Урок литературы в 6 классе на тему "Н.А. Некрасов. «Школьник»"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок литературы в 6 классе, продолжение темы детства и подростков в русской литературе.
Работа производится по группам, урок построен по исследовательскому методу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 31.82 КБ |
pamyatki_dlya_grupp.doc | 53.5 КБ |
prezentatsiya_nekrasov_.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6-м классе на тему "Н.А. Некрасов. «Школьник»"
Цели урока:
- кратко познакомиться с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, посмотреть, какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа;
- познакомиться с важными вехами жизни М.В.Ломоносова;
- формировать умение формулировать свои выводы и предположения по результатам исследования
- воспитывать стремление к получению знаний на примере жизни знаменитых соотечественников.
Оборудование:
- портреты Н.А.Некрасова, М.В.Ломоносова,
- репродукции картин А.Венецианова, В.Маковского, К.Маковского, Н.Богданова-Бельского и др. (рассказывающих о трудном крестьянском детстве),
- грамзапись стихотворения Н.Некрасова “Школьник”,
- карточки с заданиями,
- толковые словари.
Методические приемы:
- рассказ учителя, выразительное чтение стихотворения мастером художественного слова,
- беседа по вопросам,
- исследование, проводимое учащимися,
- анализ текста.
ХОД УРОКА
I. Постановка цели, общей исследовательской задачи.
Ребята, скажите, кому посвящены многие из произведение, которые мы в этом году изучаем? Например, «Детство Багрова внука» Аксакова, «Отрывки из журнала Маши» Одоевского, «Бежин луг» И.С. Тургенева, который мы только что изучили? (детям, теме детства)
Учащимся предлагается назвать ассоциации, которые приходят им на ум, когда они слышат слово ДЕТСТВО (слово записано на доске). Эти ассоциации, самые разные, могут быть связаны как с воспоминаниями и своем собственном детстве, так и с впечатлениями о прочитанном, увиденном на теле- или киноэкране. Учитель тоже может предложить свои ассоциации (все они записываются рядом с ключевым словом на доске).
- Бывает ли несчастливым детство? (Бывает, конечно).
Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы “Подросток в литературе XIX века”, познакомимся со стихотворением Николая Алексеевича Некрасова “Школьник”, работая в группах, мы будем исследовать тексты русских писателей и картины живописцев XIX века. Все это мы будем делать для того, чтобы выяснить, как в литературе и живописи XIX века отражена тема крестьянского детства. Какое место эта тема занимает в лирике Н. Некрасова.
II. Проверка домашнего задания. Несколько учеников зачитывают отзывы к рассказу «Бежин луг»
III. Слово о Н.А.Некрасове. (в 6а рассказывают девочки)
Тема крестьянского детства – это одна из тем, которую поднимал в своей общественной лирике Николай Алексеевич Некрасов. Для него данная тема была значимой, поскольку, несмотря на свое дворянское происхождение, поэт пережил лишения, голод, нищету.
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года. Его детство прошло в имении Грешнево, которое стояло у дороги, по которой проходил самый разный народ. Спустя много лет поэт напишет об этом в стихотворении “Крестьянские дети”:
Под наши густые, старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей …
Замечу, мотив дороги в творчестве Некрасова будет занимать одно из центральных мест.
Недалеко от усадьбы Некрасовых протекала Волга. Здесь, на великой русской реке, мальчик столкнулся с нечеловечески трудной работой бурлаков, которые на себе, волоком, держась за крепкие лямки, тащили баржи против течения. Некрасов был, пожалуй, единственным поэтом, кто рассказал о тяжести подневольного труда так, как это сделал бы сам народ.
Отец Некрасова всегда желал, чтобы его сын наследовал его звание и поступил в военную службу. Николай отказался и начал готовиться в университет, за что был лишен отцом денежных средств.
“Судьбе угодно было, чтобы я пользовался крепостным хлебом только до 16 лет, далее я не только никогда не владел крепостными, но будучи наследником своих отцов, имевших родовые поместья, не был ни одного дня даже владельцем клочка родовой земли”, - вспоминал писатель.
1838 – 1841 гг. – это годы лихорадочного труда, безостановочной работы. Некрасов тяжелым трудом зарабатывал себе гроши на полуголодное существование.
“Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день”. (Н. А. Некрасов).
Николай Алексеевич терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом – литературой.
Конечно, это отразилось и в его творчестве.
Послушаем стихотворение “Школьник”.
V. Слушание стихотворения (грамзапись).
II. Работа в группах. Постановка частных исследовательских задач для групп.
- 1 группа “Художественные критики”.
- 2 группа “Литературные критики”.
- 3 группа “Биографы”
- 4 группа “Лингвисты”(специалисты, которые занимаются языкознанием, т.е. изучает язык)
III. Обсуждение выводов, сделанных школьниками в ходе исследования.
- 1 группа представляет выставку картин с их анализом.
- 2 группа рассказывает, как представлена тема крестьянского детства в произведениях писателей XIX века.
VI. Анализ стихотворения.( группа № 3)
Обратите внимание на следующую строфу:
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей, и Божьей воле
Стал разумен и велик.
Кого имеет в виду автор в этих строчках? (Ломоносова)
Летом 1856 г. Некрасов жил на берегу Финского залива в Ораниенбауме, в 40 километрах от Санкт-Петербурга. Эта морская пристань и город вокруг нее связаны с именем великого русского ученого и поэта М. В. Ломоносова. Становление личности этого выдающегося человека всегда волновало поэта. В 1840 году, в самом начале своего творчества, Некрасов написал пьесу в стихах “Юность Ломоносова”.
Проводя лето в местах, которые хранят память о великом соотечественнике, он создал стихотворение “Школьник”.
3 группа работала с текстом этого стихотворения. Сопоставляя его с фрагментами биографии Ломоносова. Проверим, что у них получилось.
Ответы ребят 3 группы.
– Откройте учебники на с.152.
Начинается стихотворение с обращения к мальчику, герою стихотворения.
- Какой изображена дорога? (“Невеселая дорога”)
- В форме диалога или монолога написано стихотворение? (Монолог автора)
Кто помог мальчику собраться в город на учебу?
…батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю, старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
- Обратите внимание на 5 строфу и время написания стихотворения (1856 г.). Скоро вы узнаете из курса истории: в 1855 г. умер Николай I, к власти приходит царь-реформатор Александр II. Крепостное право пока еще не отменено, но уже не столь нерушимы устои крепостного быта.
- Найдите в тексте синоним к слову дорога.
(“Это многих славных путь”).
- Подберите к слову путь прилагательные. Может ли путь быть жизненным?
Заметьте, дорога в стихотворении вырастает в жизненный путь человека.
Ребята 4 группы анализировали стихотворение “Школьник” и выписывали просторечные слова, встречающиеся в тексте. Они сделали словарик, который сейчас нам представят.
Выступление 4 группы
- Как вы думаете. Почему в тексте много просторечных слов? (Герой стихотворения – крестьянский мальчик, который пошел учиться).
- Как вам кажется. Как сложится жизнь этого мальчика? (Ему будет нелегко).
- Относится ли название стихотворения только к Ломоносову или ко всякому, кто пошел славным путем знаний?
История знает людей, прошедших суровую жизненную школу, ставших гордостью своей страны, своего народа – именно в 60-е годы XIX века. Это Добролюбов, Чернышевский, сам Некрасов. Врачи: Боткин, Пирогов.
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько знатных-то и знай …
- Какое значение имеют эти строки?
(В них заключена основная мысль стихотворения).
VII. Подведение итогов. Выводы.
Итак, взяв за основу разговора стихотворение Н.А. Некрасова “Школьник” и проиллюстрировав его примерами живописи и художественных произведений других авторов XIX века (Тургенев, Чехов), мы можем сделать вывод.
Каким было детство многих крестьянских ребятишек?
- Все ли мирились с такой жизнью? Что они делали?
(крестьянские дети стремились выбраться из нищеты, бесправия, выбрать другой путь, нежели их родители и судьба Ломоносова – яркий тому пример. То есть у детей была тяга к знаниям, и они проявляли упорство для достижения поставленных целей.)
В этом и заключена идея стихотворения “Школьник”, где образ дороги переходит в образ жизненного пути, “славного пути” и “широкого поприща”.
Домашнее задание: (Исследовательская задача).
Обширен перечень областей науки, техники, культуры, с которыми соприкасался Ломоносов, внося в них новое: химия. Физика, история. Поэзия, экономика, механика, геология, астрономия и т.д. Он был новатором в горном деле, в изготовлении приборов, в русской грамматике, в правилах стихосложения и во многом другом. Продолжите изучение биографии ученого и решите задачу на с.153 (в.8).
Стихотворение «Школьник» учить наизусть
Школьник
— Ну, пошел же, ради бога! Ноги босы, грязно тело, Вижу я в котомке книжку. Знаю: старая дьячиха Или, может, ты дворовый Скоро сам узнаешь в школе, Не без добрых душ на свете — Там уж поприще широко: Не бездарна та природа, Столько добрых, благородных, |
Крестьянские дети
Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши - живется легко.
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрел я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи,
Летит и другая какая-то птица -
По тени узнал я ворону как раз;
Чу! шепот какой-то... а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Все серые, карие, синие глазки -
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье...
Чу! шепот опять!
Первый голос
Борода!
Второй
А барин, сказали!...
Третий
Потише вы, черти!
Второй
У бар бороды не бывает - усы.
Первый
А ноги-то длинные, словно как жерди.
Четвертый
А вона на шапке, гляди-тко - часы!
Пятый
Ай, важная штука!
Шестой
И цепь золотая...
Седьмой
Чай, дорого стоит?
Восьмой
Как солнце горит!
Девятый
А вона собака - большая, большая!
Вода с языка-то бежит.
Пятый
Ружье! погляди-тко: стволина двойная,
Замочки резные...
Третий
с испугом
Глядит!
Четвертый
Молчи, ничего! Постоим еще, Гриша!
Третий
Прибьет...
Испугались шпионы мои
И кинулись прочь: человека заслыша,
Так стаей с мякины летят воробьи.
Затих я, прищурился - снова явились,
Глазенки мелькают в щели.
Что было со мною - всему подивились
И мой приговор изрекли:
"Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!
И видно, не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой..." - "Услышит, молчи!"
-
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как "низкого рода людей",-
Я все-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
"Взгляни-ка, Савося, какое колечко!"
Мы оба нагнулись, да разом и хвать
Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!
Савося хохочет:"Попался спроста!"
Зато мы потом их губили довольно
И клали рядком на перилы моста.
Должно быть, за подвиги славы мы ждали,
У нас же дорога большая была:
Рабочего звания люди сновали
По ней без числа.
Копатель канав вологжанин,
Лудильщик, портной, шерстобит,
А то в монастырь горожанин
Под праздник молиться катит.
Под наши густые, старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей.
Иной подгуляет, так только держится -
Начнет с Волочка, до Казани дойдет!
Чухну передразнит, мордву, черемиса,
И сказкой потешит, и притчу ввернет:
"Прощайте, ребята! Старайтесь найпаче
На господа бога во всём потрафлять:
У нас был Вавило, жил всех побогаче,
Да вздумал однажды на бога роптать,-
С тех пор захудал, разорился Вавило,
Нет меду со пчел, урожаю с земли,
И только в одном ему счастие было,
Что волосы шибко из носу росли..."
Рабочий расставит, разложит снаряды -
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
"Гляди, чертенята!" А дети и рады,
Как пилишь, как лудишь - им всё покажи.
Прохожий заснет под свои прибаутки,
Ребята за дело - пилить и строгать!
Иступят пилу - не наточишь и в сутки!
Сломают бурав - и с испугу бежать.
Случалось, тут целые дни пролетали -
Что новый прохожий, то новый рассказ...
Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли - навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая: спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом, и воем:
Тут драка - не драка, игра - не игра...
А солнце палит их полуденным зноем.
Домой, ребятишки! обедать пора.
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка... у, страшный какой!
Ежу предлагают и мух, и козявок,
Корней молочко ему отдал свое -
Не пьет! отступились...
Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит белье,
Кто нянчит сестренку двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведерко кваску,
А тот, подвязавши под горло рубашку,
Таинственно что-то чертит по песку;
Та в лужу забилась, а эта с обновой:
Сплела себе славный венок,-
Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый
Да изредка красный цветок.
Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.
Вот девочка ловит лукошком лошадку:
Поймала, вскочила и едет на ней.
И ей ли, под солнечным зноем рожденной
И в фартуке с поля домой принесенной,
Бояться смиренной лошадки своей?..
Грибная пора отойти не успела,
Гляди - уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испугана пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит - содом, суматоха!
Вот старый глухарь с облинялым крылом
В кусту завозился... ну, бедному плохо!
Живого в деревню тащат с торжеством...
"Довольно,Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной!"
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно.
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растет, наливает зерно.
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребенок
И в поле охотней бежит за отцом.
Навьют ли сенца:"Полезай, постреленок!"
Ванюша в деревню въезжает царем...
Однако же зависть в дворянском дитяти
Посеять нам было бы жаль.
Итак, обернуть мы обязаны кстати
Другой стороною медаль.
Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды...
Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
"Здорово парнище!"- "Ступай себе мимо!"
-"Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?"- "Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".
(В лесу раздавался топор дровосека.)
"А что, у отца-то большая семья?"
-"Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я..."
-"Так вот оно что! А как звать тебя?" - "Власом".
-"А кой тебе годик?"- "Шестой миновал...
Ну, мертвая!"- крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь -
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти - дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой -
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..
-
Теперь нам пора возвращаться к началу.
Заметив, что стали ребята смелей,
"Эй, воры идут!- закричал я Фингалу.-
Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!"
Фингалушка скорчил серьезную мину,
Под сено пожитки мои закопал,
С особым стараньем припрятал дичину,
У ног моих лег - и сердито рычал.
Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти не могла,
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!
Командуют сами! "Фингалка, умри!"
-"Не засти, Сергей! Не толкайся, Кузяха!"
-"Смотри - умирает - смотри!"
Я сам наслаждался, валяясь на сене,
Их шумным весельем. Вдруг стало темно
В сарае: так быстро темнеет на сцене,
Когда разразиться грозе суждено.
И точно: удар прогремел над сараем,
В сарай полилась дождевая река,
Актер залился оглушительным лаем,
А зрители дали стречка!
Широкая дверь отперлась, заскрипела,
Ударилась в стену, опять заперлась.
Я выглянул: темная туча висела
Над нашим театром как раз.
Под крупным дождем ребятишки бежали
Босые к деревне своей...
Мы с верным Фингалом грозу переждали
И вышли искать дупелей.
Предварительный просмотр:
Памятка для группы № 1.
1. Вашему вниманию предлагаются тексты. Проанализируйте их по следующим параметрам:
- Основная тема (о чем рассказывается);
- Идея (найдите ее в предлагаемых для анализа текстах);
- Тип текста (повествование, описание, рассуждение);
- Форма речи (монолог, диалог).
2. Что объединяет эти тексты?
Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать:
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем1 за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру»...
Ванька покривил рот, потёр своим чёрным кулаком глаза и всхлипнул.
А.П.Чехов.
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный Мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я...»
— Так вот оно что! А как звать тебя? -
«Власом».
— А кой тебе годик? — «Шестой миновал...
Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
Н.А.Некрасов
«Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас кормиться в поле: днем мухи и оводы не дали бы им покоя. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут».
И.С.Тургенев
ПЛАЧ ДЕТЕЙ
Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?
«В золотую пору малолетства
Всё живое — счастливо живет.
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим — вертим — вертим!
Колесо чугунное вертится,
И гудит, и ветром обдает,
Голова пылает и кружится,
Сердце бьется, всё кругом идет:
Красный нос безжалостной старухи,
Что за нами смотрит сквозь очки,
По стенам гуляющие мухи,
Стены, окна, двери, потолки,—
Всё и все! Впадая в исступленье,
Начинаем громко мы кричать:
«Погоди, ужасное круженье!
Дай нам память слабую собрать!»
Бесполезно плакать и молиться —
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри — проклятое вертится,
Хоть умри — гудит — гудит — гудит!
Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы — спать.
Нам домой скорей бы воротиться,-
Но зачем идем мы и туда?..
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Там, припав усталой головою
К груди бледной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей...»;
Н.А. Некрасов
Памятка для группы № 2.
- Рассмотрите репродукции картин, иллюстрации. Вдумайтесь в их содержание (что произошло, почему?)
- Обратите внимание на время создания картины и название. Очень часто оно говорит нам о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным.
- Опишите детей, изображенных на картинах (их одежду, выражение лиц). Расскажите об их внутреннем состоянии. Попробуйте дать их психологический портрет.
- Подумайте, что объединяет все эти картины.
Опорные слова:
полотна, связанные с темой детства; полуголодное существование; несчастливое детство; испуганные крестьянские ребятишки; облаченный в одежду «на вырост»; холщовые рубахи; растрепавшиеся льняные волосы.
Памятка для группы №3.
Заполните пустые графы таблицы цитатами из стихотворения Н.А. Некрасова «Школьник», соотнеся их с фрагментами библиографии героя. Как вы думаете, о каком известном историческом деятеле идет речь?
Фрагменты библиографии героя | Цитаты из стихотворения «Школьник» |
Родился в 1711 году в деревне Мишанинская, Двинского уезда, Куростровской волости Архангельской губернии в семье крестьянина Василия Дорофеевича ...., женатого на Елене Ивановне Сивковой, дочери дьякона села Николаевские Матигоры. | |
Рос здоровым и сильным мальчиком, сообразительным и любознательным. Учиться грамоте он начал поздно, лет в двенадцать. К тому времени он уже освоил рыбный промысел, которым занимались все поморские мальчишки. ... шёл 19год, когда он понял, что если действительно хочет учиться дальше, то надо уходить из отчего дома. Зимой 1730 года....ушёл с рыбным обозом в Москву. Буря - непогодушка унесла его с родной сторонушки. В архиве холмогорского воеводы сохранился документ: «7-го декабря 1730 года с дозволенья отца отпущен к Москве... о чём выдан ему пашпорт». | |
Обоз с мороженной рыбой шёл из Холмогор в Москву около трех недель. В конце декабря подошли к Москве. Здесь.... поступил учиться в лучшее по тем временам учебное заведение – Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Зачислили его в первый класс, так как именно там начинали изучать латинский язык, который был нужен для дальнейшей учебы. Весь курс академии, рассчитанный на 12 лет,... закончил за 5 лет! |
Школьник
- Ну пошёл же, ради Бога!
Небо, ельник и песок –
Невеселая дорога....
Эй! Садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! Что за дело?
Это многих славных путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идешь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаёк.
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. ну, что ж!
Случай тоже уж не новый –
Не робей, не пропадёшь!
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь...
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
Памятка для группы №4.
1. Вспомните определение понятия:
Просторечие – слова и грамматические формы разговорной речи, используемые в литературном языке как стилистическое средство для придания речи шутливого, пренебрежительного, иронического, грубоватого оттенка.
2. В стихотворении Н.А. Некрасова «Школьник» много просторечных слов. Попробуйте создать из них словарик.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Там зелень ярче изумруда,Нежнее Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в украинском местечке Немирове Винницкого уезда Подольской губернии. Его отец Алексей Сергеевич, военный, выйдя в отставку, навсегда поселился в своём родовом ярославском имении Грешневе . Алексей Сергеевич Некрасов Дом Некрасовых в Грешневе
Там зелень ярче изумруда,Нежнее Грешнево - мир детства, радости , любимых сказок крепостной няни, любви к «зелёному шуму», незабываемых игр с крестьянскими детьми. Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано, Чтоб вечно любить это скудное поле, Чтоб вечно вам милым казалось оно. Храните свое вековое наследство, Любите свой хлеб трудовой — И пусть обаянье поэзии детства Проводит вас в недра землицы родной!.. В ночном. «Крестьянские дети»
1 группа “Художественные критики ” 2 группа “Литературные критики ” 3 группа “Биографы ” 4 группа “Лингвисты ” Работа в группах
К.Маковский «Дети, бегущие от грозы» В.Перов «Тройка»
Фрагменты библиографии героя Цитаты из стихотворения «Школьник» Родился в 1711 году в деревне Мишанинская , Двинского уезда, Куростровской волости Архангельской губернии в семье крестьянина Василия Дорофеевича ...., женатого на Елене Ивановне Сивковой , дочери дьякона села Николаевские Матигоры . Рос здоровым и сильным мальчиком, сообразительным и любознательным. Учиться грамоте он начал поздно, лет в двенадцать. К тому времени он уже освоил рыбный промысел, которым занимались все поморские мальчишки. ... шёл 19 год , когда он понял, что если действительно хочет учиться дальше, то надо уходить из отчего дома. Зимой 1730 года....ушёл с рыбным обозом в Москву. Буря - непогодушка унесла его с родной сторонушки. В архиве холмогорского воеводы сохранился документ: «7-го декабря 1730 года с дозволенья отца отпущен к Москве... о чём выдан ему пашпорт ». Обоз с мороженной рыбой шёл из Холмогор в Москву около трех недель. В конце декабря подошли к Москве. Здесь.... поступил учиться в лучшее по тем временам учебное заведение – Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Зачислили его в первый класс, так как именно там начинали изучать латинский язык, который был нужен для дальнейшей учебы. Весь курс академии, рассчитанный на 12 лет,... закончил за 5 лет!
Просторечие – слова и грамматические формы разговорной речи, используемые в литературном языке как стилистическое средство для придания речи шутливого, пренебрежительного, иронического, грубоватого оттенка.
Итоги урока Итак , взяв за основу разговора стихотворение Н.А. Некрасова “Школьник” и проиллюстрировав его примерами живописи и художественных произведений других авторов XIX века (Тургенев, Чехов), мы можем сделать вывод: 1. Каким было детство многих крестьянских ребятишек? 2. Все ли мирились с такой жизнью? Что они делали?
Домашнее задание: Обширен перечень областей науки, техники, культуры, с которыми соприкасался Ломоносов, внося в них новое: химия. Физика, история. Поэзия, экономика, механика, геология, астрономия и т.д. Он был новатором в горном деле, в изготовлении приборов, в русской грамматике, в правилах стихосложения и во многом другом. Продолжите изучение биографии ученого и решите задачу на с.153 (в.8). 2. Стихотворение «Школьник» учить наизусть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Игровые технологии на уроках литературы как средство развития познавательной активности у школьников
Игровые технологии на уроках русского языка развивает логическое мышление, память, воображение, речевую деятельность учащихся...
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс
Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...
Технологическая карта урока литературы 10 класс по теме "Душа народа русского..." Н.А.Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо?"
Урок-исследование по тексту поэмы А.Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...
Урок литературы 9 класс II, VIII вида "Н.А.Некрасов «Жизнь и творчество»"
Урок литературы для коррекционной школы II, VIII вида...