и детей требуют доверия, деликатности, терпимости, умения уступать друг другу. А. С. Пушкин сочувствует и Дуне, и Вырину. В том, что финал этой истории столь трагичен, есть вина и отца, и дочери. Сбежав с гусаром Минским, Дуня переживает душевные муки, понимая, что бросила самого близкого человека, который живёт ради неё. Нарушив пятую заповедь, "Почитай отца твоего и мать", Дуня лишила отца смысла жизни и сделала себя несчастной. Отец умирает от одиночества, горя, а Дуня так и не успела попросить у него прощения. Она раскаивается, но отца не вернуть. Каждый человек стремится к счастью, но нельзя предавать близких ради своего благополучия.
- Актуальность замысла повести.
Эпиграф: Буду ли я, как прощающий старец, красив
Или, как сын победивший гордыню, возвышен?
В.Э. Рецептер
*Владимир Эмануилович Рецептер - советский и российский актёр,
режиссёр и писатель, пушкинист.
- Великая притча. Вечная история. В чем смысл ее изучения в 7 классе, исследование проблемы современными 13-летними подростками? (Именно в этом возрасте происходит отпадение детей от родителей, подросток ищет свой путь)
- Как вы понимаете слова Владимира Эмануиловича Рецептера? (Каждый человек выступает в жизни то в роли блудного сына, то в роли любящего отца)
- О чем заставляют задуматься эти слова? (Автор заставляет задуматься над своим поведением. Он говорит, что надо быть внимательнее к ближним).
Рефлексия.
В 1977 году наш современник Илья Сергеевич Глазунов написал картину «Возвращение блудного сына». Всмотримся в нее.
Опишите передний план. (Две огромные свиньи – символ торжествующей сытости, обжорства, бездуховности. Чуть выше их – длинный стол с объедками: грязная посуда, кости, недопитое вино. В центре – блудный сын, в джинсах и туфлях на каблуках. Он также, как и его далекий пращур стоит на коленах, припав к ласковым рукам Иисуса Христа).
Опишите задний план (русские писатели, которые через свои произведения несли свет евангельских притч, повторяя нам:
«Все повторяется! Вечные темы, вечные ошибки, вечные слезы по поводу собственного беспутства. Но и - вечное Утешение и Понимание, вечная Надежда, вечный Свет Любви! Есть руки, к которым можно припасть, когда уже ничего не остается. А значит – не стоит отчаиваться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы по теме "Нравственные ценности в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Файл содержит методическую разработку урока литературы в 6 классе...
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"
Материал содержит конспект урока по литературе в 7 классе по программе В.Я.Коровиной на тему "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". В ходе урока учащиеся знакомятся с об...
Тема урока: Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Предмет: литература Класс: 6а Учебник: «Литература. 6 класс»...
Пространство и время в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"
Исследовательский проект ученицы по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Материал может быть использован на уроках литературы....
Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"
Презентация к уроку в 6 классе по программе В.Я.Коровина....
Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель."
Разработка открытого урока по литературе в 7 классе А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Нравственные проблемы в повести....
Нравственные проблемы повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"
Разработка урока. Обучение анализу художественного произведения. Отслеживание общечеловеческой темы "блудных детей"....