«От слов к мысли» (анализ рассказа А.П.Чехова «Репетитор»)
методическая разработка по литературе (9 класс)
Данная методическая разработка предназначена для проведения комбинированного урока литературы и математики для 9 класса. Урок рассчитан на 45 минут.
Тема урока: «От слов к мысли» (анализ рассказа А.П.Чехова «Репетитор»).
Цели урока:
1. Образовательные:
- определить идейное содержание рассказа;
- вспомнить методы решения текстовых задач.
2. Развивающие
- способствовать развитию мышления, самоанализа;
- развивать способности к анализу прозаического произведения;
- способствовать развитию коммуникативно-исследовательских и творческих способностей учащихся;
- способствовать развитию познавательного интереса.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес учащихся к русской прозе;
- научить выделять в текстах истинные человеческие ценности;
- воспитывать интерес к математике, побуждать детей к самостоятельному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ot_slov_k_mysli_analiz_rasskaza_a.p._chehova.docx | 40.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«От слов к мысли» (анализ рассказа А.П. Чехова «Репетитор»).
Литература в содружестве с алгеброй
Цели урока:
1. Образовательные:
- определить идейное содержание рассказа;
- вспомнить методы решения текстовых задач.
2. Развивающие
- способствовать развитию мышления, самоанализа;
- развивать способности к анализу прозаического произведения;
- способствовать развитию коммуникативно-исследовательских и творческих способностей учащихся;
- способствовать развитию познавательного интереса.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес учащихся к русской прозе;
- научить выделять в текстах истинные человеческие ценности;
- воспитывать интерес к математике, побуждать детей к самостоятельному творчеству.
Эпиграфы:
«Автор идет от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли» (Никола де Шамфор)
«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить» (В.А. Сухомлинский)
I. Организационное начало
И снова начинается урок…
И в мир литературы погружаясь,
Читаем мы подтексты между строк,
Усваиваем классиков урок,
Глубинами их мыслей проникаясь.
II. Целеполагание
- Сегодня мы обратимся к творчеству Антона Павловича Чехова, попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока, опираясь на его тему. (Применим навыки анализа художественного произведения). Наш урок необычный – литература в содружестве с алгеброй. Обращаю ваше внимание на эпиграфы к уроку.
«Автор идет от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли» (Никола де Шамфор)
«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить» (В.А. Сухомлинский)
III. Актуализация знаний
– Ключом к пониманию творчества А.П. Чехова могут стать слова М. Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал: «Скверно вы живете, господа!»
Антон Павлович Чехов – необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он и человеком был необыкновенным, главными чертами которого являлись интеллигентность, деликатность, умение тонко чувствовать, любить. Почти все работы Чехова полемичны, споры о его творчестве начались еще среди современников. «...Тупоумны, холодны и пошлы», – это слова современника о чеховских рассказах. Говорили, что Чехов – поэт будней, серых людей. С такой точкой зрения спорили и К.С. Станиславский, и И. Бунин, и М. Горький. «Слишком своеобразный, сложный был он человек», – писал о Чехове И. Бунин.
- Пожалуй, ни у кого из писателей не было столько псевдонимов, сколько их было у Антона Павловича. Писатель имел более 50 различных псевдонимов. Чехов был изобретательным в придумывании «вторых имён». Какие псевдонимы А.П. Чехова вам известны? (Антоша Ч., Ан. Ч., А. Чехонте, Нте, -нте, Анче. «Полковник Кочкарев», Лаэрт, Улисс, Врач без пациентов, Гайка № 6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Ч. Б. С., Человек без селезенки, Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете.)
- Прежде чем начать анализ рассказа «Репетитор», послушайте справку о гимназиях России 19 века.
Сообщение учащегося
- Всеобщее образование появилось в России уже после 1917 г., при большевиках. К 1914 г. на 1000 человек от общего числа населения учащихся приходилось в России 59. Весь имперский период большая часть населения страны не умела даже читать и писать (по данным первой переписи населения Российской империи 1897 г. неграмотными оставались две трети населения).
Наиболее престижным учебным заведением считалась семилетняя классическая гимназия.
Годовая плата за обучение составляла около 25 рублей в год. «Властями ставился вопрос о повышении платы для того, чтобы сделать гимназии менее доступными для выходцев из бедной среды, которых родители пытались вывести в люди», – отмечает Алексей Любжин, автор монографии «История русской школы императорской эпохи». В 1887 правительство даже приняло «циркуляр о кухаркиных детях», рекомендовавший не принимать в гимназии детей из бедных семей.
Для тех счастливчиков, кто все-таки поступал в гимназию, сразу наступали суровые времена. В начале XIX века были распространены телесные наказания – за провинность учеников младших классов секли розгами. «Розги навсегда останутся одною из самых темных страниц истории нашей школы, – писал литератор Павел Засодимский. – Ни одного путного человека не вышло из числа тех воспитанников, которых драли, как сидоровых коз: из них вышли пьяницы, развратники, забулдыги».
Популярным наказанием XIX века был карцер: за особо тяжелые проступки, например, драку или попытку пронести в школу табак, гимназистов сажали «без обеда» в пустую комнату без окон, где они могли сидеть от 5 до 16 часов.
Преподавание в гимназиях предполагало серьезный идеологический диктат: ученики должны были быть верны императору и религии, поэтому перед уроками исполнялся гимн «Боже, Царя храни!», а одним из главных предметов считался Закон Божий.
Классическая гимназия потому и называлась классической, что уделяла большое внимание изучению благородных древних языков – латыни и греческого. И если греческий в итоге сделали предметом по выбору, латынь, «этот сухой, мертвый предмет», приходилось учить всем. Латынь гимназисты дружно ненавидели.
IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Сообщение учащегося об истории создания рассказа «Репетитор»
- Написан рассказ в последних числах января или первых числах февраля 1884 г. Впервые напечатан в 1884 году в журнале «Осколки» № 6 от 11 февраля с подзаголовком «Сценка» и подписью «А. Чехонте». При жизни Чехова переводился на болгарский, немецкий и словацкий языки. В рассказе отразился опыт репетиторства Чехова в гимназические годы в Таганроге, а потом в Москве.
- Определим значение слова РЕПЕТИТОР. (Тот, кто репетирует кого-л., помогает кому-л. пройти какой-л. курс, усвоить какие-л. знания. В дореволюционной России репетиторами называли учеников старших классов гимназий, помогающих за деньги ученикам младших классов выполнять домашние задания.)
- Кто герои рассказа? (Репетитор Егор Зиберов, Петя Удодов и его отец, отставной губернский секретарь Удодов). Кстати, Зиберов — не вымышленная фамилия, такая фамилия была у гимназического товарища Чехова.
- «Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается.»
- Готовит он его во II класс гимназии. В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался. Что значит порезался?
- Сколько лет Егору Зиберову. Как вы это вычислите? (17 лет, т.к. он учится пятью годами старше Пети.)
— «Ну-с... — начинает Зиберов, закуривая папиросу. — Вам задано четвертое склонение. Склоняйте fructus!
Петя начинает склонять. — Опять вы не выучили ! — говорит Зиберов, вставая. — В шестой раз задаю вам четвертое склонение, и вы ни в зуб толконуть! Когда же, наконец, вы начнете учить уроки? — Опять не выучил? — слышится за дверями кашляющий голос, и в комнату входит Петин папаша, отставной губернский секретарь Удодов. — Опять? Почему же ты не выучил? Ах ты, свинья, свинья! Верите ли, Егор Алексеич? Ведь и вчерась порол!
И, тяжело вздохнув, Удодов садится около сына и засматривает в истрепанного Кюнера. Зиберов начинает экзаменовать Петю при отце.»
- Почему Зиберов начинает экзаменовать Петю при отце мальчика? («Пусть глупый отец узнает, как глуп его сын! Гимназист входит в экзаменаторский азарт, ненавидит, презирает маленького краснощекого тупицу, готов побить его. Ему даже досадно делается, когда мальчуган отвечает впопад — так опротивел ему этот Петя!»)
- Почему ему «делается досадно» при верном ответе мальчика?
— «Вы даже второго склонения не знаете! Не знаете вы и первого! Вот вы как учитесь! Ну, скажите мне, как будет звательный падеж от meusfilius?
— От meusfilius? Meusfilius будет... это будет...
Петя долго глядит в потолок, долго шевелит губами, но не дает ответа.
— А как будет дательный множественного от dea?
— Deabus... filiabus! — отчеканивает Петя.
Старик Удодов одобрительно кивает головой. Гимназист, не ожидавший удачного ответа, чувствует досаду.
— А еще какое существительное имеет в дательном abus? — спрашивает он.
Оказывается, что и «anima — душа» имеет в дательном abus, чего нет в Кюнере.»
- Какой язык изучает Петя? (Латинский.)
— «Звучный язык латинский! — замечает Удодов. — Алон... трон... бонус... антропос... Премудрость! И всё ведь это нужно! — говорит он со вздохом.»
- Что говорит отец о латинском языке? Как вы можете охарактеризовать его после этих слов? («звучный». Отец латинского языка не знает.)
«Мешает, скотина, заниматься... — думает Зиберов. — Сидит над душой тут и надзирает. Терпеть не могу контроля !» — Ну-с, — обращается он к Пете. — К следующему разу по латыни возьмете то же самое. Теперь по арифметике ... Берите доску. Какая следующая задача?
Петя плюет на доску и стирает рукавом. Учитель берет задачник и диктует:
— Купец купил 138 арш. черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?» Повторите задачу. Петя повторяет задачу и тотчас же, ни слова не говоря, начинает делить 540 на 138.
- Правильно ли начал решать задачу мальчик? (Неправильно.)
— «Для чего же это вы делите? Постойте! Впрочем, так... продолжайте. Остаток получается? Здесь не может быть остатка. Дайте-ка я разделю!
Зиберов делит, получает 3 с остатком и быстро стирает .
«Странно... — думает он, ероша волосы и краснея. — Как же она решается? Гм!.. Это задача на неопределенные уравнения, а вовсе не арифметическая»
- А знает ли, как решать ее, Зиберов-репетитор? (Не знает)
- «Учитель глядит в ответы и видит 75 и 63 .
«Гм!.. странно... Сложить 5 и 3, а потом делить 540 на 8? Так, что ли ? Нет, не то».
— Решайте же! — говорит он Пете.
— Ну, чего думаешь? Задача-то ведь пустяковая! — говорит Удодов Пете. — Экий ты дурак, братец! Решите уж вы ему, Егор Алексеич.
Егор Алексеич берет в руки грифель и начинает решать. Он заикается, краснеет, бледнеет.»
- Как выкручивается «учитель» из ситуации? («Эта задача, собственно говоря, алгебраическая, — говорит он. — Ее с иксом и игреком решить можно. Впрочем, можно и так решить. Я, вот, разделил... понимаете? Теперь, вот, надо вычесть... понимаете? Или, вот что... Решите мне эту задачу сами к завтраму... Подумайте…»)
- Заметили ли незнание репетитора Петя и его отец? Какова их реакция? («Петя ехидно улыбается. Удодов тоже улыбается. Оба они понимают замешательство учителя. Ученик VII класса еще пуще конфузится, встает и начинает ходить из угла в угол.»)
— «И без алгебры решить можно, — говорит Удодов, протягивая руку к счетам и вздыхая. — Вот, извольте видеть…
Он щелкает на счетах, и у него получается 75 и 63, что и нужно было.
— Вот-с... по-нашему, по-неученому.»
- Что чувствует Зиберов? («Учителю становится нестерпимо жутко. С замиранием сердца поглядывает он на часы и видит, что до конца урока остается еще час с четвертью — целая вечность!»)
- Мы убедились в том, что гимназист Егор Зиберов не смог решить данную задачу. А отец ученика довольно быстро при помощи счёт получил верный ответ. Есть ли среди вас те, кто знает, как именно он её решал? Может, кто-то из присутствующих сможет решить при помощи счёт? (В случае положительного ответа предоставить счёты).
- Давайте тогда попробуем решить задачу арифметическим методом. (Учащиеся обращаются к тексту задачи, даётся время на размышление).
- Есть варианты решения задачи? (Если такие найдутся, то предоставить слово. Если таких не окажется, то слово дают ученику). Тогда слово предоставляется……
Ученик: Наверное, сегодня мало тех, кто это сможет сделать. Вот как решали в те времена такие задачи.
Купец купил 138 аршинов черного и синего сукна за 540 рублей.
Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а чёрное 3 рубля?
Сначала узнаем, сколько заплатил бы купец, если бы купил все 138 аршин по 5 рублей:
1) 138 * 5=690 (р.).
На сколько это больше, чем он заплатил?
2) 690-540=150 (руб.).
Разница в цене за каждый аршин чёрного сукна составила:
3) 5 - 3 = 2 (руб.)
Ясно, что переплата возникла за счёт этого «удорожания». Теперь легко вычислим, сколько аршин чёрного сукна было куплено:
4) 150 : 2 = 75 (ар.).
И наконец узнаем про покупку синего сукна по 5 рублей:
5)138 - 75 = 63(ар.)
(На экране поэтапно появляется слайд с решением)
- Вот такое чудесное и простое решение. А способ, которым была решена задача, называется способом предположений. В первом же действии предположили, что всё сукно куплено по одной цене более дорого синего сукна, тем самым искусственно завысив цену более дешёвого товара. Этим же способом можно было решать задачу с покупкой всех 138 аршин сукна по цене более дешёвого чёрного, тем самым искусственно занизив цену синего сукна и т.д.
- Мы разобрались с решением «по-неучёному», как выразился герой рассказа. Вспомните, какие предположения по поводу способов решения задачи делал репетитор? («алгебраическая», «с иксом и игреком решить можно», «на неопределённые уравнения»). Давайте попробуем решить задачу способами, которые нам более известны.
- Вам даётся время на заполнение следующей таблицы и оформления решения (листы с таблицами
Сколько куплено сукна (ар) | Цена 1 аршина сукна (руб.) | Стоимость покупки (руб.) | |
Синее сукно | |||
Чёрное сукно | |||
Всего сукна |
лежат на столах, обучающиеся их сдают на проверку).
Заполненная таблица с решением
Сколько куплено сукна (ар) | Цена 1 аршина сукна (руб.) | Стоимость покупки (руб.) | |
Синее сукно | х | 5 | 5х |
Чёрное сукно | 138 - х | 3 | 3(138 – х) |
Всего сукна | 138 | 540 |
Из последнего столбца составляем уравнение:
5х + 3(138 – х) = 540;
5х + 414 – 3х = 540;
2х = 540 – 414;
2х = 126;
х = 63 (ар.) – куплено синего сукна;
138 - 63 = 75 (ар.) – чёрного сукна.
Ответ: 63 и 75 аршин.
После сдачи листов на экране появляется решение
- Какой метод вы использовали при решении задачи? (Алгебраический).
- А какой метод вам ещё знаком? («с иксом и игреком»)
К заранее подготовленной на доске таблице приглашается учащийся. В случае затруднений, ему помогают другие обучающиеся.
Сколько куплено сукна (ар) | Цена 1 аршина сукна (руб.) | Стоимость покупки (руб.) | |
Синее сукно | х | 5 | 5х |
Чёрное сукно | у | 3 | 3у |
Всего сукна | 138 | 540 |
Получаем систему уравнений от двух неизвестных
Решая систему любым методом, получим тот же результат.
.- А что такое «неопределенные уравнения», упомянутые репетитором Зиберовым. Оказывается, это уравнения, содержащие более одного неизвестного. Обычно решение таких уравнений ищут в целых числах. В нашем случае каждое из уравнений рассмотренной системы можно считать неопределённым. Возьмём, к примеру, уравнение х + у = 138.
Перебором, учитывая, что оба неизвестных могут принимать значения от 1 до 137 (можете сказать, почему?), можно получить 137 пар чисел, одной из которых окажется пара х =63 и у = 75. Но чтобы именно её отобрать для ответа, нельзя забывать о втором условии 5х + 3у = 540 и делать проверку по нему. Все мы понимаем, что это очень долгий процесс.
- Эта задача из сборника «1001 задача для умственного счета» Сергея Александровича Рачинского. Такие задачи решали в уме. Нам есть к чему стремиться!
— «Теперь диктант.
После диктанта — география, за географией — закон божий, потом русский язык, — много на этом свете наук! Но вот, наконец, кончается двухчасовой урок. Зиберов берется за шапку, милостиво подает Пете руку и прощается с Удодовым.»
- Сколько всего предметов повторялось за время занятия? (6)
- Как вы думаете, почему автор не дает подробного описания этих занятий?
— «Не можете ли вы сегодня дать мне немного денег ? — просит он робко . — Завтра мне нужно взносить плату за учение. Вы должны мне за шесть месяцев.
— Я? Ах, да, да... — бормочет Удодов, не глядя на Зиберова. — С удовольствием! Только у меня сейчас нету , а я вам через недельку... или через две...»
- Как просит денег Зиберов? (Заискивающе.)
- На какую сумму в месяц была договоренность? (Шесть рублей в месяц).
- Подсчитайте, сколько денег отец Пети должен репетитору сына? (180 рублей.) Как сосчитали?
- Почему отец Пети не отдает деньги Зиберову? Справедливо ли это?
- «Зиберов соглашается и, надев свои тяжелые, грязные калоши, идет на другой урок.»
- Какую деталь внешнего вида Зиберова подчеркивает автор? (Грязные калоши). О чем эта деталь говорит? (О неуважении Зиберова к тем людям, к которым пришел в дом.)
- Почему отец не отказался от услуг такого «учителя»? (Отец Пети понял, что Зиберова легко обмануть.)
- Получается, что образование сына неважно для отца? (Образование сына для Удодова важно: «Премудрость! И всё ведь это нужно!»). Однако желание не продешевить берет верх.
- Рассказ А.П. Чехова "Репетитор" небольшой по размеру, но содержит важную мысль. Какую? (Не стоит браться за дело обучения других людей, если сам еще мало что знаешь. Это не принесет хорошего результата. Отсутствие денег еще не повод для того, чтобы браться за обучение других людей.)
V. Рефлексия
Метод фокальных объектов.
- Выберите 3-4 случайных объекта из рассказа. Выпишите для каждого из них несколько характерных признаков (свойств). Полученные признаки перенесите на прототип (фокальный объект), получите новые сочетания. Новые сочетания попытайтесь развить путем свободных ассоциаций. Зафиксируйте все интересные идеи. Оцените новые идеи. (Возможные объекты: грифель, калоши, деньги; фокальный объект - задача.)
- Читая рассказы А.П. Чехова, ученики иногда воспринимают лишь их внешнюю, развлекательную сторону. На уроках учителя литературы поднимают нравственную проблематику. А нам сегодня удалось усмотреть ещё одну полезную и занимательную крупицу – математическую - в отдельно взятом произведении писателя. Мы смогли решить математические проблемы, возникшие перед героями рассказа; поделились различными способами решения задачи. И таким образом неожиданно обогатили смысловую ценность произведений русского классика.
Благодарим всех за работу. До новой встречи на следующем заседании литературно-математического салона!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"
Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....
АНАЛИЗ РАССКАЗА А. П. ЧЕХОВА « О ЛЮБВИ»
Урок литературы в 8 классе...
Анализ рассказа А.П. Чехова "Лошадиная фамилия".
1Тема: Эпиграф Цели: Мастер Художник Чехов-мастер……(юморист...
Сценарий внеклассного мероприятия "Литературный салон для знатоков и любителей математики" по рассказу А.П.Чехова "Репетитор"
Материал содержит краткую биографическую справку о Чехое, организует анализ математической проблемной ситуации по сюжету рассказа, выводит на разнообразие решения этой проблемы средствами арифметики и...
Презентация "Литературный салон для знатоков и любителей математики" по рассказу А.П.Чехова "Репетитор"
Слайд-презентация к сценарию "Литературный салон для знатоков и любителей математики" по рассказу А.П.Чехова "Репетитор"...
Презентация "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий"."
Данная презентация содержит материал для изучения рассказа Чехова "Толстый и Тонкий"....
Открытый урок по литературе в 6 классе. Тема: Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
На уроке дано представление о личности А.П. Чехова,продолжена работа по анализу эпического произведения, развитию критического мышления и творческих способностей учащихся....