Пространство и время в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"
творческая работа учащихся по литературе (9 класс) по теме
Исследовательский проект ученицы по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Материал может быть использован на уроках литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stancionnyy_smotritel.rar | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Хронология, пространство и герои повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
План проекта:
Цели и задачи проекта.
История создания повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Идейно-художественное своеобразие и место в истории русской литературы.
Хронология повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Пространство повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Герои повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Выводы.
Цели и задачи проекта:
Исследовать хронологию, пространство и героев повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Подготовить исследовательский и презентационный материал для уроков изучения повести А.С.Пушкина «станционный смотритель».
Сделать выводы о принадлежности повести к реалистическим произведениям и о характере использования пространственно-временных приёмов в произведении.
Уточнить пушкинское понимание понятия «маленький человек».
История создания повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
Повести Белкина, созданные осенью 1830 г. В селе Болдино и опубликованные в 1831 г. Отличаются широтой тем. Их основная проблематика – маленький, бедный человек, его положение в обществе («Станционный смотритель»), социальные противоречия и нравственное достоинство («Выстрел»), человеческое счастье, («Метель», «Барышня-крестьянка»), желания и стремления простого человека («Гробовщик»).
Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Идейно-художественное своеобразие и место в истории русской литературы.
В цикле «Повестей Белкина» центр и вершина – «Станционный смотритель». В сущности, по сюжету своему, выразительности, сложной емкой теме и гениальной композиции, по самим характерам это уже маленький, сжатый роман, повлиявший на последующую русскую прозу и породивший повесть Гоголя «Шинель». Люди здесь изображены простые, и сама их история была бы простой, если бы не вмешались в нее разные житейские обстоятельства. Знаменитые немецкие гравюры с историей блудного сына, оставившего старика-отца, промотавшего все деньги, бедствовавшего, вернувшегося домой и с радостью добрым отцом встреченного и прощенного, показывают, по какому направлению мог бы развиваться сюжет повести. Однако у действия имеется своя вполне реальная логика, противоречащая плоской житейской мудрости и библейскому нравоучению.
Пушкин выстраивает повесть на развитии двух судеб и характеров – отца и дочери. Станционный смотритель Самсон Вырин – старый заслуженный (три медали на полинялых ленточках) отставной солдат, человек добрый и честный, но грубоватый и простодушный, находится в самом низу табели о рангах, на низшей ступени социальной лестницы. Он и есть не только простой, но маленький человек, которого каждый проезжий дворянин может оскорбить, накричать, ударить, хотя его низший чин 14 класса давал все же право на личное дворянство. Но всех гостей встречала, утихомиривала и поила чаем красивая и бойкая дочь его Дуня, девочка четырнадцати лет.
Но эта семейная идиллия вечно продолжаться не могла и кончилась, на первый взгляд, плохо, ибо у смотрителя и его дочери были разные судьбы. Проезжий молодой красавец-гусар Минский влюбился в Дуню, ловко разыграл болезнь, добился взаимного чувства и увез, как и полагается гусару, плачущую, но не сопротивляющуюся девушку на тройке в Петербург. Заметим, что он знатен и богат, служил на Кавказе, чин ротмистра – не маленький, а если он в гвардии, то уже большой, равен армейскому подполковнику. Важно и то, что добрый веселый гусар полюбился простодушному смотрителю.
Маленький человек 14 класса не примирился с такой обидой и потерей, он отправился в Петербург спасать дочь, которую, как Вырин не без оснований считал, коварный соблазнитель скоро бросит, выгонит на улицу. И само укоряющее явление его было важно для дальнейшего развития этой истории, для судьбы его Дуни. Но оказалось, что история сложнее, чем смотритель это себе представлял. Ротмистр полюбил его дочь и к тому же оказался человеком совестливым, честным, он покраснел от стыда при неожиданном явлении обманутого им отца. И красавица Дуня ответила похитителю сильным, искренним чувством.
Но их история была в самом начале, еще ничего не решено, и несчастный отец вернулся на свою станцию в огромной горести и тревожной неизвестности. Страдания его, рассказанные проезжему языком простонародным и выразительным, были сильны и искренни. Старик постепенно спился от горя, тоски и одиночества, и вопреки нравоучительным картинкам о блудном сыне дочь так и не приехала его навестить, пропала, не была и на похоронах отца. Казалось, все опасения смотрителя и уроки житейской мудрости сбылись. Только местные ребятишки вспоминали доброго пьяницу Самсона Вырина за то, что он любил их, возился с ними.
Но история Дуни развивалась по своей логике. Приезд на бывшую почтовую станцию прекрасной барыни с тремя маленькими барчатами и черной моськой на роскошной карете шестерней показал, что все это время Дуня решительно боролась за свое счастье и, в конце концов, победила. Мы не знаем всех тех препятствий, которые она преодолела. Очевидно, знатная и богатая семья Минского была против столь неравного союза, светское общество тоже, может быть, и сам он по молодости не очень хотел жениться, к тому же разрешение на брак гвардейского офицера давал сам государь, который навряд ли одобрил бы женитьбу на дочери простого солдата.
Но вернулась уже блистательная барыня. На печальном сельском кладбище она молча легла на могилу отца и «лежала долго». Это народный обычай последнего прощания и поминовения, последнего «прости». И мы ощущаем простое величие ее искреннего горя и раскаяния.
Пушкин создал в своем Самсоне Вырине поразительно емкий, правдивый образ простого, маленького человека и показал все его права на звание и достоинство человека. Вдруг понимаешь, что маленьких людей не бывает, все мы человеки.
И тут мы с помощью Пушкина и простодушного Ивана Петровича Белкина постигаем подлинную цену человеческого счастья. Оно никогда не бывает простым и легким. За него надо все время бороться, за него надо уметь платить, и иногда цена бывает для человека неподъемной. Но надо жить, жизнь продолжается, в том числе и «простая» жизнь простых людей, о которой рассказывают пушкинские «Повести Белкина».
Хронология повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
«Повести Белкина» были опубликованы в 1831 году, в своеобразном предисловии, написанным якобы другом покойного сочинителя, значится 16 ноября 1830 года. Далее повести имеют внутреннюю датировку, очевидно, с целью продолжить игру в подлинность, на чем, по замыслу А.С. Пушкина, строиться весь цикл. Сам составитель повестей Иван Петрович Белкин якобы «осенью 1828 года занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер, несмотря на неусыпные старания уездного нашего лекаря»…
Каждая повесть цикла имеет свой источник: Белкин только записывал истории с чьих-то слов. «Станционный смотритель» записан со слов некоего титулярного советника А.Г.Н., который и объясняет: « 1816 году, мае месяце, случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту ныне уничтоженному». Тут происходит первое знакомство со смотрителем и его дочерью Дуней 14 лет.
Далее: «Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня в те самые места». Тут узнаем, что старик смотритель остался один, дочь его покинула три года назад, зимой. Вероятно, это случилось зимой 1816 года. Три дня пробыл у смотрителя мнимый больной, гусар Минский, и увлек за собою Дуню. Случилось это в некий «воскресный день», т.е. в православный праздник. После этого, спустя 2 месяца, отец отправился в Петербург, - спасать дочь. Но тщетно.
Третий раз побывал в этих местах А.Г.Н. совсем недавно, т.е. ближе к 1828 году, причем осенью, когда еще мог беседовать с Иваном Петровичем: станция почтовая закрыта, тракт уже проложен иначе, до прежнего села Н., где обитал смотритель, пришлось ехать далеко в сторону (на поездку потрачено 7 рублей, это немалая сумма, учитывая, что из Петербурга до Москвы можно было доехать за 15 рублей). Оказалось, что Самсон Вырин умер год назад, а совсем недавно к его могиле приходила дочь его.
Так краткое изложение охватывает значительный временной промежуток – около десятилетия, словно содержание целого романа сгущено на пространстве 10 страниц!
Такая проработка деталей в хронологии небольшой повести служит для создания эффекта подлинности событий. Автор маскирует свое присутствие. Это не стирает авторскую позицию, но делает присутствие автора ненавязчивым. У Пушкина мораль вырастает как бы исподволь, исключительно за счет образных решений. И мораль эта не настолько проста, чтобы кричать о себе открыто. Здесь содержание столь широко и многомерно, что требуется язык художественной образности, а не язык сентенций.
Пространство повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
С одной стороны, география сужается до всего лишь двух пунктов: почтовая станция в некоем селе Н., которое находится в уезде, тоже обозначенном лишь буквой С., и столица Российской империи город Санкт-Петербург, где в Демутовом тракте обитает гусар Минский. Демутов (по имени владельца) трактир, весьма приличное заведение, с гостиницей и даже роскошными номерами, был открыт еще в 1770 годы. Здесь иногда проживал и сам Пушкин.
Но за такой частной прорисовкой пространства стоит и символическое значение: судьба почтового смотрителя – на бесконечных дорогах России, мимо протекает пестрая, неясная, порой жестокая жизнь. Так складывается притча о судьбе «маленького человека»…
Начнём со станции в некоем селе Н., которое находится в уезде, тоже обозначенном лишь буквой С. В повести нет названия станции, не названо и село.
Около 35 тысяч вёрст - таков общий путь, проделанный Пушкиным по дорогам России. Сотни почтовых станций довелось ему посетить, со многими смотрителями встречаться. Но почему же он выбрал для своего "Смотрителя" не существовавшее имя - Вырин? Не потому ли, что деревня Выра, от названия которой он произвёл имя своего героя, связана со "страной родной", как называл Пушкин древнюю псковскую землю, землю его предков, его юности, лучших дней его жизни, что простые люди этой земли, ее природа олицетворяли для него самое дорогое - Россию? Возможно.
А может быть, поэт остановил свой выбор на Выре как древнерусском поселении, входившем в состав Великого Новгорода? Неясно и то - был ли прототипом, первообразом пушкинского Самсона Вырина конкретный станционный смотритель, полюбившийся Пушкину, или поэт под этим именем создал обобщённый тип двух тысяч шестисот сорока девяти "сущих мучеников четырнадцатого класса", обслуживающих почтовые тракты необъятной России.
Но в 1972 в деревне Выра Ленинградской области открыт первый в мире музей литературного героя. Когда музей открылся, по описи значилось 72 предмета, ныне их - свыше трех с половиной тысяч и… никаких меценатов, модных сегодня спонсоров. Этот музей, где мирно сосуществуют художественный вымысел Пушкина и историческая подлинность предметов прошлого, - истинно народный.
Здесь каждая вещь имеет своего хозяина. Дубовый резной стул, ровесник крейсера "Аврора" (1900), и чайницу, которая на сто лет старше, подарил А. Отюгов; сундук "для приданого Дуни", расписной кувшин - от отца и сыновей Кузнецовых, владельцев местных фарфоровых заводов, и еще 28 предметов из семейной коллекции передала музею А. Павлова. А однажды пришла безымянная посылка из Салехарда: шесть метров ситца и колечко из старинного пятака. Каждый житель округи, отыскав в своем хозяйстве нечто древнее, нес домашнюю утварь "к Вырину": ларец, дорожный баул, саквояж, ремень, тканину на сиденья бричек… А бубенцов и колокольчиков самых причудливых модификаций накопилось четыре десятка.
Постепенно сформировалась уникальная коллекция предметов, которую назвали "Дорожный быт Российской империи XIX столетия". Для ее размещения кроме главного флигеля оборудовали старую конюшню - получился летний выставочный павильон для открытого хранения фондов музея. А во втором каменном флигеле справила новоселье ещё одна постоянная экспозиция - "Земская почта".
Повесть "Станционный смотритель", как, впрочем, и другие произведения великого поэта, трогательно близка и глубоко понятна русскому человеку. Наш народ с особым вниманием и заботой оберегает всё, что связано с жизнью и творчеством Пушкина, берёт под охрану, как национальное достояние.
В народе живёт много легенд, в которых факты биографии Пушкина, эпизода из его произведений связываются с отдельными местами, зданиями, причём в этих легендах отражается, словно в линзе, огромная народная любовь к гениальному соотечественнику.
Не это ли всё явилось движущей силой того энтузиазма, с которым жители Выры и близлежащих деревень восприняли идею воссоздания чудом сохранившегося до наших дней "Домика станционного смотрителя"? Да, именно чудом: здесь бушевала гражданская война, дважды прокатывался огненный вал Великой отечественной войны, не безразличен, наконец, и сташестидесятилетний "возраст" домика! И вот живёт он, чуть ли не ровесник поэта, как символ бессмертия того, к кому не зарастает народная тропа.
Теперь посмотрим на петербургские адреса повести. Самсон Вырин «остановился в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца». Лейб-гвардии Измайловский полк дислоцировался в Петербурге, за рекой Фонтанкой, с 1731 г. Центральной улицей слободы был проложенный между набережными Фонтанки и Обводного канала Измайловский проспект. Отходящие от него улицы именовались по номерам расположенных на них рот. Слобода была застроена однотипными полковыми домами. В 1828 - 1835 гг. на Измайловском проспекте был возведен Троицкий собор. Архитектор Василий Петрович Стасов (1769 - 1848), повторив плановое и композиционное решение прежнего деревянного собора 1750-х гг., придал архитектурному образу храма торжественное звучание, характерное для позднего русского классицизма. Здесь и сейчас живет дух старого времени, кажется: вот-вот появится старый станционный смотритель.
Другой адрес, названный в повести, - Демутов трактир, где живёт ротмистр Минский. Это очень важный адрес в судьбе поэта. Самым первым петербургским домом, в котором жил Александр Пушкин, приехавший сдавать экзамен в Лицей, оказалась знаменитая столичная гостиница на Мойке, 40 или, как ее по старинке именовали - Демутов трактир. Это третий дом по набережной от Невского между Конюшенным и Полицейским мостами.
Современник Пушкина Вигель писал: "Демутов трактир принадлежит к малочисленным древностям столетнего Петербурга". Он "один еще не тронут с места и не перестроен". Увы, строительная лихорадка добралась и до него. И к началу нашего века он превратился в огромный доходный дом. Проходя мимо, можно разглядеть его стены и вспомнить, как некогда звучали в них стихи вольнолюбивого поэта, расходясь во множестве списков по всей России.
Бывая в городе на Неве в конце 20-х - начале 30-х годов, Пушкин почти каждый раз останавливался здесь. Так, в мае 1827 года он занял один из самых дешевых номеров - 33-й. В нем были две крохотные комнатки.
На экземпляре "Цыган", который поэт подарил А. П. Керн в начале 1828 года, он написал: "Ее превосходительству А. П. Керн от господина Пушкина, усердного ее почитателя. Трактир Демутов".
Летом 1827 года Пушкин работал здесь над "Евгением Онегиным", "Графом Нулиным", "Сценой из Фауста", "Песнями о Стеньке Разине". Здесь встречался Пушкин с автором "Горе от ума" – Грибоедовым, который жил здесь одновременно с ним.
В столице находился тогда прославленный живописец Орест Кипренский. Лицейскому другу и литературному соратнику великого поэта Дельвигу пришла счастливая мысль заказать ему портрет Пушкина.
Весной 1827 года из гостиницы Демута шел поэт на другую набережную, к "Фонтанному дому" графа Шереметева, где находилась мастерская художника. Кипренский создал один из лучших психологически глубоких портретов поэта. Работа волшебника кисти пришлась Пушкину по душе, хотя в стихотворении, посвященном создателю портрета, он самоиронично заметил: "Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит".
Осенью 1828 года Пушкин, остановившийся в гостинице, приступил к работе над поэмой "Полтава". Вот что записал знакомый Александра Сергеевича: "Изо всех времен года он любил более всего осень, и чем хуже она была, тем для него была лучше. Он говорил, что только осенью овладевал им бес стихотворства... Погода была отвратительная. Он ... писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда, он ел на скорую руку, что попало, и убегал домой, чтобы записать то, что набралось у него на бегу и за обедом. Таким образом, слагались у него сотни стихов в сутки... Он кончил "Полтаву", помнится, в три недели".
19 октября 1828 года здесь, на Мойке, праздновалась очередная годовщина Царскосельского лицея. Протокол дружеского собрания вел Пушкин. Протокол завершался стихами:
Усердно помолившись Богу,
Лицею прокричав "ура!",
Прощайте, братцы: мне в дорогу,
А вам в постель уже пора".
На другой день его ждал дальний путь.
Когда Александр Сергеевич и не жил в Демутовом трактире, он нередко заходил проведать друзей, остановившихся там. Был гостем ближайшего друга, крупного философа-публициста Павла Чаадаева. Он вел с ним живые, откровенные разговоры. "Но все изменялось, когда приходили к Чаадаеву с докучными визитами... светские знакомые. Пушкин сейчас же умолкал, садился в угол на диван, поджав ноги, и упорно чуждался всяких сношений с подобными посетителями". А в 1836 году, переполненный необыкновенно напряженной творческой работой, поэт нашел время и приехал сюда, чтобы навестить знаменитую "кавалерист-девицу" Дурову и предложил ей свою помощь в публикации ее заметок.
Герои повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Героев в повести всего четверо: рассказчик А.Г.Н., ротмистр Минский, Дуня т станционный смотритель Самсон Вырин.
Остановимся на характеристике каждого. Титулярный советник А. Г. Н., рассказывающий болдинскую повесть о смотрителе, умудрен годами и жизненным опытом; о первом посещении станции, оживленной для него присутствием «маленькой кокетки», он вспоминает как о деле давнем; он новыми глазами, сквозь призму привнесенных временем перемен видит и Дуню, и обласканного ею смотрителя, и себя самого, «бывшего в малых чинах», «с бою» берущего то, что во мнении его следовало ему по праву, но зато так взволнованного поцелуем смотрителевой дочки.
Психологический облик героя «Записок молодого человека» отозвался в «Станционном смотрителе», но предстал там как момент в развитии рассказчика, и это характерно для повести, где нет ни одного персонажа, не подвластного движению времени: оно неумолимо усложняет казавшиеся предельно простыми коллизии и меняет самих участников событий. Заговорив о титулярном советнике А. Г. Н., мы коснулись вопроса, настолько существенного для повествовательной ткани «Смотрителя», что фигура рассказчика определилась как конструктивно значимая в первых же скупых рубриках предварительного плана повести. Именно в связи с проблемой рассказчика высказывалось мнение, что во второй болдинской повести означился принципиальный перелом в искусстве пушкинского повествования. Так в „Станционном смотрителе“ появляется жестко обусловленный рассказчик».
Титулярный советник А. Г. Н. то сам оказывается непосредственным наблюдателем событий, то восстанавливает недостающие их звенья по рассказам очевидцев. Это служит художественным обоснованием и дискретности рассказа, и непрерывного изменения дистанции между участниками драмы и ее наблюдателями, причем всякий раз точка зрения, с которой воспринимаются те или иные живые картины истории смотрителя, оказывается оптимальной для целей целого, сообщает рассказу безыскусственность и простоту самой жизни, теплоту неподдельной гуманности.
Ротмистр Минский показан с оттенком иронии, поэтому едет Минский из Смоленска, а не из Минска… Фамилия явно стилизованная, литературная. Детали его изображения весьма скудные: «проезжий в черкесской шапке, в военной шинели», при ближайшем рассмотрении оказавшийся « молодым стройным гусаром с чёрными усиками». Что мы о нём знаем? По-видимому, едет с Кавказа, где неспокойно, значит, смел и авантюрен. Быстро нашёл общий язык с доктором, подговорив его по-немецки помочь: значит, образован и сообразителен. А ещё обаятелен, раз понравился всем: и Вырину, и доктору, и Дуне. Живёт в Демутове трактире, значит, богат. Ничто человеческое не чуждо ему, потому что он чувствует свою вину перед отцом девушки, но заносчив и честолюбив, так как не собирается ни знаться, ни родниться со стариком. Правда, не бросает Дуню на произвол судьбы (это мы узнаем из финала повести).
Это дочь смотрителя Дуня. Она красивая, разумная, проворная. В этих словах-определениях - характер, личность, судьба Дуни. В них выражено идеальное сочетание разных граней женского характера, необходимое для благотворного влияния на других людей, для главной природной миссии - защиты, сохранения и продолжения жизни. Самсон Вырин ценит в дочери более всего хозяйственные качества. Он видит в ней прежде всего прекрасную хозяйку ("Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала"). Удивительная красота девушки оказывала чудесное, преображающее действие на всех людей, делая их добрыми, и пробуждая в них высокие чувства, изменяя состояние их души. Вообще красота занимает особое место в художественном мире Пушкина. Вячеслав Иванов писал о внутренней соприродности Красоты и Доброты, которая являлась основой идеала Пушкина (отсюда «гений чистой красоты»). Подлинная красота естественно вызывает у человека чувство радости, счастья, делает его добрым и открытым миру, помогает преодолеть в себе низкие чувства и пороки. Такое понимание пушкинской героини подтверждают и слова мальчика в конце повести, которые раскрывают позицию автора, его отношение к Дуне: "Прекрасная барыня… добрая барыня… славная барыня!".
Однако и в этом внешне цельном, гармоническом характере есть противоречия. Пущкин подчёркивает, что в свои 14 лет Дуня выглядит «маленькой кокеткой», вполне уверенной в сладострастной привлекательности, даже во власти своей красоты. Красота Дуни столь соблазнительна, что А.Г.Н., расставаясь с Выриным в самом благостном настроении, просит поцелуя у Дуни. Но его переживания отнюдь не соответствуют «чистоте и свежести поцелуя ребёнка». Поцелуй «маленькой кокетки» вполне «отравлен»: « Много я могу насчитать поцелуев с тех пор, как этим занимаюсь, но ни один не оставил во мне столь долгого воспоминания». Она готова уйти из мира «маленьких людей» любой ценой, даже ценой горя отца. И её судьба не повторение библейской притчи.
Нечестно, как нам кажется, поступила Дуня. Несколько лет живя в богатстве и роскоши, она даже весточки не прислала своему страдающему от тоски и одиночества отцу. Может, девушка хотела позабыть о прошлой жизни? Или Минский, за которого она вышла замуж, запрещал ей? Мы этого никогда не узнаем. Однако связь Дуни с отцом, вероятно, была слишком велика, потому что спустя годы, молодая барыня все-таки приехала в родные места. Но было уже поздно, потому что Самсон Вырин умер.
И все же судьба Дуни кажется нам драматичной, потому что не каждый, наверное, сможет выдержать и принять такие перемены в своей жизни, когда за каждым поворотом тебя ждет неизвестность.
Наконец, главный герой повести – Самсон Вырин. Мы традиционно относим этого героя к «маленьким людям». «Маленький человек» — термин весьма и весьма условный. Нужно помнить, что появилось это словосочетание, по-видимому (см. А.А. Аникина), в «Грозе» (1859) А.Н. Островского в реплике Кулигина: «Я человек маленький, меня и обидеть можно». Следовательно, ни Пушкин, создавая своих Самсона Вырина, капитана Миронова, Евгения из «Медного всадника», ни Гоголь, создавая Акакия Акакиевича Башмачкина, не оперировали по отношению к человеку этим уничижающим «термином» — «маленький человек». Они создавали просто человека.
Отношение Пушкина к главному герою повести “Станционный смотритель” Самсону Вырину можно понять двояко. На первый взгляд, авторская позиция в этом произведении совершенно ясна: автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, изображая горе и страдания старика. Но при такой трактовке авторской позиции “Станционный смотритель” теряет всю свою глубину. Картина намного сложнее. Пушкин не зря вводит в повесть образ повествователя, от лица которого идет рассказ. Он своими мыслями, рассуждениями как бы закрывает истинное отношение автора к главному герою. Чтобы понять автора, нельзя полагаться на поверхностные впечатления от текста повести: Пушкин завуалировал свою точку зрения в более мелких деталях, которые видны только при подробном изучении текста.
В образе станционного смотрителя А.С. Пушкин отмечает не только смирение, кротость, как бы согласие с судьбой именно «маленького человека», но и желание благополучия, скромных радостей. Поначалу Самсон Вырин преуспел в своём роде: это человек, стремящийся уйти от страдания и неприятностей, «свежий и бодрый» в свои 50 лет. Он окружает свой маленький мир бальзаминами, греется у самовара, он особенный любитель пунша.
Бог дал Самсону красавицу дочь, которая помогает своему отцу избегать всех страданий смотрителя. Но Вырин хочет приспособиться к жестокому миру, укрыться от невзгод, что вовсе не так обидно, как ему кажется. Евангелие со всей очевидностью говорит о зле мира, называет дьявола «князем мира сего». «Маленький человек»упорно не хочет замечать этой очевидности, как не замечает Вырин притчи о блудном сунне, нарочито изображённой в его доме.
«Маленькому человеку» свойственно воспользоваться чьей-либо помощью, причём далеко не безопасной для ближнего и даже чреватой катастрофой. «Маленький человек», будучи сам «подавлен обстоятельствами», далеко не равнодушен к власти над ближним.
Интересно отметить этимологию фамилии Выриных: «вырить» - значит «приноравливаться», а также «вырь» - это «омут, тёмный и гибельный водоворот» ( согласно словарю В.И.Даля). С этой грубо звучащей фамилией контрастирует имя библейского Самсона: богатырь Самсон был погублен красавицей Далилой, как будут сражены Дуней и гусар, и её отец.
Стремление Самсона Вырина облегчить свои, и без того не такие уж тяжкие,
« «крестные» муки смотрителя при помощи красоты дочери и станет толчком к падению Дуни.
В «маленьком человеке « живёт зародыш мести, преодоления своего подчинённого положения, и Дуня ( дочь своего отца) пользуется этим. Тем самым она приносит отцу уже подлинные безмерные мучения9он лишён и любимой дочери, и защиты от зла в мире), но не его ли здесь вина прежде всего? Протест Вырина быстро гаснет, и он уже принимает удары жизни как неизбежное наказание: «От беды не отбожишься, что суждено, тому не миновать».
Судьба Самсона Вырина плачевна: едва почуяв малое благо, он теряет всё, теряет неизмеримо больше. А.Г.Н. отмечает, что тот быстро превратился в хилого, запущенного старика, любовь к пуншу оказывается роковой погибелью «маленького человека»: «Отчего он умер?» - «Спился, батюшка».
Пушкин покажет и попытки «маленького человека» преодолеть корысть, но совершить свободный и сильный поступок ему не удастся. Здесь отметим эпизод, когда Самсон Вырин бросает деньги Минского в прах, притоптывает их каблуком, а затем, отойдя несколько шагов, одумывается и возвращается за ними.»Маленький человек»,по Пушкину, находится постепенно в разладе с своей судьбой, совестью и своими поступками.
«Маленьким человеком» оказывается каждый из героев Пушкина. Ротмистр Минский из победителя и похитителя превратился в жертву обстоятельств, в покорённого. Интересную сцену даёт Пушкин: ротмистр» сидит в задумчивости. Дуня… сидела на ручке его кресел, как наездница в своём английском седле…, смотрела на Минского, наматывая чёрные кудри на свои сверкающие пальцы» Где былая свобода, живость, артистизм Минского? Не подчинён ли теперь гусар своей наезднице? Подчинён и, кроме того, чувству ответственности и долга. Он скажет Самсону Вырину: «Виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения… Дуня будет счастлива, даю тебе честное слово». Так же и Дуня: сначала она будет безмятежно довольна победой над ротмистром, а в конце повести падёт на могилу своего отца.
Итак, в «Станционном смотрителе» Пушкин показывает, что быть «маленьким человеком» естественный и неизбежный. «Маленькому человеку» открыто многое, но мало воспринято им. Он стремится к облегчению земной участи, но лишь навлекает на себя большее страдание, а стремясь к благу, не избегает греха, уходит из жизни глубоко подавленный и в ожидании высшего суда.
Следует отметить, что эта довольно жестокая тема, во многом построенная на обличении своего героя, отнюдь не противоречит заявленному Пушкиным мотиву сострадания. Это буквально «СО»- (совместное) СТРАДАНИЕ – общий удел, а не снисходдение к слабому со стороны высшего, и это не уход от страдания , а скорее усугубление: здесь нет искоренения мук, а есть именно представление, что жизнь в страдании - судьба каждого «маленького человека» (или просто человека!), поскольку каждый мал переж Богом. А униженность «малых сих» рассматривается как пролог к будущему внеземному значению: «Всякий возвышающий себя унижен будет, а унижающий себя возвысится»
Выводы:
А.С.Пушкин, утверждая в повести «Станционный смотритель» реализм, использовал различные пространственно-временные - детали, точность которых поражает.
Герои повести «Станционный смотритель», конкретные, ясные, воплощаются средствами ёмкой, краткой реалистической выразительности.
Образ Самсона Вырина породил галерею подобных художественных типов, такой тип героя получил в литературоведении название «маленький человек», однако точность этого термина должна быть поставлена под сомнение, т.к.простота характера этого героя не предполагает знака равенства с понятием заурядность. А глубина трагедии судьбы главного героя указывает на необходимость поставить акцент прежде всего на втором слове данного термина – ЧЕЛОВЕК,
Источники работы
http://www.nlr.ru/fonds/best/17.htm
http://www.kostyor.ru/petersbourg/peter7.html
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/isc/isc-078-.htm
http://www.slovesnostfest.edu.ru/magazine/dmitrievskaya.html
http://www.a4format.ru/word-titles.php
http://archives.narod.ru/Belkin.htm
http://tvspas.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Пространство и время в рассказе В.П.Астафьева "Капля"
На интегрированном уроке рассматривается понятие хронотопа в рассказе В.П.Астафьева "Капля"....
Пространство и время в творчестве композиторов XX века.
Рассуждения о сложных взаимоотношениях с пространством и временем композиторов-авангардистов XX века....
Метапредметный урок - исследование "Пространство и время в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"
Художественный текст – это сложно построенный смысл. Все его элементы похожи на элементы человеческого организма. Они связаны между собой. Смысл произведения раскрывается постепенно, в результате изуч...
А.П. Чехов «Палата № 6». Художественное пространство и время повести. Типичный чеховский герой.
Палата № 6 – образ, созданный на пересечении пространства и времени. Образ «дурной бесконечности», бессмысленности бытия и страдания, образ несовершенного бездуховного мира, мира разобщенных люд...
Изучение сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в 5 классе, пространство и время в сказке.
Статья написана по материалам ноября 2015 года....
Уроки с 58 по 61 по повести А.Платонова "Котлован" Как рассмативаются пространство и время в повести.
Комплекс уроков по повести А.Платонова "Котлован".Почему герои повести свято верят в идею светлого будущего, в социализм....
"Преступление и наказание". Пространство и время
Презентация поможет учащимся разобраться с функционированием таких категорий, как время и пространство в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"....