Литературный квест «Душевный город» (по мотивам комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)
методическая разработка по литературе (8 класс)

Кудрявцева Наталья Владимировна

Литературный квест «Душевный город» рассчитан на возрастную категорию учащихся 8-9 классов. Для успешного прохождения квеста учащиеся должны ознакомиться с текстом комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Началу квеста предшествует презентация об истории создания комедии «Ревизор».

Цель квеста: продвижение книги и чтения в молодежной среде.

Задачи:

           1).  Внедрение инновационных технологий и форм работы с учащимися во внеурочной деятельности в условиях требования ФГОС ООО.

           2).  Привлечение учащихся к чтению классической русской  литературы.

         3). Популяризация деятельности и услуг библиотечного информационного центра образовательного учреждения.

3.    Отбор материала и сбор реквизита.

При отборе материала учитывается цель квеста,  интересы и потребности участников игры,  исторический аспект и реалии времени.

4.   Правила квеста.

Для игры формируется команда (команды) из 10 человек. В течение всей игры команда находится внутри одного кабинета, дверь которого закрыта на ключ. Игрокам необходимо за 1 час обнаружить все «подсказки», чтобы найти ключ от входной двери и выйти.

Во время квеста в кабинете вместе с командой находится наблюдатель, функция которого следить за соблюдением установленных правил участниками игры. Также в пользовании наблюдателя находится телефон для связи команды с рабочей группой квеста с целью получения подсказки (команда имеет право на три подсказки).

5.  Проведение квеста также включает несколько этапов:

I этап. Общий сбор в назначенное время в назначенном месте. Повторный инструктаж (правила игры, техника безопасности и т.п.).

II этап. Прохождение командой (командами) квеста и выполнение заданий.

III этап.  Сбор команды (команд) после завершения квеста и осуществление обратной связи (ответы участников на вопросы представителя рабочей группы, выявляющие осознанность принятых решений на основании найденных улик), подведение итогов игры.

IV этап. Подведение итогов и награждение победителей (при условии участия нескольких команд).

 

 

Инструктаж участников, объяснение правил игры.

Уважаемые участники квеста!

Наш квест создан по мотивам комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Каждая команда, находясь внутри своего кабинета, будет решать этот вопрос.  Конечная цель – найти ключ от кабинета и выйти на свободу.

Для того чтобы успешно пройти квест, Вам необходимо ознакомиться со следующими правилами:

  1. Вам рекомендуется быть внимательными к каждой детали: предмету, цифре, цвету и т.д.
  2. К реквизиту квеста запрещается прилагать физические усилия: нельзя ничего отрывать, ломать, рвать.
  3. Зоны, которые не играют, обозначены значком красного цвета «СТОП КВЕСТ».
  4. Вам предоставляется возможность использовать три подсказки. Воспользоваться ими можно через наблюдателя квеста, у которого для данной цели есть мобильный телефон. Вам запрещено входить с мобильными телефонами в кабинет, где проходит квест.

Участники квеста, переходя от одной зоны к другой, находят нужные буквы, необходимые для пароля.

 

Название зоны

Описание

Оформление зон

I.Зона «Карта города»

 

На доске карта уездного города, на которой выделены семь домов (дом городничего, суд, училище, полицейский участок, церковь, богоугодное заведение, почта, дом помещика, трактир). С обратной стороны карты к этим домам приклеены магниты. Вокруг карты развешены портреты героев комедии, под портретами  - фамилии героев с одной выделенной буквой (Антон Антонович СквозниК – Дмухановский, Лука Лукич ХлОпов, АммоС Федорович Ляпкин – Тяпкин, АРтемий Филиппович Земляника, Иван КузЬмич Шпекин, ПеТр Иванович Добчинский, ПуговицЫн).

Перед картой на столе россыпью лежат маленькие портреты героев с магнитиками или с твердыми вставками на оборотной стороне. Их больше, чем тех, что играют на карте (играет всего семь героев).

Игроки стараются прикрепить портреты героев к домам на карте, где, по их мнению, обитают эти герои. Если выбор правильный, то портреты должны примагнититься. Над картой на доске есть описание порока (- выгода, материальная польза). Игроки, читая это определение, из выделенных букв складывают слово КОРЫСТЬ.  (Буква Т выделена другим цветом).

 

- Карта уездного города с магнитами,

- портреты героев комедии,

- маленькие портреты с магнитами и ложные

- листок с описанием порока «корысть»

 

II Зона «Портреты»

На столе стоят в рамках портреты героев комедии в рамках (Городничий с супругой, Дети Земляники – 5 человек, Городничий и Хлестаков, Чиновники города за чтением письма).

Около портретов лежит страничка из комедии с цитатами про городничего и его жену («глуп, как сивый мерин», «посади свинью на стол, она и ноги на …»). Догадавшись, о ком эти строки, игроки находят правильный портрет с двойным дном, где спрятана записка с описанием порока (ЛЕСТЬ - угодливое восхваление) Буква Е выделена другим цветом.

- 4 рамки с портретами, одна из них с двойным дном, где спрятана записка с описанием порока,

- страничка с цитатами.

 

III Зона «Письма»

На столе лежат письма (от Чмыхова к Городничему, от Городничего к Анне Андреевне, от Хлестакова к Тряпичкину).

На столе лист   с хаотично написанными на нем  фамилиями персонажей комедии. У каждой фамилии отмечена точка. Игроки должны понять, от кого к кому шли письма, и соединить точки с фамилией героев линией. В итоге  должна получиться цифра 7.

На столе лежат листочки с цифрами 6,8,10,7,12. на этих листах свечой написаны тексты. Игрокам нужен текст с цифрой 7. Покрыв лист краской, игроки прочтут название следующего порока ЗАВИСТЬ. (Буква В выделена другим цветом)

 

- письма героев,

- лист с фамилиями героев,

- 4 листа со словами (одно из них - зависть), написанными свечой, в углу каждого цифры.

- краски, кисточка, емкость с водой,

- ручка или фломастер

IV Зона «Меню»

На столе стоит тарелка с рыбами (лабардан, ряпушка, корюшка, семга), кастрюльки с надписью «Суп из Парижа», «Суп из Лондона», поднос со стаканами чая, чашкой кофе, стаканом воды. Отдельно на подносе блюдце с кусковым сахаром и конфетами, тарелка с луком, чесноком, черным перцем, лавровым листом.

Меню с названиями блюд:

  1. «Лабардан запеченный» - 2р.50 коп.
  2. «Семга отварная» - 3р.00 коп.
  3. «Ряпушка в облаке» - 1 р. 40 коп.
  4. «Корюшка - мочок» - 1 р. 50 коп.
  5. «Суп из Парижа» - 4 р. 90 коп.
  6. «Суп из Лондона» - 4 р. 30 коп.
  7. Огурцы соленые – 25 коп. штука
  8. Чеснок маринованный – 18 коп.
  9. Перец черный горошком – 2 коп.
  10. Лавровый лист (свежий) – 3 коп. штука
  11. Чай с ароматом рыбы – 10 коп.
  12. Кофе черный – 15 коп.
  13. Вода питьевая – 5 коп.
  14. Сахар кусковой – 5 коп. штука
  15. Конфета шоколадная «Купчиха» - 25 коп. штука

 

В конце меню фраза «Исключи лишнее – найдешь искомое».

Рядом с меню стоит деревянная доска с окошечками, закрытыми крышечками. На крышечках схематически изображено все меню.

Участники квеста должны исключить все то, что не представлено в произведении. Открыв крышечки, игроки находят слова: обман, жульнические, действия, с, корыстный, целью. На обороте правильно открытых крышечек части слова «МО-ШЕ-НН-ИЧ-ЕСТ-ВО», сложив их по порядку игроки получают название порока «МОШЕННИЧЕСТВО» (Буква С  выделена другим цветом)

- тарелка с картонными рыбами,

-  кастрюльки с надписями

- поднос с напитками,

- тарелка с приправами,

- тарелка с сахаром и конфетами,

- меню,

- деревянная (картонная) доска с окошечками и крышечками.

 

V Зона «Лексическое значение слов»

На столе стоит подсвечник, лежат игральные карты, толковые словари, скотч, ручки, листы бумаги и лист с заданием, рамка с прорезями.

На листе с заданием, на лицевой стороне, написаны цитаты из комедии, в которые включены толкования слов:

1. «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель….». Что же я вру – я и позабыл, что живу на втором, после цокольного, этаже здания» (БЕЛЬЭТАЖ)

2. «Но позвольте, я еще не вполне понимаю значение слов. Если не ошибаюсь, вы делаете предложение насчет моей дочери» (ДЕКЛАРАЦИЯ)

3. «А, черт возьми, славно быть генералом. Орденскую ленту повесят тебе через плечо» (КАВАЛЕРИЯ)

4. «Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате было такое благоухание, чтоб нельзя было войти, и нужно б только этак зажмурить глаза» (АМБРЕ)

5. «И я теперь живу у Городничего, наслаждаюсь жизнью, волочусь напропалую за его женой и дочкой» (ЖУИРОВАТЬ)

6. «Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени человек невоспитанный» (МОВЕТОН)

7. «Что двухместный экипаж там стоит?» (ДРОЖКИ)

8. «Я только на две минуты захожу в отдел правительственных учреждений, с тем только, чтобы сказать: это вот так, это вот так!» (ДЕПАРТАМЕНТ)

Рядом с цитатой вырезано окошечко, в которое надо вставить слово-определение. Окошки должны быть одинакового размера. На обратной стороне листа с заданиями в хаотичном порядке написаны буквы двух цветов: черного и красного.

На веревке (сетке) висят на скрепках слова–определения (бельэтаж, декларация, кавалерия, амбре, жуировать, моветон, дрожки, департамент). Игроки должны, прочитав цитату, найти подходящее по смыслу слово и вставить его в окошко, закрепив скотчем. После того, как все определения вставлены на свои места, игроки переворачивают лист и на обратной стороне видят буквы двух цветов. Найдя на столе рамку с прорезями, игроки накладывают ее на лист, и из букв в прорезях складывается название очередного порока «ТРУСОСТЬ» (Ь – выделен красным цветом)

 

- рамка с прорезями

- ручки, листы,

- словари,

- ножницы, скотч,

- карты,

- лист с заданием,

- веревка (сетка) с определениями на скрепках

 

VI Зона «Вещи»

Висят, лежат вещи:

  1. Арапник ( Ляпкин-Тяпкин),
  2. Партикулярное платье (Хлестаков)
  3. Бумажный футляр, коробка (Сквозник - Дмухановский)
  4. Колода карт (Хлестаков)
  5. Серебряный поднос (купцы)
  6. Шейный платочек (Марья Антоновна)
  7. Веревка (Осип)
  8. Шуба стоимостью в 500 рублей (Марья Антоновна)
  9. Таблетки или фонендоскоп (Гибнер)
  10.  Стопка писем (Шпекин)

На вещах приколоты карточки с зашифрованными в цифрах фамилиями владельцев. Стоит (лежит) лабиринт, в котором под стеклом помещен ключ. Ключом открывается ящик, где лежит записка с объяснением очередного порока (ЖАДНОСТЬ). Ключ из лабиринта можно достать с помощью магнита. Рядом лежит лист бумаги с хаотично написанными на нем цифрами (в нем кроется подсказка, чтобы найти магнит). Под сиденьем стула - алфавит «Буквы-Цифры».

 Игроки расшифровывают фамилии владельцев вещей с помощью алфавита. В кармане шубы находят фрагмент из комедии «Характеры и костюмы. Замечания для господ актеров», который наталкивает их на правильное соединение цифр на листе бумаги. Соединяя начальные цифры фамилий, игроки получают фигуру – шестиугольник.

В зоне видимости игроков стоит геометрическая объемная фигура – шестигранник, внутри которой помещен магнит. Найдя магнит, игроки достают ключ и открывают ящик, где лежит записка с объяснением очередного порока (ЖАДНОСТЬ). Буква О выделена другим цветом.

- арапник;

- пиджак с жилетом;

- коробка;

- колода карт;

- поднос;

- шейный платочек;

- веревка;

- шуба;

- таблетки;

- стопка писем;

- лабиринт;

- лист с цифрами;

- шестигранник;

- алфавит «Буквы – цифры»;

- магнит.

 

VII Зона «Книги»

На полках (столах) лежат (стоят) книги «Юрий Милославский» (М. Загоскин), « Женитьба Фигаро» (Бомарше),  « Сочинения Барона Брамбеуса» (О.И. Сенковский), « Фрегат Надежда» (Марлинский).

На стене висит лист с определением понятия  ПСЕВДОНИМ. (Псевдоним – это вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля). Над словами «псевдоним», «писателя», «артиста», «деятеля» соответственно расположены цифры 124, 176, 207, 95, указывающие на страницы книг, где между строк записаны определения слов, среди которых спрятано определение порока НЕВЕЖЕСТВО.

Один из авторов данных книг работал под псевдонимом.

Поняв, кто этот автор (О.И.Сенковский – Барон Брамбеус), игроки находят определение в его книге на стр. 124. В слове НЕВЕЖЕСТВО (буква С выделена другим цветом).

- перечисленные книги;

- лист с определением слова ПСЕВДОНИМ

Финал

В результате игры в каждой зоне игроки находят описание семи пороков (НЕВЕЖЕСТВО, ЖАДНОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЛЕСТЬ, МОШЕННИЧЕСТВО, КОРЫСТЬ, ТРУСОСТЬ).

Рядом с компьютером лежит лист с названием «Секретное слово для компьютера». На листе пронумерованы семь названий пороков и дано количество букв (черточками) в каждом из них.

Слово СОВЕСТЬ является паролем в компьютере.  Включив компьютер и введя пароль «совесть», игроки открывают рабочий стол, на котором находится единственный документ с этим же словом. Когда игроки открывают его, перед ними появляется текст: «Вам помогут открыть сейф слова «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».  Недалеко от компьютера (на компьютере) прикреплены веревочки (нити) соответствующего цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). На веревках (нитях) разное количество узелков (красный- 4, оранжевый-1, желтый-2, зеленый-1, голубой-8, синий-3, фиолетовый-5) (4.12.1835.) Открыв сейф, игроки находят в нем ключ от входной двери.

Квест завершен.

- лист « Секретное слово для компьютера»;

- компьютер;

- веревочки (нити) разного цвета с узелками на них

Список литературы

 

  1. Гоголь, Н.В. Ревизор: комедия в пяти действиях /Н.В. Гоголь Н.В.; вступит. ст., подбор метер., историч. справка о постановках «Ревизор» и прим. В. Филиппова. – 10-е изд. – Москва: Дет. лит, 1980. – 160 с.
  2. Докусов, А.М. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» в школьном изучении: пособие для учителя /А.М. Докусов, В.Г. Маранцман. – 2- изд., испр. и доп. – Ленинград Просвещение, 1975. – 190 с.
  3. Лихачев, Д.С. Письма о добре /Д.С. Лихачев. – СПб.: «Logos», 2007. – 256 с.: ил.
  4. Машинский, С.И. Художественный мир Гоголя: пособие для учителей /С.И. Машинский. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 1979. 432 с.


 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)

Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...

Литературный КВН по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Литературный КВН по комедии Гоголя Н.В. "Ревизор" для 8 класса. Вопросы и задания, творческие конкурсы и задание, связанное с инсценировкой....

Урок литературы (с использованием ИКТ) "Образ уездного города в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

Тема урока – «Образ  уездного  города в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»Этот урок 2-й в системе уроков, предыдущая тема «Страницы жизни Гоголя». Следовательно, это урок изучения нового мат...

Литературный турнир по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Литературный турнир по комедии Н.В. Гоголя "Резизор", разработан с целями : формировать знания по биографии и т ворчеству Н.В. Гоголя, а также по его комедии; совершенствовать знания учащихся, развива...

Урок-суд над городничим и чиновничеством города (по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).

Урок-суд над городничим и чиновничеством города(по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)....

Литературный КВН по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Литературный КВН по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор", 8 класс....

Конспект урока на тему "Чиновники города N" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")

Конспект урока литературы на тему "Чиновники города N" разработан с целью побудить обучающихся к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии Н.В. Гоголя,  внимательному прочте...