Анализ рассказа А.П. Чехова "Лошадиная фамилия".
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
1 Тема:
Эпиграф
Цели:
Мастер
Художник |
Чехов-мастер……(юмористического рассказа)…………………………………………………… художник…(жизни)……………………….. Анализ…(рассказа – анекдота)…………………………….. «Лошадиная фамилия».
«Смех дело серьёзное?»
Специалист, достигший высокого искусства в своём деле.
Человек, который что-нибудь с большим художественным вкусом, мастерством.
|
2
Орг.мом.
Анекдот
|
Рада нашей новой встрече. Всем доброго дня и хорошего настроения.
Кстати, о настроении…Каким оно у вас обычно бывает с утра? Нарисуйте на полях ваше настроение на начало урока. Попытаюсь вас развеселить.
На улице стоит толпа. Подходит мужчина ,спрашивает: -Что случилось? -Да вот, памятник открывают. -А кому? -Чехову. -Это который «Муму» написал? -Да нет, «Муму» Тургенев написал. -Чудно! «Муму» Тургенев написал,а памятник какому-то Чехову открывают.
Вот вы и улыбнулись.
- краткий рассказ злободневного содержания с шутливой или сатирической окраской и неожиданно остроумной концовкой. Иногда может стать основой литературного сюжета.
юмористическую окраску?(Остроумная концовка).
Анекдот, бесспорно, придумал человек остроумный. Но давайте обратимся к тексту.
|
3
|
Можем ли мы охарактеризовать их, основываясь на их речи? Почему?(Да.Речь - средство характеристики героев.)
Перечитайте последнюю реплику. Можно ли назвать этого человека остроумным? ( Нет, он невежественный человек, малообразованный, малокультурный, )
Пометьте на полях эти слова. Возможно, они нам ещё пригодятся.
(Стыдно за людей, которые……… Обидно за Чехова)
Но Чехов ещё и драматург, его драматургия родилась вместе с рождением Московского Художественного театра. «Чайка», «Три сестры», «Вишневой сад» ставятся почти повсеместно. Удивительно, но он вписался в культуры народов с особым национальным своеобразием. В Японии его ценят, пожалуй, больше, чем у нас. Жители страны восходящего солнца вкушают мягкий лиризм его пьес, сумеречную глушь, как тонкий аромат нектара.
|
4
Цели:
Генерал-майор звание или чин высшего командного состава армии (первое по старшинству звание генерала).
Как называется такой троп?
|
Только что вы смеялись, а теперь задумались. Где же грань между смешным и трагическим? И есть ли она вообще?
Пора, однако, озвучить тему нашего урока. У вас есть предложения?
-Чехов.
Чехов-мастер………, художник……….
(рассказ-анекдот)
Булдеев, приказчик, поварёнок Петька, генеральша, слуги, дети)
отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы”)
стремительно. Читатель сразу же вводится в курс дела. Это первая особенность стиля Чехова.
кого-нибудь из слуг, например, у поваренка Петьки. Возможен ли был вообще такой переполох? Такое всеобщее выражение сочувствия, |
Практическая работа
Играть роль, но иметь значение
Кто такие Кукрвниксы?
Какие несоответствия делают сцену комической?
Казус – сложный запутанный случай
| стремление помочь больному? О чем это говорит? (На этом случае Чехов показывает современную ему жизнь, в которой люди занимают неравноправное положение. И. Шер пишет: «Но не всегда весело смеялся Чехов; очень часто рассказы его, как будто бы простые и обыкновенные, о простых и обычных делах и днях, только покажутся смешными. Стоит только подумать над ними, заглянуть в них поглубже, и становится грустно. Вот рассказ «Лошадиная фамилия»… Подумайте хорошенько, и за этим смешным рассказом вы увидите такую скучную и серую жизнь таких грубых, невежественных людей, что уж наверное ,никому из вас не хотелось бы жить с ними?
Действительно ли люди в рассказе грубы и невежественны? Вспомните композицию рассказа – анекдота (отсутствуют описания, рассуждения, а роль диалога становится ключевой. С учетом этого выберите из предложенного перечня то средство, которое является самым эффективным для раскрытия характера нашего героя).
Средства раскрытия характера героя.
груб – капризен – самоуверен – с презрением относится к слугам, использует браные резкие выражения.
Сделайте вывод. Каково же живется рядом с таким человеком. Хотели бы вы так жить? Это смешно или грустно?
нему жалость? ( Писатель не стремится вызвать к нему сочувствие, он заставляет читателя смеяться над комическим положением, в которое попадает Булдеев).
ерундой и шарлатанством), а сам нетерпеливо требует от приказчика, чтобы тот вспомнил «Лошадиную фамилию» знахаря, категорически отказывается от предложения доктора вырвать зуб, а затем посылает за ним сам, как за спасителем).
Почему? (Дает совет обратиться к знахарю, берет на себя смелость подсказать текс депеши. Затем теряет смелость и развязность, испытывает страх перед рассерженным генералом ( медленно вышел, тяжеловато вздохнул), вспомнив фамилию, когда она уже была не нужна, вновь обретает самоуверенность и надежду заслужить расположение генерала).
Какие способы создания комического вы знаете? (гипербола, несоответствие, неожиданность). Приведите примеры.
превосходно переданы Чечовым. Через грамматически неправильную речь Ивана Евсеича. Докажите текстом.
Невежественность – предложение обратиться к акцизному, что бы он вылечил зубы по телефону.
Речевые ошибки: зубами кормился
Нарушение логики в изложении: («служил акцизный…зубы заговаривал»)
Несоответствие утверждения Акцизному «сила дана», а похвала ему с тем, что из акцизных его уволили.
Согласны ли вы с утверждением, что А. П. Чехов – один из блистательных мастеров слова? Чехов говорил о языке: « Язык должен быть прост и изящен…» «Фразу « (…) надо делать – в этом искусство. Надо выбрасывать лишнее, очищать фразу от «по мере того», «при помощи», надо заботиться об ее музыкальности и не допускать в одной фразе почти рядом «стала» и «перестала». « Я не хочу признавать рассказов без помарок. Надо люто марать. В письме к Горькому Чехов давал такой совет: «…читая текст, вычеркивайте где можно определения существительных и глаголов… Понятно, когда я пишу «Человек сел на траву; это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, когда я пишу: «Высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь».
сущ гл сущ Человек сел на траву. Какие излюбленные части речи использовал Чехов (сущ. и глагол). Фраза должна быть точной и понятной – это вторая особенность стиля Чехова.
Чехов говорил: «Краткость – сестра таланта»
( Почерк - манера писать) Четвёртая особенность - краткость.
(Диалог – завязка действия)
анекдотическое слово? (Оно привлекает внимание или блеском остроумия, или, напротив, нелепостью, принимает участие в развитии сюжета)
(стр.283). Найдите цитату, соответствующую иллюстрации Кукрыниксов. (« Мучительные думы» приказчика и нейтральное поведение доктора, радость приказчика и ненужность обращения к акцизному)
Финал у Чехова всегда неожиданный. Это II особенность стиля.
казуса (казус-сложный запутанный случай) от самого себя в обычной жизни? (Ответ: отличается шарлатанство - с презрением поднес 2 кукиша)
без нравственных потерь? Каким он вернулся в обычную жизнь? (Он вернулся в свое существование, к своим устойчивым представлениям о мире, от которых отказался из страха перед минутным испытанием. Булдеев сам создал и сам преодолел анекдотическую ситуацию, показав с презрением 2 кукиша).
Выходит, что рассказ не только смешной, но и серьезный. Это напоминает о том, что при всех обстоятельствах «среди людей нужно сознавать свое достоинство». Своим творчеством Чехов утверждал не только лучшие качества людей, но и их недостатки. «Смех – дело серьезное?»
Когда вы смеетесь, ваше тело радуется. Пятнадцать мышц на лице и несколько десятков на теле сначала сокращаются, а потом расслабляются. Пульс ускоряется, дыхание учащается, кровь обогащается кислородом. Мозг тоже не дремлет - в нем снижается чувствительность к боли, поскольку происходит выработка эндорфинов – веществ, убивающих боль и доставляющих удовольствие. Не случайно некоторые врачи вводят шутки и смех в курс лечения различных заболеваний.
Знал ли Чехов об этом? (Конечно, он был врач).
Итог урока. - Чему учились на уроке? Что понравилось? Ещё раз вернёмся к теме и целям урока.
Домашнее задание. Самостоятельно сочинить рассказ – анекдот. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ рассказа В.Астафьева "Приветное слово"
Предложенный урок соответствует программным требованиям. Данный подход позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного художеств...
Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе
1. "Золотой луг" 2. Работа с текстом "У ручья" 3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текст...
урок по современной литературе "Сравнительный анализ рассказов И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"
Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах....
Анализ рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки"
Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия....
Урок русского языка в 11 классе Лингвистический анализ рассказа М.А.Булгакова»Тьма египетская». Тип урока: урок –практикум
Лингвистический аназиз текста...
Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.
Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА: Тема праведничес...
Урок внеклассного чтения в 9 классе по рассказу Дины Рубиной "Двойная фамилия"
Урок по современой прозе (ХХ1 век) с использованием ИКТ...