Конспект урока Н.А. Некрасов "Панаевский цикл"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Так родился поэтический «Панаевский цикл» – история неровной, бурной, мучительной любви...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk.urok_nekrasov.panaev.cikl_.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
По лирике Н.А. Некрасова
«Я встретил вас…»
(«Панаевский цикл» в лирике
Н.А. Некрасова)
УРОК 1-2
Тема урока: « Я встретил Вас »
« Панаевский цикл» в лирике Некрасова.
Цель урока: познакомить уч-ся с прекрасным циклом стихов Некрасова воспитывать в учащихся культуру чувств, закрепить навыки самостоятельного анализа стихотворного произведения.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: портреты А.Я. Панаевой и Н.А. Некрасова, книга А.Я. Панаевой «Воспоминания», стихи НЕКРАСОВА записи на доске (панаевского цикла 1856 года)
ХОД УРОКА
«Страна Любви – великая страна
«Зачем же ты в душе неистребима,
Мечта любви, не знающей конца…»
Н.А. Некрасов
Ученик: Все, чем мы в жизни дорожим,
Что было лучшего у нас,
Мы на один алтарь сложили,
И этот пламень не угас
… Дни, когда любви светило
Ученица: Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь,-
Благослови и не забудь.
Ученик: Ты много вынесла гонений,
Суровых бурь, враждебных встреч,
Свободу сердца уберечь
Ученица: Человек создан быть опорой
другому, потому что ему
самому нужна опора.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА
Учитель: Вдали от всех парнасов
И мелочных сует
Со мной опять Некрасов
И Афанасий Фет.
Они со мной ночуют
В моем селе глухом.
Они меня врачуют
Лирическим стихам.
Да, стихи учат нас понимать жизнь, Ценить ее, делают нас духовно богатыми, Ибо «Любишь стихи – не сорвешься на дно»
(И. Сельвинский)
Стих-е «Мы с тобой бестолковые люди». Когда произносится имя: Николай Николаевич Некрасов, то на память приходят строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», «Я лиру посвятил народу своему», «Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать». Мы привыкли к тому, что Некрасов поэт гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, чье правдивое слово звало на борьбу со злом, к добру и справедливости. И мало кто знает, что у Некрасова есть замечательные стихи о любви.
От любви к женщине, говорят родилось все самое прекрасное на земле. И в этом убеждаешься еще раз, когда читаешь любовную лирику Некрасова, особенно «панаевский цикл». Страна любви – великая страна!
Она лишает покоя, сна, отдыха. Заставляет ревность и страдать, требует разлук и расстояний, такой была любовь Некрасова и Авдотьи Яковлевны Панаевой. Роман с Панаевой был настоящий, большой, но тяжелой любовью Некрасовой. Союз Некрасова с Панаевой, длившийся около 16 лет, в лучшие его годы был освещен любовью, дружбой, взаимопониманием.
Важную роль в развитии их отношений сыграла близость духовных интересов общее понимание смысла литературы. Об этом говорится в стихах, написанных спустя много лет после того, как они расстались:
Все, чем мы в жизни дорожили
Что было лучшего у нас.
Мы на один алтарь сложили,
И этот пламень не угас.
Панаева Евдокия Яковлевна (ученица)
Авдотья Яковлевна Панаева ( 1819-1893г.)
Родилась в Петербурге. В детстве много страдала от жестоких притеснений
своей матери. Образование получила "мизерное- в казенном театральном училище.
Родители были актерами так называемой императорской сцены.
За Ивана Ивановича Панаева вышла замуж 18 лет.
В середине 40-х годов стала женой Некрасова и прожила с ним под одной
кровлей до 1863 года.
Б одном из лирических стихотворений, посвященных Панаевой, Некрасов говорит, что его сблизили с ней те страдания, которые ей пришлось пережить в ранней молодости:
Ты под своим родимым кровом
Врагов озлобленных нашла
И в отчуждении суровом
Печально детство проведя.
Ты в жизнь невесело вступила...
Ценой страданья и борьбы,
Ценой кровавых слез купила
Ты каждый шаг свой у судьбы.
Ты много вынесла гонений,
Суровых бурь враждебных встреч,
Чтобы святыню убеждений;
СВОБОДУ СЕРДЦА УБЕРЕЧЬ.
Их союз был труженический- когда в 3848 году цензура уничтожила весь
материал, предназначенный для "Современника", А.Я. Панаева написала
для этого журнала совместно с поэтом обширный роман " Три страны света"
(под псевдонимом Н.Н. Станицкий). В 1849 году ею (опять-таки вместе
с Некрасовым) написан роман "Мертвое озеро". Она вообще была плодовитой
писательницей и поместила в " Современнике" немало повестей и рассказов,
вполне отвечающих демократической программе журнал а:"Неосторожное слов':'".
"Безобразный муж", "Жена часового мастера", "Женская доля", "Пасека",
"Капризная женщина","Необдуманный шаг","Мелочи жизни".
3 романе "Семейство Тальниковых" она описала свое мучительное
детство и попыталась выразить протест против тогдашней системы воспи-
тания детей, но цензура запретила роман.
В 1864 году А.Я. Панаева вышла замуж за. публициста А.Ф. Головачева,
который вскоре скончался, оставив ее с малолетней дочерью без всяких
средств к существованию.
Она снова взялась за песо. Для "Нивы", "Живописного обозрения".
Незадолго до смерти она написала "Воспоминания". Скончалась на 74 году жизни 30 марта 1853 года.
Лучшим памятником Панаевой являются посвященные ей стихотворения
Некрасова:"Прости, не помни дней паденья","Тяжелый крест достался ей
на долю",."Бьется сердце беспокойное" и многие другие.
Некрасов и после разлуки с нею воспевал ее как близкого друга:
Все чем мы в жизни дорожили,
Что было лучшего у нас,
Мы на. один алтарь сложили
И этот пламень не угас.
"Воспоминания" высоко оценил Чернышевский. Он отметил идейную ценность ее труда. " Если есть в нашей литературе книга, которая могла бы внушить самому неподготовленному читателю ,. молодому, начинающему горячие симпатии к шестидесятникам, к их быту и духовному облику.. это именно "Воспоминания" А.Я. Панаевой.
Их сблизила тяжелая, мятежная судьба в .детстве и молодости.
Петербург, Аристократическая среда. Притеснения жестокой матери
"Выход из подвала". Замужество. 18 лет стала женой Панаева.
Любовь Панаевой, по мнению современников, составила "самые светлые
страницы в мрачной жизни поэта" к этой поре относятся стихи, в которых Некрасов назвал, ее своей "второй музой". И все же их общий жизненный путь не назовешь гладким, а отношения, идиллическими. Наоборот, они знали горечь тяжелых размолвок противоречий, расставаний, предельно мучительных для обоих.
Ученик: КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ; " В свое время я беседовал о ней с О. С. Чернышевской, их сыном Михаилом Николаевичем Чернышевским, А. Ф. Кони, хорошо знавшими ее в разные периоды жизни. Они вспоминали о ней с глубокой симпатией и рассказывали, что последние годы она прожила на окраине города,- всеми заброшенная, усиленно работая над какими-то рукописями.
ДОСТОЕВСКИЙ о ПАНАЕВОЙ:
"Она умна и хорошенькая, вдобавок любезна и прямо донельзя."
После смерти Добролюбова Чернышевский издал его сочинения и посвятил
их А.Я. Панаевой.
" Авдотье Яковлевне Панаевой"
Ваша. дружба всегда была отрадою для Добролюбова. Вы с заботливостью
нежнейшей сестры успокаивали его ..больного. Вам он вверял свои последние
мысли умирая.
Признательность его друзей к Вам за него должна выразиться посвящением этой книга Вам."
Н. Чернышевский.
" Теперь вы дали нам книгу, какой не бывало еще в русской литературе …
истинно у Вас огромный талант, я не умею и сказать, есть ли высота, недоступная для Вас".
Н. Г. Чернышевский - Н. А. Некрасову.
" Ах ты, страсть, роковая;
бесплодная..."
Н.А. Некрасов.
Мир измеряется любовью...
(стихи ''панаевского"цикла"
сборник 1856 года
У Некрасова мы находим внутренне цельный цикл- роман, протяженный,
динамичный, почти сюжетный. В его интимной лирике не один, а два
героя. -Любовь Некрасова к Панаевой была "незаконна".. ставила их в
положение необычное, кризисно"-'. Вся атмосфера русской жизни способ-
ствовала углублению этой кризисности, в известном смысле оставляла
героев с глазу на глаз.. один на один. В этих стихах есть психология
нового человека, нового героя."Проза" любви - сказал сам Некрасов.
Это не престо "проза любви, а хотя уже не романтический мир сложных
"достоевских" страстей, ревности, самоутверждения и самоугрызения.
Вот почему Чернышевский все же назвал эту "прозу любви" поэзией сердца".
Б этом цикле мы обнаруживаем новый многосторонний подход к жен-
щине как личности. Некрасов создает характер героини в лирическом
цикле, что само по себе уже ново, не- и создает новый характер, ко-
торый дан в развитии, в разных, неожиданных даже, проявлениях его,
самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый.
" Я не люблю иронии твоей. . ." - ухе в одной этой Фразе вступления
есть характеры двух людей и бесконечная сложность их отношений...
Многоточия указывают на неисчерпанность ситуации, своеобразное
" продолжение следует..." Это мятежные стихи.
Эпитет" роковой" становится постоянным в этом цикле. « Жгучее Страдание» в сложном общении с другим человеком, тоже страдающим Своеобразна композиция стихов. Это сцены, драматические фрагменты, диалоги.
"... Цель и смысл жизни - любовь."
( в широком смысле)
Без нее нет ключа ни к собственному существованию, ни к существо-
ванию , других, ею только объясняется.. что самоубийства не сделались ежедневным явлением...
Но вот Вы замечаете, что другому (или другим) нужны Вы - и жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует той сиротливости, обидной своей ненужности…
ЧЕЛОВЕК СОЗДАН БЫТЬ ОПОРОЙ ДРУГОМУ,ПОТОМУ ЧТО ЕМУ САМОМУ
НУЖНА ОПОРА. .. Н.А Некрасов
индивидуальные ЗАДАНИЯ УЧАЩИМСЯ
1. Любовь в стихаха Некрасова светла и одновременно полна драматизма.
Докажите эту мыс-ль на примере стихотворения " Когда из мрака заблуж-
денья. .." (1345'
Прав ли Чернышевский, отметивший, что "немногие способны так глубоко
уважать достоинство женщины, немногие способны к такой нежности чувства
как '--':
Выучите стихотворения наизусть, сделайте его идейно-художественный
анализ.
2. В чем вы видите новый подход к женщине как к личности в стихотворении
" Если мучимый страстью мятежной…" (1847г.)
Как поэт передает сложную гамму чувств любящих, сложность их отношений
Выучите стихотворение наизусть. Дайте его идейно- художественный анализ.
Как эпитеты помогают раскрыть " Достоевские" страсти.
3. Докажите справедливость слов И.А. Некрасова, что "человек создан быть
опорой другому, потому что ему самому нужна опора..." на примере сти-
хотворения "Ты всегда хороша несравненно" (1847)г.
Выучите стихотворение наизусть, проанализируйте его. Каковы его ху-
дожественные особенности?
4. В чем "странность" любви лирического героя в стихотворении "Да наша
жизнь текла мятежно" (185Пг.) Почему воображение поэта блуждает в
прошедшем? В чем его " волшебная власть?" В какой форме написано сти-
хотворение?
5. Какие сомнения терзают поэта в стихотворении " Так это щука, милая
моя?" Какие строки свидетельствуют о силе чувства лирического героя?
Как.. каким художественным приемом подчеркивается это авторское пере-
живание: его глубина"
6. Сфера любви не замкнута, жизнь вторгается в не ее' всеми своими горес-
тями; противоречиями, обидами. Так появляются стихи о ссорах.. размолв-
ках, душевном охлаждении. Проанализируйте в этом плане стихотворение
" Я не люблю иронии твоей..."(1850г.) Каковы его художественные
особенности? Выучите стихотворение наизусть.
7. На примере стихотворения "Мы с тобой бесталковые люди..."(1851г.)
докажите "мятежность" переживаний, чувств любящих. С какой целью
автор употребляет многоточие в конце? Выучите стихотворение наизусть
Каковы его художественные особенности?
8. Что это за "роковое прошедшее", которое разделяет лирического героя
и любимую женщину в стихотворении " Ах ты, страсть роковая, (бесплод-
ная..." < Застенчивость,1852г.) Какими средствами поэт показывает
"бесконечную любовь", глубокое, всепоглащающее чувство? Выучите сти-
хотворение наизусть. Отметьте его художественные особенности.
9. Как соотнести слова Чернышевского о Некрасове "... очень мало юношей
которые сохранили бы такое чистое сердце, которое сохранилось у Вас. . .
с его стихотворением "О письма женщины, нам милой!" Выучите стихотво-
рение наизусть. Какова роль эпитетов в раскрытии его содержания?
10. Иван Сергеевич Тургенев написал Некрасову по поводу стихотворения
"Давно отвергнутый тобою..."(1855г.) "стихи твои просто по-пушкински
хороши. Я их тот час на память выучил." Какой эпизод из Пушкинского
"Евгения. Онегина" напоминает оно по настроению?
("Как я завидовал волнам...По - пушкински печаль Некрасова светла...)
Выучите стихотворение наизусть,
11. Докажите "мятежность" стихотворения "Тяжелый крест достался ей на
" (18.55г.) " Жгучее страдание рождено в сложном общении с другим
человеком, тоже страдающим. Это стихотворение -драматический Фрагмент.
"Язвительные речи выслушивать должна любимая женщина". Выучите сти-
хотворение наизусть. В чем своеобразие художественных приемов, приме-
няемых автором в этом стихотворении"
12. В стихах Н.А. Некрасова сострадание и раскаяние сильнее обиды.
Докажите эту мысль на примере стихотворения "Тяжелый год- сломил меня
недуг-.."(1855г.) В чем отважная искренность этого стихотворения?
Выучите его наизусть.. проанализируйте. В чем особенность его построения, языка.
13. В чем заключается трогательность стихотворения "Где твое личико смуглее?
Как мягкий юмор способствует убедительному изображению чувства любви?
Выучите стихотворение наизусть —выразительно прочитайте.
14. Когда уходит чувство любви, не помогают ни кротость, ни послушание.
Как эта мысль убедительно доказывается Некрасовым в стихотворении
«Как ты кротка, как послушна…»(1856г.) Стихотворение построено
по принципу контраста. Как развернутое сравнение помогает углубить
главную мысль? Выучите стихотворение наизусть и выразительно его прочитайте.
15. Докажите, что сострадание и раскаяние выше чувства обиды в стихотворении «Прости» (1856г.) С какой целью поэт 4 раза в первом четверостишии повторяет слова «не помни?» С чем по-вашему автор сравнивает любовь?
16. На примере стихотворения «Три Элегии» (1873) докажите, что и после разлуки с А. Я. Паневой Некрасов воспевал ее как близкого друга. Выучите 11 элегию наизусть. Обобщите все сказанное о «панаевском цикле» стихов. Как поэт отвечает на вопрос о главном человеческом чувстве?
УЧЕНИК: С годами противоречия возрастали. Причин для этого было много и трудный характер Некрасова, и болезненное состояние, которое вызывала ревность и трудные обстоятельства в связи с выпуском журнала «Современние», борьба с цензурой. В стихах поэт признавался:
Ни смех, ни говор твой веселый
Не прогоняли темных дум:
Они бесили мой тяжелый,
Больной и раздраженный ум.
Стих-е «О письма женщины, нам милой!»
Давно отвергнутый тобою»
(читают учащиеся)
В иных случаях давала себя знать известная сложность положения Авдотьи Яковлевны: оставаясь формально женой Панаева, она стала гражданской женой Некрасова.
Ученица читает стих-е «Тяжелый крест достался ей на долю»
«Тяжелый год- сломил меня недуг»
(навеяно размолвкой с Панаевой)
Индивидуальное задание уч-ся
Заключительное слово учителя. Любовь к Панаевой сохранил Н.А. Некрасов до конца своих дней.
Стих-е «Горящие письма».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока "Анализ стихотворения из цикла "Избяные песни"
Урок - анализ стихотворения "Четыре вдовицы ксопшей пришли".(Из цикла "Избяные песни".)...
Конспект урока.И.С.Тургенев. Цикл рассказов "Записки охотника". Роль пейзажных зарисовок в рассказе "Бежин луг". "
Урок сопровождается показом презентации.Главная цель- показать взаимосвязь человека и природы....
Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе
Цель: познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...
Конспект урока по английскому языку в 11 классе по УМК В. П. Кузовлева Цикл «Изобретения, которые потрясли мир» Подтема «Мобильный телефон. Язык SMS сообщений»
Данный материал содержит конспект урока, презентацию, раздаточный материал....
Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...
Конспект урока на тему "Команда организации конечного цикла. Тело цикла в программе."
Конспект урока информатики на тему "Команда организации конечного цикла. Тело цикла в программе." Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Тема рассмотрена в рамках изу...
Конспект урока Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы.
Урок № 29 в 9 классе. (Босова Л.Л.) Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы....