Открытый урок .Н.А.Некрасов « Школьник»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Тема урока: Н.А.Некрасов « Школьник»
Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, показать какое внимание уделялось писателем изображению детства простого народа, учить анализировать стихотворение, выделять в нем основные мысли, воспитывать любовь к природе, гордость за свою страну и свой народ .
Задачи урока: Формировать представления у учащихся о себе как читателе-исследователе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.a.nekrasov_shkolnik.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Н.А.Некрасов « Школьник»
Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, показать какое внимание уделялось писателем изображению детства простого народа, учить анализировать стихотворение, выделять в нем основные мысли, воспитывать любовь к природе, гордость за свою страну и свой народ .
Задачи урока: Формировать представления у учащихся о себе как читателе-исследователе.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие.
Эпиграф к уроку записан на доске.
«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сердца своего выносит злое».
Евангелие от Луки
Актуализация знаний.
Учитель: Разгадайте и прочтите на доске тему нашего урока:
узнаем о жизни и творчестве Н.А.Некрасова;
- познакомимся со стихотворением Некрасова;
- будем учиться выразительно читать.
Мотивация познавательной деятельности
Учитель: Какие стихотворения Н.А.Некрасова вам знакомы? («Плач детей», «Крестьянские дети», стих «Саша»)
- Детям он посвятил серию своих стихотворений и обратился с такими словами: … «Играйте, же , дети!
Растите на воле!
На то вам и красное
детство дано…!»
- Как вы думаете, что такое детство, с каким словом оно у вас ассоциируется? (школа, радость, родители, друзья ,дом, улыбка, школьник)
Познавательная деятельность.
1 Слово учителя о Н.А.Некрасове.
Ребята, давайте с вами вспомним некоторые биографические данные о Н.А.Некрасове.
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года. Его детство прошло в имении Грешнево, которое стояло у дороги, по которой проходил самый разный народ.
Отец Некрасова всегда желал, чтобы его сын наследовал его звание и поступил в военную службу. Николай отказался и начал готовиться в университет, за что был лишен отцом денежных средств.
1838 – 1841 гг. – это годы лихорадочного труда, безостановочной работы. Некрасов тяжелым трудом зарабатывал себе гроши на полуголодное существование.
“Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день”. (Н.А.Некрасов).
Николай Алексеевич терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом – литературой. Конечно, это отразилось и в его творчестве.
Послушаем стихотворение “Школьник”.
Словарная работа
В стихотворении нам встретятся незнакомые слова. Давайте их разберём.
Котомка- (устар.) – сумка, носимая за плечами
Дьячиха – жена дьяка. Дьяк с греч. – служитель, начальник приказа. Например, посольский дьяк – начальник посольского приказа, думный дьяк – нижний чин в боярское думе.
Купчиха – женщина из купеческого сословия. Жена купца. Купец – представитель сословия, занимавшегося торговлей.
Поприще – область деятельности.
Момент релаксации.
Прослушивание стихотворения «Школьник».
Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос, какие чувства вас посетили при прослушивании стихотворения? (ответы детей)
- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
.Анализ стихотворения. Чтение стихотворения «Школьник» по строфам
-Каким настроением проникнуто стихотворение? (светлое настроение, потому что мальчик надеется на лучшее; сожаление, грусть, печаль, потому что трудно будет мальчику добиться своей цели;)
Прочитай первое четверостишие вслух.
От какого лица идет повествование? (от первого) Как называется речь одного лица? (Монолог)
- Каков пейзаж в стихотворении? (небо, ельник, песок).
Что значит пейзаж?(описание природы)
- Найдите в первой строфе обращение и зачитайте его.(«Эй! Садись ко мне, дружок!»)
- К кому обращается автор? (мальчику, пассажиру)
- Какие чувства испытывает автор к герою стихотворения? (уважение, дружелюбность, доброжелательность, ему мальчик нравится, он его называет дружок).
Какое средство художественной выразительности использует автор в словосочетании «невеселая дорога» (Метафору.)Что такое метафора?(слово или выражение употребляемое в переносном значении)
- А почему дорога невеселая?(идёт пешком и день, и ночь, и в снег, и в дождь, пока не попадется добрый человек. Трудная дорога)
Прочитайте второе четверостишие. Найдите описание героя.(ноги босы, грязно тело и едва прикрыта грудь, плохая одежда, нет обуви)
- Почему и чего он не должен стыдиться? (бедности, и не важно как он одет, мальчик шел к своей цели - постичь грамоту )
(индивид. задание): «Я читала, что во времена творчества Николая Алексеевича Некрасова не все дети могли посещать школу, учились только дети богатых, не было учебников и условий для учебы, но было огромное желание учиться, не лениться, чтобы стать кем-то».
-К слову дорога найдите в тексте синоним(путь)
-Кто это славные? От какого слова образовалось славные?(слава, известность).
Анализируем третью и четвертую строфы.
Вижу я в котомке книжку,
Так, учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
- Смысл каких слов вам не понятен? (грош – старинная монета в 2 копейки, позднее равна 0,5 коп., четвертачок равен 25 копейкам.) Кто помог мальчику собраться на учебу? Что можно сказать о материальном положении семьи?
- Далее автор предполагает:
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?..Ну, что ж!
- Ребята, кого называли «дворовым»? (Информация для учителя. Дворовые, принадлежащие дворне. Дворня при крепостном праве - домашняя прислуга в помещичьем доме.) Отмены крепостного права еще не было(1856г.), но были случаи, когда крепостных отпускали. Таким образом, словосочетание помогло нам определить историческое время.
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.
- О ком говорит нам автор в этой строфе, на кого намекает? (М.В.Ломоносов).
- Так от кого же все зависит?
- А каков характер у мальчика? Кто еще может ему помочь?
Прочитайте пятое- шестое четверостишие. Какие слова пожелания говорит автор мальчику? (знай-работай, да не трусь; много нужно трудиться, чтобы стать грамотным, бороться с трудностями).
- За что автор любит Родину? (много умных и талантливых людей, прославивших свою страну).
- Называет ли Н.А.Некрасов точное количество славных и известных людей?(Нет).
- Что является для вас главным трудом? Для чего нужно старательно учиться? ( быть полезным Родине)
Я верю, что среди этих славных людей будете и вы. Славных по учебе, делам и поступкам
-Чем в стихотворении является последнее четверостишие? (главной мыслью. Что из простого народа вышли известные люди).
Выразительное чтение стихотворения детьми.
-Какие подсказки для выразительного чтения дают нам знаки препинания?
(воскл.предложения читаются с голосом,громко; вопросительные предложения с интонацией вопроса; повествовательные – спокойно. Если в стихотворении тире -, то длинная пауза).
Найдите в тексте восклицательные предложения, прочитайте их…
Прочитайте вопросительные предложения(хором)
Работа с иллюстрацией учебника.
- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Подходит ли иллюстрация к стихотворению? (Да).А чтобы вы хотели добавить?(Мальчик –школьник заходит в церковь за благословлением на учёбу).
Итог и вывод.
Задания на дом:
Выучите наизусть последние четыре строки стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Н.А. Некрасов "Панаевский цикл"
Так родился поэтический «Панаевский цикл» – история неровной, бурной, мучительной любви......
Презентация к уроку Н.А.Некрасов
Презентация к уроку...
Урок литературы в 6 классе на тему "Н.А. Некрасов. «Школьник»"
Урок литературы в 6 классе, продолжение темы детства и подростков в русской литературе.Работа производится по группам, урок построен по исследовательскому методу....
Урок "Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Понятие об эпитете".
Уроки литературы по творчеству Н.А.Некрасова в 5 классе...
Н.А.Некрасов "Школьник" (урок внеклассного чтения)
Цели урока:1. Кратко познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, познакомить обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» Н.А.Некрасова.2. Рассмотреть движение поэтической темы от дорож...
Николай Некрасов "Школьник"
Текст стихотворения и его анализ...
Открытый урок Н.А. Некрасов
Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини с губернатором Иркутска»....